УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ГЕНОЦИД - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ГЕНОЦИД

Ленкова А.С. 1
1Международный юридический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Тема моей работы «Уголовная ответственность за геноцид». Данная тема очень актуальна и обсуждаема в наше время. Я выбрала именно ее из-за нескольких причин. Во-первых, геноцид- одно из страшнейших преступлений человечества, акты которого остаются в памяти народов и по сей день. Лично для меня интересно было заглянуть в историю и понять как возникло это преступление и почему совершались зловещие попытки искоренить демографические группы и общности. Ведь самые жестокие преступления совершались именно во время войн, когда можно было скрыть содеянное и при этом избежать наказания, списав все на голод, болезни и многочисленные потери в бою. Первая и Вторая мировые войны и жесточайшие акты побудили государства узаконить понятие "геноцид" и ввести нормы, которые будут запрещать данное деяние и предусматривать ответственность за

В настоящее время угроза возникновения войны и истребления для нашего народа не так велика, но все же во всем мире существует множество военных конфликтов, а значит есть прямая угроза и возникновения геноцида. Во-вторых, на данный период времени появляется новая концепция понимания норм международного права, которое устанавливает критерии для признания деяния преступным, к числу которых относятся и военные преступления.

Мне захотелось узнать какое место занимает геноцид в системе преступлений против мира и безопасности человечества, в каких странах на данный момент есть угроза его возникновения, как нужно действовать , чтобы предотвратить в будущем проявление этого страшнейшего преступления.

Цель моей работы состояла в изучении уголовной ответственности за геноцид как преступление против мира и безопасности человечества , определение его сущности, выявление основных признаков, также выработка решений теоретических проблем уголовной ответственности за совершение геноцида в международном уголовном праве.

Глава I. Понятие геноцида. История возникновения термина.

В современном обществ термин геноцид имеет несколько значений. Во-первых, это уничтожение отдельных этнических, национальных, расовых групп населения, во-вторых, геноцид- одно из страшнейших преступлений против мира и безопасности человечества. Это понятие впервые стало широко известным в 1944 году, когда польский юрист Рафаэль Лемкин , имеющий еврейское происхождение, выпустил в свет свой очередной научный труд под названием «Правление государств „Оси“ в Оккупированной Европе», в котором и употребил термин «геноцид» для описания процесса истребления отдельных этнических сообществ. Лемкиным был разработан конвенции, которая предусматривала ответственность за геноцид, однако эта идея не получила дальнейшего продвижения . После чего профессор Пелла вслед за Лемкиным предложил свой проект кодекса об ответственности за эти преступления. Им было предложено создать суд , который обеспечит защиту прав и свобод человека. Но и эта попытка оказалась безуспешной, она лишь привела к созданию Лигой Наций Конвенции об ответственности за международный терроризм.

Одним из первых проявлений акта геноцида в истории человечества является геноцид племен гереро и нама, произошедший в 1904- 1907 годах, когда войсками Германии было уничтожено 65000 тысяч представителей африканского племени гереро и 10000 тысяч человек из племени нама, это происходило на фоне разгоревшегося на территории Западной Африки народного восстания. Германия объявила Намибию страной-протекторатом сразу же после того, как поняла, что не заинтересована в ее территориях, после этого стал активно использоваться рабский труд жителей Намибии, а также произошел захват их земель с целью использования природных ресурсов. На начальном этапе было убито около 60 немецких поселенцев, под предводительством С. Магареро и Х. Виттбоя племена гереро и нама убили 120 немцев, в число которых входили женщины и дети. Под командованием Лотара фон Трота немецкие войска приступили к подавлению восстания , численность немецкой армии составляла 14000 человек.

Однако этот факт был отнесен к геноциду лишь в 1985 году, когда о нем было упомянуто в очередном докладе ООН, в котором данное деяние сравнивалось с геноцидом евреев и только в 2004 году совершение геноцида на территории Намибии было признано самой Германией. Однако в октябре 1904 фон Тротом был выдвинут ультиматум, основной идеей которого являлась цель заставить все племя гереро покинуть немецкую землю, а любой представитель этого племени при невыполнении приказа попросту подвергался расстрелу. Немецким войскам удалось разбить силы восставших, при этом потери составили свыше пяти тысяч человек. Именно в этот период Германия впервые применила метод содержания к заключенных в концлагерях.

Описывая в своих трудах геноцид , Лемкин ссылался на уничтожение армянского населения в Османской империи в 1915 г, на момент ,когда 1200000 армян было убито в Турции за исповедование христианской веры. Геноцид в истории человечества совершался неоднократно

Массовое уничтожение армянского населения Киликии, Западной Армении, провинций Османской империи было осуществлено властями Турции в 1915-1923 гг. Проводя такую жестокую политику, правящие круги ссылались на ряд факторов, главным из которых являлся идеологический, а именно исповедование Пантюркизма и Панисламизма , в основу которых была положена идея о единстве народов, говорящих на тюркских языках, а также нетерпимость в отношении «немусульман», проповедовавшая шовинизм, призывавшая к ассимиляции. Начиная войну, Османское правительство рассчитывало на создание «Большого Турана», а также присоединения к империи Закавказья, Средней Азии, Крыма, Поволжья. Однако для достижения этой цели необходимо было уничтожить армянский народ, который противостоял агрессорским планам паисламистов.

В 1914 были разработаны меры, предназначенные для уничтожения армянского населения, а в сентябре под предводительством Талаата (министра внутренних дел Турции ) образовался Исполнительный комитет трех, ставший специальным органом, в полномочия которого входило избиение армянского народа. Лидеры правительства замышляли чудовищное преступление, а удобным случаем для его осуществления являлась война.

С самых первых дней войны началась пропаганда уничтожения армянского населения, распространялись ложные слухи о дезертирстве, нежелании армян служить в турецкой армии, массовых восстаниях, которые могли стать угрозой для турецких войск, а вслед за этим последовал приказ военного министра Энвера об уничтожении армянского народа, который служит в турецкой армии. Май 1915- начало массового преследования и истребления армян. Они вывозились из мест проживания, затем их объединяли в караваны и отправляли в Месопотамию и Сирию, в специально созданные лагеря. Однако истребление происходило и в местах проживания и по пути в лагерь. Сотни тысяч людей гибли от голода и эпидемий, депортированное армянское население, дошедшее до лагерей, выводилось в пустыню для уничтожения. План был успешно осуществлен лишь из-за неподготовленности армянского народа.

Период Греко-турецкой войны 1919-1922 г. стал апогеем армянской трагедии. В сентябре 1921 года турецкие войска напали на Измир, где провели массовую резню армянского и греческого народов, утопили корабли с армянскими беженцами, большинство из которых были старики, женщины и дети. В последующем было разрушено множество армянских архитектурных памятников, святынь народа. Трагедия армянского населения нанесла огромный ущерб мировой культуре и этносу в целом и отразилось не только на поколении, испытавшем ее, но и на всех последующих.

Еще одним жесточайшим проявлением геноцида в истории является период массового уничтожения евреев, известный человечеству как «холокост».

Принятые в 1871 году законы и положения уравнивали права евреев и немецкого населения. Однако все изменилось с приходом к власти Адольфа Гитлера. С 1933 года воинствующий правитель Германии начинает предпринимать меры по осуществлению плана , целью которого являлась идея отделения евреев от населения Германии. На начальном этапе происходила только депортация, лишение гражданства , массовые увольнения , все эти попытки не сопровождались убийствами.

Но уже в 1940 Гитлер решил, что эти меры являются недостаточными для решения поставленной проблемы. На территории Рейха все еще находилось большое количество евреев. С этого времени начинается ужесточение мер по решению «еврейского вопроса». Появились запреты на появление еврейского народа около правительственных зданий, в торговых центрах, зимнюю одежду евреи переправляли на фронт для поддержания немецких солдат, позднее появились ограничения в приобретении некоторых продуктов. Однако еврейское население по-прежнему находилось на территории Рейха. Основной целью этих мер было лишние евреев шансов на существование.

С 18 ноября 1942 года началось массовое выселение еврейского населения из Берлина. Но это была уже не безобидная депортация, а переселение в знаменитые «лагеря смерти», создававшиеся с целью уничтожения еврейской и славянских наций. Люди погибали прямо по пути в лагерь, а тем, кто все же добирался до были сделаны специальные татуировки с порядковым номером, тем самым обрекая их на рабский труд, голод и нестерпимую жажду. Если же кого-то настигала болезнь, то его незамедлительно отправляли в газовую камеру, оставляли в живых лишь тех, кто осуществлял приказ охраны, но вскоре и их ждала смертная участь. Останки сжигались, а кости перемалывались в муку. Однако после окончания Второй мировой войны, осознав свой проигрыш, немцы взялись за активное уничтожение следов своих злодеяний. Газовые камеры были разобраны, а пленники перевезены в отдаленные уголки Германии. Все эти меры были предприняты лишь с одной единственной целью- полностью истребить еврейскую нацию, однако сделать это таким образом, будто все они умирали абсолютно естественной смертью, причиной которой являлся голод и многочисленные болезни.

Факты страшных расправ были скрыты, но 20 ноября 1945 года состоялся Нюрнбергский процесс, где многие признали свою причастность к этой страшной трагедии, но были и те, кто категорически отрицал содеянное. По окончании процесса 12 осужденных приговорены к смертной казни, трое получили пожизненное заключение , а в отношении еще троих вынесли оправдательный приговор.

На сегодняшний день нельзя с точностью перечислить имена всех погибших, да и назвать точную цифру жертв тоже вряд ли возможно. До сих пор спорным является вопрос о том, был ли у еврейского народа шанс на спасение. Возможно огромную роль могло бы сыграть введение дополнительных мер военного характера, либо предупреждение фашистов об ответственности за уничтожение, однако это было сделано Рузвельтом лишь в 1944 году. Безусловно, холокост является огромной трагедией в истории еврейского народа, наука не перестает вновь и вновь возвращаться к изучению этого события, ведь именно оно сделало понятие геноцид одним из самых страшнейших преступлений в истории человечества

Геноцид армян и евреев- одни из наиболее ярких и страшнейших преступлений XX века, они повлекли за собой необходимость квалифицировать его как преступление. 12 декабря 1951 вступила в силу Конвенция О предупреждении преступления геноцида и наказании за него. Экономическому и Социальному совету ООН было поручено проводить исследования с целью подготовить проект Конвенции. Давать заключение по составленному проекту были уполномочены три эксперта профессоры Лемкин, Пелла и Доннедье де Вабр. С момента вступления в законную силу Конвенции понятие геноцид было легализовано и получило официальную дефиницию. Статья II Конвенции определяет геноцид как «действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую:

а) убийство членов такой группы;

б) причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;

в) предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее;

г) меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы;

ж) насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую»1

Конвенция 1951 г. была признана международным сообществом, ее ратифицировало множество государств. В основу Конвенции были положены принципы, которые Международный Суд ООН признал в качестве обязательных государствам, если даже они не имели силы международных обязательств. Наличие в статье II Конвенции понятия "геноцида" дало огромный толчок для развития международного уголовного права, которое связано с пресечением преступлений против безопасности человечества. Термин "геноцид", содержащийся в статье II Конвенции вскоре стал пользоваться всемирным признанием, он вновь был воспроизведен в проекте Устава Международного Трибунала Югославии (1993 год) и Руанде ( 1994 год)

Масштабными международными документами, содержащими санкции за нарушения прав человека, были принципы международного права, признанные уставом Нюрнбергского трибунала, которые нашли выражение в Международных пактах 1966 г., Женевских конвенциях 1949 г., проекте Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества, Статуте Международного уголовного суда, Конвенциях о предупреждении преступления геноцида и наказания за него 1948 г., Конвенциях о неприменимости сроков давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г.

В 1949 году Конвенция была ратифицирована CCCР, а ответственность за геноцид в Уголовном кодексе РФ появилась с 1996. Статья 357 УК РФ трактует понятие геноцид как «действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы путем убийства членов этой группы, причинения тяжкого вреда их здоровью, насильственного воспрепятствования деторождению, принудительной передачи детей, насильственного переселения либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы».2

Действительно, исключение из Конвенции упоминания о других группах людей сужает сферу ее применения. Однако не следует забывать, при каких исторических условиях принималась Конвенция. Государства, подписавшие ее, не хотели давать кому-либо повод для вмешательства в будущем в их внутренние дела. Им удобнее было обвинять побежденный фашизм и нацизм в геноциде, но не более того. И если сегодня какое - либо государство устанавливает ответственность за убийства и т.п. действия других, не названных в Конвенции 1948г., групп людей, то это следует лишь приветствовать. Однако называть такие действия геноцидом сомнительно. Поэтому российский законодатель поступил правильно, не распространив понятие геноцида на иные, не предусмотренные ст. II Конвенции действия.

Однако ,по моему мнению, на сегодняшний день в современном обществе, кроме геноцида, широко распространен и политицид, который подразумевает изгнание и истребление людей определенной политической группы, к сожалению, не в российском законодательстве, не в международном не предусмотрена ответственность за него как за отдельный вид преступления.

История хранит множество случаев проявления геноцида. Одним из таких является пример 1995 года, когда был обнаружен факт геноцида в районе Сербской республики Добой, где власти арестовали заявителя, предполагая его причастность к геноциду и создание военизированной группы, которая безжалостно убивала население, исповедовавшее ислам, когда тот возвращался из Боснии в Германию. В отношении него был вынесен обвинительный приговор с пожизненным заключением. Однако он подал жалобу в Европейский суд, где утверждал, что ему была присвоена немецкая юрисдикция, основывавшая толкование понятия геноцид исключительно на международном публичном праве. Европейский судом было установлено, что поскольку преступления были совершены в Боснии , суд обладает юрисдикцией для рассмотрения данного дела, при этом сам заявитель жил в Германии на протяжении 20 лет и его задержание произошло на этой территории. В части , касающейся трактовки понятия "геноцид" суд постановил, что данное выражение используется в Уголовном кодексе Германии и означает именно уничтожение демографической общности как общественной единицы.

Конституционный суд постановил, что в данном случае не было допущено нарушения принципов недопустимости придания обратной силы уголовному закону, ведь толкование соответствующего положения законодательства соответствовало международному публичному праву.

Список актов геноцида является довольно обширным и полностью перечислить имена всех пострадавших от этого чудовищного преступления просто невозможно. После принятия Конвенции 1948 г. жертвами геноцида , стали около 3 миллионов бенгальцев , около 100 тыс. хуту, 500 тыс. христиан (во время войны между севером и югом в 1960-1980-х годах в Судане), почти 500 тыс. индонезийцев (во время военного переворота в 1964 г. в Индонезии), 100 тыс. тиморцев (во время расправ над населением Восточного Тимора в 1975 г. армией Индонезии), более 1 миллиона камбоджийцев (во время правления "красных кхмеров" в 1970-х годах в Камбодже), более 100 тыс. курдов (при проведении карательных акций армии Саддама Хусейна в 1988 г. на севере Ирака).

Геноцид предполагает не единовременное истребление нации, а продуманный план действий ,который направлен на искоренение национальных групп, путем уничтожения самосознания, культуры, языка, общественных институтов, религии. Он, как правило, проходит в три этапа. На первом происходит определение нации, которая подвергнется истреблению, на втором начинаются действия по сосредоточению жертв на одной территории, третий - само уничтожение. Общество при этом всегда находится в неведении и настаивает на справедливом наказании. По моему мнению, источником геноцида является именно ненависть людей друг к другу. Любая культура предполагает разделение людей на расы, национальности, однако в наше время все чаще еще одним критерием становится различие в политических взглядах.

Геноцид всегда является преступлением, основанным на неравенстве людей по разным признакам- цвету кожи, культуре, политическим убеждениям, языку, традициям.

Таким образом, понятие геноцид можно трактовать как деяние, совершаемое с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо этническую, национальную, расовую или религиозную общность.

Глава II. Геноцид в системе преступлений против мира и безопасности человечества. Уголовно-правовая характеристика геноцида.

В Уголовном кодексе РФ законодателем впервые предусмотрена отдельная глава и раздел о преступлениях против мира и безопасности человечества. Одним из важнейших направлений по реализации международно-правовых актов и Конституции РФ является уголовно-правовая охрана мира и безопасности человечества от преступных посягательств.

На сегодняшний день резко возросло количество преступлений, которые признаются странами мира в качестве международных. Они влекут за собой жесточайшие последствия и вызывают тревогу у всего человечества. По моему мнению, противодействие международным преступлениям должно проводиться именно под защитой ООН, только так мы сможем повысить эффективность проводящихся мероприятий. Достаточно актуальной на сегодняшний день является проблема классификации преступлений против мира и безопасности , но единой точки зрения на этот вопрос пока что не выработано.

Преступления против мира и безопасности человечества (в том числе международные уголовные преступления) нужно отличать от преступлений международного характера. Они также предусмотрены в соответствующих международно-правовых конвенциях, но их отличает нахождение в непосредственной связи с действиями государств. Двойственный характер носит и их юридическая природа. Формулировка состава соответствующего преступления содержится в международно-правовых конвенциях, а уголовно-правовые санкции за совершение этих деяний - в нормах внутреннего (национального) уголовного законодательства.

Важное значение имеет тот факт, что перечень международных преступлений на современном этапе развития меняется, он не остается неизменным. Проект Кодекса преступлений против мира и безопасности, который был разработан Комиссией международного права оговаривает также колониальное господство, апартеид, систематические нарушения прав человека и гражданина, а уставы Международных трибуналов содержат понятия депортации , истребления, преследование по религиозным мотивам, пытках, массовых убийствах, поэтому очень важно четко формулировать признаки составов преступлений, ведь только таким образом можно добиться обеспечения максимальной эффективности применения уголовно- правовых норм.

Уголовно-правовая характеристика геноцида.

2.1. Объект и объективная сторона.

Непосредственным объектом геноцида являются общественные отношения , которые обеспечивают безопасные условия для жизни этнических, национальных, религиозных и расовых общностей, совершение этого преступления может происходить как в мирное время, так и во внутригосударственной политике.

Анализируя ст. 357 УК РФ, кроме непосредственного объекта можно выделить и дополнительный, а именно- жизнь и здоровье людей, которые принадлежат к демографическим группам. Потерпевшими в данном случае могут являться члены расовой, национальной, этнической общности. Однако, по моему мнению, высочайшая степень общественной опасности представляет нам возможность считать потерпевшими всех представителей общности, несмотря на то, сколько лиц пострадало.

В современной литературе, которая посвящена геноциду как международному преступлению , непосредственный объект приобретает более узкий смысл , им становится национальная, религиозная, расовая или этническая группа. Но наравне с этим все больше прослеживается возникновение тенденции к расширенному толкованию объекта геноцида, этот факт может сопровождаться различным рядом причин, однако это лишь подтверждает наличие несовершенства в международном законодательстве.

Объективная сторона геноцида.

Объективная сторона геноцида выражается в действии, направленном на полное, либо частичное уничтожение этнической расовой, религиозной или национальной общности путем:«1)убийства членов такой группы;

2)причинения тяжкого вреда здоровью;

3) насильственного воспрепятствования деторождению;

4) принудительной передачи детей;

5) насильственного переселения;

6) Иного создания жизненных условий , рассчитанных на физическое уничтожение членов группы.»3

Вопрос характеристики объективной стороны геноцида является наиболее проблематичным, так как, совершая данное деяние, виновный стремится к уничтожению демографической общности, факт достижения которого не входит в рамки геноцида как самостоятельного оконченного преступления. Действиями, характеризующими геноцид, являются убийство и причинение тяжкого вреда здоровью. Исходя из конструкции объективной стороны, состав данного преступления формально- материальный.

Число погибших или получивших травмы не влияет на квалификацию данного деяния, однако характер и степень общественной опасности геноцида масштабны и велики, что становится неясным установление « нижней границы» жертв проявления геноцида. А при осуществлении иных (формальных) проявлений геноцида вообще неважно, причинены кому-либо смерть либо тяжкий вред здоровью. На мой взгляд в Уголовном кодексе необходимо указать на единственное число потерпевших предлагаем УК указать на единственное число потерпевших при геноциде, что позволит избежать споров при установлении «минимально» допустимого количества жертв.

При характеристике признаков объективной стороны геноцида также появляется ряд, по моему мнению, спорных вопросов. Воспрепятствование деторождению выражается в различных формах действий, которые направлены на недопущение рождения детей у представительниц демографической группы, оно может проявляться в проведении против воли женщины искусственного прерывания беременности, стерилизации. Но прерывание беременности без согласия потерпевшей и стерилизация- виды тяжкого вреда здоровью. Причинение тяжкого вреда здоровью и воспрепятствование деторождению являются альтернативными признаками одного и того же состава преступления. Однако рассматриваемый признак объективной стороны геноцида может быть самостоятельно вменен при условии, если насильственное воспрепятствование деторождению не связано с причинением тяжкого вреда здоровью представителей демографической группы.

Под принудительной передачей детей понимается деяние, заключающееся в передаче детей в другую демографическую общность, при это ребенок будет утрачивать качества, которые были присущи его родителям( но не передающихся по наследству)

Насильственное переселение предполагает физическое уничтожение членов демографической общности, а также комплекс мер по перемещению их представителей в условия, непривычные для проживания (прежде всего, климатические),такие условия зачастую приводят к вымиранию демографической группы. Общность людей, проживающая на определенной местности имеет способность к адаптации под те или иные природные условия. Если же происходит резкая перемена климата и его изменение, то это влечет з собой ослабление здоровья, ухудшение самочувствия. Однако стоит учитывать ,что переселение должно производиться только в чуждые для общности природные условия.

Последнее проявление геноцида, указанное в УК РФ- иное создание жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов демографической группы. В категорию слова «иное» входит неограниченный перечень деяний, которые не являются ранее рассмотренными признаками геноцида, но в создают угрозу физическому существованию демографической. общности, например: химическое, биологическое или радиоактивное заражение места обитания, запрет на занятие каким-либо видом деятельности, которая является источником к существованию.

Геноцид является преступлением против человечества, против множества личностей, он посягает на права человек, которые закреплены во Всеобщей Декларации прав человека от 10 декабря 1948 года, в Международном пакте о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года.

По моему мнению, стоит дифференцировать наказания за деяния, которые составляют объективную сторону геноцида. Я считаю, что каждое наказание должно прежде всего должно соответствовать деянию.

2.2.Субъект и субъективная сторона геноцида.

Определение субъекта геноцида является одной из наиболее острых и обсуждаемых тем среди специалистов в сфере уголовного законодательства, как отечественного ,так и международного.

Прежде всего, субъект преступления связан с уголовной ответственностью, однако ответственность наступает только в случае совершения преступления, при этом состав преступления и наличие субъекта- есть фактическое основание для наступления уголовной ответственности. Но ведь субъект можно рассматривать отдельно от понятия уголовной ответственности, с точки зрения одного из составляющих состава, наравне с объектом , объективной и субъективной сторонами. Таким образом субъект геноцида - физически вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет.

Субъективная сторона данного вида преступления - умышленная форма вины в виде прямого умысла. Универсальное требование при квалификации геноцида- установление цели действий виновного, такой целью является стремление уничтожить полностью или частично демографическую общность . В этом случае цель преступления -становится обязательный субъективный признак состава. Все проявления геноцида предполагают наличие только прямого умысла. Поэтому акт геноцида отграничивается от преступлений против жизни и здоровья, совершенных по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды.

В литературе высказана точка зрения о том, что проявлением геноцида являются акты апартеида. Действительно, международное право предписывает объявлять "караемым по закону преступлением" всякое распространение идей о расовом превосходстве и любые акты расовой дискриминации (ст. 4 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966 года). Но осуществление политики расовой сегрегации не преследует обязательной цели уничтожения такой демографической общности. Кроме того, апартеид предполагает ущемление прав и интересов только одной демографической группы - расы; а о других демографических группах (нации, этносе, религиозной общности) при совершении апартеида речи не идет вовсе. На наш взгляд, в силу различных объективных и субъективных проявлений геноцида и апартеида последний нельзя расценивать как частное проявление геноцида.

Серьезный вопрос о пределах регламентации уголовной ответственности за рассматриваемое преступление заключается в следующем. С точки зрения учений о неоконченном преступлении и соучастии сам по себе приказ государственного должностного лица об осуществлении акта геноцида должен расцениваться как приготовление к совершению этого преступления, даже если оно не было по каким-либо причинам совершено. Исторические факты человечества говорят о том, что геноцид осуществляется по приказу правящей верхушки общества . Однако лица, создавшие этот приказ, не подвергаются его исполнению. Что же касается подготовки и планирования актов геноцида, то они могут осуществляться не только просветленными деятелями, но и обычными гражданами. Но прежде всего под планированием геноцида все же стоит понимать

При этом под планированием геноцида необходимо понимать проектирование конкретного плана действий, который будет направлен на массовое уничтожение демографической общности, стоит учитывать и возможность реализации задуманного, а также определенный круг исполнителей. Если же речь идет о подготовке геноцида как самостоятельного наказуемого деяния, то здесь следует учитывать осуществление реальных мер и проведение мероприятий организационного характера, направленных на осуществление акта геноцида.

Квалифицирующий признаком геноцида- намерение, оно является важным аспектом в данном составе преступления. Основа намерения- уничтожение группы лиц, принадлежащей к конкретной демографической общности, а деяние, запрещенное уголовным законом , совершено против лица именно в сил принадлежности к конкретной группе, при этом целью деяния является истребление всей национально- этнической группы. По моему мнению, главной чертой геноцида все таки является его объект, ведь умысел преступления должен быть направлен на уничтожение общности, состоящей из индивидов, именно поэтому деяние по уничтожению национально-этнической группы направлено прежде всего на индивида. Однако следует учитывать, что индивид важен именно как член демографической группы, а действия, которые приняты в отношении отдельных ее членов, то это рассматривается лишь как средство достижения цели в истреблении общности в целом.

Важным на данном этапе времени является вопрос о существовании различия между геноцидом и наличием другими преступлениями против человечества. Генеральная Ассамблея ООН провела различия между преступлениями геноцида и убийствами, при этом ее члены охарактеризовали геноцид как отказ в признании права на существование целых человеческих групп, убийству же было дано понятие отказа в признании права на жизнь отдельных человеческих существ.

Намерение при осуществлении геноцида заключается именно в полном или частичном уничтожении демографической группы и подразумевает истребление значительной части этой группы.

Возвращаясь к тексту Конвенции 1948 года " О предупреждении преступления геноцида и наказании за него", следует отметить, что существует все же определенный круг различий между содержанием Конвенции 1948 года и статьей 357 УК РФ. В тексте Конвенции к субъективной стороне геноцида относится намерение лица уничтожить частично или полностью национальную, расовую, этническую или религиозную общность. В УК РФ о целях виновного не упоминается, а частичное или полное истребление демографической группы относят к действиям виновного и относится к объективной стороне геноцида. Однако ст. II Конвенции характеризует убийство и причинение телесных повреждений как действия, которые образуют геноцид, а Уголовный кодекс РФ формулирует их как способы совершения действий при геноциде. В тексте Конвенции речь идет о причинении жертвам серьезных телесных повреждений, а также умственного расстройства, Уголовный кодекс же упоминает лишь о причинении тяжкого вреда здоровью. Конвенция говорит о "мерах, рассчитанных на предотвращение деторождения", а УК только о "насильственном воспрепятствовании деторождению"; Конвенция к геноциду относит "насильственную" передачу детей из одной человеческой группы в другую, а УК "принудительную" такую передачу; в Конвенции сказано в "предумышленном" создании жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение человеческой группы, а в УК не только об этом (правда, без уточнения формы вины), но и о "насильственном переселении" такой группы с целью ее уничтожения.

Сложно объяснить причины таких отличий , однако, по моему мнению законодателю следовало воспроизвести в Уголовном кодексе полное содержание стать II Конвенции. При этом некоторые государства ,которые установили ответственность за геноцид в своем законодательстве предпочли пойти по более широкому пути токования данной норм. В Латвии, например, статья 71 Уголовного закона к геноциду относит "умышленное действие с целью полного или частичного уничтожения" не только национальной, этнической, расовой или религиозной группы, но и "социальной группы людей, группы людей определенных общих убеждений".А в ст.127 УК Республики Беларусь, под геноцидом понимаются "действия, совершаемые с целью планомерного уничтожения полностью или частично" как названных в ст. II Конвенции групп людей, так и "группы, определенной на основе любого другого произвольного критерия".4

2.3. Отграничение геноцида от преступлений против личности.

Преступления против жизни и здоровья ,предусмотренные п. «л» ч. 2 ст. 105, п. «е» ч. 2 ст. 111 УК РФ (совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы) наиболее схожи с геноцидом . Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью и убийство составляют объективную сторону геноцида, но имеют существенные отличия от общеуголовных. Во-первых, посягают на разные объекты. Родовым объект убийства и умышленного причинения тяжкого вреда здоровью- общественные отношения по охране личности. При это понятие личность включает единство биологических и социальных качеств человека. Видовой объект- общественные отношения по охране жизни и здоровья личности. Жизнь и здоровье - существенные биологические признаки, которые позволяют человеку развиваться и существовать. В понятие «здоровье» входит нормальное физическое и психическое состояние человека, которое позволяет ему функционировать. Таким образом, непосредственным объект убийства- отношения по охране жизни, а умышленного причинения тяжкого вреда здоровью - здоровье человека. Геноцид посягает на общественные отношения, которые обеспечивают безопасные условия существования религиозных, этнических, национальных и расовых групп. Виновного при совершении геноцида интересует именно принадлежность личности к определенной демографической общности населения. Ее права нарушаются не из-за поведения, или личного отношения виновного , а только потому, что она является представителем данной группы населения. В ст. 357, 105 и 111 УК РФ описывается круг лиц, признающихся потерпевшими. Причинение тяжкого вреда здоровью и убийство кроме представителей, религиозной расовой, национальной группы включают членов идеологической, политической, и социальной группы населения. При этом в понятие политической группы входит общность людей, которые имеют одинаковые политические взгляды.

Под геноцидом понимаются действия, направленные на истребление религиозной, этнической, расовой, национальной общности. Если рассматривать объективную сторону, то кроме убийства и причинения тяжкого вреда здоровью геноцид предполагает четыре деяния и этот перечень является открытым. Рассматриваемые преступления отличаются и видами состава Убийство и умышленное причинение тяжкого вреда здоровью состав- материальный, они считаются оконченными с момента наступления определенных общественно опасных последствий- смерти и наступления вреда у потерпевшего. В геноциде же состав усеченный, а момент окончания- совершение любых действий ,которые направлены на уничтожение демографической общности. Чтобы признать геноцид оконченным не нужен факт полного уничтожения группы. Существуют различия и в признаках субъективной стороны. При геноциде вина выражена лишь в виде прямого умысла, а при убийстве возможен и прямой и косвенный умысел. А основной отличительный признак- цель совершения геноцида- это полное или частичное уничтожение. Основу убийства по мотивам политической, идеологической, социальной, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды составляем именно нетерпимость представителей иных национальностей , рас, религий. Таким образом, следует отличать преступления против личности от геноцида.

Глава III. Уголовная ответственность за геноцид.

Статья 357 Уголовного кодекса РФ, действующая с 1996 года предусматривает в качестве наказания за геноцид лишение свободы на срок от 12 до 20 лет, а также пожизненное лишение свободы и смертную казнь. За 18 лет существования этой нормы российский суд не вынес ни одного обвинительного приговора, по моему мнению, встает вопрос эффективности работы органов судебной власти при производстве дел о геноциде. Одним из ярчайших примеров является Вооруженный конфликт в Южной Осетии, произошедший в 2008 году, обвинительный приговор так и не был вынесен судом в отношении этого дела, а это еще раз свидетельствует об актуальности и необходимости решения проблемы применения норм уголовной ответственности за геноцид.

Вооруженный конфликт в Южной Осетии начался в августе 2008 года, тогда Следственный комитет при прокуратуре РФ возбудил уголовное дело по статье 357 УК РФ. Факт геноцида в отношении жителей Южной Осетии был доказан следствием 4 июля 2009 года, по данному делу значилось несколько подозреваемых- руководители Министерства обороны и МВД Грузии. Однако позднее из заявления председателя Следственного комитета стало известно, что перспектив на рассмотрение данное уголовное дело не имеет, а России по законодательству запрещено распространять свою юрисдикцию на подозреваемых по делу о геноциде . Вопрос так и остался нерешенным, причиной тому стала внутригосударственной юрисдикции российских судебных органов.

Еще одним ярким примером являются события в Чечне 90-х годов XX века, когда на территории осуществлялись массовые убийства людей, не принадлежавших к чеченской национальности. Судебное заседание по этому делу состоялось в ноябре 2001 года, на скамье подсудимых оказался Рамзес Гайчаев, лишивший жизни 10 человек, в числе которых был 10- летний мальчик, которого перед смертью подвергся жестоким истязаниям, выбирал он своих жертв по национальному признаку. Это дело стало первым, в котором фигурировала статья о геноциде Уголовного кодекса РФ. Но суд не применил данную норму, посчитав, что преступление носит локальный характер, а согласно этой норме, чтобы квалифицировать данное деяние как геноцид размер территории, на которой он произошел, не имеет значения. Государственное обвинение рассматривало это преступление как эпизод кампании , направленной на истребление русского населения. Думаю, именно политический фактор повлиял на решение суда в тот момент. Если бы суд признал этот эпизод геноцидом и принял позицию обвинения, то это означало бы лишь то, что ему пришлось бы признать все другие эпизоды и крупномасштабную кампанию Чеченским геноцидом, а это несомненно повлекло бы за собой нарушение стабильности, установившейся в регионе в начале 2000 года.

Основной причиной отсутствия практики по применению нормы о геноциде является внутригосударственная юрисдикция и наличие политического фактора, который оказывает огромное влияние на квалификацию совершенного преступления как геноцида. Однако Россия является не единственным примером неэффективности судебных органов по геноциду. Существуют примеры и зарубежных государств, в которых эта проблема также остается нерешенной, а главное, в каждой из конкретных ситуации всегда есть политические факторы, которые негативно влияют на ее исход.

В период конфликта в Восточной Бенгалии международная правовая комиссия ООН пришла к выводу, что в действиях индуистов есть черты геноцида; во время войны в Бурунди Бельгия (бывшая метрополия) заявила, что там имеет место геноцид; на Генеральную Ассамблею ООН была вынесена резолюция о геноциде в Камбодже; в рапорте Специального докладчика ООН был сделан вывод о том, что политика Ирака в отношении курдов содержит признаки преступления геноцид. Однако ни в одном случае мировое сообщество, в том числе ООН, не смогло оказать действенную помощь жертвам геноцида. Виновники же геноцида, почувствовав свою безнаказанность, продолжают список актов геноцида во многих "горячих точках" планеты.

Самым явным примером являются события, произошедшие в республике Руанде в 1994 году, когда со стороны племени хуту начались действия по массовому истреблению племени тутси. Историки считают, что после "Холокоста" это один жесточайших случаев проявления геноцида Однако на тот момент судебная власть в условиях гражданской войны не могла самостоятельно осуществляться на территории Руанды, что повлекло за собой безнаказанность данного факта преступления. Еще одна ситуация касается событий гражданской войны в Югославии, где происходили массовые этнические уничтожения в 1991- 1995 годах. Власти Сербии, руководствуясь политическими мотивами не захотели осуществить судебное преследование своих граждан. На основании вышесказанного можно сделать вывод, что в конфликтной ситуации органы судебной власти просто не готовы действовать. Однако для решения ситуации и наказания за акты преступления против безопасности человечества были созданы международные трибуналы.

Так, после окончания Второй мировой войны был создан Международный Нюрнбергский военный трибунал, после чего лидеры мирового сообщества пришли к выводу о том, что решение вопросов, связанных с геноцидом должно носить серьезный международный характер, в этом случае для решения данной проблемы необходимо объединение усилий мирового сообщества. Затем в 1993 году появился собственный Международный трибунал Югославии, а вслед за ним в 1994 и в республике Руанде. Но главным является тот факт, что за врем своего существования трибуналы стали действительно эффективными. Однако существовали и минусы. Трибунал является судом и формирует собственную практику применения норм. Здесь возникает проблема. Ведь очевидным становится тот факт, что практики различных трибуналов отличаются, а это, несомненно, приводит к неоднозначности понимания нормы. Еще одним существенным минусом в работе трибунала является сложность самого судебного процесса. Однако для разрешения вопросов и негативных аспектов, касающихся деятельности трибунала был создан Международный суд- постоянно действующий орган. В 1998 году был принят Римский Статут Международного Уголовного суда, а в 2000 году его подписала и Россия, однако он так и не был ратифицирован в нашей стране.

На мой взгляд очевидным является тот факт, что назначение в качестве наказания смертной казни за действия, которые не связаны с убийством прямо противоречат ч.2 ст.20 Конституции РФ. Ее назначение, как и осуждение в подобных случаях виновного к пожизненному лишению свободы противоречит также ч.1 ст.57и ч.1 ст.59 УК РФ. Думаю, что в УК РФ вид и размер наказания следовало дифференцировать в зависимости оттого, какие совершены деяния, которые образуют геноцид.

Множество факторов оказывают значительное влияние на привлечение к уголовной ответственности за геноцид. Так, на исход по делу Гайчаева повлиял политический фактор, а руководство Грузии не было привлечено к ответственности из- за наличия национальной юрисдикции в российских судах. Эти же факторы и по сей день влияют на отсутствие практики применения статьи 357 УК РФ, а также наличии неэффективности национальных судебных органов, о чем свидетельствует не только опыт России, но Руанды и Сербии. Однако на сегодняшний день именно международные трибуналы вошли в историю, как наиболее эффективные органы по борьбе с геноцидом. Безусловно, даже они имеют свой перечень недостатков, речь идет, конечно же, об отсутствии единой практики, сложности в учреждении , но ведь именно этот факт привел человечество к созданию Международного уголовного суда и принятию Римского статута.

По моему мнению, на данном этапе времени можно сделать следующие выводы: в России существует огромнейшая проблема неспособности применения судебными органами нормы , предусматривающей уголовную ответственность за геноцид. На мой взгляд решить эту проблему можно лишь путем объединения Российской Федерации с деятельностью Международного уголовного суда , также я считаю необходимым утвердить юрисдикцию этого органа на территории России, что конечно же потребует ратификации Римского статута Международного уголовного суда. Если же Россия все таки ратифицирует Римский статут Международного уголовного суда 1998 г. , то это повлечет принятие более 35 поправок в УК РФ ,которые касаются состава преступлений (к примеру, придется соотнести объемы понятия "геноцид" по Уголовному кодексу и Римскому статуту).

В рамках суверенной российской правовой системы применение судами Российской Федерации международно-правовых норм, предусматривающих признаки составов преступлений, возможно лишь тогда, когда нормой Уголовного кодекса Российской Федерации прямо установлена необходимость применения международного договора Российской Федерации , либо если это необходимо для толкования реципированной нормы. При этом же сами нормы международного уголовного должны служить юридической основой для развития и совершенствования российского законодательства.

Основная целью борьбы с этим видом нарушения прав человека- предупреждение геноцида. Международный документ - это прежде всего политический акт, однако только в той степени, в которой его политический характер не противоречит праву. Считаю необходимым совершенствовать международное законодательство о геноциде, не допуская при этом политических компромиссов.

Заключение

Исходя из проделанной работы, мне хотелось бы сделать краткие выводы. Тема моей работы очень актуальна и часто обсуждаема в современном мире. Я постаралась в полной мере рассмотреть историю возникновения геноцида, примеры жесточайших преступлений в истории человечества, направленных на истребление еврейской и армянской народностей, место геноцида с системе преступлений против мира и безопасности. Самым интересным для меня стало выявление причин неэффективности органов судебной власти при возникновении геноцида. Я постаралась разобраться, насколько возможно предотвращение актов геноцида в будущем и на основании изученного мной материала, я сделала вывод о том, что геноцид представляет собой уничтожение отдельных этнических, национальных, расовых групп населения и является одним из страшнейших преступлений современного мира.

К великому сожалению всего человечества в целом , геноцид существовал и существует впредь. По моему мнению, лишь наличие сильнейшего международного суда, создание четких формулировок в современном праве признаков геноцида, желания мирового сообщества наказать виновных в совершении любого акта геноцида, а также допуск представителей ,которые названы в Конвенции 1948 года к его деятельности смогут остановить проявления геноцида. Если же эти условия будут отсутствовать, то мировая идея предотвращения геноцида останется всего лишь декларацией.

Надеюсь, в будущем мировое сообщество все же найдет способ повысить эффективность раскрытия данного вида преступления, а Российская Федерация ратифицирует Римский статут, что станет первым шагом к интеграции с мировым сообществом.

Данная тема актуальна в наше время, именно поэтому я выбрала ее для изучения. На основании проделанной работы я сделала для себя выводы, которые пригодятся мне в дальнейшей жизни.

Список литературы

Нормативно-правовые акты:

Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. // Российская газета. 1993. № 237.

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ с изм. и доп. от 1.10. 2014 г. // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. № 25 ст.2954

Римский статут Международного уголовного суда (Рим, 17 июля 1998 г) // A/CONF.183/9 от 16 января 2002.

Устав Международного трибунала по Руанде от 8 ноября 1994 г. // Действующее международное право. Т.1

Устав Международного трибунала для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии от 25 мая 1993 г. // Действующее международное право. Т.1.

Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам (принята резолюцией 1514 (XV) Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1960 г) // Сборник документов "Международное право". М., Юрид. лит. 2000.

Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г) // Российская газета от 10 декабря 1998.

Резолюции, принятые Генеральной Ассамблеей на второй части первой сессии с 23 октября по 15 декабря 1946 г. // Сборник международных договоров. Т.1. ч.2. Универсальные Договоры. 1994.

Научная литература:

Аванесян В. В. Исполнение наказаний за геноцид // Человек. 2008. № 1. Арбур Л. Выполнять Конвенцию по геноциду // Юрист-международник. 2008. № 2. Арутюнян М.А. Понятие преступления геноцид: историческая обусловленность международно-правового закрепления геноцида как преступления против безопасности человечества // Адвокатская практика. 2009. № 4. 2001. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта (социокультурная динамика России). Т.1. От прошлого к будущему.2-е издание, пер. и доп. Новосибирск, Сибирский хронограф. 1997.

Барсегов Ю.Г. Турецкая доктрина международного права на службе политики геноцида.М., Звезда. 2007.

Барсегов Ю.Г. Геноцид армян - преступление по международному праву.М., XXI век - Согласие. 2000.

Батырь В.А. Международно-правовые проблемы квалификации преступления геноцида и «катынское дело» // Государство и право. 2008. № Адельханян Р. "Военные преступления" в международном уголовном праве // Российская юстиция. 2007. № 3.

Гильберт Г.М. Нюрнбергский дневник. Процесс глазами психолога / пер. с нем.А.Л. Уткина. Смоленск, Русич. 2004.

Гравина А.А. Преступления против мира и безопасности человечества. М., Волтерс Клувер. 2007.

Звеков В.П. Коллизии законов в международном частном праве.М., Волтерс Клувер, 2007.

Кибальник А.Г. Преступления против мира и безопасности человечества. М., Волтерс Клувер. 2005.

Кроткова Н.В. ООН и проблема международно-правовой защиты женщин // Гражданин и право. 2007. № 11.

Кузнецова Н.Ф. Преступления против мира и безопасности человечества // Курс уголовного права. Особенная часть: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Н. Борзенкова и проф.В.С. Комиссарова. М., Инфра-М. 2009. Т.3.

Лебедева Н.С. Как готовился Нюрнбергский процесс. // Международная жизнь. №8.1999.

Манов Б.Г. Международное право и современность // Журнал российского права. 2008. №1.

Марочкин С.Ю. Международное право: 60 лет после создания ООН // Журнал российского права. 2006. № 3.

Мошенская Н.В. Проблемы ответственности за геноцид. М., Юристъ. 2008.

Наумов А.В. Нюрнбергский процесс: история и современность // Российская юстиция. 2006. № 9,10.

Опалева С.А. Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека в международном праве // Гражданин и право. 2008. №10.

Стецовский Ю.И. Преступления против человечности и адвокатура // Адвокат. 2007. № 2.

Сухарев А.Я. Нюрнбергский процесс и проблемы международной законности // Журнал российского права. 2007. № 1.

Тернон Ив Размышления о геноциде // www.hrights

Трайнин А.Н., Руденко Р.А., Полторак А.И., Ромашкин П.С., Смирнов Л.Н., Чхиквадзе В.М. Избранные произведения. Защита мира и уголовный закон. М., Наука. 1975.

Янгаева М.Г. Преступления против мира и безопасности человечества // Уголовное право России. Особенная часть / Под ред. проф. Б.В. Здравомыслова. М., 2008.

Ястребов Д.А. Институт уголовной ответственности в сфере компьютерной информации (опыт международно-правового и сравнительного анализа) // Государство и право. 2005. № 1.

Учебная и учебно-методическая литература:

Батырь В.А. Международное гуманитарное право. Учебник для вузов. М., Юстицинформ. 2009.

Ветров Н.И. Уголовное право. Особенная часть: Учебник для вузов.М., Юристъ. 2007.

Грачева Ю.В., Ермакова Л.Д. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / отв. ред.А.И. Рарог.6-е изд., перераб. и доп. М., Проспект. 2009.

Костенко Н.И. Международное уголовное право: современные теоретические проблемы. М., Юрлитинформ. 2009.

Левандовская М.Г. Преступления против мира и безопасности человечества // Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть: Учебник / Под ред. проф. Л.В. Иногамовой-Хегай, проф. А.И. Рарога, А.И. Чучаева. М., 2007.

Мельниченко А.Б. Уголовное право. Особенная часть: Учебное пособие для студентов юридических факультетов и специальностей вузов. Р-н/Д., 2007.

Наумов А.В. Российское уголовное право: Курс лекций: В 2 т.М., Инфра-М. 2008.

Прохоров Л.М., Прохорова М.Л. Уголовное право: Учебник. М., Инфра-М. 2007.

Тенчов Э.С. Преступления против мира и безопасности человечества // Уголовное право России. Часть Особенная: Учебник для вузов / Отв. ред.Л. Л. Кругликов.3-е изд., перераб. и доп. М., Инфра-М. 2005.

Уголовное право России. Особенная часть. Учебник.2-е изд., испр и доп. / Под ред. В.П. Ревина. М., "Юстицинформ". 2009.

Материалы юридической практики:

Блищенко И.П. Деятельность ООН по организации сотрудничества государств в области борьбы с международной преступностью // Международное уголовное право: Учебное пособие / Под общей ред. В.Н. Кудрявцева. 2-е изд., перераб. и доп. М., Юристъ. 2007. С. 39-40.

Батырь В.А. Международное гуманитарное право. Учебник для вузов. М., Юстицинформ. 2009. С. 123-124.

Трайнин А.Н., Руденко Р.А., Полторак А.И., Ромашкин П.С., Смирнов Л.Н., Чхиквадзе В.М. Избранные произведения. Защита мира и уголовный закон. М., Наука. 1975.

Гильберт Г.М. Нюрнбергский дневник. Процесс глазами психолога / пер. с нем. А. Л. Уткина. Смоленск, Русич. 2004. С.89.

Лебедева Н.С. Как готовился Нюрнбергский процесс. // Международная жизнь. №8. 1999. С.100-101.

Сухарев А.Я. Нюрнбергский процесс и проблемы международной законности // Журнал российского права. 2007. № 1. С. 22.

Римский статут Международного уголовного суда (Рим, 17 июля 1998 г.) // A/CONF.183/9 от 16 января 2002. С. 2.

Мошенская Н.В. Проблемы ответственности за геноцид. М., Юристъ. 2008. С. 46.

30 Наумов А.В. Практика применения Уголовного кодекса Российской Федерации: комментарий судебной практики и доктринальное толкование. М., Волтерс Клувер. 2005. С. 568.

Стецовский Ю.И. Преступления против человечности и адвокатура // Адвокат. 2007. № 2. С. 32.

Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (Нью-Йорк, 9 декабря 1948 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1954 г.. № 12. С. 18.

Батырь В.А. Международное гуманитарное право. Учебник для вузов. М., Юстицинформ. 2009. С. 127.

Марочкин С.Ю. Международное право: 60 лет после создания ООН // Журнал российского права. 2006. № 3. С.45.

Устав Международного трибунала для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии от 25 мая 1993 г. // Действующее международное право. Т. 1. С. 21.

Устав Международного трибунала по Руанде от 8 ноября 1994 г. // Действующее международное право. Т. 1. С. 95.

Римский статут Международного уголовного суда (Рим, 17 июля 1998 г.) // A/CONF.183/9 от 16 января 2002. С. 2.

Грачева Ю.В., Ермакова Л.Д. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / отв. ред. А.И. Рарог. 6-е изд., перераб. и доп. М., Проспект. 2009. С. 482.

Глейзер С. Как я «обидел» нацистский рейх // mnenia.zahav.

Опалева С.А. Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека в международном праве // Гражданин и право. 2008. №10. С.23.

1Игнатенко Г.В., Тиунов О.И. Международное право :Учебник/Игнатенко Г.В., Тиунов О.И.М:НОРМА-ИНФА,2005.с.342

2 Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 1.10.2014 г.).

3 Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 1.10.2014 г.).

4 Уголовный кодекс Латвийской Республики от 8 июля 1998 года ( в ред. 08.02.2007.)г

32

Просмотров работы: 9984