ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ФЕНОМЕНА ВЫУЧЕННОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ФЕНОМЕНА ВЫУЧЕННОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Выученная беспомощность - это важный и интересный феномен, являющийся одной из базовых человеческих проблем.

Любой человек, хотя бы раз в жизни, говорил себе, что («я не справлюсь с этим», «все мои усилия напрасны», «у меня никогда ничего не получится», «мне лень», « я не смогу себя заставить делать это…»). Иногда мы не в состоянии прекратить бесполезные действия и предпринять что- то новое для повышения эффективности. Объяснение этому заключается в механизме выученной беспомощности.

Формирование беспомощности происходило у нашего народа на протяжении десятилетий. Советская власть научила людей беспрекословному выполнению указаний «сверху». Беловежское соглашение, переход к рыночной экономике, приватизация способствовали еще большему расслоению общества; экономический кризис и дефолт соответственно привели население к потере своих сбережений, упал уровень жизни. Эти резкие скачки и переломы истории оказали большое влияние на менталитет людей, на сознание нации, подпитав почву для возникновения и роста беспомощности у людей, осознанности неконтролируемости ситуации.

Состояние беспомощности (Нilfslosigkeit) как психологического феномена впервые встречается в работах Зигмунда Фрейда.

Описывая данный феномен, Фрейд предполагал то, что состояние беспомощности есть нечто объективно данное - «это состояние новорожденного с его неспособностью к упорядоченным и эффективным действиям» - двигательная беспомощность, порождающая психическую. Он связывает состояние беспомощности с незрелостью новорожденного: у человека период его внутриутробного развития короче, чем у большинства животных, поэтому он появляется на свет менее зрелым [3].

Последователем Фрейда, в изучении данного феномена, стал Мартин Селигман , получивший в 1976г премию Американской психологической ассоциации за теорию выученной беспомощности. Селигман использовал павловскую схему рефлексов для экспериментального изучения беспомощности. Собак разделяли на 3 группы, первой группе давалась возможность избежать болевого воздействия; нажав на панель носом, собака могла отключить питание системы вызывающей шок. Собаки второй группы зависели от решений первой группы: шоковое устройство было «привязано» на электросистему первой группы. Третья группа была контрольной и не подвергалась никакого рода воздействию [3].

Далее все собаки помещались в ящик с перегородками, т.е. чтобы избежать болезненного воздействия, собакам было достаточно перепрыгнуть загородку. С успехом справлялись собаки из первой и третьей группы. Собаки второй группы сначала метались по ящику, потом ложились на дно и жалобно скулили, смирившись с неконтролируемостью событий

По мнению Селигмана, феномен «выученной беспомощности» заключается в приобретенном нежелании избегать травматического воздействия, после неоднократного повторения неудачных попыток контролировать его.

Продолжил исследования Селигмана немецкий ученый – Юлиус Куль, который проводил свои опыты на студентах. Им предлагалось решать интеллектуальные задачи разного уровня сложности. Но испытуемые не знали о том, что у этих задач нет решения. После серии безуспешных попыток решить сложные задачи, которые сопровождались негативными репликами экспериментатора о способностях испытуемых, большее количество студентов впадало в состояния отчаяния и тревоги. Потому как, это были удары по самооценке. Спустя какое-то время, испытуемым предлагалось решить простые решаемые задачи. Но студенты так же не справлялись с ними, вследствие сформировавшейся выученной беспомощности [1].

Кто-то может подумать, что феномен выученной беспомощности достаточно редкое явление, но если вспомнить людей, с которыми мы ежедневно сталкиваемся, на работе, учебе, наших друзей, знакомых, мы понимаем, что отголоски выученной беспомощности присутствуют в каждом из нас в большей или меньшей степени.

Присутствие у человека выученной беспомощности достаточно легко определить по словам - маркерам, которые употребляются в речи:

- «Не хочу» (менять привычный образ жизни, решать проблемы).

- «Не могу» (найти друзей, просить о помощи, изменить свое поведение).

Осознание того, что «Я не могу что-то сделать», тесно связано с переживанием того, что «Я - слабый, неудачник», то есть с очень дискомфортным состоянием. Поэтому происходит трансформация «Я не могу» в «Я не хочу».

- «Всегда» (опаздываю на учебу или работу, взрываюсь по пустякам), т.е. «я всегда таким (ой) был(а), есть и буду»).

- «Никогда» ( я никогда не сделаю того, чего от меня требуют, я никогда не успею на встречу).

- «Все бесполезно» (ни у кого раньше ничего в этой ситуации не получалось, нечего и пытаться; не такие как я пробовали, но...).

- «В нашей семье все такие» ( неудачная судьба или замужество, семейные неурядицы, отношение семьи к наукам).

Беспомощность, несомненно, связана с сопротивлением удовлетворению собственных потребностей. Сопротивлением чаще всего не осознаваемым или не полностью осознаваемым, ведущим к бездействию, к отказу от преодоления препятствий [5].

Как правило, сопротивление обслуживает ту группу потребностей, которые человек не осознает – чаще всего они относятся к сохранению: себя, чего-то в себе, своей привычной картины мира или привычных отношений. В сложных случаях человек перестает осознавать свои потребности. Поэтому фокус внимания, направленный на особенности поведения, которые мешают человеку осознавать свою потребность и ее реализовывать, особенно важен для понимания выученной беспомощности.

Различают множество видов сопротивлений: конфлуэнция («слияние»), интроекция («непереваренные», заимствованные установки и убеждения), проекция (приписывание внутренних свойств внешним объектам), ретрофлексия («поворачивание на себя или к себе»), дефлексия (избегание прямого контакта), профлексия (комбинированная форма проекции и ретрофлексии), эготизм (замкнутость границ), девалидизация (обесценивание) и другое [4].

Е.Т. Соколова выделяет четыре больших класса внутренних препятствий [3].

Первый класс препятствий составляют различные конфликтующие смыслы обстоятельств, сопутствующих реализации того или иного действия. Яркой иллюстрацией данного класса препятствий является расхождение мотивов, когда для достижения одной цели мы отказываемся от другой, например, при ограниченной сумме денег.

Второй класс препятствий составляют личностные и характерологические черты, а также субъективные представления самого человека о них. Например, если обстоятельства требуют от человека проявления решительности или упорства, то его личностные характеристики будут им переживаться как препятствие к совершению этого, хотя он сам будет приписывать смысл обстоятельствам, вызывающим преграду.

Третий класс внутренних преград составляют высшие, ценностные образования личности, ее идеалы, ценностные ориентации. Иногда для достижения успехов в учебе, карьере, приходится «переступить через других людей», но внутренние убеждения, моральные нормы и ценности, которыми руководствуется личность, не дают ей этого сделать.

И, наконец, четвертый класс преград составляют негативные ожидания. К ним относятся ожидания неблагоприятное мнение окружающих, ожидания неуспеха своих действий и т. д. Человека пугают в большей степени последствия возможной неудачи, нежели успеха.

На основании выделенных классов препятствий нами было проведено исследование, в котором приняли участие студенты старших курсов психологических специальностей в количестве 35 человек.

Студентам было предложено заполнить анкету, с вопросами, отражающими те или иные внутренние препятствия, мешающие достижению поставленных целей.

Качественный и количественный анализ полученных данных показал:

- что большинство опрошенных (53%) в качестве главных внутренних преград выделяют особенности своей личности, недостаточное упорство, готовность отступить при малейших трудностях (2 класс препятствий);

- 28% студентов, руководствуясь моральными нормами, собственными принципами, видят цель не достижимой, если для реализации намеченного пути, придется «идти по головам» (3 класс);

- 15% отказываются от каких - либо активных действий из-за изначальной установки на неуспех, из-за боязни порицания, осуждения наказания и санкций в случае ошибки (4 класс);

- 4% опрошенных, в качестве внутренних препятствий наиболее значимыми выделяют приоритет одних мотивов над другими, соответственно для достижения одной цели приходится «жертвовать» другой (1 класс).

Таким образом, можно констатировать наличие выученной беспомощности у каждого человека. Она может «маскироваться» под другие психические феномены, принимая различные формы. Первым шагом к ее преодолению будет осознание и принятие проблемы, обращение за специализированной помощью и поддержкой в преодолении возникающих трудностей.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Геранюшкина Г.П., Афраймович О.Э. Гештальты беспомощности // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы права, экономики и управления». Вып. 5. Т. 2. – Иркутск: САПЭУ. 2009.

  2. Глассер У. Школы без неудачников. - М.: Прогресс, 1991

  3. Лебедева Н.М., Иванова Е.А. Путешествие в Гештальт: теория и практика. СПб.: Речь, 2004.

  4. Ромек В.Г. Открытие выученной беспомощности// Психологическое консультирование: Проблемы, методы, техники. Ростов-на-Дону, 2000.

  5. http://humanpsy.ru/articles/conf-2011/2011-35-Solntseva

Просмотров работы: 1094