На сегодняшний день в Российской Федерации около 70 % экспорта приходится на сырьевой сектор, который находится в большой зависимости от мировых цен и мировой конъюнктуры. Так, по данным Федеральной Таможенной службы, основой российского экспорта в 2013 году в страны дальнего зарубежья были топливно-энергетические товары, удельный вес которых в общем объёме экспорта составил 73,0 %, а в странах СНГ - 55,4 %. На высокотехнологичную продукцию пришлось всего 5 %, в то время как в Китае данный показатель 22 %, в Южной Корее - 38 %, а в Швейцарии - свыше 60 %.
Очевидно, что серьёзной проблемой для отечественного экспорта является довольно низкая диверсификация экспортируемой продукции из-за неконкурентоспособности российских товаров обрабатывающей промышленности на мировой рынке. Поэтому на современном этапе к важнейшим направлениям экономической политики России относится развитие экспортно ориентированных отраслей промышленности, производящих товары с высокой степенью переработки, увеличение их доли в структуре экспорта, а также повышение конкурентоспособности продукции на внешнем рынке.
Чаще всего рост экспорта происходит при осваивании национальными компаниями новых рынков сбыта, принадлежащих развивающимся странам с растущими объёмами потребления. Около 80 % внешнеторговых поставок осуществляется на условиях отсрочки платежа, то есть с использованием различных кредитных механизмов, что увеличивает риски экспортеров по потере финансовых средств. Поэтому компании-экспортёры нуждаются в консультационной и экономической поддержке, которая, как правило, осуществляется либо государством, либо частными компаниями.
Одним из главных видов такой «помощи» выступает финансовая поддержка в форме страхования экспортных кредитов, позволяющая защитить лицо, вывозящее товары за границу, от рисков, возникающих при экспортном кредитовании.
Страхование экспортных кредитов – это разновидность страхования, направленного на уменьшение или устранение кредитного риска. Включает в себя страхование коммерческих кредитов, предоставляемых поставщиком покупателю, банковских ссуд поставщику или покупателю, обязательств и поручительств по кредиту, долгосрочных инвестиций, а также ряд специфических видов страхования: валютных рисков, от инфляции, расходов по вступлению экспортера на новый рынок и т.п. Всего при данном виде страхования насчитывается до 50 отдельных рисков, группирующихся как по экономическому (банкротство частного покупателя, отказ от платежа или принятия товара, неоплата долга в обусловленный срок и т д.), так и по политическому признаку (война, революция, запрет на платежи за границу, консолидация долгов, национализация, конфискация, введение эмбарго, неплатежи покупателя, являющегося государственной организацией, отмена импортной лицензии и др.).
В Российской Федерации финансовая поддержка экспорта в виде страхования экспортных кредитов находится лишь на ранней стадии своего развития (в отличие от таких стран как Германия, США, Швейцария и Франция), и объемы финансирования на эти цели очень малы в сравнении с другими государствами. Я считаю, это связано с тем, что российские банки не готовы к огромному риску, связанному с вложениями средств в поддержку национальной экспортной системы.
В мировой практике в наибольшей степени поддержку экспортным операциям оказывают не банки, а крупные экспортно-импортные агентства (государственные, полугосударственные или частные), которые страхуют коммерческие и политические риски во внешнеэкономической деятельности.
Экспортные кредитные агентства (ЭКА) применяются в качестве инструмента государственной финансовой поддержки экспорта как обычной, так и машиностроительной продукции с высокой добавленной стоимостью (авиатехника, технологическое комплектное оборудование, энергосиловое оборудование) при поставках в страны с развивающейся экономикой.
В 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 236-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования механизма страхования экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков», вследствие чего было создано Российское Агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР).
Деятельность новой организации направлена на страховую поддержку экспорта товаров и услуг российского производства, развитие современной системы финансирования экспорта, обеспеченного страховым покрытием Агентства, на страховую поддержку российских инвестиций за рубежом, поддержку экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства.
Страховое покрытие Агентства применяется для защиты экспортных кредитов от предпринимательских и политических рисков, российских инвестиций за рубежом от политических рисков (c 2013 г.).
По каждой застрахованной сделке Агентство может покрывать до 95% убытков в случае реализации политического риска и до 90% - в случае коммерческого риска. Страховая емкость ЭКСАР – 300 млрд руб.
Важно отметить, что с началом деятельности ЭКСАР наблюдается рост экспорта высокотехнологичной продукции. Так в 2011 г. доля экспорта машин и оборудования в страны дальнего зарубежья составила 3,3 %, а в 2012 г. – 3,5 %. Стоимостной объём поставок машин и оборудования в 2012 г. по сравнению с 2011 годом увеличился на 8,7 %, в том числе: механического оборудования – на 12,4 %, электрического оборудования – на 12,5 %, железнодорожного оборудования – на 21,1 %, инструментов и аппаратов оптических – на 5,0 %.
Помимо вышеуказанного Агентства страхованием экспортных кредитов занимаются также страховые организации (таблица 1).
Таблица 1 – Рейтинг российских страховых компаний за 2012 год,
занимающихся страхованием экспорта.
№ |
Название |
Сумма выплат (тыс. руб. и % от всего рынка) |
1 |
Группа Ренессанс Страхование |
476 663 (40.87 %) |
2 |
РЕСО-Гарантия |
134 399 (11.53 %) |
3 |
АльфаСтрахование |
110 123 (9.44 %) |
4 |
Ингосстрах |
85 118 (7.30 %) |
5 |
Компания Банковского Страхования |
81 478 (6.99 %) |
6 |
СОГАЗ |
53 753 (4.61 %) |
7 |
КАРДИФ (СК) |
51 290 (4.40 %) |
8 |
Альянс |
41 018 (3.52 %) |
9 |
Дженерали ППФ общее страхование |
38 030 (3.26 %) |
10 |
ЦЮРИХ |
12 616 (1.08 %) |
В ноябре текущего года в рамках «дорожной карты» «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта» детализирован перечень страхователей по договорам страхования ОАО «ЭКСАР», что нормативно закрепляет возможность страховой поддержки экспортных проектов, реализуемых при участии международных и региональных финансовых организаций, в первую очередь банков развития, а также проектов, при финансировании которых используется некредитный инструментарий (в том числе лизинг, факторинг, форфейтинг).
Пунктом 11 «дорожной карты» предусмотрено внесение изменений в постановление Правительства от 22 ноября 2011 года № 964 «О порядке осуществления деятельности по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков» для создания инструментария ОАО «ЭКСАР» по предоставлению стопроцентного страхового покрытия для отдельных экспортных проектов.
Такой уровень страхового покрытия необходим для экспортных проектов, реализуемых в условиях высокой конкуренции с иностранными поставщиками. Для обеспечения конкурентоспособности российских производителей требуется обеспечить уровень государственной финансовой поддержки в форме страхового покрытия на условиях, аналогичных предоставляемым конкурентам российских производителей зарубежными экспортно-кредитными агентствами.
Страховое покрытие ОАО «ЭКСАР» на уровне 100 % соответствует нормам Всемирной торговой организации и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в том числе основному документу в области государственного финансирования и страхования внешней торговли – Договорённости ОЭСР об экспортном кредитовании с официальной поддержкой.
Указанные изменения расширяют возможности по поддержке экспорта и зарубежных инвестиций в соответствии с потребностями российских экспортёров.
На мой взгляд, страхование экспортных кредитов является одним из главных способов управления рисками при проведении внешнеторговых операций. Оно направлено на устранение или снижение коммерческих и политических рисков, возникающих при экспортном кредитовании. Данный вид страхования является необходимым финансовым механизмом, поэтому действия по созданию в России государственного агентства по страхованию экспорта являются оправданными и необходимыми на пути диверсификации российской торговли.
Полноценное функционирование государственной системы поддержки экспорта вообще и агентств по страхованию экспорта в частности способствует развитию внешнеторгового потенциала страны, оказывает положительное воздействие на структуру внешней торговли и позволяет снизить макроэкономические риски в случае падения спроса среди зарубежных партнеров на один или несколько ключевых товаров.
По моему мнению, дальнейшее совершенствование системы поддержки экспорта в России возможно за счёт её усиления на региональном уровне, расширения набора инструментов поддержки (в том числе, ориентированных на малые и средние предприятия, начинающих экспортёров), постепенного увеличения её объёмов, облегчения условий получения, а также унификации критериев поддержки. Россия должна продолжать опираться на зарубежный опыт и применять его к себе с учётом местной специфики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Гражданский кодекс Российской Федерации : URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 29.11.2014).
2 Об организации страхового дела в Российской Федерации Федеральный закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 (ред. от 28.12.2013) : URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 29.11.2014).
3 О валютном регулировании и валютном контроле Федеральный закон РФ от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 04.11.2014) URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 29.11.2014).
4 О банке развития Федеральный закон от 17.05.2007 № 82-ФЗ URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 29.11.2014).
5 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования механизма страхования экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков Федеральный закон РФ от 18.07.2011 № 236-ФЗ : URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 29.11.2014).
6 О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах Федеральный закон РФ от 19 июля 2011 г. № 245-ФЗ URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 29.11.2014).
7 Порядок осуществления деятельности по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2011 № 964 : URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 30.11.2014).
8 URL: http://www.vedomosti.ru/ (дата обращения: 30.11.2014).
9 URL: http://www.lawmix.ru/ (дата обращения: 30.11.2014).
10 URL: http://www.exiar.ru/ (дата обращения: 01.12.2014).
11 URL: http://www.strohov.ru/ (дата обращения: 01.12.2014).
12 URL: http://economy.gov.ru/ (дата обращения: 01.12.2014).
8