БУДУЩЕЕ КУЛЬТУРЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

БУДУЩЕЕ КУЛЬТУРЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема потребления не раз затрагивалась в социальных исследованиях, как в нашей стране, так и за рубежом. Но, несмотря на многочисленные исследования, эту тему нельзя считать устаревшей или потерявшей свою актуальность, и данная проблема имеет тенденцию к обострению. Сегодня мы ставим вопрос более категорично: «возможно ли будущее человечества в обществе потребления» вместо «какое будущее у человека-потребителя»?

Человек развивается, учится, работает… И что бы он не делал, он желает самореализоваться в своей жизни, придать жизненному пути некий смысл. Человек не успокаивается, удовлетворив свои низшие потребности, он всегда стремится к чему-то более высокому [4]. Он постоянно нуждается в признании, в устойчивой и, как правило, высокой оценке собственных достоинств. Удовлетворение потребности в оценке, уважении, потребности в репутации или в престиже, потребность в завоевании статуса, внимания, признания, славы порождает у индивидуума чувство уверенности в себе, чувство собственной значимости, силы, адекватности. Неудовлетворенная потребность, напротив, вызывает у него чувство униженности, слабости, беспомощности, которые, в свою очередь, служат почвой для уныния, запускают компенсаторные и невротические механизмы [5].

В обществе потребления, по какому бы пути человек не шел, цель у него одна – улучшить свое существование. Статусность подчеркивается не только через необходимое материальное благополучие, но и благодаря обладанию «сверхнеобходимым благополучием», выражающим не внутреннее содержание, а необходимую для восприятия форму, символ. Символы общества потребления дают пропуск к включению в ту или иную социальную группу, где комфортность существования ставится на первый план. В угоду гедонизму забываются духовные ценности, структурирующие жизненный путь человека и придающие ему смысловую основу.

Человек не хочет идти на работу пешком? Он приобретает автомобиль: ради удобства, личного комфорта… Но разве волнует его в этот момент то, что автомобильный транспорт является очень серьезным загрязнителем окружающей среды? В крупных городах мира доля загрязнения выхлопными газами автомобилей составляет до 90% вредных веществ. В отработанных газах автомобилей содержится свыше 150 вредных компонентов, основная часть которых относится к канцерогенам. В дополнение к этому выхлопные газы автомобилей крайне негативно влияют на продуктивность растений [1]. Но человек покупает их и использует! Причем нередко бывает, что в одной семье не один, а два или даже три автомобиля! Один – отца, второй – матери, третий – их взрослого ребенка… Конечно, это может быть удобно. Каждый член семьи может поехать куда захочет в любое время, независимо от остальных. Но эта прихоть человека вдвое (а то и втрое) увеличивает поток автомобилей, а значит, и количество выхлопных газов.

Недостаточно комфортно применение хозяйственного мыла? Приобретаются синтетические моющие средства: ведь их использование гораздо быстрее, удобнее, и даже приятнее. Но синтетические моющие средства в большинстве своем содержат вредные соединения фосфора, ядовитые органические соединения, что негативно сказывается как на здоровье самого человека, так и на состоянии окружающей среды. Бытовые стоки, сбрасываемые в канализацию, содержат все химические соединения, входящие в состав синтетических моющих средств. А что самое опасное, эти соединения способны накапливаться в водоемах, вызывая гибель живых организмов и затруднения при очистке воды [2]. В противовес этому хозяйственное мыло – натуральный и экологически чистый продукт. Твердые хозяйственные мыла представляют собой натриевые соли жирных кислот и изготавливаются из растительных масел и животных жиров. Доказано, что хозяйственное мыло обладает антибактериальными свойствами. Более того, оно абсолютно безвредно для человека, так как содержит исключительно натуральные компоненты, гипоаллергенно и не оказывает раздражающего действия на кожу [3]. Подобные примеры можно приводить бесконечно: это и использование ядов для убийства насекомых, и применение удобрений для получения более продуктивного урожая…

А как подросток докажет сверстникам, что ничем не хуже их и «имеет право» общаться с ними «на одном уровне»? Конечно же, попросит родителей купить ему новый, модный в данный момент времени гаджет. Иначе говоря, вещь для человека – это не только предмет, доставляющий удобство, но и символ. Дорогие телефоны, автомобили, одежда и т.п. можно считать символами достатка, принадлежности к касте богатых, состоятельных людей. А брелоки, различные аксессуары – это символы принадлежности, например, к какой-либо субкультуре. Очень распространено понимание вещи как символа памяти: приезжая в другой город или в другую страну, мы обязательно покупаем какой-нибудь сувенир. Производителям это выгодно, поэтому все сувениры, брелоки, телефоны, планшеты, автомобили изготовляют в очень больших количествах и часто из непредназначенных для длительной эксплуатации материалов.

Отсюда и излишнее потребление ресурсов. Чем больше потребность человека в чем-либо, тем больше производительность на предприятиях. И напротив, чем больше предприятие произвело каких-либо продуктов, тем больше потребление, поскольку реклама, влияя на разум обычного человека, заставляет его покупать. Так человечество вступает в порочный кругооборот общества потребления.

Вопрос о жизнеспособности общества потребления приводит нас к экологической проблеме. Во-первых, любые производства наносят пагубное воздействие на состояние окружающей среды. А во-вторых, чем больше человек покупает, тем больше скапливается у него ненужных ему вещей, и тем больше человечество воспроизводит отходов, тем самым усугубляя проблему загрязнения нашей планеты. Но кто дал право существу, ничтожному по сравнению с целой планетой (и по сравнению со вселенной!..), уничтожать то, благодаря чему он живет, ради удовлетворения собственных, но вовсе не обязательных, потребностей? Еще в 1 веке Манилий говорил: «Человек не ценит того, что у него есть» [6].

«Что изменится, если лично я откажусь от использования автомобиля? Из-за одного моего решения выхлопных газов меньше не станет. Так зачем мне испытывать дискомфорт, отказываясь от автомобиля?» – скажет практически каждый житель планеты. Вероятно, в этом и есть вся проблема человечества.Конечно, в данной ситуации следует включить именно массовый разум. Это целесообразное воспитание, соответствующие меры правительства, производителей… Но только вот нужно ли это производителям? Им наоборот выгодней массовые продажи тех же самых автомобилей.

Поэтому, вероятно, в современном обществе будет практически невозможно в нужном направлении изменить разум людей и их мнения. Однако Даниел Уэбстер сказал: «Люди вместе могут совершить то, чего не в силах сделать в одиночку; единение умов и рук, сосредоточение их сил может стать почти всемогущим» [7]. А значит, только в том случае, если каждый сам для себя уяснит важность сокращения собственных излишних потребностей, можно будет говорить о возможности создания перспективного будущего.

Библиографический список

1. Экологический мониторинг и индикация загрязнений. Выхлопные газы автомобилей // Антропогенная экология. – 2009. – Режим доступа: http://ecokub.ru/publ/10-1-0-100

2. Экологические свойства синтетических моющих средств / А. К. Абилова, Т.С. Ершова // Сибирский торгово-экономический журнал. – 2011. – № 12. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskie-svoystva-sinteticheskih-moyuschih-sredstv#ixzz3GPqUadl2

3. Хозяйственное мыло. – Режим доступа: http://www.treeland.ru/article/eko/soaphome/hozyai.htm

4. Макклелланд, Д. Мотивация человека / Д. Макклелланд. – СПб: Питер, 2007. – 672 с.

5. Маслоу, А.Г. Мотивация и личность[Электронный ресурс]/ А.Г. Маслоу // Цифровая библиотека по философии. – Режим доступа: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000896/st000.shtml.

6. Мысли и афоризмы великих людей / А. П. Кондрашов, И. И. Комарова. – М.: РИПОЛ классик, 2008. – 704 с.

7. Еремишин, О. Афоризмы. Золотой фонд мудрости / Олег Еремишин О. – М.: Просвещение, 2006. – 1695 с.

Просмотров работы: 978