ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ, ПОДВЕРГШИМИСЯ НАСИЛИЮ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ, ПОДВЕРГШИМИСЯ НАСИЛИЮ

Чудакова К.И. 1
1Южный Федеральный Университет, филиал в г.Новошахтинске
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день всё большее количество людей пытаются решить свои проблемы с помощью насилия. И, самое печальное то, что такие ценности как доброта и отзывчивость отошли на второй план, главным становится умение быть сильным и дать отпор. Сегодня очень мало осталось людей, которые решают свои проблемы мирной беседой, в большинстве случаев происходят оскорбления друг друга, которые могут перерасти в драки. И поэтому многие ученые задаются вопросом: «Откуда столько жестокости?».

Проблема насилия является очень актуальной в нашем обществе. Однако этот вопрос лишь сравнительно недавно стал объектом интереса социальных и психологических наук.

Первыми насилие как социальную проблему национального масштаба признали с США. Кроме того, в США находятся крупнейшие центры по разработке теоретической базы, методологии и инструментария для изучения домашнего насилия.

Что же касается насилия в отношении детей, а в особенности семейного насилия над детьми, то такой феномен большинство стран признало только во второй половине ХХ века.

К проблеме насилия люди относятся по разному: одни считают насилие неотъемлемой составляющей жизни, другие относятся к нему негативно, потому что полагают, что всё можно решить мирным путём. Люди пытаются отрицать существование насилия в отношении детей. И это нормально, просто люди пытаются огородить себя от данного факта, это своеобразная защитная реакция. Но специалисты в области данной проблемы не могут позволить себе игнорировать эту область.

Специалист по социальной работе должен понимать, что с проблемой насилия в отношении ребёнка он может столкнуться, работая даже в области, прямо не связанной с этой проблемой. У детей, переживших насилие в семье, или взрослых, которые прошли через насилие в детстве, в дальнейшем могут возникнуть серьезные психологические затруднения и, чтобы с этим справиться им понадобится помощь специалиста. Поэтому, человек, который пострадал от насилия в семье, за оказанием помощи может обратиться к социальному работнику, которую тот не сможет оказать, если не будет иметь правильного представления о феномене насилия над детьми в семье1.

Ещё одна проблема состоит в том, что не все жертвы насилия обращаются за помощью. Тем более это касается детей, потому что они не в состоянии сами без помощи взрослого это сделать. Поэтому люди, которые работают с детьми (в школах, больницах), должны знать о том, какие факты насилия существуют, о возможных признаках переживаемого насилия и о том, как оказывать помощь детям, которые стали жертвами. Потому что из-за пережитого в детстве насилия, у ребёнка не только возникают психологические трудности, но и возможно воздействие на все дальнейшее развитие личности.

Целью данной работы является анализ психосоциальной работы с детьми, подвергшимися насилию.

Цель работы конкретизируется в следующих исследовательских задачах:

1) Изучить понятие и виды насилия в отношении детей;

2) Выявить с какими психологическими последствиями сталкивается ребенок, пострадавший от насилия;

3) Проанализировать принципы оказания психологической помощи детям – жертвам насилия;

4) Изучить методы работы с детьми, подвергшимися насилию.ГЛАВА 1НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДЕТЯМ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ

1.1 Понятие и виды насилия в отношении детей

Одной из глобальных проблем нашего времени, является проблема насилия. Причем в последнее время участились случаи насилия в отношении детей. И так же нужно отметить, что данное явление встречается не только в развивающихся странах, где существуют такие детские проблемы как голод, отсутствие нормального жилья, плохое здравоохранение и т.п. – все, что несет угрозу жизни и здоровью ребенка. Но также данная проблема существует и в развитых, вполне благополучных странах.

Жестоким обращением с детьми, принято считать плохое обращение, которое допускают родители, опекуны, попечители, педагоги, воспитатели и представители органов правопорядка по отношению к ребенку. Результатом жестокого обращения с детьми может стать то, что в дальнейшем ребенок теряет интерес к жизни, у него появляется постоянный страх, отсутствует желание учиться, что приводит к появлению малообразованного человека, который не умеет трудиться, создавать семью, и просто не знает, как быть хорошим родителям для своего ребенка, и достойным гражданином своей страны. Всё это может привести к тому, что во взрослой жизни он будет применять насилие и жестокость по отношению к другим людям.

В отношении ребенка выделяются четыре основные формы2:

  • физическое,

  • сексуальное,

  • психическое,

  • социальное.

Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку, которое может причинить ущерб его здоровью, нарушить его дальнейшее развитие и в крайнем случае лишить его жизни. К физическому насилию также относится приобщение ребенка к употреблению наркотиков, алкоголя, отравляющих веществ или «медицинских» препаратов, которые вызывают одурманивание.

Сексуальное насилие – это когда ребенка вовлекают с его согласия и без такового в сексуальные действия, а также в проституцию и порнобизнес. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает основания считать его ненасильственным, поскольку ребенок еще не способен предвидеть все негативные последствия таких действий.

Психическое насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, а также предъявление ребенку требований, которые не соответствуют его возрастным возможностям, и могут тормозить его дальнейшее развитие личности и привести к формированию психологических комплексов.

Социальное насилие – происходит тогда, когда пренебрегают интересами и нуждами ребенка. О нем не заботятся и не удовлетворяют его основные потребности (питание, одежда, жилье, образование, медицинская помощь). В результате у ребенка может нарушиться эмоциональное состояние, появляется угроза здоровью и нормальному развитию.

Хотелось бы привести некоторые примеры, которые показывают жестокое обращение с детьми в Российской Федерации.

Так, например, в Белгородской области осужден учитель физкультуры, который издевался над своими учениками во время уроков, он избивал и оскорблял их3. Два года условно получила санитарка из Подмосковья, которая стала «героиней» видеосюжета (на мобильном телефоне) о жестоком обращении с малышами. Медработница не хотела заботится за маленькими детьми и поэтому, привязывала их к кровати, если они плакали. В Уфе учительница получила штраф за то, что оскорбляла, избивала учеников указкой. И это лишь некоторые примеры, что касается насилия над детьми в семье, то его очень трудно обнаружить, так как люди не хотят «выносить сор из избы». Но согласно статистике МВД ежегодно в РФ от домашнего насилия гибнут 2500 детей, а 2800 детей оканчивают жизнь самоубийством, и основной причиной здесь является насилие4.

И из всего этого, можно сделать вывод, что сегодня в России увеличивается число детей, которые подвергаются жестокости не только в своей семье, но и в других социальных институтах.

1.2 Психологические последствия насилия

Насилие в отношении ребенка относится к сфере профессионального интереса психологии, юриспруденции и социальной работы. Ребенок, переживший насилие, будет нуждаться в помощи специалиста. Насилие, которое ребёнок пережил, может быть скрытой причиной трудностей, с которыми клиент обращается к специалисту, а также, если вовремя не обратиться за помощью, это может негативно сказаться на дальнейшем его развитии. Следовательно, без понимания того, какое воздействие насилие оказывает на психику человека, ребенка, оказание помощи довольно большой категории клиентов может быть затруднена5.

Насилие, которое пережил ребенок в семье, может оказать огромное влияние на все дальнейшее развитие ребенка, и затронуть не только эмоциональную, но и интеллектуальную и поведенческие сферы. Если ребенок растет в неблагоприятных для него психологических условиях, то он сильно отстает в росте от своих сверстников и имеет задержку психологического развития. У ребенка, подвергшегося насилию, может развиваться «комплекс неполноценности», он склонен к уединениям, фантазиям, а также к агрессии и антисоциальному поведению. При этом агрессия может быть направлена как против других, так и против себя. Дети, являющиеся очевидцами домашнего насилия, подвергаются повышенному риску приобретения таких эмоциональных и поведенческих проблем как тревожность, страх, депрессия, плохая учёба, низкая самооценка, ночные кошмары, физическое недомогание.

Одним из наиболее распространенных последствий насилия, пережитого в семье, является посттравматический стресс. Сюда относятся повторяющиеся, насильственно прорывающиеся воспоминания о произошедшем, несмотря на то, что человека стремится все. У детей могут наблюдаться повторяющиеся игры, в которых отражаются элементы травматического опыта и ночные кошмары. Дети могут потерять интерес к тому, что раньше им нравилось, у них возникает чувство отчуждения от близких и в свою очередь изоляция и нарушение социальной адаптации. У тех детей, которые были жертвами сексуального насилия, может быть потеряна способность испытывать сильные чувства. Также у детей впоследствии посттравматического стресса может возникнуть чувство «укороченного будущего», т.е. ребенок даже в своих фантазиях и мечтах не может представить себя в качестве взрослого. У детей могут наблюдаться:

- нарушения сна,

- раздражительность,

- гиперреактивность,

- нарушения памяти и концентрации внимания.

Ребёнок, которые пережил насилие, находится в состоянии посттравматического стресса, он живет в постоянном напряжении, ожидая того, что насилие может повториться, а это в свою очередь, сказывается на повседневной жизни: например, у ребенка может снизиться успеваемость.

Другим последствием травмы может стать злоупотребление алкоголем и наркотическими веществами6.

Итак, подводя итог всему вышесказанному, можно ещё раз отметить, что у ребенка пережившего насилие происходит изменение личностной и эмоциональной сферы. Дети в дальнейшем становятся замкнутыми, у них наблюдается высокий уровень тревожности и страха. Насилие, пережитое ребенком в семье, часто влечет за собой развитие посттравматического стресса. Это состояния является крайне тяжелым и при отсутствии своевременной помощи может вести к возникновению многочисленных психологических и социальных расстройств.

ГЛАВА 2 ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ, ПЕРЕЖИВШИМ НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ

2.1 Принципы оказания психологической помощи детям – жертвам насилия в семье

Дети, которые стали жертвами жестокого обращения, нуждаются в своевременном оказании профессиональной помощи, т.к. если вовремя не оказать помощь, то это может привести к развитию серьезных психологических затруднений у ребенка. Нужно знать, что оказание помощи детям, которые пережили насилие в семье, является одной из наиболее трудных задач психологии и социальной работы. У таких детей наблюдается большое количество проблем, и для специалиста, который будет оказывать помощь, эта задача может быть чрезвычайно сложной и эмоционально трудной7.

Необходимо отметить, что нет единой технологии оказания психологической помощи детям, подвергшимся насилию. Можно говорить лишь об основных принципах работы с такими детьми8:

  1. Вмешательство должно быть всесторонним. Ребенка нельзя рассматривать в изоляции от семьи. Нельзя принимать во внимание социальную ситуацию, в которой находится ребенок.

  2. Вмешательство должно быть ориентировано на развитие ребенка.

  3. Вмешательство должно быть направленно на последствия, проявляющиеся в развитии.

  4. Вмешательство должно соответствовать этапу развития, и учитывать уровень развития.

  5. Тщательная оценка его состояния на предмет выявления действительно актуальных проблем, постоянная переоценка его потребностей.

В работе с детьми, которые стали жертвами насилия, очень важную роль играет первая фаза терапевтического процесса, которая устанавливает доверие между специалистом и ребенком. Но это доверие легко нарушить, и специалист должен быть осторожным и постоянно подкреплять установленное доверие.

Самое главное, что специалист должен сделать все, чтобы обезопасить ребенка, с которым работает. Здесь не важно, какую форму работы он выберет, самое важное, чтобы она соответствовала потребностям ребенка и условиям, в которых она будет проходить.

Главная цель терапии с детьми, которые пережили насилие, является оказание помощи, и способность к тому, чтобы ребенок адаптивно выражал свои чувства, которые связанны с пережитым злоупотреблением и пренебрежением.

2.2. Психологические методы работы с детьми, пережившими насилие

К детям, которые пострадали от насилия, применяется клиент - центрированная игровая терапия, которая является динамической системой межличностных отношений, возникающей между ребенком и терапевтом. Терапевт, применяющий эту терапию, должен знать процедуры игровой терапии и обеспечить ребенка игровым материалом, что в дальнейшем помогает ребенку построить безопасные для него отношения, а исследователь может исследовать собственное Я ребенка (чувства, мысли, переживания и поступки) с помощью игры – естественного для ребенка средства коммуникации.

В рамках этого подхода, существует множество видов игровой терапии, но наиболее часто используется так называемая свободная игра, в которой допускается большая гибкость и свобода действий, что в свою очередь, способствует более активному самопознанию ребенка9.

Именно благодаря игре ребенок может раскрыться, а терапевт сможет обнаружить, то, что он когда-либо прямым или косвенным образом испытал. Игра служит символическим языком для самовыражения ребенка, ребенок находится в комфортной для себя ситуации и, используя различные игровые предметы, ребенок может более адекватно показать, чем выразить в словах, как он относится к себе, к значимым взрослым, к разным событиям своей жизни. Потому что, дети более полно и непосредственно могут выразить себя в спонтанной, самостоятельно инициированной игре, чем в словах. И это связано с тем, что ребенок не может выразить все свои чувства и переживания в словах, так как слова еще не наполнены для ребенка тем эмоциональным смыслом, что для взрослого, а, следовательно, для ребенка может быть полезнее «проиграть» свои чувства или некую сложную ситуацию в присутствии внимательного и деликатно взрослого.

Применение игровой терапии снижает дискомфорт у ребенка, потому что все дети умеют играть и редко отказываются делать это на приеме терапевта. Но многие дети в процессе работы ждут от взрослого похвалы и результатов оценки его труда (например, когда в психологической работе терапевт использует рисунок). Ещё один плюс игровой терапии – это то, что данный метод можно применять с людьми разного возраста, она может оказаться полезной даже при работе с подростками, но только в том случае, если эту форму работы выбрал сам подросток.

Следующим эффективным методом, который применяется в работе с детьми, пережившими насилие, является песочная терапия. Данный метод предложил Карл Густав Юнг. Многолетние наблюдения и опыт показали, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых и является прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка. С помощью такой игры у ребенка есть возможность избавится от психологических травм, у ребенка формируются ощущения контроля над своими внутренними побуждениями10.

К преимуществам песочной терапии можно отнести следующие:

  1. она с успехом применяется в работе как с детьми, так и со взрослыми;

  2. этот метод считается высокоэффективным при работе с жертвами насилия, которые могут испытывать трудности в разговорной форме терапии. Более того, сам процесс песочной терапии обладает терапевтическими свойствами;

  3. песочная терапия вызывает меньше сопротивления чем арт -терапия. Песочная терапия не предполагает оценки художественных способностей.

К основному принципу песочной терапии относится создание стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено и может проявить творческую активность.

Клиент выбирает какое-то количество фигурок и размещает их на подносе с песком так, как считает нужным. После окончания, терапевт может попросить клиента рассказать историю, связанную с данной композицией.

В ходе каждой сессии терапевт фиксирует выбранные клиентом предметы, отмечает их положение в подносе, записывает историю, которую клиент рассказывает о построенной картине, зарисовывает или фотографирует поднос для дальнейшего анализа и сравнения с прошлыми и последующими подносами.

Песочная терапия может с успехом применятся в работе с детьми, пережившими насилие, но необходимо помнить, что эта форма работы относится к аналитическим методам психотерапии и может применятся только специалистами, прошедшими специальный курс обучения.

Другой метод, который используется в работе с детьми, пострадавшими от насилия является серийное рисование, в рамках которого консультант регулярно встречается с ребенком и просит его «просто нарисовать картинку». В процессе этих встреч формируются терапевтические взаимоотношения, проблемы находят символическое выражение в рисунках и в результате возникает возможность исцеления и разрешения внутренних конфликтов.

Как правило, ребенок, пострадавший от насилия, имеет глубокую психологическую травму, которую невозможно устранить одними беседами, в то время как занятия рисованием и керамикой служат надежным средством устранения травматических переживаний и потому способствуют улучшению состояния11.

В ходе серийного рисования консультант встречается с ребенком еженедельно. При этом все выводы консультант делает не на основе одного рисунка, а на основе целой серии или часто повторяющихся мотивов. Использование рисунков может помочь ребенку перейти к непосредственному обсуждению болезненных переживаний, связанных с опытом насилия.

Данный метод можно использовать, в условиях недостатка времени и ресурсов. Но это метод может быть неприемлем для работы с ребенком, который не любит или не умеет рисовать, более того, он может вызвать у ребенка пренебрежительное отношение или раздражение. Целесообразнее использовать эту методику как составную часть другой работы.

Также при работе с детьми, которые пострадали от насилия, используются сказки и истории. Так как сказки играют большую роль в жизни любого ребенка, с их помощью у детей формируются необходимые знания и навыки, они учатся справляться со сложными ситуациями, используя героев произведения как модель для подражания. С помощью сказки специалист может установить контакт с ребенком, а также объяснить ему что-то сложное для понимания ребёнка.

Дети любят сказки, фантастические истории и терпеть не могут нотаций, а следовательно, с помощью сказки можно воздействовать на поведение ребенка, не вызывая сильного сопротивления с его стороны. Более того, сказки позволяют косвенно подойти к вопросам, болезненным для ребенка, прямой разговор о котором по началу может вызвать сильный стресс, а также помочь в символической форме выразить и отреагировать тяжелые чувства, особенно если сам ребенок участвует в сочинении сказки12.

Сходство героя сказки способствует идентификации ребенка с героем, который в сказке находит пути и способы разрешения своих трудностей и конфликтов. Каждая сказка сочиняется для конкретного ребенка и направлена на разрешение существующих у него проблем.

Применение подобных историй в работе с детьми, пережившими жестокое обращение, может оказаться эффективным, так как позволяет понять и выразить чувства и мысли, о которых тяжело говорить, может научить способам защиты от насилия, помочь установить доверительные, безопасные отношения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог всему вышесказанному, можно отметить, что насилие над детьми является не только значительной социальной проблемой, но и вопросом, требующим профессионального внимания психологов и социальных работников.

Ребенок, переживший насилие, будет нуждаться в помощи специалиста. Насилие, которое пережил ребенок в семье, может оказать огромное влияние на все дальнейшее развитие ребенка, и затронуть не только эмоциональную, но и интеллектуальную и поведенческие сферы. У ребенка, подвергшегося насилию, может развиваться «комплекс неполноценности», он склонен к уединениям, фантазиям, а также к агрессии и антисоциальному поведению.

Дети, которые стали жертвами жестокого обращения, нуждаются в своевременном оказании профессиональной помощи, т.к. если вовремя не оказать помощь, то это может привести к развитию серьезных психологических затруднений у ребенка.

Необходимо отметить, что нет единой технологии для оказания психологической помощи детям, подвергшимся насилию. К психологическим методам работы с детьми, подвергшимися насилию, относятся: клиент-центрированная терапия, игровая терапия, песочная терапия, серийное рисование, а также использование сказок и историй. Каждый из этих методов имеет свои плюсы и может использоваться специалистом в работе с детьми.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Клиническая психология в социальной работе [Текст] /Т.Г.Горячева, Б.А. Маршин, А.С.Султанова; под ред. Б.А. Маршина. – М.: Академия, 2002. – 224 с.

  2. Насилие в семье: Особенности психологической реабилитации [Текст]: Учебное пособие / Под ред. Н.М. Платоновой и Ю.П. Платонова. — СПб.: Речь, 2004.- 154с.

  3. Основные технологии социальной работы [Текст]: Учебное пособие / составитель Л.П. Кузнецова. – Владивосток: Издательство ДВГТУ, 2002.- 92 с.

  4. Психология социальной работы [Текст] / О.Н.Александрова, О.Н.Боголюбова, Н.Л.Васильева и др.; под ред. М.А. Гулиной. – СПб.: Питер, 2002. – 352с.

  5. Распространенность насилия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.school-340.ru/rasprostranennost_nasilij.html

  6. Насилие и социальные изменения [Текст] / под ред. М.М.Пискаковой, А.М. Синельникова - М.: Литограф, 2001. – 407 с.

  7. Статистика. Офиц. сайт МВД РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mvd.ru

  8. Технологии социальной работы с различными группами населения [Текст]: Учебное пособие / Под ред. проф. П.Д. Павленка.— М.: ИНФРА-М, 2009. – 272с.

  9. Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения [Текст] / И.А. Фурманов. - М.: Владос-Пресс,2004. – 211с.

  10. Холостова Е.И. Социальная работа с семьей [Текст] / Е.И. Холостова. – М.: Союз, 2007. – 208с.

  11. Христенко В.Е. Психология поведения жертвы [Текст] / В.Е. Христенко.– Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 416 с.

  12. Мильшин А.О. Социальные аспекты профилактики насилия в семье [Электронный ресурс] / А.О. Мильшин // Сервис Plus. – 2010. - №4. – C. 14 – 19. – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=15341198

1 Насилие в семье: Особенности психологической реабилитации [Текст]: Учебное пособие / Под ред. Н.М. Платоновой и Ю.П. Платонова. — СПб.: Речь, 2004.- С. 154.

2 Синельникова А.М. Насилие и социальные изменения [Текст] / А.М. Синельникова - М.: Литограф, 2001 –С. 24.

3 Распространенность насилия [Электронный ресурс] - URL: http://www.school-340.ru/rasprostranennost_nasilij.html

4 Статистика. Офиц. сайт МВД РФ [Электронный ресурс] - URL: http://www.mvd.ru

5 Клиническая психология в социальной работе [Текст] /Т.Г.Горячева, Б.А. Маршин, А.С.Султанова; под ред. Б.А. Маршина. – М.: Академия, 2002. – С.81.

6 Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения [Текст] / И.А. Фурманов, - М.: Владос-Пресс,2004.- С. 123.

7 Основные технологии социальной работы [Текст]: Учебное пособие / составитель Л.П. Кузнецова. - Владивосток: Издательство ДВГТУ 2002.- С. 92.

8 Технологии социальной работы с различными группами населения [Текст]: Учебное пособие / Под ред. проф. П.Д. Павленка.— М.: ИНФРА-М, 2009. — С. 89.

9 Христенко В.Е. Психология поведения жертвы [Текст] / В.Е. Христенко– Ростов н/Д: Феникс, 2004. – С. 416.

10Психология социальной работы [Текст] / О.Н.Александрова, О.Н.Боголюбова, Н.Л.Васильева и др.; под ред. М.А. Гулиной. – СПб.: Питер, 2002. –С.116.

11 Основные технологии социальной работы [Текст]: Учебное пособие / составитель Л.П. Кузнецова - Владивосток: Издательство ДВГТУ 2002.- С. 92.

12 Криницина А. Психодрамма, театральные постановки [Электронный ресурс] / А. Криницина - URL: http://artpsychology.narod.ru/drama.html

17

Просмотров работы: 12292