ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ БРЕНДИНГ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ (НА ПРИМЕРЕ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ) - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ БРЕНДИНГ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ (НА ПРИМЕРЕ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ)

Рябая С.А. 1
1ФГБОУ ВПО "Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Брендинг территорий относительно новое направление научных исследований, появившееся на рубеже XXI в. Среди авторов не существует четкого и единого определения понятия «бренд территории». Но существует достаточно большое количество теорий и концепций формирования и управления брендами территорий [1, 2, 3, 4, 6].

Бренд территории – комплексный продукт функционирования как самой территории, так и её окружения. Комплексное функционирование всех сфер деятельности региона одновременно предполагает выделение основополагающего связующего звена, которым и становится бренд региона. В основе такого бренда лежит региональная (территориальная) идентичность, закрепляемая в экономической сфере (региональным производством конкурентоспособных товаров и услуг) и символическом пространстве (региональными символами, культивированием традиций существования территорий в истории). В этой связи бренд территории – это гармоничное сочетание социально-культурной среды региона, его инфраструктуры, административного управления и бизнеса, инвестиционной привлекательности, культуры, памятников истории, привлекающих туристические потоки.

Брендинг территории неразрывно связан с процессом повышения ее конкурентоспособности, так как бренд по своей природе является демонстрацией и гарантом конкурентных преимуществ. Основными задачами и функциями бренда территории являются: индивидуальность, уникальность, идентификация, лояльность целевой аудитории, известность и стабильный интерес к нему.

Создание бренда региона – это не разовая акция, а постоянный процесс. Он носит сложный, продолжительный характер. Формирование имиджа региона предполагает учет общности его культурно-исторических и пространственно-природных условий, полиэтнической и поликонфессиональной структуры его населения, а также необходимости взаимодействия как с внешней, так и с внутренней его средой. Однако брендинг – это наиболее эффективный инструмент активного позиционирования имиджа региона, процесс построения, развития и управления брендом, цель которого – создание сильного и конкурентоспособного региона.

Формирование положительного имиджа региона предполагает активную совместную деятельность власти и бизнеса с привлечением в рабочую группу специалистов в области имиджа территории. Учитывая особую значимость проблем формирования имиджа региона, необходимо привлекать к ее созданию представителей бизнеса, администрации, населения и общественных организаций. В основе формирования имиджа региона должен лежать мониторинг особенностей потенциала территории и социально-экономических целей развития региона, а в качестве конечной цели этого процесса целесообразно рассматривать достижение регионом устойчивого социально-экономического развития.

Работа с имиджем регионов Российской Федерации в настоящее время приобретает особо важное значение и актуальность в связи с ростом конкуренции между регионами за инвестиции, туристические потоки и кадровые ресурсы. При этом тема формирования территориального имиджа достаточно сложна, как с теоретической, так и с практической точки зрения. Несмотря на значительный интерес к брендингу территорий в России, важно отметить, что данный процесс находится в самой начальной стадии. Мероприятия по брендингу городов и регионов в России по сравнению с мировыми образцами носят разрозненный характер, что не позволяет создать единый узнаваемый и эффективный образ территории.

Проведя анализ современного состояния территориального брендинга Удмуртской Республики, автор пришел к выводу, что в настоящее время, учитывая географическое положение и природные ресурсы, обозначен бренд Удмуртской Республики как родникового края, сформированный еще в советскую эпоху благодаря национальной литературе. Также Удмуртия воспринимается жителями России и зарубежья как «кузница русского оружия» и родина автомата Калашникова. Удмуртия – родина П. И. Чайковского и «Бурановских бабушек» [5].

Основные направления позиционирования Удмуртской Республики показаны в таблице.

Таблица – Направления позиционирования Удмуртской Республики

Характеристика региона

Подтверждение характеристики

Оборонный край державы

Удмуртия – опорный край державы потому, что на ее территории расположен целый ряд знаковых для оборонно-промышленного потенциала страны производственных предприятий.

Родниковый край

Удмуртия богата родниками.Первым назвал Удмуртию родниковым краем поэт Владимир Семакин. Неподалеку от Нылги есть деревня Родники. На севере Удмуртии неподалеку друг от друга расположены Удмуртские и Татарские Ключи. В Зуевы Ключи Каракулинского района едут верующие люди не только нашей республики: вода одного из этих ключей, по поверью, заживляет раны телесные, вода другого ключа – раны душевные. Еще в Удмуртии есть деревни Каменный Ключ в Вавожском и Можгинском и Тихий Ключ в Завьяловском районах. В Селтинском районе находится деревня Круглый Ключ, в Алнашском и Воткинском районах – Черный Ключ. В Шарканском, Кезском и Можгинском районах существуют деревни и вовсе с простым названием – Ключи.

Развитый сельскохозяйственный регион

Агропромышленный комплекс занимает важное место в народном хозяйстве Удмуртской Республики. В целом региональная специализация сельского хозяйства республики имеет преимущественно животноводческое направление. Растениеводство ориентировано на потребности животноводства: традиционно зерно производится на фуражные цели, большая часть сельскохозяйственных угодий используется для выращивания кормовых культур. Основными возделываемыми культурами являются зерновые, картофель, овощи открытого и закрытого грунта, лен-долгунец и кормовые. Производство зерна имеет большое значение в экономике республики. Однако в связи с тем, что Удмуртия расположена в зоне рискованного земледелия, урожайность зерновых культур и объемы производства зерна по годам остаются нестабильными. Удмуртия относится к району благоприятных природно-климатических условий для возделывания картофеля и овощей. В сельскохозяйственном производстве животноводство занимает профилирующее положение, его доля в валовом объеме продукции сельского хозяйства составляет более 60 %. В республике развиты традиционные отрасли животноводства: скотоводство, свиноводство и птицеводство.

Центр спорта

По данным Министерства спорта РФ на 1 января 2013 г. в Удмуртии функционировало 3037 спортивных объектов, в том числе 32 стадиона, 60 бассейнов, 1382 плоскостных сооружения и 857 спортивных залов. В Удмуртии работает 63 детские спортивные школы, из них 10 СДЮШОР. В них занимается 44555 человек. Клубный спорт в регионе представлен: ФК «Зенит-Ижевск», ХК «Ижсталь», ХКМ «Знамя-Удмуртия», ЖГК «Университет», МФК «Прогресс» и другие. Базовыми видами спорта в Удмуртской Республике являются: биатлон, лыжные гонки, спорт лиц с поражением опорно-двигательного аппарата, спорт слепых (зимние виды), велоспорт (маунтинбайк, шоссе), пулевая стрельба, стендовая стрельба.

Удмуртия является «родиной» многих олимпийских чемпионов: Г. Кулаковой (лыжные гонки), Т. Тихоновой (лыжные гонки), В. Медведцева (биатлон), М. Вылегжанина (лыжные гонки), И. Черезова (биатлон), Д. Япаров (лыжные гонки), Н. Талановой (биатлон), А. Кириленко (баскетбол), М. Феклистовой (стрельба) и др.

Музыкальный центр России

Удмуртия является родиной П. И. Чайковского. 7 мая 2015 г. исполняется 175 лет со дня рождения этого великого русского композитора.

Культурный центр

В августе – сентябре 2013 г. в Удмуртии состоялся Первый международный Бурановский фестиваль народной культуры, способный соперничать с крупнейшими европейскими этно-форумами и по масштабу, и по уровню представленных исполнителей.

Туристический центр

У республики весьма впечатляющий, абсолютно конкурентоспособный туристический потенциал. Есть и культурные, и природные ресурсы, которые могут стать отличной приманкой для туристов. Удаленность от геополитического и экономического центра страны не только позволила Удмуртии сохранить этническое своеобразие ее жителей, но и серьезно усложнила привлечение сюда туристов.

Удмуртская Республика принимает активное участие в формировании интерактивной информационно-поисковой системы «Живая карта России» – Интернет-проекта Министерства культуры РФ, направленного на поддержку внутреннего и въездного туризма в нашей стране, обеспечение потенциальных клиентов доступной, актуальной информацией о туристско-рекреационном потенциале регионов.

Примечание – таблица составлена автором.

На наш взгляд, используя имеющийся потенциал, Удмуртия может подать заявку для участия в конкурсе на проведение Зимней универсиады2023 г. на своей территории. Выбор региона может быть обусловлен, в первую очередь, желанием и возможностью Удмуртской Республики провести студенческие игры. Столица региона является одним из центров студенчества в Приволжском федеральном округе, где располагается Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова, Удмуртский государственный университет, Ижевская государственная сельскохозяйственная академия, Ижевская государственная медицинская академия.

Для проведения Зимней Универсиады в Удмуртии предполагается задействовать следующие спортивные объекты: Ледовый дворец спорта «Олимпиец», Ледовый дворец «Ижсталь». Республиканский стрелково-спортивный комплекс им. Генерала А. М. Демидова, спортивно-оздоровительный лыжный комплекс имени Г. А. Кулаковой, спортивный комплекс «Чекерил», спортивно-туристический комплекс «Нечкино».

В ходе Универсиады могут быть проведены соревнования по 8 обязательным видам спорта и двум дополнительным:

  • Биатлон;

  • Горнолыжный спорт;

  • Керлинг;

  • Лыжные гонки;

  • Лыжное ориентирование;

  • Сноуборд;

  • Фигурное катание;

  • Фристайл;

  • Хоккей с шайбой;

  • Шорт-трек.

По опыту Казани, подобный проект является мощным стимулом развития для города и региона: строятся средства размещения, проводится благоустройство городской среды, ремонтируется городская инфраструктура. Кроме того, наличие соответствующих амбиций у региона значительно повышает его рейтинг.

Таким образом, сегодня каждый регион конкурирует за финансовые, материальные, человеческие ресурсы. Удмуртия – не исключение, но главный акцент в разработке и расширении территориального бренда делается на привлечении людей, инвестиций и интересных идей, которые можно реализовать. Именно расширение территориального брендов, сопутствующих мероприятий позволяет региону решить существующие проблемы. Но следует помнить, что брендинг мест – явление новое. Именно поэтому возникает множество проблем в данной сфере. Но главное в этом нелегком деле – это открытость, активное вовлечение региональных властей, участие бизнеса и общественности.

Литература

  1. Баженова Е. Ю. Бренд территории: содержание, модели формирования, практика конструирования в российских регионах // Terra economicus. – 2013. – Т. 11. – №3. – Ч. 2. – С. 120–125.

  2. Кукина Е. Н. Брендинг территорий: сущность и принципы разработок // Известия Волгоградского государственного технического университета. – 2011. – Т. 4. – № 11. – С. 204–209.

  3. Нагимов А. Р. Брендинг территории как современный и эффективный инструмент ее развития // European social scienae journal. – 2013. – № 11-2. – С. 389–395.

  4. Родионова Н. К., Громова Е. Ю. Территориальный бренд как инструмент повышения конкурентоспособности региона. URL: http://www.actualresearch.ru/nn/2010_4/Article/economics/rodionova.pdf (дата обращения: 03.01.2015).

  5. Рябая С. А. Территориальный бренд Удмуртской Республики: проблемы формирования и возможные пути решения // Международный молодежный симпозиум по управлению, экономике и финансам: сборник научных статей. Казань: Изд-во Казанского гос. ун-та, 2014. С. 352-353.

  6. Шапкина Ю. В. Бренд территории: некоторые результаты терминологического анализа // Социально-экономические явления и процессы. – 2012. – № 5-6. – С. 152–155.

Просмотров работы: 2550