СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В последнее время в средствах массовой информации всё чаще слышатся призывы власти к населению России развивать малый и средний бизнес.

Предпринимательство – одна из важнейших составляющих современной экономики. В странах рыночной экономики предпринимательство получило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций. За последние десять лет в России появились миллионы предпринимателей и собственников. В связи с приватизацией за государством осталась лишь часть организаций и предприятий, а остальные перешли в частное владение. Основную часть российского предпринимательства составляет малый и средний бизнес. Основной задачей предпринимателя является управление предприятием, которое включает в себя рациональное использования ресурсов, организацию процесса на инновационной основе и хозяйственном риске, а также ответственность за конечные результаты своей деятельности [1]. Однако предпринимательство в России пока еще развито слабо, лишь небольшая часть населения находит в себе силы и навыки открывать свое дело.

Доля малого и среднего бизнеса в экономике России является небольшой по сравнению с развитыми странами, хотя и несколько увеличивается. Его доля в ВВП РФ составляет порядка 20%, или порядка 25% от общей численности занятости. Как отметил председатель правительства РФ Дмитрий Анатольевич Медведев: «В других странах цифры другие». Так, например, в США и раде других стран Европы малый и средний бизнес занимает долю более 50%.

Глава правительства также сообщил, что около 500 млрд. рублей может быть собрано для поддержки малого и среднего бизнеса с помощью нового механизма гарантий. «Предлагается создание национальной системы гарантийных организаций с единым координирующим центром. Им станет Федеральный гарантийный фонд, а также Агентство кредитных гарантий. Предлагается создать его в форме небанковской кредитной организации», — заявил Медведев. По его словам, основная задача агентства — предоставление контргарантий региональным гарантийным организациям, которые уже занимаются этой деятельностью [2].

Всего 22% рабочих мест на территории России приходятся на малый бизнес. Сектор малого бизнеса развит в России слишком слабо – к такому выводу единогласно приходят финансовые аналитики. Малая развитость сектора – это еще и преимущество, так как конкуренция в нем довольно низка.

Графически показано, как распределился малый бизнес в области экономики (рисунок 1).

Рисунок 1 – Доля малого бизнеса в экономике России, %.

Как видно из рисунка основная доля малого бизнеса приходится на сферу торговли – 41%, затем идет малый бизнес в сфере операций с недвижимостью – 18%, промышленное производство – 10%, строительство – 6%. Остальные отрасли не превышают 2%.

Можно сделать вывод, что в настоящее время в России малый бизнес не выполняет основных функций по диверсификации производства и внедрению эффективных инновационных проектов, а лишь выступает посредником между производителем, как правило, зарубежным, так как российская промышленность не выдерживает мировой конкуренции, и отечественным потребителем. Малый бизнес развивается в сфере быстрого оборота капитала и не участвует в сфере научных разработок. Это негативно сказывается на развитии экономики, так как значительно снижает ее инновационный потенциал, а, следовательно, и конкурентоспособность на мировом рынке.

Проблемы предпринимательства – это проблемы макроуровня, и они возникают у любого предпринимателя на любом этапе развития [3, 4]. К ним относятся:

1 Несовершенство законодательства:

1) нестабильность законодательной базы – происходит постоянное изменение правил деятельности предприятий. Предпринимателям приходится постоянно самостоятельно отслеживать все изменения и накапливать всю информацию о действующей в любой момент времени редакции законов;

2) существенные законодательные пробелы:

– дефицит правовых гарантий равенства всех форм собственности и защиты частной собственности;

– необработанность процесса купли-продажи;

– отсутствие должного законодательства о земле;

– внутренняя противоречивость законов.

3) невыполнение уже имеющихся законов. Пример: предусмотренные налоговые льготы научным организациям и льготы аспирантам и докторам не введены в действие в установленном порядке. Не работает система аккредитации научных организаций и аттестации, также предусмотренных законом.

2 Несовершенство налоговой системы.

Несовершенство налоговой системы имеет отрицательное влияние на малый бизнес. Уровень действующих ставок налогов превышает все разумные пределы, а перечень налоговых льгот для предпринимательства ограничен. По некоторым оценкам Госкомстата совокупные изъятия в Федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты в виде более чем 40 налогов и обязательных платежей достигают 90% балансовой прибыли предпринимательских структур, а в некоторых случаях превышают 100%. Эта ситуация вынуждает предпринимателей искать способы уклонения от налогов – ведение двойной бухгалтерии, уход в "теневой" бизнес и пр.

При этом весьма серьезны проблемы, связанные с налогово-информационным обеспечением малого предпринимательства. Его субъекты страдают от монополии налоговых инспекций на информацию, особенно на подзаконные акты, внутренние инструкции и разъяснительные документы, практически недоступные налогоплательщикам. В ситуации, когда вопросы налогообложения регулируются сотнями правовых актов и инструктивных документов, работники налоговых органов могут толковать все неясности и двусмысленности законодательных положений в пользу бюджета [5].

3 Несовершенство финансово-кредитной системы.

В соответствии с Положением о Федеральном Фонде поддержки предпринимательства денежные средства должны направляться на возмездной и безвозмездной основе для финансирования и кредитования Федеральной программы, отдельных проектов и программ предпринимательства.

Однако проведенные проверки показали низкую эффективность использования средств, выделенных Фондом для развития предпринимательства. Механизм использования данных средств не дал должного эффекта из-за отсутствия четкого порядка их расходования, кроме того, имели место случаи не целевого использования государственных средств.

4 Безопасность деятельности предприятия.

Развитие рынка в России характеризуется целым рядом источников потенциальных угроз предприятиям и отсутствием практических возможностей противодействия им на основе закона:

– невыполнение потребителями продукции предприятия условий договора в части ее оплаты;

– невыполнение своих обязательств поставщиками;

– произвол чиновников, вмешивающихся в деятельность предприятия путем установления норм, запретов, вольной трактовки законодательства, ограничение товародвижения и т.п.;

– прямое давление преступных группировок в форме вымогательства, навязывания услуг по «охране»;

– передача конфиденциальной информации о предпринимателях криминальным элементам;

– утечка информации из коммерческих банков.

Возникает вопрос, как же решить данные проблемы?

По мнению предпринимателя именно государство должно создавать условия, в которых он сможет эффективно достигать своих целей (минимизации риска, максимизации прибыли и т.д.).

С точки зрения государства предприниматель призван обеспечить реализацию целей и интересов более высокого порядка (поддержание занятости, экономическая помощь и т.д.).

В области пересечения целей и интересов государства и бизнеса может осуществляться эффективная государственная политика. Отсюда вытекает стратегия и тактика государства по отношению к предпринимательству.

Организационные аспекты поддержки предпринимателей [6]:

– система специализированных институтов, обеспечивающих разработку и реализацию государственной политики по поддержке предпринимательства (органы государственной власти и управления, общественные объединения и организации предпринимателей, специализированные объекты инфраструктуры поддержки предпринимательства, создаваемые при участии государственного и частного капитала - фонды, кредитные и страховые учреждения, технологические парки, бизнес-инкубаторы, промышленные зоны и полигоны, учебные, консультативные, информационные, лизинговые, обслуживающие структуры и т.д.);

– ресурсное (производственные площади, земельные участки, оборудование) и финансовое обеспечение (в том числе бюджетные ассигнования), необходимое для реализации мер поддержки бизнеса;

– обеспечить безопасность и защиту предпринимателей от криминальных действий;

– усовершенствование налоговой системы. Россия стала страной с особо высокими налогами. По подсчётам экспертов Торгово-промышленной палаты РФ, доля налогов и сборов ВВП России достигает 60%. Тогда как, например, во Франции – 44, Италии – 39, Германии – 38, Великобритании – 37, Японии – 34, США – 30%.

Таким образом, организационный механизм предполагает включение всей государственной службы в работу по поддержке предпринимательства, создание специальных органов для этого, регулирование переходов государственных служащих в предпринимательские структуры и другие меры.

Тем не менее, можно сделать вывод, что, несмотря на серьезность вышеперечисленных проблем, малый и средний бизнес в России имеет дельнейшие перспективы для серьезного развития. Главное – это создание благоприятных условий для его развития и улучшение существующих.

Литература:

Основы предпринимательства // Электронный ресурс / режим доступа: http://biz.mbdon.ru/book/ 3F.html

Росбалт. Бизнес // Электронный ресурс /режим доступа: http://www.rosbalt.ru/business/2014/02/03/1228690.html

Проблемы и перспективы развития предпринимательства в российской экономике // Евроазиатский международный научно-аналитический журнал // Электронный ресурс / режим доступа: http://www.m-economy.ru/art.php

Королюк, Е.В. Институционально-хозяйственные факторы развития России // Экономические науки. – 2011. – № 78. – С. 35-38.

Раицкий, К.А. Экономика предприятия. − М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», – 2012. – 580 с.

Краев, Н.М. Государственное регулирование предпринимательства. – М.: Общество и экономика. − 2012. − №7

Просмотров работы: 6456