ОПТИМИЗАЦИЯ РАСХОДОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В МУНИЦИПАЛИТЕТАХ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОПТИМИЗАЦИЯ РАСХОДОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В МУНИЦИПАЛИТЕТАХ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На сегодняшний день эта тема очень актуальна в связи с тем, что во многих муниципалитетах идет реорганизация и сокращение социальных учреждений, таких как больницы, школы, почтовые отделения, детские сады и др. Закрытие социальных учреждений неизбежно, так как у государства не хватает средств чтобы финансировать эти учреждения в нынешнем виде. С расходами из бюджета на социальную сферу всегда были проблемы, а сейчас из-за демографической ситуации число потребителей социальной сферы растет и государству все сложнее финансировать эту сферу.

Социальная сфера - это отношения, которые возникают при производстве непосредственной человеческой жизни и человека как социального существа. Особенностью социальной сферы является невозможность прямого измерения уровня ее развития. Оценить уровень можно только с помощью системы косвенных показателей, допускающих прямое измерение частных параметров [1].

На данный момент Россия находится в числе стран с относительно низким уровнем экономической свободы, низким уровнем развития общественных институтов и с высоким уровнем коррупции.

Сейчас социальные учреждения – образования, здравоохранения, соцзащиты, культуры – финансируются по смете. Каждый год им выделяются деньги, которые строго расписываются по статьям расходов. Но нет четкого ответа на вопрос почему, например, одной больнице выделяется средств больше чем др. Это приводит к тому, что бюджетная сфера работает не на производство услуг для нас, потребителей, а для себя. Так как все показатели деятельности бюджетной сферы сводятся к количеству израсходованных денег, а не качества обслуживания. В связи с чем можно сказать что средства расходуются не эффективно [2].

Сегодня государство проводит преобразования в социальной сфере в связи с чем происходит массовое закрытие школ, больниц, детских садов, почтовых отделений. Несмотря на то что за последние 5 лет расходы на образование увеличились больше чем в 2 раза цель - доступность бесплатного качественного образования – не достигнута. За последние 15 лет в России было закрыто свыше 20 тыс. школ, из них сельских более 13 тыс., а в 2013 году было закрыто 733 школы из них сельских 252. Решение о реорганизации той или иной школы принимает учредитель, то есть администрация муниципалитета. Но при этом городские чиновники не должны забывать об общественном мнении и соблюдении требований федерального законодательства. Процесс оптимизации, в связи с экономией бюджетных средств, тяжелее всего сказывается на существовании сел. Закрытие больниц, школ, и других жизненно важных социальных объектов, может привести к дальнейшему обострению существующего положения. Может повторится ситуация советского времени, когда тысячи «бесперспективных» сел просто исчезли [3].

Сегодня в России в рамках правительственных инициатив был внедрен механизм альтернативного распределения бюджетных средств, основанный на подушевом принципе. Распределение бюджетных средств между школами зависит от количества учащихся числящихся в учебном заведении каждая школа получает одинаковую сумму на каждого учащегося. Этот механизм корректируется с учетом факторов, связанных с месторасположением и типом школы. Важной чертой российского варианта альтернативной системы распределения средств должна стать децентрализация управления бюджетом, и передача его в ведение директора школы, который может получить бюджетные средства, открыть банковский счет школы и использовать его, проявляя гибкость в управлении школьным бюджетом [4].

2013 год стал для российских больниц «черным». В 2013 году больницы оказались недофинансированными на 19 млрд. рублей. В сфере здравоохранения за 2013 год в стране было закрыто около 80 поликлиник и более 300 больниц. Активнее всего закрытие происходило в Волгоградской, Свердловской областях, в Москве и Приморском крае. Для того чтобы улучшить сложившуюся ситуацию депутаты предлагают запретить реорганизацию и ликвидацию медицинских учреждений без заключения комиссии по «оценке последствий такого решения» которые должны создаваться в каждом субъекте РФ, а также без учета мнения жителей и внести поправки в 323-й закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» [5].

Для оптимизации закрываются медицинские учреждения, переводят в укрупнённые межрайоные, областные, городские. Из-за этого повышается расстояние между поселениями и тысячи граждан остаются без медицинской помощи. С 1 января 2015 года финансирование здравоохранения полностью переходит на одноканальное из средств ОМС. Это ничего не меняет к лучшему, так как не решает проблем недофинансирования со стороны бюджета и неэффективного использования средств ОМС, но приведет к сокращению бесплатной медицинской помощи.

Здоровье населения за последние девять месяцев 2014 года осталось таким же, как и в 2013 году. На 1 тыс. населения приходится 13-14 смертей, до этого смертность на фоне увеличения государственного финансирования постоянно снижалась к 2018 годуне запланированного снижения смертности останется на прежнем уровне, но может и возрасти [2].

За последние пять лет в России увеличилось количество частных медицинских организацийкоторые оказывают помощь населению бесплатно по полису обязательного медицинского страхования (ОМС). Тем самым государство снимает с себя обязательство финансировать, а понятие о бесплатной медицине стирается. В 2010 году в системе ОМС работало 618 частных медицинских организаций, на 2014 год зарегистрировалось уже 1,655 тысяч. Эти учреждения оказывают амбулаторную, диагностическую помощь [3].

Население все чаще прибегает к услугам частных медицинских организаций так как в них нет очередей и много времени уделяется пациентам в отличии от государственных. Со школами и дошкольными учреждениями обстоит такая же ситуация.

На ближайшие годы было запланировано значительное сокращение расходов федерального бюджета на образование и здравоохранение для этого государство проводит оптимизацию т.е. ликвидацию школ, больниц, почтовых отделений, детских садов и др. С одной стороны, это позволяет выделять средства из бюджета в др. сферы, но с др. такая политика противоречит Конституции РФ, согласно которой государство гарантирует каждому гражданину осуществление его социальных прав на бесплатное качественное образование и охрану здоровья. Так как закрытие государственных социально направленных учреждений влечет за собой открытие подобных организаций коммерческого характера. Главной задачей является обеспечить право каждого гражданина на получение качественных медицинских услуг, независимо от места его проживания или уровня доходов.

Литература:

  1. Рубан, В.А. Проблемы развития социальной инфраструктуры // Российское предпринимательство. – 2012. – № 09 (207). – c. 148-151.

  2. Бобков, В.В. О социальном измерении нового этапа развития // Экономист. – 2013. – № 5. – С. 61-72.

  3. Электронный ресурс – http:// www.gks.ru

  4. Годфри, М.В. Финансирование школьного образования в Российской Федерации: опыт и проблемы // Вопросы образования. – 2013. –№ 5. – с. 67-73.

  5. Улумбекова, Г.Э. Здравоохранение России. Что надо делать: научное обоснование Стратегии развития здравоохранения РФ до 2020 года. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 592 с.

Просмотров работы: 1635