ПРОБЛЕМА ВОКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИЙ ЕВРОПЕЙСКОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ВОКАЛЬНОГО ИСКУССТВА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРОБЛЕМА ВОКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИЙ ЕВРОПЕЙСКОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ВОКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современной отечественной культуре протекают сложные и противоречивые процессы, в той или иной степени захватывающие все виды искусства. Демократизация общества, общекультурные постмодернистские настроения приводят к смешению жанров, видов, форм и стилей искусства, а также размыванию границ массового и академического искусства и отмене строгости форм и выразительных средств. Внутри вокальной культуры как единого целого, объединяющего манеры, стили и жанры голосового исполнительства, возникает ряд субкультур [1]. Ориентация на аудиторию каждой из субкультур приводит к формированию своего критерия оценки исполнительства.

Овладеть искусством пения в академической манере удается далеко не каждому музыканту. Голос академического певца нуждается в ювелирной обработке, умелой настройке-постановке и особой его охране. Классическое, профессиональное пение всегда было искусством высоким, обращенным к аудитории, знающей его историю и понимающей его выдающиеся образцы.

Певческое искусство, как один из древних видов музыкального исполнительства, проявляется в мастерстве владения исполнителем своим певческим голосом. Его жанры (оперное, камерно-концертное, народное, эстрадное, церковное пение) и стили (кантиленный, колоратурный, декламационный) являются весьма разнообразными и выступают составляющими музыкальной культуры.

В академическом пении жёсткость и чёткость критериев (требований) позиционируется как условие соответствия стилю, жанру и форме произведения. И исполнителю, и слушателю необходимо знание основ языка музыки и эстетической традиции. Критерием отбора выразительных средств как необходимого условия подлинности переживаний исполнителя и адекватности восприятия слушателем является эталон вокального искусства. Эталоном для профессионального академического пения остается прежде всего европейское вокальное искусство и, в частности, вокально-исполнительские школы эпохи барокко.

В эпоху относительно автономного сосуществования академической и народной традиций музицирования и их ориентации на разные аудитории академическое вокальное искусство соответствовало этическому критерию. Современная вокальная культура, ориентированная на массовую аудиторию и популярность, этический критерий в расчёт не принимает и апеллирует к эмоциям человека усреднённого. Оценка этих явлений важна для понимания протекающих в вокальной культуре процессов и необходима для осмысления места академического вокального искусства в современной культуре, в вокальной педагогике.

Эволюция певческого искусства со времен его зарождения до появления «микрофонного» пения заключалась в изменении требований и к исполнителю, и к слушателю. Воспроизведение вокальной классики с помощью звукозаписи отчасти нарушило природную основу пения и акустическое восприятие слушателем голоса певца. В связи с этим для современного этапа развития вокального искусства возникает проблема восприятия и исполнения академической вокальной музыки, так как эти процессы требуют предварительной подготовки как слушателя, так и исполнителя.

Однако взаимосвязь и взаимоотношение истории вокального искусства, истории и теории вокальной педагогики, науки о строении голосового аппарата человека и науки о функционировании этого аппарата в разговорной речи и у вокалистов, по утверждению В. В. Емельянова, в настоящее время сложились так, что перечисленные дисциплины оказались недостаточно взаимосвязаны [2]. Процесс подготовки вокалистов-исполнителей, вокальных педагогов и хормейстеров, работающих в сфере образования, не позволяет получить системные знания и умения в данных областях. Отсюда, масса ошибок и некомпетентности в профессиональной деятельности, негативное развитие певческой судьбы вокалистов, отсутствие интереса к музыке и исполнительству, мотивации к обучению пению, и, в итоге, потеря вокально-культурной традиции.

В современной литературе указывается, что обучение академическому пению должно начинаться в младшем школьном возрасте (В. В. Емельянов, Д. Е. Огороднов, B. C. Попов, В. Г. Соколов, Г. П. Стулова и др.). К общей проблеме совершенствования методики и технологии обучения относятся и их теоретическое обоснование, и поиски новых путей эстетического воспитания учащихся средствами музыки, приобщения их к музыкальному искусству через пение как самый доступный для всех детей активный вид музыкальной деятельности.

Все сказанное подтверждает актуальность проблемы совершенствования теории и практики вокально-исполнительского обучения на основе традиций академического искусства.

Литература

1. Трифонова, И. А. Академическое вокальное искусство как социокультурный феномен : дис. ... канд. филос. наук : 24.00.01 / И. А. Трифонова. – Тюмень, 2011. – 183 с.

2. Емельянов, В. В. История вокального исполнительства : учеб.-метод. комплекс / В. В. Емельянов. – Ялуторовск : Ялуторовская типография, 2009. – 75 с.

Просмотров работы: 1682