ЭВОЛЮЦИЯ СТАНОВЛЕНИЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И КОНСТРУКТОВ МИРОВОЗЗРЕНИЯ РАСТУЩЕЙ ЛИЧНОСТИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ЭВОЛЮЦИЯ СТАНОВЛЕНИЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И КОНСТРУКТОВ МИРОВОЗЗРЕНИЯ РАСТУЩЕЙ ЛИЧНОСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Целью воспитания является создание условий и предпосылок обеспечения всестороннего и гармонического развития всех его субъектов. Во все времена и во всех цивилизациях остро актуальным было соответствовать нормам и устоявшимся правилам социума. Это обеспечивалось институтом нравственности и морали.

В разное время в понятие нравстенности вкладывается различный смысл. Педагоги-гуманисты эпохи Перестройки в содержание всестороннего развития включали культ этнических ценностей. У дагестанских психологов расцвела идея всестороннего развития этноцентрической направленности (). Они выдвинули идеал формирования личности в условиях освобождения от частнособственнического ценза воспитания, впервые потребовали включения этнических привилегий в процесс всестороннего гармонического развития, соединения воспитания с гражданской позицией. Дагестанские просветители 21 века Ахмедова А.М., Даудова Д.М., Гасанова П.Г., Махмудова Ф.А. развивая эту идею, включили в понимание всестороннего развития нравственное совершенство. Современная школа ставит своей целью способствовать нравственному, духовному развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его национальных особенностей.

При разумном подходе должна сохранятся преемственность целей. Россия имеет свою, исторически сложившуюся национальную систему воспитания. Дагестан - неотъемлемая часть её. Менять ее бессмысленно. Сделать правильный вывод можно, только развив систему в соответствии с теми новыми целями и ценностями, которые стоят перед личностью и обществом сегодня.

Под моралью понимают исторически сложившиеся нормы и правила поведения человека, определяющие его отношение к обществу, труду, людям. Нравственность – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека. Нравственное воспитание решает такие задачи, как формирование нравственных понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества.

Нравственные понятия и суждения отражают сущность и нравственных явлений и дают возможность понимать, что хорошо, что плохо, что справедливо, что не справедливо. Нравственные понятия и суждения переходят в убеждения и проявляются в действиях и поступках. Нравственные поступки и действия – определяющий критерий нравственного развития личности. Нравственные чувства – это переживания своего отношения к нравственным явлениям. Они возникают у человека в связи с соответствием или не соответствием его поведения требованиям общественной морали. Чувства побуждают к преодолению трудностей, стимулируют освоение мира.

На основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества.

Нравственное воспитание одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе. В понимании нравственности в истории культуры сложилось 4 основные традиции: патерналистская (нравственное воспитание как обязательное почитание старших); религиозно - церковная (нравственное воспитание как поддержание авторитета веры); просветительская (нравственное воспитание как результат освоения научных знаний, подверженных суду разума); коммунитарная (нравственное воспитание как процесс формирования чувства коллективизма) [5, С.67].

Сложность трансформации общей идеи воспитания в конкретные педагогические рекомендации и рационально организованные действия, в ходе которых достигался бы заранее планируемый нравственный результат, свидетельствует об условности понятия нравственного воспитания. Попытки интерпретировать нравственное воспитание как некоторое особое направление, наряду с физическим, эстетическим и т.д., иными словами, профессионализированную сферу педагогической деятельности, рано или поздно наталкиваются на ряд неразрешимых трудностей.

Воспитательный процесс предполагает наличие воспитателей - людей более сведущих, компетентных, чем воспитуемый, в области, которая является предметом соответствующих воспитательных усилий. Логично считать, что применительно к нравственному воспитанию это должны быть люди, которые выделяются среди остальных по своим моральным качествам. Однако одной из отличительных особенностей подлинно нравственного человека является осознание им собственного несовершенства, чувство недовольства собой, в результате чего он не может безоговорочно принимать на себя роль учителя морали. Если же человек рассматривает себя достойным такой роли, то это как раз доказывает, что он менее всего к ней пригоден. Возникает парадокс: тот, кто имеет основание обучать нравственным принципам (именно потому, что обладает необходимыми для этого качествами), никогда учителем морали не станет; тому же, кто охотно стремится выполнять подобные обязанности (и именно потому, что он этого желает), никогда нельзя доверить эту роль.

Противоречивы представления об объекте нравственного воспитания. В традиционной теории воспитания индивиды подразделяются на две группы - воспитателей и воспитуемых: первые учат вторых, целенаправленно передают им свой опыт, знания, умения, навыки и т. д. Нравственность, однако, не может быть усвоена чисто внешним образом, она основывается на личностной автономии; нравственный закон, в отличие от всех других предписаний, является законом самой личности. Выход из этого положения обычно усматривался в том, чтобы толковать нравственное воспитание как своеобразное «повивальное» искусство (Сократ, И. Кант).

Воспитанию, как и любой рациональной деятельности, присуще такое различие между конечным результатом (целью) и ведущими к нему промежуточными действиями (средствами), при котором действия - средства получают смысл и оправдание только в связи с данной целью (например, чтобы научиться хорошо играть на музыкальных инструментах, надо выдержать муки ежедневных упражнений); достигаемые в процессе воспитания цели в свою очередь получают оправдание в более широком жизненном контексте, выступая в качестве средств по отношению к другим, более важным и общим целям (например, овладение трудовыми и эстетическими навыками напрямую связано с благополучием человека, его социальным самочувствием и статусом). Нравственное воспитание не укладывается в логику целерациональной деятельности.

Нравственное воспитание может также приобретать крайние, превращённые формы - морализаторство и моральный террор. Морализаторство переоценивает добрую волю индивида, подменяет педагогические, экономико-хозяйственные и иные практические проблемы моральными, а решение последних связывает с назиданием, проповедью. Моральная назидательность, как правило, является выражением фактической беспомощности или прикрытием безнравственности. К морализаторству чаще всего прибегают воспитатели по положению (родители по отношению к детям, учителя - к ученикам и т. д.) и тем охотнее, чем менее они являются воспитателями по своему существу, а также люди, порочные склонности которых получили такое сильное развитие, что требуются специальные усилия для их прикрытия. Морализаторство - один из источников лицемерия, социальной фальши. Моральный террор недооценивает добрую волю человека. Его суть - насильственное осчастливливание людей путём навязывания им через жёсткую регламентацию определённых внешних норм поведения, нравственная значимость которых сама по себе не вызывает сомнения. Нравственные предписания выступают в данном случае как скрытое средство для подавления и унижения личности. Моральный террор возникает в условиях патерналистских отношений, свойствен структурам, тяготеющим к открытому тоталитаризму.

Основы нравственного облика человека закладываются в детском, подростковом и юношеском возрастах, а нравственное развитие протекает в течение всей его жизни. В дальнейшей жизни происходит уже не столько приобретение новых нравственных качеств, сколько усовершенствование приобретенного или исправление недостатков воспитания, в связи с чем в нравственном развитии большое место занимают самовоспитание и перевоспитание.

В настоящее время в период демократизации открылись более широкие возможности для разностороннего развития личности. Но в нашем обществе в многообразии педагогических подходов мы не можем четко определить цели воспитания. Поэтому нравственное воспитание находится не на должном уровне. Видимо, это связано с несогласованностью воспитательных воздействий семьи, школы и общества. Духовный рост нового человека, органически связан с развитием материальной базы и совершенствованием общественных отношений, нравственное воспитание выступает как ускоритель общественного развития.

Основы нравственного воспитания дети получают в семье и дошкольных учреждениях. Под воздействием взрослых они постепенно начинают различать хорошее и плохое в своём поведении и в поведении других. У них вырабатываются первоначальные навыки вежливости, честности, правдивости, скромности, послушания, уважения к старшим, бережного отношения к вещам. В совместных играх и занятиях в семье и в детском саду дети учатся дружить, помогать друг другу, соблюдать установленный порядок и режим. Вовлечение их в посильный труд по самообслуживанию и в бытовой труд семьи способствует воспитанию трудолюбия, а также организованности, аккуратности и ряда других положительных качеств [1, С.96].

На основе нравственных представлений и привычек, сложившихся у детей в семье и детском саду, строится нравственное воспитание в школе: закрепляется положительный опыт, и преодолеваются последствия неправильного воспитания (неорганизованность, непослушание, а вместе с ними эгоизм, индивидуализм и т. п.), формируются более сложные нравственные понятия, чувства и навыки поведения. Занятия в классе, приучают школьников к дисциплинированности и организованности, к чуткости и отзывчивости, к товарищеской взаимопомощи и коллективизму, к соблюдению правил личного и общественного поведения. Но в младшем школьном возрасте дети ещё недостаточно осознают мотивы своих поступков, их навыки и привычки поведения неустойчивы. Для того чтобы закрепить формирующиеся нравственные качества, нужна дальнейшая воспитательная работа. В среднем школьном возрасте значительно повышается чувство ответственности за своё поведение. У них развивается общественная активность, чему в решающей степени способствует участие в общественной жизни школы. Появляется способность преодолевать трудности и препятствия, постепенно вырабатывается сознательное отношение к учению и к труду, способность к критике и самокритике. Подростки высоко ценят такие черты характера, как смелость, решительность, мужество. Они и сами уже способны на сознательные волевые усилия, на смелые и мужественные поступки. Мотивы поведения подростков приобретают общественно значимую окраску. Нравственное воспитание обогащается новым содержанием, шире охватывает различные стороны общечеловеческой морали, вырабатывает у воспитуемых самостоятельность и широту оценочных суждений. Вместе с тем подростковый возраст — наиболее трудный период нравственного воспитания. Подростки, стремясь к утверждению своей личности и не умея ещё соизмерять свои желания с возможностями, нередко стремятся уйти от руководства взрослых, настороженно относятся к их указаниям. Возникает обострённый подростковый критицизм, что требует от воспитателей большого педагогического такта. Следует отказаться от авторитарности, наставительного тона. Важно помочь подростку самостоятельно анализировать явления, незаметно подвести его к самостоятельному выводу. В разговорах с подростками необходима безусловная убедительность аргументации и обоснованность. После подросткового периода наступает следующий, более серьезный этап. У юношей и девушек формируются высокие нравственные убеждения и чувства: долг, совесть, принципиальность, достоинство, честь и другие. По-новому (иначе, чем у подростков) складываются отношения между полами [4, С.120]. Закрепляется способность критически оценивать свои действия с точки зрения интересов общества. Мотивы деятельности обусловливаются мировоззрением. Рано возникающий вопрос, с кого брать пример в жизни, в юношеском возрасте находит ответ в чётком и осмысленном представлении о нравственном идеале. Нравственный идеал молодого члена общества наделён чертами патриотизма и интернационализма, творческой активности, мужества и принципиальности, скромности и благородства. Конкретные представления о нравственном идеале, основанные на примере передовых (преуспевающих) людей, обогащаются юношеской фантазией и обаянием любимых героев художественной литературы, истории, общественной жизни. При таких особенностях юношеского возраста рамки нравственного воспитания широко раздвигаются. Его целью становится выработка подлинных нравственных убеждений и гражданских чувств.

Один из важнейших путей нравственного воспитания школьников - воспитывающее поведение педагогов и психологов. В частности «...психолог в образовании должен обладать рядом универсальных качеств, обеспечивающих его мобильность реагирования на социальную ситуацию развития ребёнка, - писала А.А.Цахаева, - пластичность принятия профессиональных решений, высокий нравственный потенциал, нормативность адаптивного поведения» [4, С.14]. В процессе общения с практическим психологом формируется мировоззрение учащихся, глубоко гуманное по своему существу, является основой нравственного сознания воспитанников российской школы, подлинно научные знания - источник их нравственных убеждений.

Литература:

  1. Алиева М.Б., Магомедова Е.Э. Понятие коллективистической направленности личности и ее психологическая структура» Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - Махачкала, 2014 № 3 (27) ISBN 1995-0659 (Входит в «Перечень…» рекомендуемых изданий ВАК РФ) (с. 23-27) .

  2. Аминова Д.К. , Цахаева А.А. Ресурс нравственного позитива в смысловых конструктах личности юноши как механизм обеспечения психологической безопасности. VII Международный конгресс «Мир через языки, образование, культуру: Россия – Кавказ – Мировое сообщество». 2013 г., г. Пятигорск

  3. Даудова Д.М Психологические особенности общения в подростковом возрасте //Материалы Республиканской научно-практической конференции студентов, магистрантов «Актуальные проблемы педагогики и психологии» Выпуск 13 . Махачкала: ДГПУ, 2011г. С.67

  4. Махмудова Ф.А. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Сборник научных трудов «Научно-исследовательская работа студентов факультета педагогики и психологии ДГПУ». Выпуск 9. Махачкала, ДГПУ, 2009. 4c.

  5. Цахаева А.А. Рефлексия ценностной системы личности будущих психологов как профилактика психологической опасности. «Психологические аспекты противодействия идеологии экстремизма». Международная научно-практическая конференция. Махачкала, 2011.

6. Юсупова Р.Ю. К вопросу о духовно-нравственной деградации личности. «Актуальные вопросы педагогики, психологии, социологии». Международная научно-практическая конференция. Махачкала, 2012.

Просмотров работы: 1344