АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И СТРУКТУРЫ ПОСТУПЛЕНИЙ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО СОБИРАЕМОСТИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И СТРУКТУРЫ ПОСТУПЛЕНИЙ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО СОБИРАЕМОСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Налог на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) является одним из основных прямых налогов, уплачиваемых физическими лицами. Его значимость весьма велика для бюджета Российской Федерации, для социального развития нашего государства и повышения качества жизни граждан, проживающих в регионах РФ, так как данный налог, являясь с одной стороны федеральным налогом, с другой стороны, - поступает в региональные и местные бюджеты.

Налоговую базу по НДФЛ формируют все доходы налогоплательщика, полученные в денежной и натуральной формах, а также доходы в виде материальной выгоды. Исключение составляют доходы, не облагаемые налогом. Среди них государственные пособия (за исключением больничных), государственные пенсии и установленные законом компенсационные выплаты. В частности, налогом не облагаются компенсации, связанные с увольнением (за исключением компенсации за неиспользованный отпуск), и возмещение командировочных расходов. Так же не облагаются алименты, стипендии, доходы от продажи жилых домов, квартир, земельных участков, находящихся в собственности налогоплательщика 3 года и более [2].

Для того чтобы определить рост или снижение пополняемости консолидированного бюджета субъектов РФ, необходимо рассмотреть динамику поступления доходов по налогу на доходы физических лиц, представленную в таблице 1. В 2013 г. по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. наблюдается положительная динамика: поступления увеличились на 520,43 млрд.руб. с 7644,24 до 8164,67 млрд. руб. (+106,81%), при этом удельный вес НДФЛ в общей сумме поступлений налогов в бюджет увеличился на 4,5% с 26,1 % в 2011 г. до 30,61% в 2013 г.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, следует признать, что НДФЛ занимает достаточно прочное место в бюджетной системе РФ и является средством регулирования доходов бюджетов субъектов РФ и достаточно стабильным источником пополнения государственной казны. Также имеет место тенденция роста налоговых поступлений НДФЛ, что оказывает положительное влияние на формирование и мобилизацию финансовых ресурсов государства в целом.

Таблица 1

Динамика поступления доходов в консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации за 2011-2013гг.*

Показатель

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Отклонение 2011 г. от 2013 г.

абсолютное, млрд. руб.

относительное, %

Всего доходов, млдр. руб.

7644,24

8064,52

8164,67

+520,43

+106,81

НДФЛ, млрд. руб.

1995,81

2261,48

2499,05

+503,24

+125,21

Удельный вес в общей сумме поступлений налогов в бюджет, %

26,11

28,04

30,61

+4,50

+117,23

* Источник: составлено автором на основании информационно-аналитического раздела официального сайта Министерства финансов РФ [1]

Для того, чтобы определить, какое место занимает НДФЛ в налоговой системе РФ рассмотрим рисунок 1.

Рисунок 1 – Структура доходов консолидированного бюджета субъектов РФ по состоянию на 01.10.2014 г., %*

*Источник: составлено автором на основании информационно-аналитического раздела официального сайта Министерства финансов РФ [1].

Таблица 2

Консолидированные бюджеты субъектов РФ по состоянию на 01.10.2014 г.*

 

Показатель

млрд. руб.

 

Всего доходов

6 325,4

 

Налог на доходы физических лиц

1 857,9

 

Налог на прибыль организаций

1 483,2

 

Налоги на имущество

672,9

 

Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации

357,7

 

Налоги на совокупный доход

241,0

 

Налог на добычу полезных ископаемых

31,4

 

Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

4,3

 

Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации

1,2

 

Таможенные пошлины

0,6

 

Страховые взносы

0,0

 

Прочие доходы, включая безвозмездные поступления

1 675,1

*Источник: составлено автором на основании информационно-аналитического раздела официального сайта Министерства финансов РФ [1].

Поступление НДФЛ в консолидированный бюджет РФ за отчетный период имеет самую большую долю всех доходов и составляет практически их треть, а именно 29,37% бюджетов субъектов или в денежном выражении 1 857,9 млрд. руб.

Налог на доходы физических лиц, являясь одним из основных источников доходов региональных и местных бюджетов и формируя их доходную базу более чем на 29 % оказывает значительное влияние на объемы доходной части соответствующего бюджета, а следовательно, на возможность осуществления расходов, направленных на социальное и экономическое развитие каждого отдельно взятого региона и страны в целом. Социально-экономическое развитие Российской Федерации во многом зависит от повышения производительности труда, роста реальной заработной платы, численности занятого населения, собираемости налогов и ряда других факторов.

По итогам проведенного анализа можно сделать следующий вывод: по всем рассмотренным показателям зафиксированы позитивные тенденции, поскольку за период с 2011 по 2013 гг. наблюдался не только устойчивый, но и положительный рост экономики, однако в настоящее время по состоянию на 01.10.2014 г. мы видим некоторое снижение поступления доходов, на которое негативным образом влияет нестабильная экономическая и геополитическая ситуация в стране.

С целью составления прогноза поступлений от налога на доходы физических лиц в период с 2015 г. по 2017 г. рассмотрим прогнозы изменения основных экономических показателей, а также состояния экономики в целом на указанный период, в том числе разработанные Министерством экономического развития РФ.

Прогноз социально-экономического развития рассматривает развитие российской экономики в условиях относительной стабилизации геополитической обстановки, отсутствия дальнейших серьезных санкций стороны ЕС и США, а также введения новых ответных санкций со стороны России и отражен в составе двух вариантов: базового и умеренно-оптимистичного.

Рассмотрим подробнее прогнозы значения основных макроэкономических показателей, предусмотренные каждым из этих вариантов.

Умеренно – оптимистичный вариант прогноза предполагает более активную политику, направленную на снижение негативных последствий, связанных с ростом геополитической напряженности, и создание условий для более устойчивого долгосрочного роста, предполагается рост ВВП в среднем на 3,3 – 4,3 % ежегодно. В соответствии с базовым вариантом темпы роста экономики составят 1,2 – 3,0 % ежегодно.

Дополнительно к базовым вариантам дополнительно проработан вариант А, тестирующий экономику на ухудшение ситуации в мировой экономике, приводящей к более сильному снижению цен на нефть.

В этих условиях среднегодовая цена на нефть марки «Urals» в 2015 г. понижается до 91 доллара США за баррель, в 2016 – 2017 гг. предполагается ее стабилизация на уровне 90 долларов США за баррель. Учитывая сильную зависимость российской экономики от мировой конъюнктуры, этот сценарий в наибольшей степени обостряет риски устойчивости банковской системы, платежного баланса и общего уровня уверенности экономических агентов. В условиях этого сценария ожидается снижение ВВП в 2015 г. на 0,6% и восстановление на уровне 1,7 – 2,8% в 2016 – 2017 гг.

Что касается реальной заработной платы в 2015 – 2017 гг., то прирост по умеренно – оптимистичному варианту предполагается на уровне 2,0 – 5,9%, по базовому в пределах 0,5 – 4,6% [3].

Можно предположить, что в 2015-2017 гг. динамика поступлений от налога на доходы физических лиц будет характеризоваться спадом, темпы снижения роста поступлений от НДФЛ составят в среднем от 0,5 до 5 % в год, а абсолютное значение суммы поступлений в консолидированные бюджеты субъектов РФ может составить от 2374,10 до 2486,5 млрд. руб. однако, если учитывать благоприятный прогноз, то поступления НДФЛ будут обеспечивать существенную часть доходов бюджетов и характеризоваться умеренным темпом роста. Основную долю поступлений от налога на доходы физических лиц по-прежнему будут обеспечивать доходы, облагаемые по ставке 13 %, преимущественно заработная плата.

Ввиду вышесказанного, по моему мнению, ни один из прогнозов не может быть достоверным и принят к рассмотрению, поскольку прогнозируемые тенденции далеки от истинных показателей и с учетом точки зрения многих российских и зарубежных экономистов о неизбежности кризиса, оптимистичный вариант развития в ближайшие годы маловероятен.

Несмотря на неутешительные прогнозы социально – экономического развития экономики нужно совершенствовать имеющуюся систему налогообложения и в целях повышения собираемости налога на доходы физических лиц необходимо:

  1. активизировать работу налоговых органов с налоговыми агентами – работодателями с целью легализации скрытых доходов наемных работников (т.е чаще и качественнее проводить налоговые проверки);

  2. рассмотреть поэтапное увеличение размеров налоговых вычетов;

  3. ужесточить наказание за несвоевременные предоставление отчетности и уплаты налога;

  4. разработать и закрепить в учетной политике для целей налогообложения методику определения «обезличенных» доходов, полученных в натуральной форме;

  5. пересмотреть размер взносов в Пенсионный Фонд и предоставить льготы для отдельных категорий работодателей;

Литература

  1. Информационно-аналитический раздел [Электронный ресурс]: официальный сайт Министерства финансов РФ. – Режим доступа: http://info.minfin.ru/kons_doh.php

  2. Налоговый кодекс Российской Федерации часть вторая [Электронный ресурс]: компьютерная справочно-правовая система России Консультант плюс. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=170606;div=LAW;rnd=0.8763518300221381

  3. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016-2017 годов [Электронный ресурс]: официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. – Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/201409261

Просмотров работы: 22103