НОВОВВЕДЕНИЯ В НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ДОБЫЧИ НЕФТЕГАЗОВЫХ РЕСУРСОВ НА КОНТИНЕНТАЛЬНОМ ШЕЛЬФЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

НОВОВВЕДЕНИЯ В НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ДОБЫЧИ НЕФТЕГАЗОВЫХ РЕСУРСОВ НА КОНТИНЕНТАЛЬНОМ ШЕЛЬФЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В последнее время освоению континентального шельфа уделяется повышенное внимание со стороны ведущих компаний нефтегазового рынка. В связи с этим все большую актуальность приобретают вопросы формирования налоговых обязательств, при осуществлении хозяйственной деятельности на континентальном шельфе.

Континентальный шельф — это территория с особым правовым статусом, он не является частью собственно территории государства. РФ обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права [3].

На континентальном шельфе РФ находится 43 месторождения углеводородного сырья, структура запасов и ресурсов которых представлена в табл. 1.

Таблица 1

Структура ресурсов углеводорода на континентальном шельфе России*

Акватории (моря)

Запасы, млрд. т.

Ресурсы, млрд. т.

Числоместорождений, шт.

Баренцево

4519,52

25794,68

11

Печорское

-

-

-

Карское

3731,81

37478,64

11

Лаптевых

-

3260,0

-

Восточно-Сибирское

-

5583,0

-

Чукотское

-

3335,0

-

Берингово

-

1075,0

-

Охотское

1737,24

6977,96

8

Японское

4,55

481,05

1

Каспийское

801,92

2651,53

7

Азовское

23,34

389,03

3

Черное

-

634,77

-

Балтийское

9,86

56,14

2

Тихий океан

0,75

112,25

-

Итого

10828,27

87829,78

43

* Источник: составлено автором на основании данных источника [2].

Начальные суммарные ресурсы шельфовых зон России по имеющимся на сегодня оценкам составляют около 136 млрд т., извлекаемые суммарные ресурсы – более 100 млрд. т. нефти и газа составляют в общем объеме соответственно 13 и 87 % (примерная оценка).[3].

Распределение начальных суммарных ресурсов по шельфам морей РФ представлено на рис. 1.

Рисунок 1- Распределение начальных суммарных ресурсов по шельфам морей РФ*

*Источник: составлено автором на основании данных источника [2].

Анализ структуры распределения по акваториям показывает, что наибольшая доля (около 67 %) приходится на моря Западной Арктики – Баренцево, Печорское и Карское. Следующие места в порядке убывания занимают Охотское, Восточно-Сибирское и Каспийское моря.

В настоящее время одной из главных причин, сдерживающих проведение полномасштабных геологоразведочных работ и освоения запасов нефти и газа на российском континентальном шельфе, является несовершенство действующего налогового законодательства.

Налогообложение доходов в нефтяной отрасли России выстроено как двухуровневая система (рис.2).

Рисунок 2 - Налогообложение доходов в нефтяной отрасли России*

*Источник: составлено автором на основании информации из источника [1].

Сложившаяся в РФ система налогообложения в должной мере не учитывает специфики добычи нефтегазовых ресурсов на континентальном шельфе. Это приводит к тому, что государство не получает причитающейся ему, как собственнику недр, справедливой доли природной ренты при добыче углеводородного сырья [2].

Для целей оптимизации и регулирования данной сферы налогообложения с 01.01.2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 30.09.2013 г. №268-ФЗ. Документ внес изменения в обе части Налогового кодекса в связи с налоговым и таможенно-тарифным стимулированием деятельности по добыче углеводородного сырья на континентальном шельфе РФ. [5].

Закон настолько меняет порядок налогообложения и таможенно-тарифного регулирования новых морских месторождений, что можно говорить о введении фактически нового налогового режима. В частности, сделана попытка повысить рентабельность шельфовых проектов путем переноса налогового бремени на стадию активной эксплуатации месторождений (применение НДПИ по адвалорной ставке и отказ от экспортной пошлины), снижения налогов, взимаемых на инвестиционной стадии (налог на имущество и транспортный налог) и либерализации политики учета расходов (налог на прибыль).

Прежде всего, от уплаты вывозной таможенной пошлины освобождаются нефть сырая, природный газ, газовый конденсат, а также широкая фракция легких углеводородов, полученных при разработке нового морского месторождения углеводородного сырья. Это положение является наиболее важным изменением, значительно улучшающим экономику шельфовых проектов.

Важные изменения коснулись и порядка налогообложения прибыли. Так, владельцы лицензий и операторы новых морских месторождений получили право применять специальный повышающий коэффициент (но не выше 3) к основной норме амортизации в отношении основных средств, используемых при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья, а также формировать резерв предстоящих расходов, связанных с завершением деятельности по добыче углеводородного сырья. Кроме того, они получили возможность переносить убытки на будущее без ограничения срока такого переноса. Напомним, что в общем случае организации вправе осуществлять перенос убытка на будущее в течение десяти лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток.

Норма закона так же предоставляет возможность применять экспортную ставку НДС (0%) и соответственно право на налоговый вычет «входящего» НДС. На работы (услуги) по перевозке и транспортировке добытых на континентальном шельфе углеводородов за рубеж распространяются теперь нормы о международной перевозке, к которой применяется ставка НДС 0%. Это позволит оптимизировать налоговые обязательства компаний [4].

В целом Россия серьезно изменила подход к налогообложению шельфовых проектов, который больше соответствует мировой практике. Внесенные изменения должны обеспечить более адекватное распределение доходов от добычи нефти между инвесторами и государством и как результат стимулировать добычу на шельфе, развитие новых технологий, улучшение инфраструктуры и повышение занятости населения в северных регионах нашей страны.

Литература

  1. Налоговый Кодекс Российской Федерации (части первая и вторая): По состоянию на 15 ноября 2014 года). – Новосибирск: сиб. Унив. Изд-во, 2014

  2. Вести Экономика [Электронный ресурс]: официальный сайт газеты. – Режим доступа: URL: http://www.vestifinance.ru

  3. Российская Газета [Электронный ресурс]: официальный сайт газеты. – Режим доступа: URL: http://www.rg.ru

  4. Нововведения в налогообложение [Электронный ресурс]: официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ. – Режим доступа: URL: http://analytic.nalog.ru

  5. КонсультантПлюс: Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2014 года [Электронный ресурс]: официальный сайт КонсультантПлюс. – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru

Просмотров работы: 1199