В последнее время освоению континентального шельфа уделяется повышенное внимание со стороны ведущих компаний нефтегазового рынка. В связи с этим все большую актуальность приобретают вопросы формирования налоговых обязательств, при осуществлении хозяйственной деятельности на континентальном шельфе.
Континентальный шельф — это территория с особым правовым статусом, он не является частью собственно территории государства. РФ обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права [3].
На континентальном шельфе РФ находится 43 месторождения углеводородного сырья, структура запасов и ресурсов которых представлена в табл. 1.
Таблица 1
Структура ресурсов углеводорода на континентальном шельфе России*
Акватории (моря) |
Запасы, млрд. т. |
Ресурсы, млрд. т. |
Числоместорождений, шт. |
Баренцево |
4519,52 |
25794,68 |
11 |
Печорское |
- |
- |
- |
Карское |
3731,81 |
37478,64 |
11 |
Лаптевых |
- |
3260,0 |
- |
Восточно-Сибирское |
- |
5583,0 |
- |
Чукотское |
- |
3335,0 |
- |
Берингово |
- |
1075,0 |
- |
Охотское |
1737,24 |
6977,96 |
8 |
Японское |
4,55 |
481,05 |
1 |
Каспийское |
801,92 |
2651,53 |
7 |
Азовское |
23,34 |
389,03 |
3 |
Черное |
- |
634,77 |
- |
Балтийское |
9,86 |
56,14 |
2 |
Тихий океан |
0,75 |
112,25 |
- |
Итого |
10828,27 |
87829,78 |
43 |
* Источник: составлено автором на основании данных источника [2].
Начальные суммарные ресурсы шельфовых зон России по имеющимся на сегодня оценкам составляют около 136 млрд т., извлекаемые суммарные ресурсы – более 100 млрд. т. нефти и газа составляют в общем объеме соответственно 13 и 87 % (примерная оценка).[3].
Распределение начальных суммарных ресурсов по шельфам морей РФ представлено на рис. 1.
Рисунок 1- Распределение начальных суммарных ресурсов по шельфам морей РФ*
*Источник: составлено автором на основании данных источника [2].
Анализ структуры распределения по акваториям показывает, что наибольшая доля (около 67 %) приходится на моря Западной Арктики – Баренцево, Печорское и Карское. Следующие места в порядке убывания занимают Охотское, Восточно-Сибирское и Каспийское моря.
В настоящее время одной из главных причин, сдерживающих проведение полномасштабных геологоразведочных работ и освоения запасов нефти и газа на российском континентальном шельфе, является несовершенство действующего налогового законодательства.
Налогообложение доходов в нефтяной отрасли России выстроено как двухуровневая система (рис.2).
Рисунок 2 - Налогообложение доходов в нефтяной отрасли России*
*Источник: составлено автором на основании информации из источника [1].
Сложившаяся в РФ система налогообложения в должной мере не учитывает специфики добычи нефтегазовых ресурсов на континентальном шельфе. Это приводит к тому, что государство не получает причитающейся ему, как собственнику недр, справедливой доли природной ренты при добыче углеводородного сырья [2].
Для целей оптимизации и регулирования данной сферы налогообложения с 01.01.2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 30.09.2013 г. №268-ФЗ. Документ внес изменения в обе части Налогового кодекса в связи с налоговым и таможенно-тарифным стимулированием деятельности по добыче углеводородного сырья на континентальном шельфе РФ. [5].
Закон настолько меняет порядок налогообложения и таможенно-тарифного регулирования новых морских месторождений, что можно говорить о введении фактически нового налогового режима. В частности, сделана попытка повысить рентабельность шельфовых проектов путем переноса налогового бремени на стадию активной эксплуатации месторождений (применение НДПИ по адвалорной ставке и отказ от экспортной пошлины), снижения налогов, взимаемых на инвестиционной стадии (налог на имущество и транспортный налог) и либерализации политики учета расходов (налог на прибыль).
Прежде всего, от уплаты вывозной таможенной пошлины освобождаются нефть сырая, природный газ, газовый конденсат, а также широкая фракция легких углеводородов, полученных при разработке нового морского месторождения углеводородного сырья. Это положение является наиболее важным изменением, значительно улучшающим экономику шельфовых проектов.
Важные изменения коснулись и порядка налогообложения прибыли. Так, владельцы лицензий и операторы новых морских месторождений получили право применять специальный повышающий коэффициент (но не выше 3) к основной норме амортизации в отношении основных средств, используемых при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья, а также формировать резерв предстоящих расходов, связанных с завершением деятельности по добыче углеводородного сырья. Кроме того, они получили возможность переносить убытки на будущее без ограничения срока такого переноса. Напомним, что в общем случае организации вправе осуществлять перенос убытка на будущее в течение десяти лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток.
Норма закона так же предоставляет возможность применять экспортную ставку НДС (0%) и соответственно право на налоговый вычет «входящего» НДС. На работы (услуги) по перевозке и транспортировке добытых на континентальном шельфе углеводородов за рубеж распространяются теперь нормы о международной перевозке, к которой применяется ставка НДС 0%. Это позволит оптимизировать налоговые обязательства компаний [4].
В целом Россия серьезно изменила подход к налогообложению шельфовых проектов, который больше соответствует мировой практике. Внесенные изменения должны обеспечить более адекватное распределение доходов от добычи нефти между инвесторами и государством и как результат стимулировать добычу на шельфе, развитие новых технологий, улучшение инфраструктуры и повышение занятости населения в северных регионах нашей страны.
Литература
Налоговый Кодекс Российской Федерации (части первая и вторая): По состоянию на 15 ноября 2014 года). – Новосибирск: сиб. Унив. Изд-во, 2014
Вести Экономика [Электронный ресурс]: официальный сайт газеты. – Режим доступа: URL: http://www.vestifinance.ru
Российская Газета [Электронный ресурс]: официальный сайт газеты. – Режим доступа: URL: http://www.rg.ru
Нововведения в налогообложение [Электронный ресурс]: официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ. – Режим доступа: URL: http://analytic.nalog.ru
КонсультантПлюс: Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2014 года [Электронный ресурс]: официальный сайт КонсультантПлюс. – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru