К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Лашкова Л.Л. 1, Итальянцева И.В. 1
1Сургутский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, одним из приоритетов образования является речевое развитие ребенка-дошкольника, позволяющее успешно общаться в кругу взрослых и сверстников. В Стандарте отмечено, что «речевое развитие включает владение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Значение выразительной речи в жизни человека неоспоримо. Эмоционально окрашенное слово – важный инструмент общения. Ребенок попадает в школу с 6-7 лет. С первых же дней становятся слышны примитивные речевые конструкции одних детей и образная эмоциональная речь других. Зачастую корни этого явления в семье. К сожалению, большинство родителей не имеют возможности, умения и желания заниматься развитием речи своих детей. В связи с этим дошкольная образовательная организации призвана помочь семье сформировать у ребенка качества культуры речи, в том числе выразительность, точность, логичность, действенность.

Б.Н. Головин отмечает, что выразительностью речи называются такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя. Для ее формирования ученый выделил определенные условия: самостоятельность мышления автора речи; интерес автора к тому, о чем он говорит; хорошее знание языка, его выразительных возможностей; знание свойств и особенностей языковых стилей; систематическая и осознанная тренировка речевых навыков; психологическая целевая установка автора на выразительность.

Особое значение имеет точка зрения, которая излагается в работах Б.Н. Головина, З.В. Савковой, О.И. Марченко, О.В. Акуловой и др. Данными авторами выразительность трактуется как интегративная особенность речи, включающая звуковые, лексические и грамматические средства. Считаем необходимым рассмотреть каждый элемент этой системы с целью определения содержания работы по развитию выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.

Главным элементом выразительной речи является интонация. Основными ее компонентами выступают тон речи, интенсивность звучания (громкость), темп и паузы. Функциональное назначение интонации реализуется с помощью голоса, который выполняет важнейшие коммуникативные функции: привлекает внимание слушателей, настраивает на восприятие содержания речи, выражает смысл высказывания и эмоциональное отношение говорящего к предмету речи. Высота звучания голоса делится на три регистра: низкий, средний, высокий. Произвольное повышение – понижение голоса зависит от содержания речи. Большим недостатком считается монотонность. Она возникает в том случае, когда высота звука остается неизменной на всем протяжении речи.

Важным средством интонирования является темп речи. Под темпом понимается как быстрота речи в целом, так и ускорение – замедление с учетом пауз между речевыми элементами. Он определяется содержанием предложений. Чувства восторга, радости, гнева ускоряют темп речи, а подавленность, инертность, раздумье – замедляют его.

Паузы помогают более точно оформить течение мысли, облегчают восприятие речи. Логические паузы и ударение помогают выделить отдельные слова в зависимости от смысла высказывания. Психологические паузы передают эмоционально личностный смысл речи.

О.В. Акулова отмечает, что интонация включает в себя целый комплекс средств выразительности, благодаря которым выполняет многообразные функции: различает коммуникативные типы высказывания; дифференцирует части высказывания соответственно их смысловой важности; выражает конкретные эмоции; вскрывает подтекст высказывания; характеризует говорящего и ситуацию общения.

Если интонация признается основным средством выразительности звучащей речи, то лексика считается главным ингредиентом языковой выразительности. Поэтому целесообразно рассмотреть изобразительно-выразительные средства языка, использование которых способствует развитию выразительности речи.

Одними из наиболее распространенных способов создания выразительности являются сравнения (в нем названо то, что сравнивается; то, с чем сравнивается; тот признак, по которому сравнивается); эпитет (художественное определение) и метафора (словосочетание, имеющее семантику скрытого сравнения). Выразительности в заметной степени способствуют средства и приемы из области грамматики: эллипсис – предложение с пропущенным грамматическим членом; повторы, среди которых выделяются анафора (единоначатие в начале смежных строк), эпифора (повторение слов в конце предложения), кольцо (повторение слов в начале и в конце фразы), композиционный стык (повторение слова в конце предложения и в начале следующего).

Таким образом, выразительность речи можно рассматривать как интегративное явление, включающее интонационную выразительность (тор речи, громкость, темп, паузы), лексическую выразительность (использование изобразительно-выразительных средств речи – сравнений, эпитетов, метафоры и др.) и грамматическую выразительность (построение простых и сложных предложений различных конструкций, разнообразие синтаксических конструкций).

Изучая речь детей дошкольного возраста, С.Л. Рубинштейн отмечал, что на первых этапах развития речь ребенка отличается яркой, но неосознанной и непроизвольной выразительностью. В дальнейшем к 5-6 годам наблюдается спад выразительности и яркости речи. Речь становится менее эмоциональной и экспрессивной, в высказываниях детей наблюдается сдержанность, в меньшей мере используются ребенком неречевые средства. Причина в том, что прежние средства выразительности уже не удовлетворяют ребенка, они перестают отражать его более глубокие интеллектуальные чувства, а новые средства выразительности еще не освоены. В своих работах психолог высказывает предположение, что эмоциональная впечатлительность ребенка создает предпосылки и возможности для дальнейшего развития у детей сознательных форм выразительности речи. Однако для того, чтобы эти возможности превратились в действительность, необходимо в процессе воспитания вооружить ребенка выразительными средствами: эмоциональность ребенка обуславливает у него потребность в выразительном слове.

О.С. Ушакова отмечает, что развитие логичности речи надо проводить параллельно с развитием выразительности. Только тогда педагог сможет развивать сознательную речь, которая должна быть связной, точной и выразительной. Основная задача, по мнению ученого, не только понимать выразительность речи, но и активно употреблять основные средства выразительности в своей речи. Процесс формирования образности речи старших дошкольников нашел отражение в трудах Н.В. Гавриш. По мнению ученого, целостное восприятие детьми художественной литературы и фольклора невозможно без осознания ими художественно-образной системы языка. Это осознание в значительной степени зависит от понимания значения образных выражений. Литературное произведение и произведения фольклора, по утверждению Н.В. Гавриш, оказывают огромное влияние на детскую речь, которая под воздействием обучения становится более точной, образной, выразительной.

Работа по формированию выразительности речи у дошкольников должна пронизывать всю жизнь детей в детском саду, должна вестись на всех занятиях, включаться во все режимные моменты, начиная с момента прихода ребенка в детский сад.

Считаем, что выразительность речи чрезвычайно важна для ребенка. Прежде всего, она обеспечивает оформление фраз как целостных смысловых единиц, вместе с тем, обеспечивает передачу о коммуникативном типе высказывания, об эмоциональном состоянии говорящего. Воспитание ритма и интонации является не только проблемой улучшения выразительности самой речи, но, как неоднократно отмечали классики педагогики и психологии, богатая интонационная речь способствует общему психическому развитию ребенка и облегчает обучение.

Литература:

  1. Воевода, О.Н. Развитие речи дошкольника [Текст] / О.Н. Воевода. – Минск: Сфера, 2009. – 194 с.

  2. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / О.С. Ушакова, Струнина Е.М. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 288 с.

  3. Ушакова, Знакомим дошкольников с художественной литературой [Текст] / О.С. Ушакова, Гавриш Н.В. – М: ТЦ «Сфера», 1998. – 224 с.

  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – Режим доступа: http://www.firo.ru/

Просмотров работы: 6921