ФИНАНСОВАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ КАК ПРОБЛЕМА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ФИНАНСОВАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ КАК ПРОБЛЕМА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Переверзева Е.С. 1, Седойкина Е.И. 1
1Белгородский юридический институт МВД России
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Российская Федерация переживает сложный исторический период становления новых социально-экономических отношений. Переход к новым формам государственного управления происходит в условиях постоянного дефицита и противоречивости правовой базы, регулирующей экономические отношения, отставания законодательства от реально происходящих в обществе процессов.

В международных отношениях Россия сталкивается со стремлением промышленно развитых стран, крупных иностранных корпораций использовать ситуацию в России и государствах - участниках Содружества Независимых Государств в своих экономических и политических интересах.

Все это делает особо актуально целенаправленную деятельность по обеспечению экономической безопасности страны и ее граждан на основе единой государственной стратегии [5].

Экономическая безопасность представляет собой своего рода стабильность и нормальное состояние торговли какого-либо хозяйствующего субъекта. Национальная экономическая безопасность – это защищенность экономики и торговой сферы государства от внутренних и внешних неблагоприятных факторов.Стабильное и уверенное развитие российской экономики, ее конкурентоспособность как на внутреннем и внешнем рынках напрямую зависят от государственной стратегии обеспечения экономической безопасности страны. Если рассматривать Российскую экономику с точки зрения экономической безопасности, то ее характеризует финансовая нестабильность, спад производства, «утечка мозгов», инфляция и девальвация национальной валюты.

Финансовую безопасность любого государства определяют такие факторы:

– уровень финансовой независимости (при этом большое значение имеет размер внешней финансовой помощи со стороны международных финансовых учреждений, экономических группировок, правительств отдельных стран, объем иностранных инвестиций в национальную экономику);

– характер финансово-кредитной политики (как внутренней, так и внешней), которую проводит государство;

– политический климат в стране;

– уровень законодательного обеспечения функционирования финансовой сферы.

Финансы в современном мире представляют собой основу торгово-экономических отношений. Финансовая нестабильность в Российской Федерации развивает огромные масштабы. Чтобы понять причины такой нестабильности и найти все возможные пути решения этой глобальной проблемы экономической безопасности Российской федерации необходимо принцип деятельности механизма финансовой системы.

В настоящее время политических перемен финансовая нестабильность проявляется как никогда раньше. Финансовая нестабильность может быть определена как любое отклонение от оптимального инвестиционно-сберегательного баланса в силу несовершенства финансовой системы [3]. Основные причины финансовой нестабильности экономики нашего государства можно разделить на внутренние и внешние. Внутренние причины порождаются в основном не адекватной финансово-экономической политикой, элементарными просчетами органов власти и управления, ошибками, злоупотреблениями и иными в управлении финансовой системой государства. В современных условиях особую роль играют внешние причины. Среди основных причин возникновения внешних угроз финансовой безопасности России, по моему мнению, следует выделить следующие:

–стремительное развитие процесса транснационализации экономических связей;

–интернационализации мирового хозяйства ,

–постоянное увеличение огромной массы капиталов, крайняя подвижность которых создает напряженную обстановку,

–высокая степень концентрации финансовых ресурсов, как на макроэкономическом уровне, так и на микроэкономическом уровне;

–растущая автономизация субгосударственных субъектов, располагающих значительной финансовой властью, их влияние на хозяйственные комплексы отдельных стран;

–высокая степень мобильности и взаимосвязи финансовых рынков на базе новейших информационных технологий;

–многообразие финансовых инструментов и высокая степень их динамизма;

–беспрецедентное взаимопроникновение внутренней и внешней политики государств, которые все больше и больше зависят от мировых финансов;

–усиление конкуренции и трений между государствами в экономической и иных сферах, использование мощными экономическими факторами стратегий завоевания мирового экономического пространства;

–чрезмерная зависимость национальных экономик от иностранного краткосрочного спекулятивного капитала, делающая их финансовые системы чрезвычайно уязвимыми;

–глобальное нарастание неустойчивости мировой финансовой системы;

–возникновение угрожающих кризисных тенденций, неспособность современных финансовых институтов эффективно их контролировать.

В таких условиях проблему финансовой безопасности России трудно переоценить. Поэтому, в современных условиях особую актуальность имеет задача разработки решения данной проблемы путем стабилизации внешней и внутренней рыночной экономики.

Необходимость вмешательства государства в экономику вытекает, с одной стороны, из особенностей функционирования самой рыночной системы, неспособной справиться с решением ряда важных проблем и ситуаций (провалы рынка), с другой стороны, из усиления целостности современных общественных систем, требующей институционального представления общих для всех субъектов интересов. Последнее оказывается особенно значимым в условиях современной НТР, перехода к постиндустриальной цивилизации и резкого усиления интернационализации экономической жизни.

В первую очередь, необходимо признать роль государства в сохранении и поддержании самой рыночной среды. Именно государство посредством правового регулирования обеспечивает установление и соблюдение "правил игры" основных экономических агентов, законодательно определяет и защищает права собственников, содействует сохранению конкурентных начал в экономике, пресекает формы недобросовестной конкуренции, регламентирует многие стороны экономической деятельности и т.д. Государство обеспечивает нормальное функционирование денежной системы, что особенно важно в условиях отказа от золотого стандарта. Элементы принуждения, которые неизбежно присутствуют в правовом регулировании, на первый взгляд, ограничивают свободу реализации и первенство частных интересов, которые обоснованно считаются фундаментом рыночной экономики. На самом же деле, принуждение оказывается способом снижения трансакционных издержек (Р. Коуз) - издержек ведения переговоров, получения достоверной информации, издержек рискованных действий частных структур, которые были бы исключительно велики при отсутствии государственного контроля и гарантий. Такое принуждение осуществляется государством в интересах всех основных экономических субъектов и общества в целом. Но, в свою очередь, если издержки государственного управления оказываются выше трансакционных издержек, это повод для ухода государства из соответствующих сфер.

Еще одной важной причиной резкого вмешательства государства в экономическую сферу является обязательность изготовления своего рода общественных благ. Общественными благами в экономической терминологии являются блага, обладающие следующими основными свойствами:

– неисключаемостью – блага не могут быть предоставлены одному лицу так, чтобы не предоставить их в распоряжение других людей;

– неконкурентностью – будучи предоставлены одному лицу, могут быть предоставлены другим без дополнительных издержек.

Производство и предложение таких благ оказывается невыгодным, если вообще возможным. Большое количество людей будут пользоваться такими благами бесплатно. Общественные блага по характеристике их свойств изготавливаются ,в основном, государством и государственными предприятиями, либо фирмами, которые являются подрядчиками государства и предоставляются в пользование бесплатно, финансируются за счет средств государственного бюджета. Но при этом достаточно обширной проблемой является определение объемов производства благ и соответствующих затрат ресурсов, традиционный рыночный механизм выявления равновесных объемов и цен здесь не срабатывает.

В настоящее время на финансовых рынках сосредоточена основная часть активов развитых стран, и объёмы торгов по этим активам достигают колоссальных размеров, что в свою очередь поднимает вопрос о стабильности на финансовых рынках. Для термина финансовая нестабильность не существует однозначного определения, по мнению западных экономистов, проблема финансовой нестабильности может быть рассмотрена сквозь призму банковского кризиса, как совокупность влияния факторов перераспределения ресурсов в течение экономического цикла, компенсацию ресурсов в период дефицита и размещение ресурсов в период профицита, как процесс успешного поддержания инвестиционно-сберегательного баланса.

Поэтому, исходя из состояния экономики и экономического развития России, необходимо создать законопроекты по урегулированию механизма рыночной экономики, как с внутренней, так и с внешней стороны.

Следующим шагом должно стать восстановление экономической пригодности российского рынка на мировом рубеже, актуальность продажи сырья за рубеж по высоким ценам, т. к. многие ресурсы исчерпаемы.

Что касается внутренней рыночной экономики, со стороны государства необходимо увеличить разработку материалов для создания продукции без вмешательства зарубежных инноваций.

Поскольку Российская Федерация является одной из сильнейших держав в мире, с огромным запасом природных ресурсов, территорией и богатством этнических составляющих ее народов, она должна восстановить свою рыночную экономику для дальнейшего укрепления и развития своего положения на финансовом рынке, что позволит в будущем избежать финансовую нестабильность.

Список использованных источников:

  1. Купрещенко Н.П. Экономическая безопасность: Учебное пособие. М.: Академия экономической безопасности МВД России. 2005. С. 30-31.

  2. Климонова А.Н. Основные подходы к исследованию понятий «экономическая безопасность» и «экономическая безопасность государства» // Социально-экономические процессы и явления. 2014. Т. 9. № 8. С. 54-60.

  3. Петтерс Э. Хаус и порядок на рынках капитала. Новый аналитический взгляд на циклы, цены и изменчивость рынка.;М. –.: 2001. – С. 27.

  4. Радюкова Я. Ю., Шамаев И. Н. Экономическая безопасность страны как многоуровневая система элементов и отношений // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов. Вып. 1-2. 2011. С. 194-198.

  5. Указ Президента РФ от 29.04.1996 № 608 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)»

Просмотров работы: 8361