ТЕЛЕСНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА В ТЕХНОГЕННОМ МИРЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ТЕЛЕСНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА В ТЕХНОГЕННОМ МИРЕ

Алиева Н.З. 1, Некрасова Е.Г. 1
1Институт сферы обслуживания и предпринимательства (ф) ДГТУ в г. Шахты
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В статье рассматривается проблема трансформации телесности человека, связанная с возникновением кластера конвергентных технологий, в который входят нано-. био, инфо- и когнитивные технологии. Актуальность исследований по данной научной проблеме обусловлена необходимостью философского осмысления специфики конвергентных технологий, которые выдвинулись на передний план научных исследований и приобрели статус «прорывных», «инновационных» технологий, трансформирующих социум за счет синергийных взаимоусиливающих эффектов.

Ключевым фактором происходящего «мегатехнологического сдвига» в развитии общества становятся конвергентные технологии – такие технологии, которые возникают на основе взаимодействия научных достижений в различных областях знания, а также взаимодействия нано-, био-, инфо-, когнитивных технологий, в результате которого трансформируется сложная синергетическая метасистемная целостность. Появление таких технологий может изменить не только формы нашей деятельности, но и нас самих. Конвергентные технологии становятся трансформативными техниками, ведущими к изменению человека как вида, влекущему за собой изменение идентичности человека - понимания человеком себя «как такового».

В настоящее время в философии и антропологии отмечается радикальный поворот в представлениях о природе и телесности человека, основаниями которого становятся следующие новации. Во-первых, возможность научно-технологической экспансии в мир человеческих генов, которая изменяет геном, генетику человека. Изменение биологической природы человека создает реальную возможность так называемого расширения человека, перехода его в техночеловека, постчеловека, неочеловека и т.п. Останется ли он от этого человеком и изменится отношение человека к самому себе?

Во-вторых, нанотехнологии несут возможность бесконечной замены всех атомов и клеток человека на новые, что ведет его к бесконечной жизни и бессмертию. Но останется ли такая модифицированная система человеком или же станет искусственным существом, клоном или киборгом с искусственным разумом? Останутся ли у него эмоции, и будет ли он духовным и нравственным?

Вот тут и возникают противники и сторонники постчеловека. В проблематике природы человека происходят коренные изменения. Экспансия новых течений и взглядов подрывает понимание человеческой природы как онтологически неизменной и вечной и разжигает вновь вековечный дискурс о ней. С одной стороны, старая философская антропология и биоэтика, с другой стороны, трансгуманизм, иммортализм, концепция технологической сингулярности и др. Две непримиримых группы полярных концепций вступают в противоборство, разрешить которое может только критерий человечности, определение человеческой природы [1].

Поскольку человек обладает свободой воли, то именно он волен не только вносить определения человеческой природы, но и менять ее саму. Об этом пишут В.С. Лукьянец и О.Н. Соболь: «Человек – это существо, которое способно и устанавливать, и преодолевать границы любых своих определений. И так как определенность человека (помимо всего прочего) зависит и от его воли, то это означает, что любая его определенность не окончательна. … Воля человека способна превращать любую определенность человека в неопределенность. Человеческое существование в мире, таким образом, предстает как нечто многоликое, неопределенное, пластичное, допускающее преобразования с помощью гуманотехнологий». И далее авторы развивают мысль о том, что «признание факта неокончательности, недоопределенности, непредзаданности человеческой природы побуждает современных философов рассматривать природу человека как предмет своеобразного искусства, в недрах которого осуществляются разнообразные конструкторские, дизайнерские, биохакерские проекты и замыслы» [2]. Эта мысль переходит в идею возможности трансформации, модификации, апгрейда человека, изменения его природы и телесности.

Литература

1. Alieva N.Z.. Human Corporeality and Identity Transformations in Texnogenic World. / / N.Z. Alieva // // World Applied Sciences Journal. – 28 (12): 2260-2264, 2013. http://www.idosi.org/wasj/wasj28(12)13/60.

2. В.С. Лукьянец, О.Н. Соболь. Проблема постчеловеческого будущего. http://www.transhuman.ru/node/677.

Просмотров работы: 876