ЭКСПРЕССИОНИЗМ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ 20 ВЕКА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ЭКСПРЕССИОНИЗМ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ 20 ВЕКА

Тюлина Д.T. 1
1ФГБОУ ВПО Шуйский филиал "ИвГУ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Экспрессионизм - направление, развивавшееся в европейском искусстве и литературе с 1905 по 1920-е гг. Экспрессионизм возник, как отклик на острейший социальный кризис 1-й четверти 20 века. И стал выражением протеста против уродств современной буржуазной цивилизации. Социально-критический пафос отличает многие произведения экспрессионизма от искусства авангардистских течений, развивавшихся параллельно с ним или сразу после него (кубизма, сюрреализма). Выдвигая протест против мировой войны и социальных контрастов. Мастера экспрессионизма совмещали протест с выражением мистического ужаса перед хаосом реального мира. Кризис современной цивилизации представал в произведениях экспрессионизма одним из звеньев апокалиптической катастрофы, надвигающейся на природу и человечество. Термин экспрессионизм впервые употребил в печати в 1911 Вальден - основатель экспрессионистского журнала «Штурм».

Черты экспрессионизма были воплощены в творчестве художников объединения «Мост» (Э. Л. Кирхнер, М. Пехштейн, Э. Хеккель, К. Шмидт-Ротлуф; к ним примыкал Э. Нольд, их творческие искания, устремленные к обострённому самовыражению «экспрессии». К субъективной выражении реальности, ярко принимали оттенок экспрессии, бунтарства. Наиболее созерцательными произведениями представителей общества «Синий всадник» (В. В. Кандинский, Ф. Марк и др.), их эстетическая программа была близка мистическим идеалам немецких романтиков, здесь появляется одни из наиболее ранних образцов абстрактного искусства. Вне этих объединений работали живописец, график и писатель О. Кокошка, скульптор, график и писатель Э. Бардах, живописец и график М. Бекман, скульптор В. Лембрук. Наряду с живописью и скульптурой - чаще всего «яростно» - эмоциональными по манере, тяготеющими к острым цветовым контрастам или резким пространств, смещениям, - важное значение обрела станковая и книжная графика экспрессионизма, достигшая высоких результатов благодаря смелым сочетаниям гротеска и гиперболы, предельно концентрированным контрастам света и тени.

Яркие представители этого периода были ориентированы на одну цель - усилить выразительность в изображении. У экспрессионистов существовала так называемая троица в изобразительном искусстве: целостность, выразительность, лаконичность. В их творчестве возникают удивительные поры, экспрессия, даже некий взрыв, но картины сохраняют целостность и воспринимаются зрителем.

Целью художника было не изображение простых, обыденных, случайных явлений в погоне за мигом, а выражение единого, великого чувства наполняющего душу, захватывающего человека именно в тот момент созерцания, когда человек как будь то разрывает оковы повседневности и переступает границы возможного. А так же от посевного восприятия, от обыденного копирования действительности экспрессионисты переходят к творческому виденью жизни.

Искусство изображения действительности, уступает место искусству выражения, импрессионизм сменяется экспрессионизмом. В основе импрессионизма лежало усовершенствование средств для натуралистического воспроизведения действительности, которые наблюдаются и воспроизводятся. В основе экспрессионизма лежит стремление к проявлению духа, эмоций, к протесту против жестокой реальности.

Этот момент пытается выразить художник экспрессионист, протестуя против действительности. В Германии в это время излюбленными писателями становятся Толстой, Достоевский. Драматурги Франц Верфель, Антон Вильдганс, Георг Кайзер, Оскар Вальцель, лирик Эренштейн выдвигают идею нравственного очищения, сострадания, мира всего мира. Художники же выступают против нищенства. К этому высшему реализму, к очеловечиванию человека стремятся представители экспрессионизма.

Важнейшей особенностью для экспрессионизма является открытая визуальная, звуковая, вербальная энергетика «жизненного порыва», которая реально излучается большинством экспрессионистских работ и активно воздействует на психику зрителя помимо его воли.

Энергетический потенциал искусства, занимавший в традиционной культуре фоновое место, теперь выдвигается на первый план в качестве доминирующего, что абсолютизируют затем многие направления и творческие личности модернизма и постмодернизма.

Просмотров работы: 1279