К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Байниязова С.А. 1
1ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема организации досуга младших школьников является одной из актуальных проблем в современной педагогике. Решение задач воспитания и социализации младших школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы начального общего образования. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения [6].

Организация досуга младших школьников во внеурочной деятельности будет способствовать:

–овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;

-формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;

–формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.

Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности, в которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации. В новом ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Оно должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебную и внеурочную.

Задачами внеурочной деятельности являются:

-выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности;

-оказание помощи в поисках «себя»;

-создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

-формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;

-развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;

-создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

-развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

-оказание помощи в освоении позиции ученика за счёт включения в различные учебные сообщества, как в системе школьного дополнительного образования, так и в условиях творческих коллективов учреждения дополнительного образования детей;

-расширение рамок общения с социумом.

Мы считаем, что эффективность системы воспитания и социализации младших школьников может быть существенно повышена при создании особого уклада школьной жизни, частью которого является внеурочная деятельность.

К принципам реализации модели внеурочной деятельности относятся такие принципы как, учёт возрастных особенностей; сочетание индивидуальных и коллективных форм работы; включение в активную жизненную позицию и др.[6].

Как показал анализ литературы по данной проблеме исследования, программа организации внеурочной деятельности включает в себя такие направления деятельности: спортивно-оздоровительное, общеинтеллектуальное, художественно-эстетическое, социальное, духовно- нравственное.

Остановимся на организации досуговой деятельности [6].

Проблема организации детского досуга имеет особое значение в воспитании детей. Досуг это возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору [3, с.77].

По мнению И. Ю. Исаевой, досуговая деятельность это осознанная и целенаправленная активность человека, направленная на удовлетворение потребностей в познании собственной личности и окружающего мира, осуществляемая в условиях непосредственно и опосредованно свободного от работы времени [2].

В педагогическом энциклопедическом словаре дается классификация видов досуговой деятельности по пяти группам: отдых, развлечения, праздники, самообразование, творчество [3, с. 77].

И. Ю. Исаева выделяет следующие виды досуга:

1) микро-досугэто вид досуга, занимающий промежуток свободного времени, который определен небольшими временными рамками (например, перемена в школе, обеденный перерыв, и др.),

2) макро-досугэто такой вид досуга, который обусловлен большим временным интервалом (например, время после работы, выходные, праздничные дни и др.),

3) мега-досуг это вид досуга, непосредственно свободный от работы на значительный временной промежуток (например, отпуск, каникулы) [2].

Досуговая педагогика как воспитательный процесс в специфической сфере жизнедеятельности человека исходит из ряда положений, которые определяют все его стороны; содержание, методы, формы организации.

Наиболее общими исходными положениями являются: принцип интереса, единства реакреации (отдыха и восстановления сип) и дознания совместной деятельности (А. Ф. Воловик В. А. Воловик) [1].

К методам досуговой педагогики, которые представляют пути и способы осуществления этого процесса в сфере свободного времени. относятся: методы игры и игрового тренинга, методы театрализации, методы состязательности, методы равноправного духовного контакта, методы воспитывающих ситуаций, методы импровизации [2].

К формам организации досуга младших школьников во внеурочной деятельности относятся коллективные творческие дела, праздники, уроки этической грамматики, конкурсы, викторины,игры и др.

Более подробно рассмотрим игру, как одну из форм организации досуга младших школьников.

Игра это самостоятельный и законный для детей вид деятельности. Игра, как сказка, мультфильм, многократно повторяется в жизни ребенка, становится его воспитательным тренингом. В игре можно легко выявить симпатии и антипатии учащихся, кого они выбирают, предпочитают из сверстников («Третий лишний», «Ручеек», «Колечко» и др.). Игра выявляет знания и интеллектуальные силы ребенка (викторины «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», конкурсы, интеллектуально-познавательные игры и др.). Игры показывают уровень развития организаторских способностей детей, выявляют их физические способности: ловкость, силу, выносливость и др.

Наиболее важными функциями игры являются: 1) воспитательная функция; 2) развивающая функция; 3) функция межнациональной коммуникации; 4) коммуникативная функция; 5) диагностическая функция; 6) игротерапевтическая функция; 7) функция коррекции в игре; 8) развлекательная функция игры.

Большинству игр присущи четыре главные черты: 1) свободная развивающая деятельность; 2) творческий, импровизационный характер этой деятельности; 3) эмоциональная приподнятость деятельности; 4) наличие прямых или косвенных правил [2].

В педагогической литературе существуют разнообразные подходы к классификации игр. Наиболее полной и распространенной классификацией игр является классификация С. А. Шмакова. Он разделил все детские игры на следующие виды.

1. Физические и психологические игры и тренинги: а) двигательные (спортивные, подвижные, моторные); б) экстатические, экспромтные игры и развлечении; в) освобождающие игры и забавы; г) лечебные игры (игротерапия).

2. Интеллектуально-творческие игры: а) предметные забавы; б) сюжетно-интеллектуальные игры; в) дидактические игры (учебно-предметные, обучающие, познавательные); г) строительные, трудовые, технические, конструкторские, электронные, компьютерные игры, игры-автоматы.

3. Социальные игры: а) творческие сюжетно-ролевые (подражательные, режиссерские, игры-драматизации, игры-грезы); б) деловые игры (организационно-деятельностные, организационно-коммуникативные, организационно-мыслительные, ролевые, имитационные).

4. Комплексные игры (коллективно-творческая, досуговая деятельность) [4, 5].

Таким образом, в процессе внеурочной деятельности младшие школьники включаются в различные виды досуга, которые направлены на развитие познавательного интереса младших школьников, их коммуникативных, организаторских, творческих способностей, на формирование самостоятельности, лидерских качеств и др.

Список литературы

  1. Воловик, А. Ф. Педагогика досуга: Учебник. /А. Ф.Воловик, В. А. Воловик М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. – 240 с.

  2. Исаева, И. Ю. Досуговая педагогика: /И. Ю. Исаева. Магнитогорск: МаГУ, 2005. – 5 7с.

  3. Педагогический энциклопедический словарь. /Гл. ред. Б. М. Бим-Бад; М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – 528 с.

  4. Шмаков, С. А. Досуг школьников как социально-педагогическая проблема. /С.А.Шмаков. //Педагогика, 1980 С.43-48

  5. Шмаков, С. А. Игры учащихся как феномен культуры. /С. А. Шмаков. М.: Новая школа, 1994. – 240 с.

  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с.

 

6

 

Просмотров работы: 2508