СУЩНОСТЬ ЛИЗИНГА, МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ЛИЗИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ. - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СУЩНОСТЬ ЛИЗИНГА, МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ЛИЗИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ.

Косолапова А.А. 1, Кочеткова С.А. 2
1НИ МГУ им. Н. П. Огарева
2МГУ Огарева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Лизинг(от английского leasing – сдача в аренду) обозначает вид предпринимательской деятельности , заключающийся в инвестировании собственных или привлеченных финансовых средств в приобретение производственного оборудования с последующей сдачей его в аренду производственного оборудования.

Лизинг осуществляется специальными компаниями, банками, страховыми компаниями.

В лизинговой сделке обычно участвуют несколько субъектов:

  • лизингодатель;

  • лизингополучатель;

  • продавец имущества (поставщик);

  • банк (или другое кредитное учреждение), предоставляющий средства на приобретение предмета договора;

  • страховые компании, осуществляющие страхование возможных рисков, возникающих при лизинговой сделке.

Выделим основные виды лизинга:

  • В зависимости от состава участников сделки лизинг подразделяется на прямой и косвенный. Естественно, что банки могут участвовать только в косвенном лизинге.

  • По типу имущества разделяют лизинг движимого имущества и лизинг недвижимости.

  • По объему и условиям технического обслуживания передаваемого в лизинг имущества выделяют чистый лизинг, лизинг с полным набором услуг, лизинг с частичным набором услуг. Банки осуществляют чистый лизинг.

  • В зависимости от сегмента рынка, где реализуются лизинговые операции, выделяют внутренний лизинг, когда все участники сделки являются валютными резидентами одной страны, и внешний (международный) лизинг, когда одна из сторон либо все стороны являются резидентами разных стран. Внешний лизинг в свою очередь подразделяется на экспортный и импортный лизинг, иногда выделяют специально транзитный лизинг.

  • В соответствии со степенью окупаемости и условиями амортизации выделяют: финансовый и оперативный лизинг. Банки осуществляют только финансовый лизинг, который характеризуется полной окупаемостью и полной амортизацией, что ведет к полной выплате покупной стоимости объекта.

Лизинговая форма финансирования предприятий имеет ряд достоинств и недостатков. При этом выгоду от лизинга получают все участники: лизингополучатель, лизингодатель, производитель оборудования, банк.

Основные преимущества лизинга для лизингополучателя.

1.Льготное налогообложение. Один из главных признаков, отличающих обычную аренду от лизинга, - это ускоренная амортизация в целях налогообложения. Платежи по лизинговому контракту полностью относятся на себестоимость продукции и соответственно уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Вследствие использования ускоренной амортизации значительно сокращается период уплаты налога на имущество. Кроме того, платежи по НДС в бюджет уменьшаются на сумму НДС, уплаченного лизинговой компании.

2. Лизинг является дополнительным источником средне- и долгосрочного финансирования производственной деятельности, особенно если лизингополучатель имеет ограниченные возможности для получения долгосрочного кредита. Использование лизинга позволяет эффективно использовать оборотый капитал, инвестировать свободные денежные средства в производство и при этом получать высококачественное оборудование с привлечением профессионалов для его выбора и закупки.

3. Лизинг позволяет быстро реагировать на изменения конъюнктуры, обновлять капитал, не прибегая к крупномасштабным инвестициям , избегать морального старения оборудования.

4. Лизинг имеет некоторые преимущества по сравнению с банковским кредитом. Поскольку банковская система в России подвержена кризисам, получение долгосрочного коммерческого кредита является достаточно трудной задачей. Лизинговые компании заключают договоры на срок до 3-5 лет. Реализация промышленных проектов редко осуществляется за период меньше одного года. Соответственно, лизинг здесь являет собой пример более долгосрочного инвестирования, что делает его более предпочтительным.

5. Риск устаревания оборудования целиком ложиться на арендодателя. Арендатор имеет возможность постепенного обновления своего парка оборудования.

6. Международный лизинг в ряде случаев позволяет арендатору пользоваться налоговыми льготами страны арендатора за счет снижения арендных ставок.

Лизинг имеет ряд преимуществ и для поставщиков лизингового оборудования , так как дает дополнительные возможности сбыта своей продукции. Важно, что для поставщика оборудования лизинговая сделка является менее рискованной , так как риск возврата стоимости имущества берет на себя лизингодатель.

Для лизингодателя лизинг – один из видов предпринимательской деятельности, предполагающий привлечение заемных средств для инвестирования в приобретение оборудования ли использование для этого собственных средств. Этот вид деятельности расширяет рамки услуг, предоставляемых клиентам финансовыми институтами. Лизинг приносит предпринимательскую прибыль, а также доход от налоговых льгот.

Банк получает плату за использование кредита.

Выделим недостатки лизинга.

1.Лизингополучатель не выигрывает на повышении остаточной стоимости приобретенного имущества( в частности, из-за инфляции).

2.При международных мультивалютных лизинговых сделках существует вероятность возникновения валютных рисков, иначе говоря, проблема просто переносится с одного участника сделки на другого.

3. Стоимость лизинга больше ссуды: поскольку риск устаревшего оборудования ложится на лизингодателя, он берет большую комиссию для компенсации.

4. Наконец, как и всякое оборудование, лизинговое имущество морально устаревает со временем. В этом случае, если по лизинговому контракту (финансовый лизинг) платежи не прекращаются до конца контракта и лизингополучатель не имеет права прекратить действие контракта , лизингополучатель понесет убытки.

Сопоставляя преимущества и недостатки в каждом конкретном случае, можно прийти к выводу о возможности и эффективности использования лизинга в конкретной ситуации, однако в целом можно констатировать, что лизинг является важным и удобным инструментом в области долгосрочного финансирования.

Рассмотрим основные меры поддержки лизинговой деятельности в России.

Участие государственных органов в развитии лизинговой деятельности представляет лишь один, но важный аспект. Его важность подтверждается тем, что Федеральным Законом о финансовой аренде(лизинге), в котором подробно изложены общие положения и правовые основы лизинговых отношений, предусмотрены меры государственной поддержки лизинговой деятельности, представляющие собой несколько направлений(рис.1)

Рисунок 1 - Меры государственной поддержки лизинговой деятельности в России.

Исходя из рис. 2,можно отметить, что такая мера государственной поддержки лизинговой деятельности, как разработка и реализация федеральной программы развития лизинговой деятельности в РФ или в отдельном регионе как части программы среднесрочного и долгосрочного социально-экономического развития России или региона, безусловно находится в компетенции государства. Более того, от стратегии этой программы зависит не только перспективное развитие лизинговой деятельности , но и в определенной мере развитие отраслей промышленного производства, а также отдельных предприятий и организаций.

Следующая мера государственной поддержки- создание залоговых фондов для обеспечения банковских инвестиций в лизинг с использованием государственного имущества. На наш взгляд, такая мера необязательна, так как банковские инвестиции страхуются, распределяя лизинговые риски между банками, лизингодателями и лизингополучателями. Возможно, такая мера необходима в отношении лизинга сельскохозяйственной техники, так как нормальное и продуктивное функционирование сельского хозяйства во многом определяется объективными природными причинами, а, следовательно, в этом виде производственно – хозяйственной деятельности лизинговый риск достаточно велик.

Что касается долевого участия государственного капитала в создании инфраструктуры лизинговой деятельности в отдельных целевых инвестиционно-лизинговых проектах, то оно крайне необходимо. Создаваемая лизинговая и логистическая инфраструктура (строительство и реконструкция инфраструктурных объектов, строительство транспортных магистралей и т. д) призвана обслуживать не только лизинговую деятельность, но и удовлетворять государственные и муниципальные нужды.

Финансирование из государственного бюджета и предоставление государственных гарантий в целях реализации лизинговых проектов. Данная мера оправдывает себя только в том случае, если существует необходимость и взаимовыгода в такого рода участии, как выполнение государственных заказов отдельными предприятиями и организациями, или зависимость от импортных поставок определенных видов продукции.

Такая мера, как предоставление государственных инвестиционных кредитов для реализации лизинговых проектов, весьма спорна. Во-первых, банковские проценты по кредитам в настоящее время высоки (их необходимо либо снижать, либо предоставлять лизинговым компаниям при осуществлении процесса кредитования). Во-вторых, лизинговые компании, серьезно работающие на рынке лизинговых услуг, должны изыскивать собственные возможности пополнения инвестиционного капитала из других источников. В-третьих, в настоящее время все еще велики лизинговые риски при выдаче инвестиционных кредитов.

Далее – предоставление в законодательном порядке налоговых и кредитных льгот лизинговым компаниям(фирмам) в целях создания благоприятных экономических условий для их деятельности, следует отметить, что она крайне важна. Именного государство должно устанавливать, регламентировать, регулировать и контролировать налоговые и кредитные льготы, предоставляемые лизинговым компаниям. Приоритет государства также должен быть в создании, развитии, формировании и совершенствовании нормативно-правовой базы, обеспечивающей защиту правовых и имущественных интересов участников лизинговой деятельности.

И наконец, последней мерой государственной поддержки лизинговой деятельности является создание фонда государственных гарантий по экспорту при осуществлении международного лизинга отечественных машин и оборудования. Эта мера крайне необходима и должна осуществляться государством в обязательном порядке для поддержки отечественных производителей продукции, тем более, что ее конкурентоспособность на зарубежных рынках не столь высока.

Таким образом, меры государственной лизинговой деятельности включают в свой состав целый спектр направлений участия государства в этом виде предпринимательской деятельности, в том числе таких, в которых оно не участвует в настоящее время.

Анализ развития лизинга в мире позволил определить девять этапов эволюции форм и тенденции развития лизинговых отношений.

Эволюция форм лизинговой индустрии:

  1. этап ренты;

  2. этап арендных отношений;

  3. этап лизинговых отношений;

  4. этап операционного лизинга(конкуренция, развитие вторичных рынков);

  5. этап появления новых видов финансовых услуг;

  6. этап смещения и поглощения лизинговых компаний;

  7. этап зрелости;

  8. этап насыщения;

  9. этап сокращения рынка лизинга и развитие новых форм финансирований.

Развитие лизинга в России на сегодняшний день достигло восьмого этапа эволюции форм лизинговых отношений, на котором происходит насыщение рынка лизинга, характеризующегося выравниванием увеличения объема лизинга в соответствии с темпами роста экономики.

Схематично представим тенденции развития лизинговых отношений(рис.2).

Рисунок 2 – Тенденции развития лизинговых отношений

Крупнейшим экспортером лизинговых услуг в мире является США. В 2000 г. их объем составил 2,7 млрд долл. Совершенствование налогового и гражданского законодательства, системы бухгалтерского учета и отчетности в мире идет в направлении снижения налоговых выгод. Поэтому в различных странах использование того или иного вида и формы финансирования имеют свои особенности и преимущества в определенных ситуациях. Для выбора той или иной формы лизинга техники и оборудования необходим сравнительный анализ и значение законодательной базы. Анализ схем лизинга сельскохозяйственной техники в Германии показал, что стоимость машины увеличивается от первоначальной цены на 17-29%.

С целью совершенствования лизингового процесса Правительством Российской Федерации предпринимались определенные меры: привлечение коммерческих банков, ограничение влияния монопольного положения производителей техники и поставщиков и др. Вместе с тем, процесс совершенствования лизинга идет крайне медленно. Анализ зарубежного опыта организации лизинга в сельском хозяйстве показывает, что зарубежные лизинговые компании стремятся постоянно совершенствовать механизм лизинга путем улучшения качества услуг, предоставляя своим клиентам разнообразные формы финансирования в зависимости от условий ведения хозяйства.

Результаты исследований темпов развития лизинга в России и его доли ВВП представим в таблице 1.

Таблица 1- Индикаторы развития рынка лизинга

Показатели

2006г.

2007г.

2008г.

2009г.

2010г.

2011г.

2012г.

2013г. прогноз

2013г.

Прогноз эксперт РА

2014г.

Прогноз

Объем нового бизнеса, млрд. руб

399,6

997,5

720

315

725

1300

1320

1350

1425,6

1100

Темпы прироста,%

83,8

149,6

-27,8

-56,2

130,2

79,31

1,5

2,3

8,0

-18,5

Объем полученных лизинговых платежей, млрд. руб

136

294

402,8

320

350

275

560

700

800

650

Темпы прироста,%

78

116,2

37

-20,6

9,4

-21,43

3,7

7,1

42,9

8,3

Объем профинансированных средств, млрд. руб

201,1

537167

442

154

450

290

640

630

700

550

Темпы прироста, %

90

1202

-17,7

-6,5

192

-35,56

-13,2

1,6

9,4

-12,7

Совокупный портфель лизинговых компаний, млрд. руб

530

126,8

1390

960

1180

2100

2530

3000

-

3200

Темпы прироста, %

-

126,8

15,6

-31

23

7,97

36

18,6

-

6,7

Номинальный ВВП России, млрд. руб(Росстат)

26903,5

33111,4

41256

38797,2

44491,4

54369,1

62356,9

65000

-

60590

Доля лизинга в ВВП, %(3)

1,49

3,01

1,73

0,81

1,63

2,39

2,1

2,1

-

2,6

Доля лизинга в ВВП, %(4)

1,17

2,64

1,48

-

 

-

-

-

-

-

Результаты исследований показали, что рынок лизинга на период 2006-2013гг. действительно находится в точке максимального роста и развитие лизинга в России в стадии перехода на восьмой этап развития.

В рамках исследования основных параметров рынка лизинга с 2006-2012 гг. в разрезе географических сегментов и в целом по России были вскрыты основные закономерности его развития в России, детерминированы основные проблемы развития рынка финансового лизинга, основные факторы, негативно влияющие на эффективность и развитие лизинга.

Анализ тенденций развития рынка лизинга позволил вскрыть основные проблемы развития рынка финансового лизинга:

  1. Изменение состояние экономической системы, в связи с этим повышение или снижение платежеспособности реального сектора экономики;

  2. Удорожание стоимости кредитных денег по лизингу;

  3. Деятельность государства по регулированию финансово-кредитной системы.

Выявлены основные факторы, негативно влияющие на эффективность и развитие финансового лизинга в России:

  1. Несовершенство нормативно – правового регулирования лизинговой деятельности

  2. Существующий уровень налогообложения;

  3. По-прежнему процент по лизингу остается высоким;

  4. Недостаток финансовых средств сложности получения финансирования в лизинге.

Итак, исходя рассмотренных выше аспектов лизинговой деятельности, можно определить направления, которые будут способствовать развитию эффективной лизинговой деятельности в российской Федерации:

  1. Следует четко представить номенклатуру потенциальных объектов лизинговой деятельности по отраслям производства – это направление предусматривает проведение детальной классификации потенциальных объектов лизинга;

  2. Следует решить вопрос с финансированием лизинговой деятельности, в частности, с финансированием лизинговых компаний - для этого необходимо выявить и обосновать реальные источники финансирования, доступные лизинговым компаниям;

  3. Необходимо концентрировать потенциальные возможности лизинговых компаний в отношении поставщиков и лизингополучателей – это направление предусматривает создание крупных лизинговых компаний;

  4. Необходимо проанализировать существующие центры промышленного производства в региональном масштабе – для этого следует установить объемы промышленного производства и состав оборудования по их территориальному местонахождению;

  5. Необходимо рассчитать центры тяжести концентрации производства различных его отраслей, в которых должны быть созданы ремонтные базы, способные обслуживать лизинговое имущество, находящееся в эксплуатации и лизингополучателей.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Источник: рейтинговое агентство «Эксперт РА»

  2. Любецкий В. В. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник / В.В. Любецкий. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 350 с.

  3. Налоговый кодекс РФ п. 3 ст.259

  4. Постановлении Правительства РФ №633 от 29.06.1995 г. п 1 Положения о лизинге

  5. Семенов М.Н. Методические рекомендации по бухгалтерскому учету аренды, включая лизинг / М.Н. Семенов, М.В. Чистякова, О.А. Шлычкова. - М.: ИПБ России: ИД Бинфа, 2009. - 120 с.

  6. Федеральный закон « О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» от 1999г.

  7. Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде(лизинге)»(с изменениями от 8 мая 2010г)

8

Просмотров работы: 2299