В условиях рыночной экономики каждый специалист, который желает трудоустроиться на хорошую высокооплачиваемую работу, должен быть конкурентоспособен.Государство и общество в настоящее время ощущают острую нужду в высококвалифицированных кадрах, соответствующего уровня подготовки, компетентных и ответственных. Важным требованием выступает свободное владение не только своей профессией, но и ориентирование в смежных областях профессиональной деятельности.
Поскольку рабочая сила является реальным товаром на рынке труда, естественным является принцип конкуренции, основная цель которого – соответствие товара спросу. Условием соответствия спросу является конкурентоспособность товара. С точки зрения маркетинга, покупатель основывает свой выбор продукта по оценке его с двух сторон: полезного эффекта, получаемого от использования, и расходов, связанных с его приобретением и использованием. Термин «конкуренция», безусловно, можно употребить и по отношению к трудовым ресурсам. Молодые и неопытные работники наиболее часто сталкиваются с этим явлением на рынке труда. Таких специалистов вытесняют высококвалифицированные и опытные профессионалы, за плечами которых уже более 3-5 лет практической деятельности. Из-за этого многие выпускники вынуждены работать не по своей специальности, а именно там, где уровень конкуренции не такой высокий. Комплексным решением проблемы конкуренции трудовых ресурсов является повышение своей конкурентоспособности каждым молодым специалистом или выпускником.
В общем виде понятие «конкурентоспособность» означает способность определённого объекта или субъекта превзойти конкурентов в заданных условиях. Таким образом, для того, чтобы молодым работникам стать конкурентоспособными, они должны постоянно совершенствовать свои практические навыки и умения, изучать смежные области своей профессиональной деятельности. Конкурентоспособный специалист – это не только профессионал высокого уровня, а личность, обладающая нестандартным мышлением, способностью разбираться в проблемах, не пасовать перед трудностями, проявлять инициативу и самостоятельность, находить основания для правильных решений, непрерывно продолжая учиться самостоятельно.
Сельское хозяйство как специфическая отрасль экономики предъявляет свои требования к конкурентоспособному специалисту. Появление новых организационно – правовых форм коммерческих организаций, изменения в структуре занятых на селе настоятельно требуют формирования нового типа квалифицированных кадров. Современному сельскохозяйственному производству нужны не только специалисты – технологи, но и менеджеры, маркетологи, финансовые управляющие, специалисты-консультанты. В переходный период для решения всего комплекса задач по стабилизации и развитию сельскохозяйственного производства современному руководителю (специалисту), в первую очередь, необходимы профессиональные знания в сфере бизнеса и менеджмента.
Таким образом, конкурентоспособность специалиста сельского хозяйства представляет собой целый комплекс деловых и личностных качеств, включающий предпринимательские, организаторские и коммуникативные способности, умение работать с информацией, стремление к самосовершенствованию, к высокому качеству результатов своего труда.
При формировании конкурентных преимуществ специалистов из любой сферы необходимо учитывать интересы всех участников социально-трудовых отношений: работников, руководителей и государства. Для этого ряд авторов [2, 3] предлагают использовать методологию маркетинга, суть которого состоит в ориентации на потребителя, производство того, что пользуется спросом, что выгодно продать.
В задачах маркетинга кадров в сельском хозяйстве, разработанных А. М. Тетеревой, большой акцент был сделан на качество образовательного процесса в вузах и соответствие образовательных программ рыночным требованиям.
Каждое учебное заведение должны выработать свою индивидуальную систему поведения на рынке труда и создавать для выполнения таких задач соответствующие структуры – маркетинговые службы. Главными задачами образовательных учреждений не только производить, но и реализовывать свой товар, рекламировать его, вступать в необходимую отраслевую и территориальную кооперацию. [1]
Проведенные исследования различных аспектов деятельности высших образовательных учреждений и ссузов показали, что система подготовки специалистов требует тщательной проработки и адаптации к рыночным условиям и требованиям. В исследовании участвовали молодые специалисты вузов и техникумов, окончившие учебные заведения в течение последних 2-3 лет.
Как показывают результаты социологических опросов, при поступлении в учебные заведения 32% респондентов не имели никакого представления о своей будущей профессии, остальные не располагали достаточно полной и конкретной информацией, поэтому только 42,8% из них осуществили свой выбор осознанно с учетом интересов и способностей. Они в ходе опроса заявили, что повторили бы свой выбор профессии. Почти 18% респондентов на этот вопрос дали отрицательный ответ, а 32% затруднились с ответом. Всё это ещё раз доказывает необходимость проведения усиленной профориентации школьников. [3]
Качество подготовки специалистов во многом определяется набором тех дисциплин, которые они изучают. По мнению 62,8% опрошенных, знания, полученные ими во время обучения, лишь частично соответствуют требованиям их профессии. Ряд респондентов (6,4%) категорически заявили – «не соответствуют». Отметившие несоответствие знаний (32%), связывают это с оторванностью учебного процесса от хозяйственной практики, особенно по вопросам экономики, управления и по ряду других специальных дисциплин [3].
Также проводились аналогичные исследования в области системы дополнительного образования. Они показали, что уровень подготовки многих руководителей и специалистов хозяйств к работе в современных рыночных условиях недостаточен и требует улучшения. Данные опроса приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Распределение ответов на вопрос: «По каким предметным вопросам Вы считаете ваши знания недостаточными, но хотели бы изучить их более подробно?»
Предметные вопросы |
Руководители, % |
Специалисты, % |
Всего, % |
Техника и технология производства |
27,5 |
35,6 |
37,3 |
Экономика |
48,9 |
54,4 |
52,2 |
Менеджмент |
61,7 |
50,0 |
55,0 |
Психология |
68,1 |
53,3 |
59,8 |
Социология |
60,0 |
50,0 |
54,9 |
Педагогика |
55,6 |
42,3 |
47,7 |
Маркетинг |
69,8 |
42,9 |
54,5 |
Юридические вопросы |
71,1 |
66,7 |
68,9 |
Анализ приведенных данных показывает, что руководителям и специалистам не хватает теоретических знаний в таких областях, как психология, социология, маркетинг, экономика, менеджмент и юридические вопросы. Здесь опять хотелось бы подчеркнуть важность учета мнений каждого субъекта образования. Данное исследование демонстрирует ситуацию, когда происходит обратное – образовательные программы не адаптируются под запросы потребителей (специалистов и руководителей) и рынка труда. Использование маркетингового подхода на рынке рабочей силы несет пользу не только образовательным учреждениям и конечным потребителям, но и государству. Анализ и прогнозирование потребностей и запросов может способствовать улучшению ситуации на рынке трудовых ресурсов в плане снижения диспропорций спроса и предложения.
Наличие диспропорций – это важная проблема для сельского хозяйства Омской области. Для её решения Министерством труда и социального развития Омской области в 2010-2011гг. был проведен мониторинг текущей и перспективной потребности работодателей в специалистах и рабочих.
По данным мониторинга потребность организаций Омской области в работниках на 2010 – 2012 гг., по данным обследования работодателей, составляет 51,1 тысячи человек [4]: на 2010 год – 16,4 тысячи человек; на 2011 год – 19,3 тысячи человек; на 2012 год – 15,3 тысячи человек (рис. 1).
Рисунок 1. Потребность организаций Омской области в кадрах
(слева – общая, справа – по уровню образования)
По видам экономической деятельности наибольшую потребность на прогнозируемый период будут испытывать организации промышленности (3,5 тысячи человек ежегодно), торговли (3,3 тысячи человек ежегодно) и сельского хозяйства (2,8 тысячи человек ежегодно).
По уровню профессионального образования общая потребность в кадрах на указанный период распределилась следующим образом: [4] 19,5 тыс. чел., или 45 % – квалифицированные рабочие (начальное образование); 11,7 тыс. чел., или 27 % – специалисты и служащие (среднее образование); 12,3 тыс. чел., или 28 % – специалисты и служащие (высшее профессиональное образование).
Потребность в работниках на 2010–2012 гг. в разрезе отраслей экономики имеет разнородную структуру. Потребность в кадрах в отрасли сельское хозяйство на прогнозируемый период составит 2,8 тысячи человек ежегодно (16% от общей потребности в кадрах) [4]. В процентном отношении наибольшая потребность организаций отрасли ожидается в специалистах с начальным профессиональным образованием – 58% (требуются операторы, машинисты установок и машин, трактористы-машинисты, овощеводы, животноводы) (рис. 2)
Рисунок 2. Потребность АПК Омской области в кадрах (по уровню образования)
Кроме того, в отрасли требуются: неквалифицированные работники – 25% (требуются рабочие по уборке урожая, пастухи, заготовщики), руководители – 10%, специалисты с высшим профессиональным образованием – 7% (требуются биологи, ботаники, агрономы, почвоведы, агрохимики) [4]
Данные мониторинга позволили определить одну из главных проблем на рынке труда Омской области – дисбаланс спроса и предложения рабочей силы. Эта ситуация обусловлена несоответствием потребности работодателей в кадрах и профессионально-квалификационной структуры рабочей силы, представленной на рынке труда, в том числе по уровням профессионального образования работников.
На рисунке 3 видно, что в 2011 году потребность работодателей в рабочих с начальным профессиональным образованием составила 5,4 тыс. человек, а выпуск их учреждениями профессионального образования составил только 4,5 тыс. человек, обратная ситуация со специалистами с высшим профессиональным образованием, где потребность в кадрах – 4,1 тыс. человек, а выпуск – 10,3 тыс. человек [4].
Рисунок 3. Дисбаланс спроса и предложения рабочей силы на рынке труда Омской области
Другой проблемой, выявленной ходе мониторинга, является существование необходимости в открытия новых специальностей и инновационных направлений подготовки специалистов в учреждениях профессионального образования для развития деятельности отрасли.
Ежегодно Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области обобщает информацию о кадровом обеспечении организаций агропромышленного комплекса Омской области по установленным формам. По данным формам ведомственного статистического наблюдения можно достаточно точно судить о количественных и качественных показателях трудовых ресурсов в сельской местности. Рассмотрим эти показатели за период 2010–2012гг. на примере состояния руководящего корпуса сельскохозяйственных организаций.
Профессионально-квалификационная структура управленческого персонала сельскохозяйственных организаций Омской области на протяжении последних трех лет качественно изменилась: удельный вес руководителей и главных специалистов, имеющих высшее профессиональное образование, увеличился с 59,2% до 69%, уменьшилось число работников, имеющих только средне специальное образование, произошло омоложение руководящего состава, в 2012г. доля управленцев в возрасте до 30 лет увеличилась до 7,6%, но при этом произошло снижение численности руководящих работников, обучающихся в образовательных учреждениях разного типа (с 1,3% до 0,6%), повышающих квалификацию в системе дополнительного профессионального образования (с 21% до 13%).
Тенденция увеличения фактической численности специалистов с высшим профессиональным образованием не может свидетельствовать об увеличении числа специалистов, работающих по своей специальности. Процесс старения руководящего корпуса сельскохозяйственных организаций идет за счет слабого пополнения специалистов хозяйств выпускниками высших и средних специальных образовательных учреждений.
По данным МСХ РФ, ежегодно аграрными высшими и средними профессиональными учебными заведениями выпускается порядка 100 тыс. чел. На работу в село из них идут не более 15–18%, часть их которых впоследствии переходит в другие отрасли. В итоге реально не более 6–8% выпускников аграрных учебных заведений остается на селе, это менее чем 0,3 чел. в расчете на одно сельскохозяйственное предприятие страны.
Данные о выпуске специалистов по отраслевой специализации высших учебных заведений Омской области и их трудоустройстве на сельскохозяйственных предприятиях представлены в табл. 2.
Таблица 2 – Сведения о подготовке специалистов и их трудоустройстве в сельскохозяйственные организации Омской области
Наименование специальности ВПО |
Подготовлено/принято на работу, чел. |
Трудоустройство, % |
|||
2010г. |
2011г. |
2012г. |
За 3 года |
||
Агрономия |
161/22 |
181/21 |
41/12 |
383/55 |
14,4 |
Зоотехния |
62/5 |
71/5 |
7/7 |
140/17 |
12,1 |
Агроинженерия |
125/15 |
145/9 |
68/8 |
338/32 |
9,5 |
Ветеринария |
223/10 |
233/15 |
30/10 |
486/ |
7,2 |
Экономика и управление на предприятии |
67/7 |
90/10 |
22/5 |
179/22 |
12,3 |
Бухгалтерский учет |
76/9 |
90/8 |
120/4 |
286/21 |
7,3 |
Информация из таблицы 2 показывает, что процент трудоустроенных молодых специалистов в сельскохозяйственные организации региона крайне мал. Наиболее благоприятная ситуация прослеживается в агрономии, менеджменте и зоотехнии. Самой проблемной специальностью в этом ключе выступает ветеринария и бухгалтерский учет.
Данные, представленные в разделе, раскрывают две острые проблемы рынка трудовых ресурсов сельского хозяйства Омской области. Во-первых, прослеживается проблема закрепляемости молодых специалистов в АПК и увеличение нежелания студентов после получения соответствующего профессионального образования идти работать в аграрную сферу. Во-вторых, наблюдается сокращение желающих обучаться в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования. Решение данных проблем связано с совершенствованием подготовки конкурентоспособных специалистов сельского хозяйства по следующим основным направлениям: оптимизация сети образовательных учреждений, система повышения квалификации, разработка комплексной программы обеспечения организация АПК конкурентоспособными специалистами. Рассмотрим каждое направление более подробно.
Региональный опыт оптимизации сетей образовательных учреждений рассматривается в одном случае в направлении кластеризации, а в другом в создании многоуровневых образовательных комплексов. Первая плоскость стратегического планирования связана с организацией образовательных ресурсов областной системы НПО/СПО по принципу отраслевых образовательно-производственных кластеров, в которые объединяются действующие учебные заведения разного уровня и производственные единицы соответствующего профиля, реализующие согласованную и совместно реализуемую стратегическую цель повышения качества профессионального образования и развития трудовых ресурсов путем усиления взаимодействия между образовательными учреждениями и основными заказчиками их деятельности – работодателями.
Формирование сети учреждений профессионального образования происходит через реорганизацию подведомственных Министерству образования Омской области учреждений путем присоединения. Реорганизация обусловлена необходимостью повышения качества бюджетных услуг в сфере начального и среднего профессионального образования, формирования эффективных экономических отношений. Результатом такой оптимизации является изменение сети образовательных учреждений НПО и СПО (табл. 3).
Таблица 3 – Изменение количества образовательных учреждений НПО и СПО, подведомственных Министерству образования Омской области.
Уровень образовательного учреждения |
Количество учреждений |
||
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
|
НПО |
46 |
46 |
37 |
СПО |
13 |
13 |
12 |
В ходе реорганизации учреждений НПО и СПО удалось создать семь двухуровневых образовательных комплексов на базе учреждений среднего профессионального образования. Результатами проделанной работы являются: стопроцентная наполняемость обучающимися учреждений; повышение соотношения обучающихся в расчете на одного работника от 3 до 9 чел.; повышение профессионального уровня педагогического коллектива; повышение уровня трудоустройства выпускников с начальным и средним профессиональным образованием (с 50 до 75%).
В рамках направления, касающегося системы повышения квалификации, следует большое внимание уделить деятельности Институту дополнительного профессионального образования в составе ФГБОУ ВПО ОмГАУ им. П. А. Столыпина. Ежегодно в стенах института проходят профессиональную переподготовку и повышение квалификации в среднем 2100 руководителей и специалистов АПК региона.
Институт проводит переподготовку специалистов АПК по двум образовательным программам: «Экономика и управление на предприятии АПК», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Студенты университета любой специальности для повышения своей конкурентоспособности имеют возможность получить второе высшее образование в области агробизнеса. Повышение квалификации руководителей и специалистов системы АПК осуществляется по 60 образовательным программам. Таким образом, реализация существующих и планируемых к осуществлению программ дополнительного профессионального образования и переподготовки кадров предприятий АПК будет способствовать формированию их конкурентоспособности на аграрном рынке труда.
Ключевым направлением совершенствования обеспечения организаций АПК региона конкурентоспособными специалистами является разработка комплексной программы, базирующейся на действующих документах в сфере регулирования рынка труда и поддержки сельхозтоваропроизводителей. Основным механизмом реализации данной программы должно стать образование кадрового субкластера на территории Омской области. Он на базе современного методического, информационного, организационного и технического обеспечения и полученных результатов от мониторинга рынка труда АПК в регионе способен решать такие задачи, как: реализовывать на высоком уровне программы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей, специалистов и квалифицированных рабочих кадров для организаций АПК, направленные на формирование и развитие их конкурентоспособности; осуществлять адресную подготовку высококвалифицированных кадров для предприятий – участников субкластера и управлять их первичным распределением; управлять перераспределением кадров с учетом региональной специализации сельскохозяйственного производства; координировать выполнение инвестиционных, производственных, коммерческих и социальных программ, направленных на решение кадровых проблем регионального АПК. [4]
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что проблема обеспечения сельского хозяйства конкурентоспособными специалистами является важной и напрямую влияет на дальнейшее социально-экономического развитие Омской области. И такая проблема действительно существует. Представленная в статье информация позволяет судить о современном состоянии рынка труда и об уровне подготовки конкурентоспособных специалистов в Омской области. Решение всех существующих проблем, связанных с кадровым обеспечением сельского хозяйства региона, должно базироваться на комплексности предпринимаем решений и действий со стороны органов управления федерального и регионального уровня, маркетингового подхода к формированию конкурентоспособных специалистов, а также на модернизации системы профессионального образования и адаптации её к современным рыночным условиям.
Список использованной литературы
Нардина С.А. Воспроизводство конкурентоспособных рабочих в сельском хозяйстве: дис. Канд. Экон. Наук: 08.00.05 / С.А. Нардина. – Омск, 2011. – 215с.
Региональный опыт оптимизации сети учреждений профессионального образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bakalavr.ntf.ru/
Стукач В.Ф. Инфраструктура воспроизводства рабочей силы регионального АПК: монография / В.Ф. Стукач, Ю.В. Самсонова. – Омск: НОУ ВПО ОГИ-ООО ИПЦ «Сфера», 2006. – 136 с.
Стукач В.Ф. Конкурентоспособность специалистов сельского хозяйства: монография / В.Ф. Стукач, А.М. Тетерева. – Омск: ФГОУ ВПО ОмГАУ, 2008. – 184 с.