АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА СБАЛАНСИРОВАННОСТИ БЮДЖЕТА БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ НА ПРАКТИКЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА СБАЛАНСИРОВАННОСТИ БЮДЖЕТА БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ НА ПРАКТИКЕ

Бондарев Н.С. 1
1Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве РФ»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В основе построения бюджетной системы государства лежат принципы. От латинского principium – начало, основа, следовательно, в основе построения всей бюджетной системы лежат некие начала, руководящие положения, установки. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (далее – БК РФ) бюджетная система Российской Федерации (далее – БС РФ) основана на 13 принципах.

Каким же образом данный перечень принципов реализуется на практике? Каждый ли из них исполняется в полном объеме? Рассмотрим один из принципов, реализация которого на практике осуществляется со значительным числом нарушений.

Так, принцип сбалансированности бюджетав соответствии со ст. 33 БК РФ означает, что “объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета”.

Исходя из ряда мнений экономистов по поводу финансовой политики государства, бюджет не должен быть ни дефицитным ни профицитным – как первое, так и второе положения нежелательны. Ситуация дефицита ведет к необходимости поиска новых финансовых ресурсов, что в конечном итоге прямо или косвенно негативно отражается на социальной сфере общества, обратная же – профицит – говорит о недоиспользовании имеющихся финансовых ресурсах, т.е., имея возможность вложить свободные денежные средства и получить от них отдачу, органы государственной власти (далее – ОГВ) или органы местного самоуправления (далее – ОМСУ), осуществляющие составление и исполнение соответствующих бюджетов, теряют такую возможность. Так как же принцип сбалансированности реализуется на практике? Исходя из ФЗ от 2 декабря 2013 г. N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", федеральный бюджет был утвержден с прогнозным профицитом для 2014 года и дефицитом для 2015 и 2016 годов. Что касается профицита бюджета, то в БК РФ существовала глава 12, определяющая профицит бюджета, а именно порядок его использования. БК РФ предписывал сокращать профицит, если таковой имелся, путем увеличения расходов или сокращения налоговых доходов, а также некоторыми иными, указанными в законе, методами. Однако данная глава была исключена [1]. Получается, законодательно с профицитным состоянием бюджета перестали бороться.

Премьер-министр РФ, подводя итоги по исполнению федерального бюджета за 9 месяцев 2014 года, заявил о профиците в 2 % ВВП, рекомендуя правительству сохранить такую стабильность и в дальнейшем [3]. Также министр финансов Силуанов А.Г. неоднократно заявлял о профиците федерального бюджета как о хорошей ситуации в экономике страны. Однако весьма трудно согласиться с такой экономической политикой государства по планированию и исполнению бюджета с профицитом, поскольку при необходимости инвестиций в развитие производства, науки, инноваций, недопотраченные или сэкономленные бюджетные средства способны в будущем принести как прямые, так и косвенные выгоды, однако, как мы видим, профицитные средства откладываются на укрепление запаса прочности. Беря в сравнение страну с близкой идеологией, что особо важно, стоит отметить, что умеренный дефицит бюджета Китая в 1,6 % ВВП по итогам 2012 года не помешал росту экономики страны в этом периоде, более того, на 2015 год план Госсовета КНР рассматривает рост экономики на 7,5 % [4]. Рост же российской экономики в 2015 году ожидается практически нулевой [2]. Так все-таки может стоит задуматься о вложении имеющихся профицитных средств в собственные активы?

Стремление ОГВ к профициту федерального бюджета является весьма спорным направлением финансовой политики РФ: с одной стороны, как уже было сказано, деньги пролеживают, с другой – формируется некая уверенность в завтрашнем дне. Однако это все находит противоречие в законодательном закреплении принципа сбалансированности бюджета, поскольку в законе речь идет о соответствии объема расходов бюджета объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, т.е. как о таковой возможности профицита не упоминается, а мы в некоторые года получаем профицит федерального бюджета, т.е. излишки средств в бюджете.

Таким образом, анализируя практическое значение данного принципа, замечаем, что его реализация осуществляется с некоторыми нарушениями. В большей степени речь идет о перенаправлении государственной политики в сфере формирования доходов и расходов бюджета, как частное – федерального бюджета. Если раньше долгое время считалось, что с профицитом бюджетов нужно бороться, то сейчас же политический и, соответственно, экономический курс развития государства задан в другом направлении. Для более эффективного функционирования рассматриваемого принципа БС РФ требуется как законодательная доработка, так и более качественный контроль надзорных органов за его исполнением. Бюджетная система РФ базируется еще на 12 принципах, часть из которых реализуется в большем объеме, чем рассмотренный: принцип единства бюджетной системы РФ, самостоятельности бюджетов, подведомственности расходов бюджетов, принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов, единства кассы и т.д. Когда-то Роберт Сарнофф – американский бизнесмен – написал, что “государственные финансы - это искусство передавать деньги из рук в руки до тех пор, пока они не исчезнут”. Так вот, чтобы деньги не “исчезали”, а приносили пользу, необходимо не только четкое совершенное законодательство, контроль за деятельность тех или иных органов, но и внутреннее желание каждого ответственного лица, каждого гражданина, каждого человека нести пользу той стране, в которой он живет.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 05.08.2000 N 116-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации". [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_150300/ (дата обращения: 16.12.2014)

  2. В ООН предсказали «почти нулевой рост» экономики России в 2015 году. [Электронный ресурс] // РБК. URL: http://top.rbc.ru/economics/11/12/2014/548939902ae5965fe175a999 (дата обращения: 17.12.2014)

  3. Правительство зафиксировало профицит бюджета до сентября 2014 года. [Электронный ресурс] // РБК. URL: http://top.rbc.ru/economics/11/12/2014/54896d202ae596c52ef5bd0f (дата обращения: 16.12.2014)

  4. Экономисты китайского ЦБ предсказали замедление роста ВВП страны в 2015 году. [Электронный ресурс] // Интерфакс. URL: http://www.interfax.ru/business/413026 (дата обращения: 16.12.2014)

Просмотров работы: 3041