ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ ЗА РУБЕЖОМ: ПОЛЕЗНЫЙ ОПЫТ ДЛЯ РОССИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ ЗА РУБЕЖОМ: ПОЛЕЗНЫЙ ОПЫТ ДЛЯ РОССИИ

Лесняк А.А. 1, Тютёва А.А. 1
1ЮУрГУ (НИУ) филиал в г. Златоусте
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Организация Transparancy International с 90-х гг. изучает проявления коррупции в мире, выстраивая рейтинги стран по индексу восприятия коррупции пулом экспертов. Согласно её данным на протяжении многих лет в десятку государств-лидеров, наименее подверженных коррупции постоянно входят скандинавские страны Дания, Финляндия, Швеция, Норвегия, а также Новая Зеландия, Швейцария, Сингапур, Нидерланды, Люксембург и Канада. Их опыт антикоррупционного противодействия, несмотря на национальную специфику, может оказаться полезным для России. Наша страна активно проводит антикоррупционную политику последние 10 лет, но практически не меняет свою рейтинговую позицию. Причин тому несколько:

- во-первых, неэффективные результаты антикоррупционного противостояния либо из-за масштабов страны, либо масштабов коррумпированности, то есть бороться с масштабным явлением в большой стране намного сложнее, чем в маленькой;

- во-вторых, из-за незавершенности социально-экономической модернизации и неустойчивости социальных институтов, призванных нивелировать коррупционные практики;

- в-третьих, обострения отношений России с США – страной, создающей рейтинговые статусы странам, которые могут корректироваться в связи с охлаждением политического климата, когда в силу непрозрачности первичной респондентской информации, её можно фальсифицировать и манипулировать страной. Например, на предмет ненадежности для инвестиций и сотрудничества, что равнозначно, по сути, искажению репутации и наложению неформальных санкций.

Россия в этом году ухудшила своё положение в рейтинге на 9 позиций и заняла 136 место, набрав 27 баллов. В то время как наконец-то стали проявляться результаты борьбы с коррупцией и начали стихать громкие коррупционные скандалы. Зато очень серьёзно осложнились международные отношения, и особенно с США и ЕС. Поэтому для России важно изучить и максимально использовать интересный опыт успешных в антикоррупционном аспекте стран, чтоб осуществить своеобразный бенчмаркинг.

Если сравнивать нашу ситуацию с положением бывших советских республик, то многие из них заметно перегнали Россию по Индексу. Лучшие результаты показали Эстония (26 место), Литва (39), Латвия (43), Грузия (50), Армения (94), Молдова (103), Беларусь (119), Азербайджан и Казахстан (делят 126 место). Ниже России в рейтинге оказались Украина (142, она же самая коррумпированная страна в Европе, но мечтающая войти в ЕС), Таджикистан (152), Узбекистан (166) и Туркменистан (169). Кстати, самыми коррумпированными странами в мире являются Северная Корея и Сомали, которые разделили последнее, 174 место в рейтинге. Они же испытывают на себе самое недружественное отношение от стран «Большой 7-рки».[1]

В работе мы рассмотрим указанную скандинавскую тройку и Сингапур, привлекающий последние годы всеобщее внимание внедренными социальными механизмами и эффективными результатами.

Дания в 2014 году, как и в предыдущие стала наименее коррумпированным государством в мире, набрав по рейтингу ИВК Transparancy International 91 балл из 100 возможных. Её секрет заключается в разнообразных антикоррупционных инициативах, например, Датское агентство международного развития, Датском агентстве по кредитованию экспортных операций, Торговом совете Дании, Фонде индустриализации для развивающихся стран, Конфедерации датской промышленности. Компании, входящие в ассоциацию «Датское агентство международного развития», априори включают в свои контракты антикоррупционные положения, поскольку как члены ассоциации подписали декларацию о неприменении взяточничества. Несоблюдение данных положений может привести к расторжению контракта и отказу вести дела с ними как с ненадежными партнерами в будущем. Поэтому политика Датского агентства международного развития активно способствует здоровым бизнес-отношениям.

Подобные антикоррупционные регуляции закладываются и в других крупных организациях Дании. Так, торговый совет Дании (TCD) разработал обширную антикоррупционную стратегию, нацеленную на помощь датским компаниям, сталкивающимся с угрозой коррупции. TCD предоставляет национальным компаниям, работающим на внешних рынках, разнообразные консультативные антикоррупционные услуги, которые облегчают проведение деловых операций на внешних рынках и помогают поддерживать хорошую международную репутацию датских компаний.

Следует отметить, что в стране широко применяются многообразные профессиональные этические кодексы, в том числе и кодекс чести чиновников. Существует гласность и открытость на уровне правительства, специальных контрольно-надзирающих органов. Весьма развита гражданская инициатива, что облегчает создание комфортных социальных условий и взаомоотношений в маленькой стране.

Финляндия также занимает почетное 3-е место в мировом рейтинге, и потому заслуживают рассмотрения те факторы, которые обеспечили ей низкий уровень коррупции. Прежде всего это:

• политическая, финансовая и кадровая независимость системы правосудия;

• независимые СМИ;

• открытость процесса принятия решений должностными лицами;

• минимизация вмешательства государства в экономический сектор;

• государственная гарантия защиты лиц, оказавших компетентным органам содействие в борьбе с коррупцией;

• адекватная система внутреннего и внешнего контроля за действиями должностных лиц, широкие полномочия в этой области у канцлера юстиции, парламентского уполномоченного по правам человека, парламента;

• достойный уровень зарплаты государственных служащих, наличие ”социального пакета” (пенсионное обеспечение, выходное пособие), размер которого устанавливается по выслуге лет;

• морально-психологический настрой общества и всего корпуса должностных лиц на неприятие коррупции. [2]

Следует признать, что нет какой-то специфической ”финской модели” борьбы с коррупцией. Просто основные антикоррупционные принципы Финляндии: прозрачность процесса отправления власти, обеспечение законности в государственной администрации, ответственность и добропорядочность государственных должностных лиц и служащих – своевременно и эффективно поддерживается рядом законодательно-правовых регуляций.

В Уголовном кодексе Финляндии само слово ”коррупция” не упоминается. Вместо этого говорится о взяточничестве чиновников, за которое предусматривается наказание (от штрафа до тюремного заключения). В соответствии с законом «О государственных служащих» чиновникам запрещается принимать подарки, угощения, пользоваться услугами увеселительного характера за счет заинтересованных лиц, на прохождение дел которых они могут оказать влияние. Высшие должностные лица страны (в том числе, члены правительства и депутаты парламента) обязаны периодически представлять декларации о своих доходах и их источниках, которые обычно предаются публичной огласке. [2]

В Швеции стратегия борьбы с коррупцией была основана на результатах модернизации страны, одновременно включавшей и комплекс мер, нацеленных на устранение коррупции. Открытость государственных документов, независимая система правосудия, эффективный шведский парламент и правительство способствовали установлению профессиональной ответственности и высоких этических стандартов. Зарплаты высокопоставленных чиновников поначалу превышали заработки рабочих в 12—15 раз, однако с течением времени эта разница снизилась до двукратной. [5]

Этот факт представляется особенно интересным для России, также являющейся социально ориентированной страной, но до сих пор проводящей политику повышения вознаграждений государственным служащим в целях повышения их производительности труда, честности и патриотичности. Однако, высокая разница между доходами чиновников и средней региональной зарплатой только стимулирует меркантильные настроения топ-чиновников, которые свой профессиональный статус меряют зарплатой и привилегиями, а не послужным списком выдающихся достижений и общественного признания.

Внедрение для государственного топ-уровня обязательной отчетности о доходах и публичной прозрачности оказывает порой шокирующее воздействие большой части населения при ознакомлении с декларируемыми финансовыми суммами и количеством собственности.

Социальный идеал чиновника-патриота, готового служить стране и её народу за среднерегиональное вознаграждение в России, увы, не обсуждается. Естественно, чиновники, как и парламентарии, будут сопротивляться отмене своих льгот, высоких зарплат, пенсий. Однако, именно так можно будет очистить ряды госслужащих от корыстных и меркантильных людей. Заменив их на преданных делу и не обремененных заботами о демонстрации и поддержании своего элитного имиджа. Освобождение представителей власти от проблем управления своей дорогостоящей собственностью, укрытии или приумножении её, позволит им не отвлекаясь руководить страной, не колеблясь принимать необходимые законопроекты и проводить последовательную политику их реализации. Полагаем, что избирателям необходимо ставить эту проблему перед выборной властью разных уровней – депутатами и Президентом страны.

Однако, в другой стране – Сингапуре, напротив, повышение зарплат чиновников стало основным инструментом повышения к ним требований как этических, так и квалификационных.[4]

Антикоррупционная стратегия Сингапура также как и в скандинавских странах ориентирована на три главные задачи: упрощение бюрократических процедур; жесткую регламентацию полномочий чиновников; контроль соблюдения этических стандартов.[3]

Противодействие коррупции в Сингапуре, одной из самых благополучных с точки зрения коррупционной болезни страны может быть ценным и в плане сильного антикоррупционного законодательства, и эффективного функционирования Бюро по расследованию случаев коррупции (национальное агентство по борьбе с коррупцией).

Это независимое автономное Бюро по расследованию случаев коррупции (CPIB) было наделено функциями:

- получение и расследование жалоб, содержащих обвинения в коррупции в общественных и частных сферах;

- расследование случаев халатности и небрежности, допущенные государственными служащими;

- проверка деятельности и операций, проводимых государственными служащими с целью минимизации возможности совершения коррумпированных действий. [5]

К сожалению, в России подобное агентство – открытое публичной общественности и СМИ так и не возникло. Оно должно иметь и удобные электронные инструменты, и разветвленное территориальное присутствие. Органы ФСБ, прокуратуры и разнообразные общественные организации не выполняют эти функции в полной мере.

Однако, многие практики Сингапура и других стран скопированы и внедрены. Это: ужесточение законодательства, повышение прозрачности судебной системы (и с высокой зарплатой и привилегированным статусом судей), внедрение кодексов этики.

Граждане нашей страны пока не склонны, как в Сингапуре активно участвовать в антикоррупционном противостоянии и сотрудничать в расследованиях. Не доверяют и существующим, созданным порой очень формально, инструментам обратной связи, которые за рубежом более гибки и подстроены к ментальным традициям населения.

Выводы

Многое из зарубежного опыта может быть адаптировано в России и учтено при реализации осуществляемой Национальной антикоррупционной стратегии. Это касается следующих аспектов:

1. дальнейшего развития правовых основ противодействия коррупции и их результативного правоприменения;

2. активизации институтов гражданского общества в противодействии коррупции, которые так и не приобрели необходимого формата и территориального охвата страны;

3. устранения коррупциогенных факторов в управленческих структурах, препятствующих созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций;

4. оптимизации условий, процедур и механизмов государственных и муниципальных закупок, в том числе посредством проведения открытых тендеров и аукционов в электронной форме;

5. повышения значимости комиссий, общественных наблюдательных советов по соблюдению требований к служебному поведению и урегулирования конфликта интересов;

6. разработки новых форм мониторинга и анализа коррупционных правонарушений с целью их публичного обсуждения в профессиональных сообществах и использования их воспитательного потенциала для гражданских инциатив;

7. улучшения профессиональной подготовки специалистов в сфере предупреждения, предотвращения и непосредственного противодействия коррупционным проявлениям, особенно работающих в общественных организациях;

8. активизации международного сотрудничества не только в борьбе с коррупцией, но и превентивными мероприятиями.

Литература:

  1. Transparency International: Индекс восприятия коррупции 2014 года. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. — 2014.12.03. URL: http://gtmarket.ru/news/2014/12/03/7004

  2. Моисеев В. Европейский опыт борьбы с коррупцией. 5 Марта 2014 URL:http://www.kaktam.info/2014/03/05/

  3. Охотский И.Е. Международные правовые стандарты противодействия коррупции: и возможности его применения в России [сайт].URL: http://ego.uapa.ru/ru-ru/issue/2012/04/15/

  4. Опыт борьбы с коррупцией в Сингапуре URL:http://sudanet.ru/borba_s_corrupciei_v_singapure

  5. Шведская стратегия борьбы с коррупцией.URL: https://ru.wikipedia.org/wiki

Просмотров работы: 7904