В условиях современной экономики все более возрастает роль правильной организации и исполнения бюджетного процесса. С помощью бюджета в руках правительственных структур аккумулируются все доходы страны. Именно через бюджетный процесс государственные органы власти могут регулировать распределения средств между важными, приоритетными секторами государства: поддержание экономически незащищенного населения, стимулирование основополагающих и нуждающихся секторов экономики, развитие необходимых инноваций, помощь населению, находящемуся за чертой бедности.
Бюджетный процесс – регламентируемая законодательством РФ деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности
Так же у бюджетного процесса можно выделить определенные принципы:
Принципы, положенные в основу бюджетного процесса, следует объединить в три группы:
1) общеправовые принципы бюджетного процесса;
2) принципы бюджетного процесса, вытекающие из принципов, свойственных бюджетной системе государства в целом;
3) принципы, отражающие сущность бюджетного процесса как специфической сферы формирования и развития бюджетных правоотношений.
Общеправовые принципы бюджетного процесса представляют собой требования общего характера к деятельности уполномоченных субъектов в рамках бюджетного процесса, правовые границы бюджетных процессуальных правоотношений. Такие требования предъявляются не только к бюджетным процессуальным правоотношениям, но и к правовым отношениям вообще. Указанными требованиями являются, например: законность, подконтрольность, разграничение компетенции органов власти в бюджетном процессе.
Среди принципов бюджетной системы Российской Федерации, наиболее тесно связанных с деятельностью уполномоченных субъектов в рамках бюджетного процесса, следует отметить: единство бюджетной системы России; самостоятельность бюджетов; сбалансированность бюджета; полноту отражения доходов, расходов бюджетов, источников финансирования бюджетов; результативность и эффективность использования бюджетных средств; общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов; прозрачность (открытость); адресность и целевой характер бюджетных средств; подведомственность расходов бюджетов; достоверность бюджета; единство кассы.
К основным принципам бюджетного процесса третьей группы, отражающим его сущность как специфической сферы функционирования бюджетных правоотношений, относятся, на наш взгляд, следующие: принцип периодичности; организационное единство бюджетного процесса; принцип учета специальных бюджетных показателей, установленных бюджетной классификацией Российской Федерации; принцип подчинения определенным срокам.
Бюджетная политика является ядром экономической политики государства и отражает все его финансовые взаимоотношения с общественными институтами и гражданами.
От качества федерального бюджета, заложенных в него параметров зависят и уровень социальной защиты граждан, и инвестиционные возможности государства, и степень влияния России на международной арене, и даже предпринимательская активность граждан
При правильной организации бюджетного процесса возможно достижение таких целей как финансовая стабильность государства, экономический рост и процветание, необходимая перестройка экономики, стимулирование необходимых для страны секторов промышленности и науки, привлечение дополнительных инвестиций в производство и технологическое оснащение.
Делая вывод из всего вышеперечисленного можно сделать вывод о необходимости постоянного контроля, совершенствования, оптимизации, регулирования бюджетного процесса.
Для анализа рассмотрим отчеты об исполнении бюджета Усть-Ишимского муниципального района за 2012 и 2013 годы.
Рассмотрев структуру доходов, можно сделать следующие выводы. разница увеличения налоговых и неналоговых доходов составляет 6487686,91 руб. (112,15%), налоги на прибыль, доходы возросли на 6704800,3%(116,27%), государственная пошлина возросла на 28,22%, что в разнице составило 104314,2 руб, доходы от продажи материальных и нематериальных активов возросли на 46047,69 что 168,86% в динамике. Наблюдается также снижение отрицательного баланса по статье «Возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет» на 734945,61 руб, что 54,52% в динамике.
Снизились платежи при пользовании природными ресурсами на 1581,52 руб (96,33%), а так же доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства на 547840,24 руб (87,62%).
Так же рассмотрим структуру расходов. Большую часть расходов в 2012 г. в Усть-Ишимском районе составляет образование - 208870996,58 руб., а в 2013 г. - 253925990,7 руб., что в динамике показывает 121,57%
Разница увеличения общегосударственных вопросов показывает 1940193,73 руб. (106,81%), социальная политика – 1576407,74 руб. (108,24%).
Нельзя не отметить резкий скачок увеличения расходов на физическую культуру и спорт-541,11% в динамике(разница составила 29556256,99 руб), а так же на обслуживание государственного и муниципального долга-170,86%.(разница составила 18209,10 руб) Наблюдается резкий спад расходов на национальную безопасность и правоохранительную деятельность- с 510 999,92руб. до 21 741,69руб, что в динамике составило 4,25%.
Итак, можно сделать выводы о том, что бюджет за 2012 год составил по доходам в сумме 340 290 573,23 рублей, по расходам в сумме 334 936 359,35 рублей, с превышением доходов над расходами (профицит районного бюджета) в сумме 5 354 213,88 руб.
В 2013 годы бюджет за 2013 год составил по доходам в сумме 436365030,71 рублей, по расходам в сумме 437267859,84 рублей, с превышением расходов над доходами в сумме 902829,12 рублей (дефицит бюджета Усть-Ишимского муниципального района)
Бюджет и бюджетный процесс, как отдельного субъекта федерации, так и государства в целом, является неотъемлемым инструментом регулирования различных сфер страны. Именно с помощью бюджета происходит аккумулирование и распределение денежных средств, потоков, которые направляются на необходимые нужды. Полный и постоянный контроль за составлением, исполнением бюджета, протеканием бюджетного процесса, сопоставление плановых и отчетных показателей, подробное анализирование результатов бюджетного процесса помогает выявить недостатки функционирования данной сферы и позволяет реструктурировать бюджетный процесс так, чтобы достичь максимальной результативности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Cайт «Консультант Плюс» http://www.consultant.ru/
Сайт «Омская Губерния» http://www.omskportal.ru/ru/government.html
Закон Омской области от 10.05.2011 N 1346-ОЗ (ред. от 05.07.2012) "О бюджетном процессе в Омской области" (принят Постановлением ЗС Омской области от 21.04.2011 N 84)
Николаева Т.П. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ: учебно-практическое пособие / Т.П. Николаева. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2010.