ПОЭТИЧЕСКИЙ МИР ШАМСУТДИНА ЗАКИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПОЭТИЧЕСКИЙ МИР ШАМСУТДИНА ЗАКИ

Ишмухаметова Н.Н. 1
1Башкирский Государственный Педагогический Университет имени М.Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

XVIII-XIX века отличались острыми катаклизмами социально-экономического характера. В интеллектуально-творческих кругах Башкортостана, да и всего Урало-Волжского региона, все более усиливались пессимистические настроения, которые объяснялись следующим обстоятельством. По указу Екатерины II 4 декабря 1789 года в Уфе открылось Духовное собрание российских мусульман во главе с муфтием. «Религиозная идеология, широко и усердно пропагандируемая Духовным собранием в крае, имела большое влияние на письменную поэзию, в результате чего значительная часть последней получила суфийское направление, в котором она и развивалась до второй половины XIX века.

Шамсутдин Заки - был одним из ярких продолжателей традиций восточных мыслителей, особенно Ибн аль-Араби, Джалалетдина Руми, ФарадутдинаАттара, Абдуррахмана Джами. Его поэзия служила раскрытию основных проблем суфизма – отношения человека и Всевышнего, путь и слияние с Истиной, единая сущность многообразного[1;23].

Поэтическое наследие Ш. Заки невелико. По свидетельству соратника по перу Г. Сокоря: «Не видя, он не мог писать. Помощников не находил. Просить он не решался…». Его произведения распространялись устно.

Большую часть поэзии Ш.Заки составляет философская лирика, которая, в основном, солдержит пролизведения, выраженные суфийским и полусветским духом, посвященная Фирдоуси, Гаттару, Навои, Физули и другим видным восточным поэтам, комментарии и толкования к их произведениям и другм источникам

Благодарю всевышнего за то,

Что положил всему начало.

Он создал мир из ничего,

Из земли же – человека.

Исходя из его стихотворений можно сказать с уверенностью, что поэт во всем видит божью руку, все вокруг создано им, даже причину возвышения и упадка человеческого видит в нем.

Твое существование – доказательство бытия вселенной

Твое драгоценное существо – зенит ее совершенства.

Глаза нужы, нужны глаза, эй, мужчина!

Зрячему всегда станет удивительным этот мир.

Но зрячим глазам не постичь смысла всего,

Нужен глаз души – чуткое сердце твое.

Поэт приводит идею необходимости совершенствоваться духовно, учиться, быть в постоянном поиске для того, чтобы стать настоящим человеком. Он выступает против застоя мысли, ума, здравую мысль противопоставляет ограниченности интеллектуального мышления, что было весьма характерно для деятелей ислама[5].

Стихотворение Ш.Заки «Будет – не будет» своей философичностью и глубиной размышлений занимает отдельное место в башкирской поэзии XIX века. В нем поэт напоминает о быстротечности времени. Человеческая жизнь – это миг, и надо прожить ее так, чтобы каждое мгновение наполнялось смелым и активным постижением нового.

Пока коня седлаешь ты, путешествуй, дойди до края земли,

А то этого коня может и не быть под тобой.

Пока в руках ты держишь кречета, скорей охоться от души,

Когда ты кликнешь его, он может и не услышать тебя.

Эти строки ярко показывают, что талант Ш. Заки не всегда подчинялся суфийским идеям и вступал с ними в противоречие. Поэт верил в силу человеческого разума[4;67].

Творчество Ш. Заки сыграло огромную роль в развитии медитативной лирики, различных жанровых форм и поэтической образности. И то, что поэт – просветитель Акмулла, оставивший неизгладимый след в истории башкирской литературы, обращается в своем творчестве к его поэтическим традициям и развивает их в дальнейшем – является ярким тому примером.

Книгу на тюрки «Слова-жемчужины» («Дурр аль-калам»), предназначенную для шакирдов низших ступеней, Ш. Заки написал в 1851 году. В книге он с помощью различных поэтических приемов, образного языка призывает детей уверовать в существование вечной жизни, выполнять надлежащие обряды. В своем учебнике на арабском языке «Указания ислама, требующие обязательного выполнения» («Фараизаль-ислам») поэт на конкретных примерах объясняет основы ислама. Его третья книга – стихотворный перевод из «Хафтеяк» («Одна седьмая часть Корана»), четвертая ( на арабском) и пятая (на фарси) состоят из жизнеутверждающих и полусуфийских стихотворений. К сожалению, последние книги Ш. Заки до сих пор не обнаружены. На сегодняшний день, помимо опубликованных Р. Фахретдиновым произведений, известен только рукописный сборник из сорока стихотворений, составленный в 1915 году Мухаммедом-Рахими, а также сборник, состоящий из пятидесяти стихотворений, обнаруженный в 1979 году во время археологической экспедиции в деревню Килдегул Бурзянского района Башкортостана[6;12].

На сегодняшний день в деревне Зяк-Ишметово есть улица, посвященная имени Шамсутдина Заки, в школе-музей, его портрет( автор портрета Ф. Исмагилова), устраиватся также встречи с родственниками поэта из Казани, последний раз она была летом 2012 года.

Творчество Ш. Заки – явление сложное, во многом противоречивое. Наряду с суфийскими мотивами божественной любви, в целом ряде стихов поэта идет речь о существовании мира независимо от воли Бога, о самоценности человеческой личности. Выдающийся башкирский поэт-просветитель Акмулла во многих отношениях опирался на опыт и традиции Шамсетдина Заки[6;121].

Список использованной литературы:

1. Сгорающие в любви: суфийское учение с комментариями издателя Анхеля де Куатье. – СПб.: Издательский дом «Нева», 2005. – 256 с.

2. Бертельс Е.Э. Суфизм и суфийская литература. – Избранные труды. М., 1965; Филыштинский И.М. и Шидфар Б.Я. Очерк арабо-мусульманской культуры (VII-XII вв.) – М., 1971. – 272 с.

3. Шарипова З.Я. Источники вдохновения башкирской литературной мысли.//Агидель, 2005, №5.

4. Хусаинов Г.Б. Башкирская литература XII-XVIII вв. – Уфа, Гилем, 1996. – 159 с.; Хусаинов Г.Б. Духовный мир башкирского народа. – Уфа: Китап, 2003. – 108 с.

Просмотров работы: 1442