МАСШТАБЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ: СОСТОЯНИЕ И ОЦЕНКА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

МАСШТАБЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ: СОСТОЯНИЕ И ОЦЕНКА

Сетракян О.А. 1, Дудникова Д.М. 2
1Южный федеральный университет в Новошахтинске
2Южный федеарльный университет в г. Новошахтинск
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Роль государственного сектора экономики в современном мире значительна. Она направлена на аккумуляцию и перераспределение значительных денежных средств на социальные и экономические цели согласно концепции определенной модели экономики. Под государственным сектором экономики понимается комплекс хозяйственных объектов, находящихся полностью или частично в собственности федеральных органов власти и субъектов Федерации. Такого рода определение сводит госсектор к категории государственная собственность.

Под государственной собственностью понимается комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным и местным государственным органам власти. Масштабы госсобственности оцениваются рядом показателей:

  • долей в объеме основных фондов;

  • удельным весом продукции, производимой государственным сектором по отраслям;

  • долей производства государственного сектора экономики в общем объеме производства;

  • долей от общего объема инвестиций в основной капитал приходящейся на государственный сектор;

  • численностью работников на государственных предприятиях.

Наиболее полно масштабы государственной собственности можно определить по показателям государственных расходов по отношению к ВВП и по доле ВВП, перераспределением через государственный бюджет. В США государственные расходы составляют 30% ВВП, в развивающихся странах в целом госрасходы в ВВП равны примерно 20%, в России – 26,5%. В РФ структура государственной собственности включает: федеральные государственные предприятия и учреждения, акционерные общества и другие предприятия, имеющие государственную долю в уставном капитале; недвижимое имущество.

Федеральная собственность передается предприятиям на праве хозяйственного ведения, учреждениям – на праве оперативного управления. Контроль государства за использованием этой собственности преследует разные цели: по отношению к предприятиям – эффективно или неэффективно она используется, по отношению к учреждениям – по назначению или нет. Руководители унитарных предприятий бесконтрольно управляют финансовыми потоками этих предприятий, самостоятельно принимают решения о направлениях использования прибыли.

Государство является собственником недвижимости. Продажа недвижимости и сдача в аренду могут быть существенными источниками пополнения государственной казны и приносить государству прибыль.

Государственный сектор в рыночной экономике активно используется как средство регулирования для достижения многих государственных социально-экономических целей. В условиях ухудшения конъюнктуры, депрессии или кризиса, когда частные капиталовложения сокращаются, инвестиции в государственный сектор не сокращаются. Правительственные органы стремятся противодействовать спаду производства и росту безработицы.

Воздействие государственного сектора на экономику многообразно. Аккумулируя значительные средства в бюджете, государство выступает в роли кредитора коммерческих банков, частных фирм и компаний, а также само становится заемщиком.

Активно участвуя в рыночных отношениях путем свободного заключения договоров купли-продажи, контрактов, заказов, государство как собственник тем самым воздействует на рынок, на его цены, соотношение спроса и предложения, использование ресурсов.

Из многообразия регулирующих функций государственного сектора следует выделить деятельность, направленную на организацию и проведение закупочных и товарных интервенций с целью обеспечения продовольственной безопасности государства.

Одна из основных системообразующих функций государственного сектора связана с его участием в процессе интеграции российской промышленности и может быть определена как создание на базе имущества, находящегося в собственности России, крупных промышленных корпораций. Данная операция позволяет на основе объектов государственной собственности и частных предприятий корпораций осуществлять последующую продажу государственного пакета акций, приватизировать объекты государственной собственности по пакетному принципу.

Проблема экономической эффективности использования государственной собственности существует во всех государствах, независимо от типа экономики. Поскольку значительная часть госсобственности включает объекты инфраструктуры, которые нерентабельны, иные представляют собой предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, где необходимы значительные инвестиции, оборачиваемость капитала низка.

Получение максимальной прибыли не является первостепенной целью деятельности государственного сектора в инфраструктуре, энергетике, сырьевых отраслях, НИОКР, в подготовке и переподготовке кадров в области охраны окружающей среды.

В России, как в стране, со значительной частью государственной собственности практически отсутствует законодательство, регламентирующее деятельность госпредприятий. При оценке затрат госсектора на общественные блага необходимо учитывать не только прямые, но и побочные выгоды – положительные внешние эффекты, достающиеся частному сектору и населению как потребителям. Государственный сектор стал поставщиком дешевых услуг (транспортных, почтовых), электроэнергии и сырья, снижая издержки в частном секторе.

Эффективность управления госсобственностью заключается в достижении цели управления ценой максимальной экономии ресурсов. Данная оценка ориентирована на учет полезности для всего народного хозяйства, что проявляется в удовлетворении ряда общественных потребностей, создание и использование необходимых общественных благ.

Литература:

1. Атаманчук Г.В. Функционирование государственного аппарата управления [Текст]/ Г.В. Атаманчук. – М.: ИНФРА-М, 2009.

2. Бахтараева К. Противодействие государству: как это бывает [Текст]/К. Бахтараева // Финансы. – 2008. - №7. – С. 12-19.

3. Проблемы повышения эффективности государственной власти и управления в современной России [Текст]/ ред. В.Г. Игнатов. – Ростов/Д, 2003.

Просмотров работы: 6969