УПРАВЛЕНИЕ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

УПРАВЛЕНИЕ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Колесниченко О.Ю. 1
1СГУ им.Н.Г. Чернышевского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: «Образование через всю жизнь». Одним из показателей профессиональной компетентности учителя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.

Особенно актуальной проблема самообразования учителя стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Совершенствование качества обучения и воспитания напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти. Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день учителю предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации (курсы повышения квалификации: дистанционные, с выездом, на местах; обучающие и практические семинары; деятельность в рамках эксперимента; работа в методических объединениях и творческих группах). Действительность такова, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Поэтому наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства учителя – это самообразование. Но, проблема заключается в том, что самообразование педагогов, как одно из направлений методической работы в образовательном учреждении, осуществляется неэффективно, формально.

Обратимся к толкованию ключевых понятий: самообразование, самовоспитание, саморазвитие, самообразовательная деятельность, управление самообразованием и т.д.

Самообразование — это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов, склонностей каждого конкретного педагога. Как процесс овладения знаниями оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью. Обратимся к определению понятий «самовоспитание» и «самообразование». В научной литературе существует свыше десятка определений данных терминов.

Самообразование – это образование, приобретаемое в процессе самостоятельной работы, без систематического курса обучения в образовательном учреждении 4.

Самовоспитание– это процесс намеренного изменения, возведения человеком себя самого на более высокую ступень физического, духовно – нравственного, социального и творческого развития 5. Под самовоспитанием и самообразованием традиционно понимают осуществляемую человеком деятельность, которая:

  • осуществляется добровольно (то ест по доброй воле самого человека);

  • управляется самим человеком;

  • необходима для совершенствования каких – либо качеств человека, и сам человек это осознаёт.

В европейской культуре есть понятие «сам себя сделавший», то есть человек, своими усилиями поднявший себя на высшие уровни развития. Самовоспитание и самообразование и есть управляемое личностью саморазвитие. Но саморазвитие – это процесс объективный, не зависящий от разума и воли человека, самообразование и самовоспитание – это процесс изменения человеком самого себя под влиянием собственного сознания и воли. Самовоспитание и самообразование являются высшей формой саморазвития.

Г.В. Яковлева отмечает, что ряд авторов отводят второстепенную роль самообразованию по сравнению с образованием и воспитанием, т.е. рассматривают его как:

- непрерывное продолжение общего и профессионального образования, благодаря которому актуализируются и расширяются знания и восполняются проблемы в развитии специалиста;

- как важный компонент систематического обучения, как важный компонент непрерывного образования, способствующий индивидуализации образования, культивированию навыков самостоятельного получения знаний, как сознательная работа над совершенствованием личности педагога как профессионала6.

В управленческой литературе самообразование определяется как целеустремленная работа педагога по расширению и углублению своих знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых навыков и умений.

По мнению В.Я. Ляудис, самообразование – это достижение личностью такого уровня работы над собой, педагогической компетентности, профессионального мастерства и других форм отношений в процессе педагогической деятельности, который обеспечивает развитие педагогических качеств, убеждений, а так же активности поведения3.

Содержание самообразовательной деятельности раскрывается через ее функции:

- компенсаторную, т.е. приобретение педагогом профессиональных компетенций, которыми его коллеги уже владеют;

- адаптирующую, которая позволяет педагогу постоянно приспосабливаться к изменяющейся системе образования;

- развивающую, предполагающую формирование способности активно и компетентно участвовать в преобразовании себя, своей педагогической деятельности 1.

Функции самообразовательной деятельности образуют своеобразную иерархию, где развивающая функция соответствует современному этапу развития образовательной системы.

Яковлева Г.В., изучая проблему управления самообразованием педагогов ДОУ, предлагает выстраивать систему самообразовательной деятельности исходя из оценки уровня квалификации педагогов:

- вновь поступившие педагоги,

- педагоги, перемещенные на новые должности, т.е. новички в профессии, молодые специалисты,

- участники инновационных процессов,

- педагоги, имеющие замечания по итогам текущей оценки и итоговой аттестации 6.

Проанализировав педагогический состав МБОУ «СОШ № 33» г. Энгельса Саратовской области, выяснили, что из 31 педагога, в данной образовательном учреждении 3 педагога вновь поступившие, 5 молодых специалистов (перемещенные с других должностей), 20 педагогов –участников инновационных процессов и 3 человека имеют замечания.

С целью определения отношения учителей начальных классов данной школы к самообразованию, был проведена диагностика (методика В.И. Зверевой, Н.В. Немовой), включающая в себя:

- анкету «Выявление способности учителя к саморазвитию»

- анкету «Факторы, стимулирующие обучение и препятствующие развитию и саморазвитию учителей в школе» (см. Приложение 1).

Результаты анкетирования (по обеим анкетам) заносятся в общую таблицу (Табл.1)

Табл.1

Обучение, развитие исаморазвитие педагога

Способность педагогов к самообразованию

ФИО педагога

Стимулирующие факторы

Препятствующие факторы

Система мер

Активное развитие

       

Не сложившееся развитие

       

Остановившееся развитие

       

По отношению к самообразованию и умению организовать самостоятельную работу над собой можно выделить 3 основных группы педагогов:

- систематически и целенаправленно занимающиеся самообразованием и умеющие рационально организовывать его (22 педагога)

- стремящиеся к знаниям, занимающиеся самообразованием, но не всегда углубленно, целенаправленно и рационально (7 педагогов)

- недооценивающие самообразование, занимающиеся пополнением своих знаний и умений эпизодически, в узкопрофессиональном направлении (2 педагога).

Проанализировав результаты диагностики педагогов, необходимо выстраивать индивидуальные траектории самообразовательной деятельности педагогов. Индивидуализация самообразования педагога проявляется в самостоятельно выбранном пути профессионально-педагогического развития, самостоятельном его прохождении, в невозможности организовать самообразование без обращения к собственному «я» (с целью изучения своей личности, для самопобуждения педагога к этой работе, для разработки собственной программы самообразовательной деятельности и средств ее реализации).

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ

  1. Айзенберг А.Я. Самообразование: История, теория и современные проблемы. – М.: 1986. – С.119.

  2. Зверева В.И. Диагностика и экспертиза педагогической деятельности аттестуемых учителей. – М.: Перспектива, 1998. – 108с.

  3. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. – СПб: Лидер, 2005. – 192с.

  4. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей образовательных учреждений. – Ростов – на – Дону: Феникс, 1998. – 544с.

  5. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. – М.: НИИ школьных технологий, 2006.

  6. Яковлева Г.В. Управление самообразованием педагогов инновационных дошкольных образовательных учреждений //Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т.12,. – 2010. - №12. – С.83-89.

Приложение 1

Анкета "Выявление способности учителя к саморазвитию"

Инструкция. Отвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста, напротив каждого утверждения балл:

5 – если данное утверждение полностью соответствует вашему мнению;

4 – скорее соответствует, чем нет;

3 – и да, и нет;

2 – скорее не соответствует;

1 – не соответствует.

Утверждение

Баллы

Я стремлюсь изучить себя

 

Я оставляю время для развития, как бы ни был занят работой и домашними делами

 

Препятствия стимулируют мою активность

 

Я ищу обратную связь, т. к. это помогает мне узнать и оценить себя

 

Я рефлексирую свою деятельность, выделяю для этого время

 

Я анализирую свои чувства и опыт

 

Я много читаю

 

Я активно дискутирую по интересующим меня вопросам

 

Я верю в свои возможности

 

Я стремлюсь быть более открытым человеком

 

Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди

 

Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты

 

Я получаю удовольствие от освоения нового

 

Возрастающая ответственность не пугает меня

 

Я положительно отнесся бы к продвижению по службе

 

Спасибо!

Обработка результатов

Подсчитайте общую сумму баллов.

55 иболее баллов – Вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии.

36–54балла – у Вас нет сложившейся системы саморазвития, ориентация на развитие сильно зависит от условий.

Анкета "Факторы, стимулирующие обучение и препятствующие развитию и саморазвитию учителей в школе"

Инструкция. Оцените, пожалуйста, перечисленные ниже факторы по пятибалльной шкале:

5 – "да (препятствуют или стимулируют)";

4 – "скорее да, чем нет";

3 – "и да, и нет";

2 – "скорее нет";

1 – "нет".

Препятствующие факторы

Собственная инерция

 

Разочарование из-за имевшихся ранее неудач

 

Отсутствие поддержки и помощи со стороны руководителей

 

Враждебность окружающих (зависть, ревность и т. п.), плохо принимающих перемены в Вас и стремление к новому

 

Неадекватная обратная связь с членами коллектива и руководством, т. е. отсутствие объективной информации о себе

 

Состояние здоровья

 

Недостаток времени

 

Ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства

 

Стимулирующие факторы

Методическая работа

 

Обучение на курсах

 

Пример и влияние коллег

 

Пример и влияние руководителей

 

Организация труда в школе

 

Внимание руководителей к обозначенной проблеме

 

Доверие

 

Новизна деятельности, условия работы и возможность экспериментирования

 

Занятия самообразованием

 

Интерес к работе

 

Возрастающая ответственность

 

Возможность получения признания в коллективе

 

Спасибо!

Коэффициент развития (К) вычисляется по формуле:

К =

К факт

,

Кмакс

где Кфакт – сумма баллов, проставленных в анкетах;

Кмакс – максимально возможное количество баллов в анкетах.

Просмотров работы: 4056