АНАЛИЗ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧEСКОГО РАЗВИТИЯ ЧУВАШСКОЙ РEСПУБЛИКИ. - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

АНАЛИЗ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧEСКОГО РАЗВИТИЯ ЧУВАШСКОЙ РEСПУБЛИКИ.

Докторова Е.О. 1, Акимова А.И. 1
1Чувашский Государственный Педагогический Университет имени И.Я.Яковлева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Целью данной работы является: проанализировать и оценить уровень социально-экономического развития в Чувашской Республике.

Исходя из поставленной цели, вытекает ряд задач:

  1. Охарактеризовать современную социально-экономическую ситуацию в Чувашской Республике;

  2. На основе анализа социально-экономического развития Чувашской Республики выявить основные проблемы;

  3. Раскрыть конкурентные преимущества Чувашской Республики;

  4. Сделать выводы на основе проведенного анализа.

Чувашия – небольшой по территории, но динамично развивающийся и инвестиционно привлекательный регион. Основой для долгосрочного инвестирования и успешного ведения бизнеса являются авторитет власти, межнациональное согласие, выгодное географическое положение, благоприятные природно-климатические условия, развитые инженерная, телекоммуникационная и транспортная инфраструктуры, правовые и экономические гарантии инвестиций, значительный потенциал трудовыхресурсов. Чувашская Республика не имеет запасов стратегического сырья, поэтому основным приоритетом выбран инновационный путь развития экономики [1].

Рассмотрим же основные социально-экономические показатели Чувашской Республики и Российской Федерации, а также долю показателя по Чувашии в России в целом за последние три года (таблица 1) [3].

Таблица 1

Основные показатели социально-экономического положения

Чувашской Республики и Российской Федерации в 2011-2013 годах

Наименование показателя

Год

2011

2012

2013

ЧР

РФ

Доля

ЧР

РФ

Доля

ЧР

РФ

Доля

Площадь территории, тыс. км2.

18,3

17098,2

0,1%

18,3

17098,2

0,1%

18,3

17098,2

0,1%

Численность населения, тыс. человек

1250,5

142914,1

0,8%

1247,0

143056,4

0,8%

1243,4

143347,1

0,8%

ВРП, млн. руб.

139481,8

32072552,0

0,4%

152489,6

37398520,1

0,4%

188354,1

45265221,6

0,4%

Объем отгружен-ных товаров соб-ственного произ-водства, млн. руб.

124187

28115170

0,4%

136996

35052634

0,3%

152933

38220824

0,4%

Продукция с/х- всего, млн. руб.

21949

2618470

0,8%

32122

3261695

0,9%

32625

3340537

0,9%

Инвестиции в основной капитал, млн. руб.

43751

9151411

0,4%

55522

10776839

0,5%

65157

12568835

0,5%

Ввод в действие общей площади жилых домов, тыс. м2.

874,7

58430,7

1,4%

886,4

62264,6

1,4%

818,5

65741,5

1,2%

Оборот рознич-ной торговли, млн. руб.

82240

16468600

0,4%

97045

19082600

0,5%

108747

21394500

0,5%

Среднегодовая численностьзанятых, тыс. чел.

574,6

67576,7

0,8%

572,0

67727,2

0,8%

569,7

67968,3

0,8%

Среднедушевые денежные доходы (в месяц), руб.

10885

18881

-

12083,0

20754,9

-

13754,9

23058,0

-

Потребительские расходы на душу на-селения, руб.

7627

13200

-

9077,6

15248,0

-

10151,2

17068,5

-

Среднемесячная номинальная начисленная з/п работников организаций, руб.

13004,4

20952,2

-

14896,3

23369,2

-

17187,4

26628,9

-

Основные фонды в экономике, млн. руб.

493286

93185612

0,5%

561249

108001247

0,5%

589437

121268908

0,4

Для большей наглядности, переведем данные, представленные в таблице, в графическую форму (рисунок 1).

Рис.1. Динамика показателей социально-экономического положения

Чувашской Республики в 2011-2013 годах.

Как мы видим, динамичное развитие экономики Чувашии в последние годы способствовало формированию мобильной экономики, ориентированной на открытость и добросовестное партнерство, обладающей значительными возможностями и потенциалом социально-экономического роста. Демографическая ситуация в Чувашской Республике такая же, как и в целом по России, характеризуется снижением численности населения: если в 2011 году численность постоянного населения Чувашии (среднегодовая) составляла 1250,5тыс. человек, то в 2012 году – 1247,0 тыс. человек, в 2013 году – 1243,4 тыс. человек. В 2013 году индекс физического объема валового регионального продукта (ВРП) составил 135% по отношению к 2011 году, что несколько ниже среднероссийского уровня (141,3%). В Чувашской Республике сохраняется устойчивая тенденция опережающего роста инвестиций в основной капитал по сравнению с темпами роста в целом по России. Объем инвестиций в основной капитал в 2013 году по сравнению с 2011 годом увеличился в 1,5 раза (по России – в 1,4 раза). В Приволжском федеральном округе (ПФО) Чувашская Республика по показателю "инвестиции на душу населения" занимает 8-е место. Номинальная среднемесячная заработная плата в 2013 году по сравнению с 2011 годом возросла в 1,3 раза и составила 17187,4 рубля (в 2012 году – 14896 рубля).

В число приоритетных проектов Чувашии вошли 96 проектов в различных сферах экономики. К ним отнесены, в частности, открытие новых производств, расширение действующих площадок, внедрение новых технологий, модернизация действующих комплексов, застройка микрорайонов и строительство дорог. Самый крупный проект — достройка Чебоксарской ГЭС с поднятием уровня воды до 68 метров, которая оценена в 71,4 млрд рублей со сроком реализации в течение шести лет. Далее — освоение микрорайонов в Чебоксарах. В промышленном секторе самыми крупными являются проект завода «Промтрактор-Вагон» по внедрению новых моделей грузовых вагонов и проект по перевооружению производства на алатырском «Электроприборе». В химическом производстве — создание производства перекиси водорода в Новочебоксарске, в производстве неметаллических минеральных продуктов можно выделить строительство завода по производству пеностекла в Шумерле. В сельском хозяйстве можно отметить производство биопротеинового пробиотического комплекса и строительство предприятия по глубокой переработке зерна в Канашском районе, строительство пяти площадок по выращиванию домашней птицы в Чебоксарском районе, создание агропромышленного парка «Чувашия-Сычуань». Также в число проектов вошли реконструкция биологических очистных сооружений и проект по строительству полигона ТБО в Новочебоксарске, переход на газомоторное топливо на территории в Чувашии, создание туристко - рекреационного кластера «Этническая Чувашия», многофункциональный гостиничный комплекс «Одис Отель» в Чебоксарах и ряд других [2].

Анализ социально-экономического развития Чувашской Республики позволил выявить сильные и слабые стороны, установить возможные перспективы и угрозы (таблица 2).

Таблица 2

SWОT-анализ

S (сильные стороны)

W (слабые стороны)

  • выгодное географическое положение;

  • политическая стабильность, межэтническое и межконфессиональное согласие;

  • сформировавшийся имидж надежного и проверенного партнера;

  • положительная кредитная история, наличие ответственной долговой стратегии, прозрачная система общественных финансов, высокая диверсификация собственных доходов республиканского бюджета Чувашской Республики;

  • наличие современной общественной инфраструктуры относительно других регионов Российской Федерации;

  • устойчивый экономический рост на протяжении последних лет;

  • относительно благоприятная экологическая обстановка и благоустройство территорий.

  • недостаточная бюджетная обеспеченность;

  • ограниченность минерально-сырьевых ресурсов республики, отсутствие стратегических видов полезных ископаемых;

  • неразвитость инфраструктуры инновационной деятельности, недостаточная связь науки и производства, недофинансирование прикладной науки;

  • неразвитость инвестопроводящих структур, недостаточная практика выхода организаций на фондовый рынок;

  • значительный износ основных фондов в отдельных отраслях экономики и инженерной инфраструктуры;

  • высокая степень дифференциации муниципальных образований Чувашской Республики по уровню социально-экономического развития.

О (возможности)

T (угрозы)

  • превращение Чувашии в крупный образовательный, культурный и исследовательский центр;

  • выход Чувашии на внешние рынки с брендом «экологические чистые продукты из экологически чистого региона»;

  • наличие благоприятных условий для активного проведения преобразований в экономике и социальной сфере, развития бизнеса и привлечения стратегических партнеров для производства высокотехнологичных продуктов ведущих мировых брендов;

  • наличие структурированных бизнес-групп, сформировавшегося слоя эффективных менеджеров и собственников;

  • наличие рынков услуг связи, соответствующих мировым стандартам и обеспечивающих широкий доступ населения к информационным ресурсам;

  • значительный рост поставок товаров и услуг в регионы с высоким платежеспособным спросом населения.

  • "старение" населения республики, возрастание демографической нагрузки на трудоспособное население;

  • незначительный удельный вес конкурентоспособных производственных мощностей;

  • усиление отставания в техническом развитии организаций ряда производств, снижение их эффективности;

  • отставание в экономическом развитии и снижение финансово-экономической самостоятельности отдельных муниципальных образований;

  • ухудшение качества окружающей среды из-за резко возросшей автомобилизации городов, интенсивного использования природных ресурсов, продолжающегося роста промышленного производства, увеличения и накопления отходов производства и потребления.

Комплексный анализ социально-экономического развития Чувашской Республики позволил выявить следующие основные проблемы и пути их решения:

1. Низкая инновационная активность предприятий при недостаточном развитии наукоемких и высокотехнологичных производств. Инновационному развитию препятствуют нерациональное использование научного потенциала Чувашской Республики, применение неэффективных механизмов вовлечения в хозяйственный оборот внутренних технологических и интеллектуальных ресурсов, неразвитость инновационной инфраструктуры.

2. Неконкурентоспособность выпускаемой продукции и услуг. Одним из условий включения в международный товарооборот является внедрение международных стандартов качества в организациях республики.

4. Неразвитость рынка земли. Земельный рынок в Чувашской Республике находится в начальной стадии формирования. Наиболее перспективным инструментом эффективного использования земли является ипотека земельных участков. Одна из нерешенных проблем – наличие неиспользуемой пашни на землях сельскохозяйственного назначения. В настоящее время размер такой пашни составляет 75,2 тыс. га, или 9,9% от общей площади.

Для становления земельного рынка и развития ипотеки земли в первую очередь требуется завершить процессы разграничения и регистрации прав собственности на землю. Разграничение земель по уровням собственности необходимо для объединения объекта недвижимости и земельного участка под ним с целью формирования единого объекта налогообложения, что позволит увеличить доходную часть консолидированного бюджета Чувашской Республики.

5. Недостаточный уровень развития транспортной инфраструктуры, безопасности и качества транспортных услуг

Чувашская Республика по плотности автомобильных дорог (258,7 км дорог с твердым покрытием на 1 тыс. кв. км территории) находится на уровне стран с развитой рыночной экономикой, но значительно уступает им по техническому состоянию дорожного полотна, которое не соответствует нормативным требованиям. Основная часть дорог имеет параметры низких категорий, 77% общей протяженности дорог общего пользования IV, V категорий и внекатегорийные дороги.

В целях улучшения качества обслуживания пассажиров необходимо построить новые и реконструировать действующие автовокзалы и автостанции.

6. Недостаточный уровень внедрения в органах государственной власти Чувашской Республики и органах местного самоуправления интерактивных услуг, предоставляемых гражданам и организациям с использованием информационных технологий, что в числе прочих причин приводит к увеличению сроков организационных процедур при реализации деловых проектов

Необходимо развивать предоставление интерактивных государственных услуг с целью кардинального улучшения основных показателей работы государственного аппарата в интересах граждан, а именно:

  • устранить дублирование функций по сбору различных данных;

  • снизить административные издержки для населения и организаций, связанные с предоставлением информации;

  • повысить оперативность предоставления населению государственных услуг, требующих межведомственного взаимодействия;

  • снизить число обращений граждан в органы государственной власти;

  • создать условия для предоставления государственных услуг по принципу "одного окна";

  • не допускать возникновения возможностей для коррупции;

  • обеспечить оперативность и полноту контроля за деятельностью органов государственной власти со стороны общественности;

  • обеспечить необходимый уровень защиты и безопасности данных, используемых для целей государственного управления.

7. Неудовлетворительное использование туристско-рекреационного потенциала Чувашской Республики. В Чувашской Республике отмечается положительная динамика роста объемов туристских услуг, оказываемых в санаторно-курортных, гостиничных, туристических организациях. Однако число туристов, посещающих Чувашию, остается низким. Гостиничный сервис не отвечает современным требованиям, только одно предприятие туризма сертифицировано по международным стандартам.

Итак, в данной работе мы проанализировали современную социально-экономическую ситуацию в Чувашской Республике. На основе анализа выявили проблемы и перспективы развития региона, а также оценили социально экономический потенциал данного субъекта Российской Федерации.

Литература:

  1. Распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011 № 165 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа до 2020 года» // Консультант-Плюс.

  2. Республиканская комплексная программа инновационного развития Чувашской Республики на 2010-2015 годы и на период до 2020 года, утвержденная постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 мая 2009 г. № 178 // Консультант-Плюс.

  3. Федеральная служба государственной статистики: URL: http://www.gks.ru/.

Просмотров работы: 3590