Наше время – это время перемен. В современных условиях, когда и общество, и государство не удовлетворены системой образования (содержанием, направленностью образовательных процессов, уровнем подготовки учащихся), когда педагогическая наука и практика претерпевают глобальные изменения, как в определении ориентиров своего развития, так и в организации практики, проблема модернизации системы образования является актуальной. Поэтому необходимы изменения в философии образования, нужны нововведения и инновации в педагогическую теорию и практику.
Необходимо уже в стенах вуза студентов, будущих педагогов, готовить к использованию инновационных технологий. Формирование готовности к использованию современных инновационных технологий будет проходить эффективнее, если студенты в стенах вуза используют имитационное моделирование для овладения этими технологиями.
Приведем в качестве примера одну из технологии, рассмотренную нами на спецкурсе «Передовые педагогические технологии в обучении математике»[1]: Технология составления и проведения контрольной работы с участием обучающихся.
Данная технология состоит из четырех последовательных шагов:
1. Составление индивидуальных заданий.
Каждый ученик дома по заданию учителя составляет текст контрольной работы, причем учитель указывает: сколько задач по определенной теме и уровень их сложности. Задания должны быть с решением.
2. Составление контрольной работы.
На занятие обучающиеся садятся по четыре человека и по методу Вертушки выбирают по каждому разделу контрольной работы одну лучшую задачу из всех своих индивидуально составленных ранее дома задач.
Таким образом, составляется один вариант контрольной работы. Обычно в классе 24 ученика, следовательно, получим шесть различных вариантов, так как каждая четверка учеников выдает по одному варианту.
Работа групп заканчивается составлением четырех экземпляров карт с составленными задачами.
3. Выполнение контрольной работы.
Учащиеся рассаживаются по два человека, и учитель раздает карты в шести вариантах, каждому по одному варианту. Таким образом, обучающиеся не только составляют контрольные работы по заданной теме, но и решают их на следующем занятии.
4. Проверка контрольной работы.
Проверка осуществляется также самими обучающимися, причем проверяют те ученики, которые составляли данные карточки одного варианта.
С данной технологией мы (в то время студенты 3-го курса физико – математического факультета Стерлитамакского филиала БашГУ) ознакомились на занятиях названного выше спецкурса. В рамках занятий этого спецкурса было также проведено имитационное моделирование технологии.
Преподавателем была выбрана тема «Логарифмическая функция, логарифмические уравнения и неравенства» и выбраны шесть типов задач по данной теме, которые должны подготовить студенты на следующее занятие.
Опишем, к примеру, технологию составления 1 варианта контрольной работы. В составе четверки: Р. Зиганшина, Д. Фахрединова, Е. Дубова, Ю. Дмитреева. Они составили такие индивидуальные задания:
Зиганшина Ригина:
Вычислить:
а)log21642 ;
б) log1212+log12172 ;
Решите уравнение: log3(x2-3x-5)=log3(7-2x) ,
Решите неравенство: log2x2+4x+3>3 ,
Решите неравенство: log22 x2-5log2x+1≤0 ,
Решите уравнение:
log12x=-x2+2x-1 ,
Определить число корней уравнения и найти меньший из них.
Составьте уравнение той касательной к графику функции y=ln3x, которая проходит через начало координат.
Фахрединова Дилара:
Найти значение логарифмического выражения log6270-log67,5 ,
Найти значение элементарного логарифмического уравнения
log3х=-1;
Решить неравенство: log2x2+4x+3>3 ,
Решить однородное неравенство
log22x-x2+2+3log1/2(x-x2+2)≤-2 .
Дубова Екатерина:
Вычислитьlog553·52-3(53)2·5 ,
Решите уравнения:
а) log45+х=2 ;
б) log0,4х+2+log0,4х+3=log0,4(1-х) ;
Решить неравенство:
log2x+21logx-6logxlog3(14-x) ,
Решите графически уравнение:
log2x=-x+1 ,
Найдите число х по данному его логарифму
log0,3x=log0,3a-2log0,3b .
Дмитриева Юля:
Найти значение выражения:
log516∙log225 ,
Решить уравнение: log2x-2+log2x-3=1 ,
Решить неравенство:
log2x-x2+22+3∙log12x-x2+2≤-2 ,
Решить неравенство:
lg3x-63 ,
Решите неравенство:
log22 x2-5log2x+1≤0 ,
Решите уравнение:
log12x=-x2+2x-1 ,
Определить число корней уравнения и найти меньший из них.
Найдите число x по данному его логарифму:
log0,3x=log0,3a-2log0,3b .
Данная технология была в дальнейшем применена нами в ходе педагогической практики в средней школе, результаты были описаны в портфолио студента для отчета в будущем на государственном экзамене [2].
После проведённой работы, было проведено анкетирование учащихся по выявлению их отношения к применённой технологии. Анкетирование позволило сделать вывод, что технология составления и проведения контрольной работы с участием обучающихся вполне успешна, она интересна и вносит разнообразие в учебный процесс. Данный вид работы оказывает значительное влияние на глубину и прочность знаний учащихся по предмету, так как нужно правильно подобрать задачи каждого типа. По нашему мнению, технология применима, как и в школе, так и в высших учебных заведениях.
Библиографический список
Салаватова С.С. Технологически подход в обучении школьников: современные образовательные технологии: учебное пособие. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2013. – 104 с.
Салаватова С.С. О государственном экзамене в системе методической подготовки будущих учителей математики // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Научный журнал. Педагогика и психология. – 2010. – № 1(3). – Киров, 2010. – С. 112-115.