Девиантное поведение вызывает рост подростковой преступности. Данная проблема отмечалась ещё в советское время, но особую актуальность приобрела в начале 1990-х гг. и до сих пор не теряет своей актуальности. По сравнению с 1990-м годом почти на 30% возросло число выявленных несовершеннолетних преступников. Подростками ежегодно совершается свыше 300 тысяч преступных деяний. Поэтому, не удивительно, что ученные и исследователи проявляют повышенный интерес к данной проблеме. Учёными разрабатываются различные технологии социальной работы с подростками. Каждая технология разрабатывается на основе анализа причин такого поведения. Среди причин девиантного поведения многие учёные выделяют наследственность, социальную среду, обучение, воспитание, и социальную активность самого человека. Однако нет прямой зависимости между их негативными последствиями и характером поведения ребёнка. Ю. А. Клейберг выделяет только три основных фактора: биологический, психологический и социальный. Биологический выражается в физиологических особенностях подростка, т.е. в неустойчивости жизненно важных систем организма (в первую очередь нервной системы). Психологический заключается в особенностях темперамента, акцентуации характера, что влечёт за собой повышенную внушаемость, быстрое усвоение асоциальных установок, склонность к «уходам» от трудных ситуаций или полное подчинение им. Социальный фактор отражает взаимодействие подростка в социуме (семья, школа, другое окружение) [2, 55].Для подавления девиантного поведения используются социальные технологии.Термин «социальные технологии» появился не так уже давно. Н.С. Данакин определяет социальные технологии как способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией и выбора оптимальных средств, методов их выполнения. Достоинством данного определения является то, что оно может быть отнесено ко всем видам человеческой деятельности, в том числе, к социальной работе как интегрированному, универсальному виду деятельности, направленной на удовлетворение социально-гарантированных и личностных интересов и потребностей людей, и прежде всего социально уязвимых групп населения.[4,с.16]
Для достижения лучшего результата при поставленной задаче требуется использовать целый ансамбль социальных технологий. Следовательно, возникает необходимость классификации социальных технологий. Технологии социальной работы можно условно разделить на три группы: технологии диагностики (на основе изучения социальных проектов и вероятных прогнозов их развития); технологии конструирования и проектирования развития тех или иных социальных объектов; технологии реализации социальных проектов, программ, введения социальных инноваций. Помимо такого сквозного деления можно выделить типы технологий, цель которых — возвращение индивидам способности к социальному функционированию (технологии социальной реабилитации и адаптации). Каждая из этих технологий может применяться в работе с определенной категорией клиентов (семьи, военнослужащие, дезадаптированные дети и подростки и т.д.). Можно выделить технологии деятельности в специфических обстоятельствах (в условиях межнационального конфликта, предстоящего развода супругов и т.д.) [4,с.19]
Нетрудно заметить, что разделить технологии социальной работы на определённые типы принципиально невозможно, так как любой принцип классификации выбирается произвольно, в зависимости от цели социального работника. В реальной жизни обращение к тому или иному виду технологии зависит от сути социальной проблемы и от результата, которого мы хотим достичь.
С подростками девиантного поведения в первую очередь ведется профилактическая работа.В профилактической работе важное значение имеет выявление всех причин, мотивов, обстоятельств и действий личности, составляющих основу её поведения, не соответствующего принятым в обществе нормам или правилам. Профилактические мероприятия важны во всех сферах жизнедеятельности людей. В чем же особенности профилактики отклоненного поведения несовершеннолетних?
Под профилактикой в широком смысле слова понимается “совокупность предупредительных технологий, методов работы, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния человека. [3, с. 34].Профилактику можно разделить на первичную, вторичную и третичную. Первичная профилактика: изучение механизмов формирования поведения, типа семьи и воспитания; изучение и коррекция нарушения семейных отношений. Вторичная профилактика: раннее вмешательство в коррекцию биологических нарушений у ребенка; исследование семьи; коррекция семейных отношений; наличие четких семейных ролей. Третичная профилактика проводится в отношении подростков, совершивших правонарушение, и ее целью является коррекция поведения подростка и его развитие. Также среди социальных технологий можно выделить информационный метод, который относится к технологиям воздействия. Он основан на том, что отклонения от социальных норм в поведении людей происходит оттого, что они не знают их. Данная социальная технология предполагает: информирование людей о нормативных требованиях, активное использование в этих целях средств массовой информации (печать, радио, телевидение), а также кино, театр, литературу и др. Средства массовой информации могут оказать большое влияние на формирование правосознания подростка, повышение общего уровня культуры. Впрочем не стоит забывать не только об информировании через СМИ, но и о непосредственном контакте с такими подростками. Это различного рода беседы, семинары, консультации в школах с учениками, женских консультациях, поликлиниках, участковых врачей и непосредственно специалистов по социальной работе.
Анализ литературы свидетельствует о том, что технологии социальной работы в практической деятельности будут способствовать уменьшению количества подростков с отклоняющимся (девиантным) поведением. Важно знать, что в каждом отдельном случае, в зависимости от причин его возникновения, нужно правильно подобрать профилактические методы или методы лечения, так как от этого будет зависеть разрешение проблемы девиантного поведения подростка.
Литература:
Громов И. А., Мацкевич И. А., Семёнов В. А. Западная социология. — СПб.: ООО «Издательство ДНК», 2003. — 532 с.
Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. — М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М» 2001.-160 с.
Нагаев В.В. Основные направления социально-психологической, психотерапевтической и правовой реабилитации подростков-девиантов / В.В. Нагаев, В.Г. Толстов, В.В. Толстов // Вестник психосоциальной и коррекционной работы. – 2001. – № 3. – С. 34-47
Холостова Е.И. Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.:ИНФРА-М, 2001. - 400 с.