СМИ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ И ПРОФИЛАКТИКУ ФОРМ ПРЕСТУПНОЙ ЭТНОПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СМИ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ И ПРОФИЛАКТИКУ ФОРМ ПРЕСТУПНОЙ ЭТНОПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВ

Евстифеев А.С. 1, Иксанов Р.А. 2
1ГБОУ ВПО «Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан»
2Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Башкирский ГАУ, кафедра государственного и муниципального управления
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Cогласно проведённым исследованиям, проблема существования этносов и их взаимодействия друг с другом является актуальной темой XXI века. Ни для кого сейчас не секрет, что данная тема для дискуссии является острой по своей сущности, так как существует необходимость выработки чёткого плана взаимодействия этносов между собой без ущемления их прав.

Средства массовой информации довольно открыто и свободно распространяют информацию в мире о проблемах взаимодействия разных народов проживающих как на одной территории, так и на границах конфликтующих государств. СМИ в современном мире является одной из отправных точек взаимодействия разных народов, в связи с тем, что являясь обозревателями событий в мире, они представляют нам картину событий с разных сторон, поскольку разные СМИ одну и ту же информацию преподносят по разному, в результате чего получается разногласия и конфликт мнений.

Влияние СМИ на проблему взаимоотношений народов между собой в XXI веке весьма значительно. СМИ – это периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием)[1]. Из данного определения и выше указанной нами позиции видно, что СМИ преподносят нам информацию о событиях в мире нацеленную на широкую массовую аудиторию, в наше время у большинства людей есть: интернет, телевидение, радио, газеты, журналы и другие источники получения информации. В научном мире сформировалась такая точка зрения, что средства массовой информации представляют в государстве одну из 4х ветвей власти, так как благодаря тому, что СМИ формирует и развивает мнение населения по сложившейся ситуации. Поэтому мы хотим сказать, что в современном, информационном и бурно развивающемся постиндустриальном обществе умаление значение СМИ нежелательно как для страны, так и для его роли в международном масштабе.

В РФ данный феномен как СМИ выступает, как и во всём мире, ключевым звеном взаимоотношений на данном этапе своего развития между населением и государством. РФ является одним из крупнейших многонациональных (полиэтнических) государств мира. На ее территории проживают представители 193 национальностей (по данным Всероссийской переписи населения 2010 года, сформированным на основе самоопределения граждан)[2]. Многонациональный народ России на всём протяжении её существования вносил неотъемлемый вклад в развитие страны, этот вклад измеряется, как и с точки зрения культурного наследия, так и защита чести государства в различных военных конфликтах. Культурное и языковое многообразие народов России защищено государством. В Российской Федерации используются 277 языков и диалектов, в государственной системе образования используются 89 языков, из них 30 - в качестве языка обучения, 59 - в качестве предмета изучения[3]. Как мы видим из представленной информации, России нет равных в разнообразии проживающих на её территории народов, культуры народов и языков. С одной стороны это всё облагораживает РФ с положительной стороны, с другой стороны это повод серьёзно задуматься о дальнейшем сосуществовании всех народов проживающих в России в мирном русле.

Политика государства является важным регулятором общественных отношений, в том числе и этнических. Проявления ксенофобии, антисемитизма, тенденции национализма в крайней его форме - фашизма, должны служить причиной противопоставления этим явлениям рациональной политики в сфере этнических отношений, направленной на смягчение межнациональной напряженности, на развитие механизма защиты прав и законных интересов этноса как объекта правовых отношений. Складывается достаточно большое количество ситуаций, когда государство само поддерживает и дает импульс к возникновению и развитию деструктивных процессов в политике касающейся отдельных этносов при осуществлении межнациональных отношений, а СМИ содействует этому. Безусловно, такая государственная политика создает почву для совершения правонарушений. Изучить эти явления представляется возможным обратившись к истории различных государств. Наглядным примером в данном случае может служить политика в отношении русскоговорящего населения, которая осуществляется в странах бывшего Советского союза: Страны Балтии и особенно в Украине. Проявления такой политики можно увидеть в отдельных действиях государственных органов среднеазиатских стран бывшего СССР. Такой вывод можно сделать, проведя исследования особенностей миграционных потоков из этих государств в Россию, в частности проведя социологические опросы мигрантов.

Рассмотрев один из аспектов данной проблемы с общей точки зрения, хотелось бы конкретизировать и определить формы преступной этнополитики государств. Выделяют несколько форм преступной этнической политики: рабство, торговля людьми (женщинами и детьми) с целью их сексуальной эксплуатации, апартеид, геноцид.

Одной из древнейших форм преступной этнополитики признается рабство, имевшее достаточно широкое распространение в Римской республике, Вавилонии, греческих государств. Рабство возникает во времена, когда государство начинает понимать, что достижение высокого уровня производства, возможно при извлечении выгоды из работы пленных. В 1948 году рабство было объявлено незаконным во Всеобщей декларации прав человека. В настоящее время рабство запрещено международным правом. Международным правительствам и СМИ необходимо сконцентрировать усилия на развитие движения аболиционизма в мире, поскольку в таких странах, как Судан, Нигер и Мавритания рабство распространено и поныне.

Такой же древней формой преступной этнополитики считается апартеид. Апартеид[4] признается официальной политикой расовой сегрегации, политика принудительного отделения какой-либо группы населения. Обычно упоминается как одна из форм расовой дискриминации (отделение группы по этническому признаку). Наглядным примером служит политика апартеида, активно проводившаяся в ЮАР. Апартеид проникал не только в законы ЮАР, но и в её культуру: эта идеология активно внедрялась многими СМИ.

Статистика об уровне проституции, в том числе детской, в отдельных странах показывает, что в последнее время широкие масштабы приобретает торговля людьми (прежде всего женщинами и детьми) с целью их сексуальной эксплуатации. Только активная борьба за права детей и женщин на международном уровне при содействии СМИ может благоприятно сказаться на решении этой проблемы.

Самой опаснейшей формой преступной этнополитики в области этнических отношений в полиэтническом государстве может явиться геноцид. Этнические чистки устраивали еще ассирийцы и вавилоняне, чтобы заполучить плодородные земли[5]. Другим историческим примером геноцида является истребление коренных жителей Америки. Освоение земель Нового Света сопровождалось массовым уничтожением индейцев[6]. Международные организации, имеющие эффективные рычаги воздействия, не должны оставлять без внимания проявления преступной этнополитики государств в области межнациональных отношений, например Украины, по сути, проводящих геноцид по отношению к нетитульным этносам.

Основой политики отдельных стран зачастую становится разжигание межгосударственной, межнациональной розни. После распада СССР и провозглашения своей независимости, многие политические верхи новых государств пошли по пути распространения мнений о ревизионистской, имперской политике России, о якобы хищническом использовании Россией природных и трудовых ресурсов коренного населения этих государств.

Определяющим моментом идеологической политики зарубежных государств, в том числе США, стало создание "образа врага", нагнетание деструктивных процессов, стремление разрушить братские государства на основе межэтнической вражды и ненависти.

Указ Президента РФ от 19.12.2012 N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года"[3] является рациональным, продуманным и своевременным шагом по укреплению отношений между народами. Этот закон, как следует из его положений, направлен на обеспечения интересов государства, общества, человека и гражданина, укрепления государственного единства и целостности России, сохранения этнокультурной самобытности ее народов, сочетания общегосударственных интересов и интересов народов России, обеспечения конституционных прав и свобод граждан. Данное положение характеризует РФ с точки зрения государства направленное на обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, что и является высшей ценностью в РФ согласно статье 2 Конституции РФ.

В этой связи РФ должна развиваться, как государство с толерантным отношением к другим народам, и СМИ в свою очередь должны не разжигать новые конфликты своими, как мы видим, часто двусмысленными и не объективными данными, а наоборот показывать объективную и достоверную информацию, которая не принесет ущерба многонациональному народу РФ. РФ и СМИ в этой среде должны проводить грамотную и взаимообусловленную политику взаимодействия государственных органов и средств массовой информации. Россия не должна повторить ошибок прошлого, когда в становлении РФ как государства переживало тяжёлый период, а именно 1990-х годах и именно тогда, мы были на грани межнациональных конфликтов, так как каждый практически регион пытался отделиться от России и строить собственное государство, на этой почве мы могли наблюдать ненависть одних народов по отношению к другим. Яркими примерами таких регионов были Татарстан, Чечня и другие республики. В нынешнее время государство должно своевременно устранять все разногласия, возникающие в регионах и не допускать возникновения межнациональной розни.

Государства, которые не проводят своевременную и рациональную государственную национальную политику обречены на нестабильное развитие общественных отношений государства с обществом. В современном мире, мы можем наблюдать данную тенденцию, когда государство не уделяет особого внимания национальной политике и это приводит к печальным последствиям. Такими примерам могут являться государства: Украина, Великобритания, Испания, Югославия ( ныне Сербия и Черногория ), Чехословакия ( ныне Чехия и Словакия ), Сирия, Ирак.

Одним из факторов дестабилизации и выступление народов в этих странах как раз таки и является не уравновешенная государственная национальная политика, народы проживающие в этих странах относятся друг к другу как к врагам. Наиболее чувствительна для нас сейчас проблема на Украине, где возрастает ненависть по отношению к русскоговорящему населению и к русским в частности. Несмотря на то, что нас связывает прекрасное историческое прошло начиная с зарождения Руси, тем не менее государство не с реагировало во время на проблему межнациональной ненависти. Такого явления как ненависть одних народов по отношению к другим не должно иметь места в современном XXI веке. Накопленные знания и исторический опыт нам должны подсказывать, что мы должны идти путём мирного сосуществования. Ненависть одних народов к другим и возвеличение одного народа над другим – это признаки ярко выраженного фашизма. Такая политика в своё время привела к власти А. Гитлера, одного из самых кровавых диктаторов XX века. Итоги этой войны всем нам известны, по обнародованным в округлённом виде данных в этой войне погибло 27 млн. человек только в Советском союзе. Эти данные и горький исторический опыт должен показать нам, насколько важно в наше время уделять внимание такому вопросу как межнациональные отношения в РФ.

Считаем необходимым предложить ряд мер по улучшению взаимодействия СМИ с государством РФ:

1) Объективная, достоверная информация должна преподноситься путём рационального анализа ситуации. В СМИ должны работать люди с высшим образованием, специальные аналитики, которые способны путём различных манипуляций преподнести обществу истинные данные о произошедшем.

2) Деятельность СМИ должна осуществляться на основе воздержания от резких заявлений в отношении той или иной стороны конфликта, удержания независимости мнения и нейтралитета в диалоге.

3) СМИ как можно больше должны пропагандировать здоровый образ жизни, мероприятия, направленные на оздоровление населения, показывать как можно больше положительного взаимосотрудничества между государствами и различными нациями в мире, это будет способствовать, на наш взгляд, развитию доброжелательных отношений между различными нациями.

Именно многонациональность, мультикультурность и полиэтничность на фоне ярко выраженной этнической идентичности по отношению к конкретному этносу являются глобальными и универсальными характеристиками современного мира[7]. Проведение умелой политики в молодежной среде будет способствовать нейтрализации и профилактике таких негативных проявлений, как фашизм, ксенофобия, русофобия, кавказофобия, а также путем активного участия СМИ в решении вопросов, касающихся национальной, этнической идентичности, с учетом исторической особенности и современных тенденций для противодействия негативным проявлениям в области национальных отношений, которым сейчас подвергается всё мировое сообщество.

Подводя общий вывод из всего сказанного, хотелось бы ещё раз акцентировать ваше внимание на том, что только при грамотном взаимодействии СМИ и государства возможно в наше время способствовать благоприятным отношениям на национальной почве. Государство и СМИ должны воспитывать в гражданах РФ такие прекрасные качества как: доброта, честность, справедливость и всевозможными методами препятствовать возникновению межнациональных конфликтов в регионах.

Список использованных источников

1. Закон РФ от 27.12.1991 г. №2124-1(ред. от 02.07.2013г., с изм. от 14.10.2014г.) «О средствах массовой информации" Ведомости СНД и ВС РФ", 13.02.1992, N 7, ст. 300.

2. Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года [Электронный ресурс]//Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm (дата обращения: 12.11.2014г.)

3. Указ Президента РФ от 19.12.2012 N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года" Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 19.12.2012г.

4. Апартеид [Электронный ресурс]//Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Апартеид (дата обращения:16.11.2014г.)

5. Чичерен Б.Н. История политических и правовых учений. СПб.: Лань, 1999. С. 232.

6. Цеханкская К.В. Индейцы США: трагедия и борьба // Расы и народы. М.: АН СССР, 1997. Вып. 17. С. 63.

7. Арутюнов Л.С., Касьяненко М.А. Криминальная политика государства

в области национальных отношений "Безопасность бизнеса", 2007, № 3

Просмотров работы: 1670