РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РФ: АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РФ: АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Боровкова Н.В. 1
1ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблемы миграции все чаще в последнее время попадают в область зрения специалистов. Данный интерес отчасти можно объяснить сложившейся демографической ситуацией. В настоящее время Россия до сих пор переживает демографический кризис, при этом нужно заметить, что он уже минул фазу своего пика. Так по предварительной оценке Федеральной службы государственной статистики (Росстата), численность населения России на начало 2014 года увеличилась на 318,8 тысячи человек (на 0,2%) и составило к началу 2014 года 143,7 миллиона человек. Такие результаты получены исходя из итогов Всероссийской переписи населения 2010 года (ВПН-2010) и данных учета демографических событий за прошедший после ВПН-2010 период по факту регистрации рождений и смертей (в записях актов гражданского состояния), прибытий и выбытий (по листкам статистического учета мигрантов Федеральной миграционной службой). Несмотря на это, по статистике аналитиков, учитывающих современные миграционные тенденции, население России уменьшится к 2050 году предположительно на 20% и составит всего 112–119 млн. человек [21]. «Благие пожелания, выраженные в государственной концепции демографической политики: стабилизация численности населения, обеспечение роста населения к 2025 году - это демографическая мечта. Нужно реально смотреть на вещи», - так заявил директор Центра по изучению проблем народонаселения МГУ Валерий Елизаров[16].

В Российской демографической ситуации можно пронаблюдать и другую неутешительную тенденцию: в стране неизменно возрастает доля пожилых людей. Так в 1996 году доля населения старше трудоспособного возраста достигала 12,2%, а на январь 2013 года эта цифра выросла уже до 13%[9]. В связи с этим уже в ближайшем будущем наша страна столкнётся также и с проблемой нехватки трудоспособного населения, требующей незамедлительного решения на уровне государственной власти. Увеличение доли квалифицированных работников из-за рубежа и перемещение рабочей силы внутри государства с целью регулирования данной проблемы в отдельных районах страны - наиболее очевидный выход из сложившейся ситуации.

В связи с этим, перед государством встают такие задачи как создание условий для привлечения в Российскую Федерацию квалифицированных легальных трудовых ресурсов, совершенствование миграционного учета иностранных граждан, противодействие нелегальной миграции, а также комплекс мер по поддержке внутренней трудовой миграции. Улучшение данных показателей будет способствовать, по словам Зайончковской Ж.А., заведующей лабораторией миграции Института народнохозяйственного прогнозирования РАН: «Развитию рыночных отношений, росту благосостояния населения, насыщению рынка труда рабочей силой; обеспечению социальной стабильности как внутри страны, так и на ее внешних границах»[13]. Президент Российской Федерации, Владимир Владимирович Путин, заявил: «Наш рынок труда нуждается в заполнении тех рабочих мест, которые не заполняются местными гражданами, поэтому нам внимательно нужно посмотреть на этот рынок труда, более профессионально решать вопрос, на какие рабочие места мигранты допускаются» [13].

Ученые и политики постоянно проводят исследования, которые стремятся осветить все позитивные и негативные аспекты миграционной политики. Например, Трофимова Е.В. в статье «Миграционная политика России. Стратегия 2020» поднимают проблему необходимости смещения фокуса миграционной политики – с правоохранительной направленности на социально-экономическую, утверждая, что именно такие положения Стратегии 2020 будут способствовать росту экономического потенциала, снижению социальной напряженности в обществе, причем, как в целом, так и в мигрантском сообществе[20]. Огромное внимание по анализу проблем и их решению в сфере миграционной политики уделяется в работе «Миграционная политика России: pro and contra» Зайончковской Ж.А.

Зарубежный опыт также способен помочь усовершенствовать миграционную политику в Российской Федерации. К опыту других государств, в частности Соединённых Штатов Америки, Канады, Австралии и стран Западной Европы, обращается Сунгуров А.Ю. в статье «Миграционная политика: сравнительный анализ зарубежного опыта и некоторые рекомендации для России». Примечательно, что автор, выделяя 3 блока политики интеграции трудовых мигрантов в современной России (политико-правовой, социально-экономический и культурно-религиозный), наибольший потенциал выделяет также у социально-экономического направления [19]. В.А.Волох и В.А. Суворова (статья «Концепция государственной миграционной политики России – основа миграционной безопасности страны») не только отмечают, что длительное время в стране не была сформирована целостная система взглядов на содержание и основные направления реализации стратегического курса страны в сфере управления миграционными процессами, но и говорит о тех проблемах, с которыми страна столкнулась в начале XXI века, о методах, с помощью которых правительство пытается свести негативные последствия этих проблем к минимуму но и через реализацию принятой концепции гарантировать демографическое развитие, обеспечение национальной безопасности и сохранение стабильности в обществе [11].

Основные положения государственной политики в сфере миграции заложены в федеральном законе «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [2], в Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации [6], а также в «Стратегии 2020» [5].

Таким образом, совершенствование миграционной политики, модернизация российского законодательства в данной сфере, улучшение качества ведения контроля мигрантов становятся одними из приоритетных направлений государственной политики.

Цель данной курсовой работы: анализ эффективности государственной миграционной политики.

При выполнении работы преследуется ряд задач:

  1. Изучить реализацию государственной миграционной политики Российской Федерации;

  2. Изучить нормативно-правовую базу системы миграционных процессов в Российской Федерации;

  3. Проанализировать эффективность реализации государственной миграционной политики на примере Свердловской области.

Таким образом, объектом изучения становится миграционная политика РФ.

Следовательно, предметом проводимого исследования в данной работе является эффективность реализации миграционной политики РФ.

Для достижения поставленной цели и реализации указанных задач в данной курсовой работе применяются такие методы исследования как статистические, математические и социологические. Применено математическое моделирование, а именно демографические прогнозы. Использована информация переписи населения, текущий учет естественного движения населения, миграционных потоков.

Для наилучшего изучения и восприятия материала курсовой работы она имеет следующую структуру: введение, 3 главы, содержащие по 2 параграфа, в которых решаются поставленные исследовательские задачи. Работа так же включает заключение и список использованных источников и литературы.

В XXI веке во многих районах мира, в том числе и в России, основным одним из основных факторов формирования населения и трудового ресурса является миграция населения.

Существует множество определений понятия «миграция населения». Практически каждый исследователь данной проблемы формулирует собственное определение. Ионцев В.А. доктор экономических наук, указывает на наличие 36 различных определений только в отечественных публикациях. Следует заметить, что с каждым годом значение термина «миграция населения» включает в себя всё большее количество рассматриваемых явлений, становясь всё шире. Однако все определения имеют некоторые общие черты[14].

Таким образом, Е. И. Плисецкий заявляет, что под миграцией населения (от лат. migratio - переселение) принято понимать территориальную подвижность (механическое движение) населения. Она связана с перемещением по территории страны (или между государствами), обусловленную, как правило, влиянием разнообразных факторов - социально-экономических, военно-политических, религиозных, природных, экологических; особенностями исторического и хозяйственного развития отдельных регионов и стран[17].

Согласно определению, которое дал ученый-географ В.В. Покшишевский (1978), под миграциями населения «следует понимать любые его перемещения, связанные с переменой места проживания (изменение государства, области или населенного пункта, в котором живет то или иное лицо, семья или другая более обширная общность людей)»[18]. Таким образом, мы видим, что главным признаком, который характеризует миграционную подвижность, является территориальный, а следствием миграций выступает изменение географии расселения.

К миграциям могут быть отнесены и достаточно широко распространенные в крупных городах и городских агломерациях миграции получившие название «маятниковые», непосредственно связанные с трудоустройством населения: ежедневные переезды в город – на работу и из города - домой. Данные перемещения имеют ярко выраженный локальный характер и не оказывают влияния на географический рисунок расселения, однако, они способны оказать существенное воздействие на образование местных систем расселения.

К другим значительным в современной ситуации признакам миграции относят функциональный, в согласии с которым ее можно подразделить на несколько видов: трудовая, культурно-бытовая, рекреационная (то есть имеющая связь с перемещением людей с целью отдыха и туризма), служебные командировки.

Второй признак, классифицирующий виды миграции – это временной. По нему принято выделять следующие виды миграций: временная, или возвратная (которая в себя включает маятниковую, сезонную миграции), и постоянная, или безвозвратная (речь идёт о переселении), миграции.

Изучая миграцию с точки зрения направления миграционных потоков, её делят на внешнюю (рассматривающую миграцию в межконтинентальных и межгосударственных масштабах) и внутреннюю (включающую в себя межрайонную и внутрирайонную миграцию). К внешней миграции принято относят эмиграцию, то есть выезд из страны проживания, и иммиграция - въезд в страну, а также реэмиграция, или репатриация, понятие включает в себя возвращение (часто депортацию) уехавших на родину.

В качестве примера внутренней миграции можно рассматривать столь характерные для России переезды населения из одного города в другой, из посёлка в город (и обратно), из одного субъекта Российской Федерации в другой. Если говорить о внутренних сезонных миграциях, как правило, можно отметить их усиление в период активности сельскохозяйственных работ (весна, лето, осень), зависит от спроса на рабочую силу, увеличение которого можно наблюдать в сельской местности, как вид – во время обще принятых в стране летних отпусков.

Фактором рассмотрения миграции можно считать и её организованность, по которой миграция населения разделяется на организованную, которая осуществляется при непосредственном участии государства, и неорганизованную, иначе называемую самодеятельной. Ярким примером использования организованной миграции является практика широко применяемого в СССР хозяйственного строительства. Так, в 50—60-е годы ХХ столетия значительные трудовые ресурсы (свыше 1,5 млн человек) были направлены на освоение целинных и залежных земель в регионах Северного Казахстана и Южной Сибири. В плановом порядке проводилась мобилизация рабочей силы для крупнейших строек страны - сибирских ГЭС, Западносибирского нефтегазового комплекса, Тимано-Печорского ТПК, БАМа, других промышленных объектов, возводимых в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока. Одновременно с этим нужно говорить и о формировании миграционные потоки из РСФСР в республики Средней Азии и в Казахстан, где наблюдалась острая нехватка квалифицированных рабочих кадров для осуществления процесса на действующих промышленных предприятиях. Такой вид миграционной политики имел как положительные, так и отрицательные последствия, причиной которых можно считать недостаточный уровень приживаемости мигрантов, который в свою очередь увеличивал отток части населения из столь важных районов нового освоения.

Под этнической миграцией понимается совокупность миграционных потоков, в каждом из которых можно установить численное преобладание лиц с общей этнической принадлежностью, которые передвигаются из одного большого ареала, определяемого по этнокультурному расселению, в другой из-за ощущения отчужденность от отпустившего общества, возможен вариант, когда это общество само осуществляет отторжение мигрантов именно из-за их принадлежности к определённому этносу.

Становится очевидным то, что оба вышеназванных типа миграций, основанных на насильственных и вынуждающих методах, имеют однозначно идентифицируемую этническую окраску. Ведь с жертвами насильственных миграций Россия столкнулась еще до распада СССР. Это люди, бежавшие от погромов 1988 года в Сумгаите и 1990 года в Баку, сюда же можно отнести и турков, спасавшиеся от погромов в Фергане (1989 г.); позже были такие события, как Нагорный Карабах, чечено-ингушский конфликт, гражданская война в Таджикистане, военный конфликт в Приднестровье, война в Абхазии, война в Чечне.

В рамках рассмотрения данного фактора нельзя не упомянуть и занявших особое место в истории нашей страны принудительных миграциях, которые связаны с насильственным переселением людей в период сталинских репрессий 30-50-х годов, включающих и депортации целых народов с мест их постоянного проживания преимущественно в неблагоприятные регионы Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии и Казахстана. Так, в 30-е годы выселению подверглись сотни тысяч раскулаченных крестьян, в период Великой Отечественной войны с мест проживания было переселено более 1 миллиона немцев, а в конце войны насильственной высылке были подвержены калмыки, народы Северного Кавказа (ингуши, чеченцы, балкарцы, карачаевцы), крымские татары, турки-месхетинцы, другие, по мнению правительства, нестабильные и представляющие опасность для власти народы. В более позднее время многие из них смогли вернуться на свою историческую родину, однако, говорить о полном восстановлении положения 40-х годов не представляется возможным, что позднее стало причиной ряда крупных конфликтов, основанных на межнациональных распрях.

Одним из основных факторов классификации миграции можно считать и причины перемещения на новое место проживания, которые можно подразделить на экономические, в том числе и трудовые, то есть непосредственно связанные с поиском новых мест труда, имеющих более высокий уровень заработной платы; политические, которые, как правило, вызваны сменой государственных границ, дискриминацией отдельных групп населения; религиозные, основанные на приближении к святыням, почитаемым определённой верой; семейно-бытовые. Примером из истории страны, демонстрирующим массовый выезд населения из страны по политическим мотивам, можно назвать эмиграцию в годы Гражданской войны (1917-1922 гг.) и в более поздний период.

Таким образом, классификация миграции осуществляется по нескольким параметрам, которые в виде тезисов структурированы на рисунке 1.

Рис. 1

За относительно непродолжительный период истории, в который миграция населения начала восприниматься и изучаться как самостоятельная наука, появилось немалое количество различных научных теорий в рассмотрении этого важного в современном мире явления. Совершенствование научных разработок в сфере миграции осуществлялось, как правило, в границах отдельно взятого подхода, то есть миграция населения рассматривалась через географические, исторические, политические, экономические, демографические и некоторые другие показатели. Выбор подхода во многом определяется тем, какие задачи стоят перед исследователем. Наиболее полная классификация, основанная на изучении как зарубежных, так и отечественных источников, была создана В. А. Ионцевым. В неё входят 17 подходов изучения миграции, объединивших, по оценке исследователя, 45 концепций. Интересным является то, что большинство теорий (15) рассматривают миграцию с точки зрения экономики, 5 теорий обращают внимание на этот процесс через призму социологии, и лишь 4 занимаются анализом непосредственно миграционных потоков.

Разнообразие различных научных направлений является эффективной демонстрацией того, что миграция оказывает существенное влияние на многие социально-экономические процессы. В рамках теорий миграция анализируется по разнообразным показателям.

Одним из таких показателей являются миграционные когорты, представляющие собой совокупность людских масс, которые объединены единым периодом перемещений, и учитывающие мигрантов по порядковому номеру их миграции (то есть тот показатель, сколько раз они они осуществляли переезд).

Также одним из важных показателей изучения состава мигрантов являются пол и возраст, национальность и другие. Особенности состава могут привести к осуществлению ощутимого сдвига в составе населения, причём как на местах выезда, так и на местах въезда.

Показатели также можно классифицировать на два вида: абсолютные и относительные. Среди наиболее значимых абсолютных показателей миграции выделяют: общие и специальные показатели. Общие показатели рассматривают следующие показатели для определённой территории: размер миграции, общие коэффициенты интенсивности и результативности миграции. Специальные или иначе структурные показатели анализируют возраст, пол, национальность, профессии, образование, семейное положение. Если в поле зрения попадает внутренняя или межрайонная миграция, то основным её показателем является объём миграционных потоков, также в рамках данного разделения анализируются коэффициент результативности межрайонных связей, коэффициент приживаемости новоселов, коэффициент интенсивности межрайонных миграционных связей; следует помнить, что все названные показатели рассматриваются в границах определённой территории.

К ним относят:

Vпр - число прибывших мигрантов в данную местность за год;

Vуб -число убывших из данной местности за год;

(Vпр + Vуб) – валовый показатель миграции (брутто-миграция);

(Vпр - Vуб ) – сальдо миграции или чистая миграция( нетто-миграция).

При (Vпр > Vуб) – сальдо положительное, при (Vпр < Vуб) - сальдо отрицательное, (Vпр = Vуб) – сальдо миграции отсутствует.

Для выяснения роли миграции на определённой территории используются демографические динамики численности населения. Они формируются с помощью двух способов: внутригодового оборота и межпереписного внутрипериодического оборота. Метод внутригодового оборота объясняется формулой:

Sk = S0 + (N - M) ± (Vпр - Vуб ),

где S0 - численность населения на начало года;

N – число родившихся за год;

М – число умерших за год;

Sк - численность населения на конец года.

Метод межпереписного оборота классифицируется следующей формулой:

Sk = S0 + (∑Ni - ∑Mi) + (∑Vпpi - ∑Vyбi ),

где i – период между переписями населения в годах.

Для изучения основных направлений миграции формируются шахматные территориальные балансы. Шахматные территориальные балансы по категориям позволяют выявить: значимость отдельных категорий поселений в cоставе населения районов въезда и выезда; исследовать состав мигрантов.

Если имеется возможность наблюдать ежегодный рост количества мигрантов, то наиболее предпочтительным является аналитическое выравнивание, осуществляемое такими способами как расчет индекса сезонности, аналитическое выравнивание динамики въехавших и выехавших мигрантов, гармонический анализ.

Важно помнить, что анализируя долговременное явление, лучше рассматривать среднее арифметическое ряда, так как при таком изучении минимизируется влияние многих случайных факторов.

Естественный прирост и коэффициент естественного прироста - величины алгебраические, они могут быть в равной степени положительными и отрицательными.

Общий коэффициент естественного прироста : -k ЕП

где: N - число родившихся в расчетный период (может иметь индексы говорящие о дополнительних условиях);

M - число умерших в расчетный период;

EП - естественный прирост, определяемый как разность между числом родившихся и умерших;

T -длинa расчетного периода в годax;

P- обозначение cуммарной численности населения;

п - общий коэффициент рождаемости;

т - общий коэффициент смертности.

Располагая данными о численности населения и его естественном движении, можно высчитать такой показатель как объем миграционного прироста населения. Это можно представить в виде формулы:

OП=EП + MП, (4)

Где OП - общий прирост населения;

ЕП - естественный прирост населения;

MП - миграционный прирост населения.

Если провести аналогию с коэффициентом естественного прироста, появится возможность вычислить коэффициенты общего и миграционного прироста (KOП и KMП).

Общий прирост OП = Pt+1-Pt;

Естественный приростЕП=N-M;

Миграционный приростМП = ОП-ЕП ;

Исчисляются в тысячах человек.

Миграционная активность часто определяется демографическими особенностями населения. К примеру, молодые люди более мобильны, женщины меньше склонны к перемещениям, чем мужчины, семьи без детей гораздо проще меняют место проживания, чем семьи даже с одним ребёнком, причём перемещение сказывается на планировании времени рождения.

Очевидно и то, чтo миграция существенно влияет на численность населения, его возрастные особенности. Меняются и другие показатели, например, в случаях, когда среди мигрантов преобладают люди определенной национальности, то территориальные перемещения населения вызывают заметную динамику этнического состава.

Миграции могут стимулировать смену у людей социальной, профессиональной групп. Можно наблюдать и глубокие личностные изменения: образа жизни, установок на создание семьи, рождение детей. Все эти изменения, как справедливо заметили O.E.Казьмина и П.И.Пучков, существенно влияет на воспроизводство населения[15].

Особенно важным в современном мире изменение трудовых ресурсов, уровня социально-экономического развития регионов. Приток квалифицированных специалистов в малоразвитые (новые) районы позволяет развивать их техническую и сырьевую базы, что неизменно повышает их экономический потенциал. В районах прибытия и выезда изменяется не только количество, но и качество трудовых ресурсов, что существенно сказывается на конкуренции на рынке труда.

Однако существуют и негативные последствия. Например, нелегальные и неорганизованные потоки мигрантов могут стать причиной снижения материального и культурно-бытового уровня в экономически и социально неразвитых районах. Если говорить о приезде вынужденных мигрантов, то необходимы дополнительные финансовые вливания в местные бюджеты с целью обустройства, создания новых рабочих мест и объектов инфраструктуры (детсады, школы, больницы).

Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими сферу миграции, на федеральном уровне являются Конституция Российской Федерации[1], Федеральный Закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Закон Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»[3], а также многочисленные Постановления Правительства, вносящие изменения в уже существующую законодательную базу.

По Конституции Российской Федерации, каждому человеку, законно находящемуся на территории РФ, даровано право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также право свободного выезда за границы страны и возвращения в неё. По Конституции гражданин может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство), что никак не умаляет его права и свободы, но и не освобождает от обязанностей.

Таким образом, основные права граждан в системе миграции содержатся в Конституции Российской Федерации.

Право на свободу передвижения также закрепляется в Законе Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

В отношении прав и обязанностей граждан Российской Федерации в сфере миграции закон содержит следующие положения. Как и в Конституции, прописано, что все граждане имеют право на свободу передвижения. Реализация данного права обеспечивается путем соблюдения федерального законодательства, лишение данного права возможно только на основании закона.

В федеральном законе даётся трактовка регистрации по месту пребывания или жительства как необходимого условия реализации прав и свобод гражданина, а также исполнение им обязанностей перед другими гражданами и государством. Закон определяет регистрацию и как обязанность гражданина

Закон содержит положения, определяющие органы, ответственные за реализацию регистрационного учёта. Данная функция разделена между органами внутренних дел, а при отсутствии таковых – местная администрация. Кроме того, если гражданин находится в таких местах, как гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в больнице, другом подобном учреждении производятся по его прибытии и выбытии администрацией соответствующего учреждения производится регистрация и снятие с учёта гражданина.

Закон также даёт чёткое разграничение понятий регистрации по месту жительства и по месту пребывания, заявляя, что при постановке гражданина на учёт по месту пребывания он не снимается с учёта по месту жительства. Кроме того в законе указаны необходимые документы для регистрации (паспорт и документ-основание). Указываются и случаи, в которых производится снятие гражданина с учёта.

Ранее говорилось, что любой гражданин имеет право на свободное передвижение и место жительства, однако, в статье 8 содержаться основания для законного ограничения этих прав.

11 статья содержит положение, указывающее на приоритетность норм международного договора, в случае расхождения их с представленным законом.

Одним из таких законов, который содержит в себе нормы международного соглашения, является Федеральный закон Российской Федерации от 11 июля 2011 г. N 186-ФЗ «О ратификации Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей». В данном законе Россия соглашается со всеми положениями указанного соглашения, заключённого между Беларусью, Казахстаном и Россией 19 ноября 2010 года в Санкт-Петербурге. Положения Соглашения предусматривают значительное упрощение пребывания и осуществления трудовой деятельности на территориях государств-сторон для трудящихся-мигрантов, которые являются гражданами указанных стран[4].

Соглашение предоставляет, в частности, следующие преференции:

- работодатель может привлекать мигрантов на работу без получения разрешения;

- трудовая деятельность мигрантов из этих стран осуществляется, не учитывая квоты;

- увеличение сроков регистрации для трудящегося мигранта и его семьи в органах до 30 суток с момента въезда в принимающую страну;

- срок временного прерывания приравнен к сроку действия трудового договора;

- предоставление мигранту возможности заключения нового трудового договора в течении 15 суток со дня досрочного расторжения старого (даже после истечения 90 суток с даты въезда в страну).

Следующий нормативно-правовой акт, введенный для осуществления регулирования сферы миграции – это федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Данный федеральный закон вступил в силу с 25 июля 2002 года, последняя редакция данного закона датируется 5 мая 2014 года. Необходимо сразу же указать на то, что любое изменение в положении миграции неизменно влечёт новую редакцию данного закона.

В федеральном законе «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» определены правовые, экономические и административно-организационные основы положения иностранных граждан в Российской Федерации. Также в федеральном законе определены права и обязанности иностранного гражданина, органов государственной власти, органов местного самоуправления, возникающие вследствие деятельности иностранных граждан.

Закон предоставляет понятийный аппарат системы миграции и формирует определённую систему, которая позволяет определить положение иностранцев в России. Также закон активно регулирует трудовые отношения, в которых участвуют разные категории иностранных граждан, к примеру, указывает условия, при которых иностранные граждане участвуют в этих отношениях:

1. Иностранные граждане имеют право распоряжаться своими индивидуальными предрасположенностями к труду, роду деятельности и профессии, они также могут использовать своё имущество для осуществления экономической деятельности (имеются ограничения).

2. Работодатель – это физическое или юридическое лицо, которое получило разрешение на использование иностранных работников. В качестве работодателя может выступать и иностранец, если он зарегистрирован надлежащим образом.

3. Заказчиком работ (услуг) имеет такое же определение, как и работодатель.

4. Иностранный гражданин может работать только в случае достижения им 18 лет.

Также указаны и категории граждан, на которых данный порядок не распространяется.

В соответствии с законом, определяются условия временного пребывания иностранных граждан в Российской Федерации, временного проживания в визовом и безвизовом режиме, говорится и об основаниях отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание, аналогичных условиях и основаниях отказа вида на жительство. При этом следует сказать о том, что каждая статья данного закона более детально рассматривается в Постановлениях Правительства Российской Федерации: «Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание»[7] и само указанное Положение, «Об утверждении положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство»[8] и соответствующее Положение. Более подробно последние изменения рассмотрим далее.

Таким образом, данный Федеральный закон содержит основные понятия, права и обязанности различных категорий иностранных граждан.

Проанализировав лишь некоторую часть нормативно-правовой базы миграционной политики, можно заявить, что основным документом регулирующим миграцию в самых общих чертах является Конституция Российской Федерации, положения которой более детально раскрываются в различных Федеральных Законах. Следует отметить и то, что Россия активно сотрудничает со странами СНГ, и, расставляя приоритеты в пользу трудового ресурса из данных стран, закрепляет ряд соглашений на законодательном уровне.

За период с 2009 по 2014 год законодательство Российской Федерации изменилось достаточно сильно. Изменения охватывают достаточно большое количество направлений, среди которых можно выделить упрощение процедуры регистрации иностранных граждан по месту пребывания – замена как таковой этой процедуры на процедуру миграционного учёта, в который входят как регистрация по месту жительства, так и учёт по месту пребывания; более комфортные правила трудоустройства с одной стороны и введение экзамена на знание русского языка с другой стороны; законодательство также отреагировало на изменение в геополитической обстановке и ввело упрощённое получение гражданства для носителей русского языка.

До изменения законодательства, иностранный гражданин, решивший получить право на пребывание в РФ, должен был выполнить свою обязанность зарегистрироваться по месту жительства в течение всего 3-х дней, что составляло крайне непродолжительный срок (сейчас этот срок составляет 7 суток). Следует упомянуть и о том, что сама процедура регистрации не вполне комфортна: она производилась в милиции и совершалась только с разрешения лиц, постоянно проживающих по указанному адресу, при этом требовалось непосредственное прибытие.

Таким образом, именно регистрация – получение заветного штампа в паспорт, представляла основную помеху для пребывания и столь необходимого России трудоустройства мигрантов.

Следует понимать, что установленные бюрократические барьеры толкали мигрантов незаконным путём получать регистрацию, причём не только в незаконных сервисах, но и в милиции, которая, в свою очередь, стала подвержена криминализации и развитию коррупции на почве увеличения миграционных потоков.

Летом 2006 произошли коренные изменения в российском законодательстве касательно миграционной сферы. В первую очередь подвергся изменению уже существующий и ранее упоминаемый Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан». А позже был принят новый закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации". Данный закон вступил в силу с 15 января 2007 года.

Основные изменения состоят в том, что для временно пребывающих на территории РФ мигрантов разрешительная регистрация по месту жительства была заменена на уведомительную регистрацию по месту пребывания. Её отличие в том, что принимающие иностранного гражданина лицо или организация должны сдать заявление, в котором в графе «адрес места пребывания» может быть указано как место жительства, так и место работы или даже адрес фирмы-посредника. Само заявление обрабатывается теперь не только в полиции но и в местном управлении миграционной службы. Корешок от заявления со штампом о его приеме является удостоверением легального пребывания мигранта. Новшеством является и список необходимых документов: паспорт и миграционная карта.

При этом следует сказать и о том, что изменилось законодательство, контролирующее безвизовое временное пребывание: «Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом». Таким образом, следующий въезд гражданина по истечении 90 суток может быть произведён не ранее, чем через ещё 90 суток. Возможность выехать на 1 день и вернуться исключена.

Серьёзные изменения претерпел и порядок трудоустройства мигрантов. Ранее разрешение на принятие иностранцев в качестве рабочей силы (так называемая трудовая карта) выдавалось непосредственно работодателю, что создавало незащищённость мигрантов, вызывало нарушение их прав.

Теперь данное разрешение на разрешение участия в трудовых отношениях выдаётся непосредственно мигранту. Таким образом, имеются все условия, чтобы иностранная рабочая сила свободно перемещалась по стране, ведь иностранный гражданин получил право свободного поиска работы, а работодатель – возможность свободно нанимать мигрантов.

Однако имеются и моменты, осложняющие наполняемость рынка труда иностранными работниками, но при этом повышающие качество рабочей силы. Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», принятый Государственной Думой 4 апреля 2014 года и одобренный Советом Федерации 16 апреля 2014 года. По этому закону, вступающему в действие 1 января 2015 года, иностранным гражданам придется подтвердить знание русского языка в случае, если они хотят получить вид на жительство, разрешение на временное проживание и работу в России. После того, как экзамен будет успешно сдан, мигрантам будет выдаваться соответствующий сертификат.

Освобождаются от сдачи высококвалифицированные специалисты, несовершеннолетние и недееспособные граждане, а также достигшие возраста 60 лет. Кроме того, подтверждать свои знания не нужно будет участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ, а также тем, у кого уже есть документ об образовании, выданный в СССР до 1 сентября 1991 года. В этом случае документ, будь то аттестат, диплом или сертификат государственного образца, необходимо будет предоставить.

На данный момент всё ещё существуют квоты по выдаче трудовых карт, как правило, их связывают с регионами страны. Однако в 2014 году Правительство Российской Федерации установило также ограничения количества иностранцев в сфере розничной торговли и спорта. Так к торговле алкоголем количество иностранных граждан, которое может быть допущено к данной деятельности, составит не больше, чем 15 процентов общего количества работников. Для лучшего понимания ситуации можем сравнить с показателем предыдущего года, который составлял 25 процентов. В сфере торговли фармацевтикой, как и в предыдущем, использование иностранной рабочей силы не предполагается вовсе. Аналогичная ситуация сложилась и в установлении квот на розничную рыночную торговлю.

Что касается спорта, то здесь регулируется только «прочая деятельность», к которой относится деятельность по организации и проведению различных спортивных мероприятий, а также деятельность самостоятельных спортсменов и атлетов, судей, тренеров, инструкторов и некоторых других лиц. Допустимая доля иностранцев здесь составит, аналогично показателю прошлого года, 25 процентов.

При этом квоты не распространяются на квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по своей специальности, и это тоже новшество. На 2007 г. были установлены два вида квоты: для иностранных граждан из безвизовых стран (6 миллионов разрешений) и для иммигрантов, прибывающих в визовом порядке в целях осуществления трудовой деятельности (308,8 тыс. приглашений). Чрезвычайно большая квота для безвизовых стран была во многом установлена для того, чтобы можно было узаконить нелегалов. С этой же целью была организована выдача дубликатов миграционных карт тем, кто просрочил сроки или потерял карту. На 2010 количество квот было существенно сокращено до 1,3 миллионов в сумме. А на 2014 1,6 миллиона. При этом следует помнить, что механизм квотирования признан достаточно неэффективным, когда речь идёт о больших трудовых миграционных потоках. Подтверждением этому можно считать многочисленные поправки, принимаемые меньше, чем через месяц после принятия соответствующего Постановления Правительства РФ.

Современный российский рынок труда обладает такими качествами, как импульсивность и изменчивость, кроме того наличие теневой экономики ещё больше усугубляет возможность верного прогнозирования с целью введения квот. Поэтому сейчас в Правительстве идут разговоры об отмене квот и переходе полностью на патенты. Для этого необходимо будет разработать законопроекты, позволяющие получать патенты и для работы у индивидуальных предпринимателей. Кроме того, отмена квот и установление разной цены на патенты разных регионов позволит управлять миграционными потоками по законам рыночной экономики.

Россия также реагирует и на внешние изменения. Так, вскоре после присоединения Крыма и Севастополя, рассмотрение в Госдуму был вынесен новый законопроект, а позже успешно принят закон "О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации (о введении упрощенного порядка приема в гражданство Российской Федерации в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, признанных носителями русского языка, а также об установлении дополнительных льготных условий въезда и пребывания в Российской Федерации указанных иностранных граждан и лиц без гражданства с целью обеспечения возможностей для приобретения ими гражданства России). Это было необходимо, ведь ФМС заявило, что около 350 тысяч крымчан подали заявления на получение российского гражданства. А данный закон смог упростить процедуру и укрепить произошедшие изменения.

Таким образом, можно смело говорить о положительных изменениях в миграционном законодательстве Российской Федерации. Ведь оно должно обеспечить не только более быструю реакцию России на внешним изменениям рынка труда, вызывающим изменение миграционных потоков, но и укрепление на геополитической арене. Также новые законы позволяют улучшить качество иностранной рабочей силы, увеличить её подвижность, не лишая при этом прав мигрантов.

Проблема миграции подверглась особому вниманию из-за остро стоящего демографического кризиса. Прогноз ООН определяет население России на 2050 год в 116 миллионов человек. Несмотря на то, что имеет место ощутимое улучшение ситуации с естественным приростом, население по-прежнему будет сокращаться[22].

Хотя сокращение населения России фиксируется с 1992 года, этот процесс не влиял на количество людей трудоспособного возраста до 2007 года. Напротив, сокращение общей численности населения создало подходящий фон для роста его трудоспособной части, причем весьма заметно, вследствие большего количества входящих в трудоспособный возраст, в сравнении с теми людьми, которые выходят из него. В 2006 году тенденция роста процентного соотношения трудоспособного контингента к нетрудоспособному прекратился, начался временной этап, на протяжении которого фиксируется убыль трудового ресурса. На 2007 год эта убыль имела сравнительно небольшие масштабы – не больше 300 тысяч человек, однако, уже на следующий год она возросла в 2 раза, а в период с 2010 уменьшение трудового ресурса будет составлять около 1 миллиона в год. В сумме в период до 2026 года ожидается естественная убыль трудоспособного населения России, которая превысит 18 миллионов, если не будет пополняться трудовыми ресурсами из вне, то есть – мигрантами. Если мы сравним эту величину с количеством трудовых ресурсов, составляющих на данный момент 89 миллионов человек, мы отметим большой риск для российской экономики.[13]. Следует заметить, что компенсирование такой потери трудоспособного населения становится невозможным за счёт технического прогресса или изменения структуры экономики, активация внутренних резервов тоже не может быть достаточным источником трудовых ресурсов. Становится очевидным, что ситуация весьма серьёзна.

Одним из самых действенных решений можно считать увеличение трудовых иммигрантов, в первую очередь высокопрофессиональных кадров. Иначе велика вероятность того, что демография заведёт Россию в экономический тупик. Но не следует думать, что трудовой ресурс влияет только на экономику, ведь от того, насколько велико будет привлечение трудоспособного населения, зависит и уровень жизни, и пенсионное обеспечение, и социальная стабильность.

Прогнозы резкого сокращения трудового потенциала делает иммиграционную составляющую стратегическим направлением миграционной политики России. Таким образом, целесообразная миграционная политика РФ - это, в первую очередь, иммиграционная политика.

Федеральная миграционная служба России предоставила лицензии чуть меньше, чем 150 организациям, которые занимаются оформлением трудоустройства российских граждан за рубежом. Введение подобной системы позволяет пресекать недобросовестную деятельность агентств. В это же время возвращению мигрантов уделяется недостаточно внимания, ведь правовая база в данной области ещё достаточно слаба.

Наиболее важными аспектами российской миграционной политики являются:

1. Реализация гражданами РФ прав на свободу перемещения;

2. Гарантия защиты и поддержки трудящихся-мигрантов за рубежом;

3. Обеспечение беспрепятственного возвращения на родину и помощь в адаптации мигрантов.

Поскольку Россия в международной миграции является одновременно принимающей и направляющей стороной, при разработке российской миграционной политики приходится ориентироваться на реализацию многоцелевых направлений.

В рамках направления миграционной политики рассматриваются следующие вопросы:

• Изучение политики, проведение анализа трудовых потоков в России;

• Прогнозирование миграционных потоков, в основе которого лежит структурная модель;

• Определение факторов и результатов географической мобильности труда в России;

• Выявление препятствий на пути внутренней миграции;

• Заключение долговременных контрактов и препятствование нелегальной миграции;

• Анализирование издержек и выгод от миграции.

Многие эксперты по-своему определяют задачи миграционной политики. По мнению Мкртчяна Н.В., старшего научного сотрудника Лаборатории анализа и прогнозирования миграции можно выделить следующие цели: компенсацию (частичная или полная) за счет мигрантов демографических потерь населения России; восполнение дефицита в трудовых ресурсах в экономике, также и в отдельных ее отраслях; обеспечение безопасности и сохранение этнокультурной (этноконфессиональной) стабильности в России и ее регионах.

Зайончковская Ж.А., упоминавшаяся ранее говорит о необходимости ускорения социально-экономического развития страны: развития рыночных отношений, роста благосостояния населения, насыщения рынка труда рабочей силой; обеспечения социальной стабильности как внутри страны, так и на ее внешних границах; создания условий для интеграции иммигрантов в принимающие сообщества».

Ганнушкина С.А. выделяет такое направление, как выполнение государством взятых на себя международных обязательств в отношении приема вынужденных мигрантов.

Рощин Ю.В., директор института управления миграционными процессами Государственного университета управления, заявляет о необходимости изменения вектора внутренней миграции в сторону Дальнего Востока и Севера.

Ястребова А.Ю., советник Председателя общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест" заявляет, что главная цель миграционной политики - создание системы должного государственного регулирования процессов миграции.

Таким образом, для реализации вышеуказанных целей, необходимо использовать следующие механизмы:

  1. совершенствование нормативно-правовых актов в области миграции;

  2. создание и заключение договоров на межправительственном и межгосударственном уровнях;

  3. активная деятельность по реализации действующих и созданию новых миграционных программ разных уровней (федеральный, региональный);

  4. разработка мер, контролирующих ситуацию с вынужденными мигрантами (участие в разно уровневых социальных программах);

  5. корректировка социально-экономических мер миграционной политики с учётом геополитических интересов Российской Федерации;

  6. повышение привлекательности развивающихся регионов с целью привлечения профессиональных трудовых кадров;

  7. развитие площадок для реализации инвестиций с наибольшей эффективностью;

  8. создание информационных центров для мигрантов;

  9. совершенствование системы межведомственных отношений в органах государственной власти с целью оптимизации деятельности с соответствующим совершенствованием законодательной базы;

  10. реорганизация существующей системы органов власти, отвечающих за управление миграционными процессами, протекающими с участием иностранных граждан;

  11. создание эффективной, ориентированной на изменения, системы профессиональной подготовки кадров, занимающимися вопросами миграции.

Внимательно изучив список используемых механизмов можем выделить такие направления, как совершенствование нормативно-правовой базы Российской федерации в области миграции, которое включает в себя соответствие законов России нормам международного права; создание более эффективной системы иммиграционного контроля (в том числе и депортацию); разно уровневое оказание финансовой помощи вынужденным мигрантов (использование средств как федерального бюджета, так и бюджета субъектов); создание достойной инфраструктуры социального назначения (детских садов, школ, больниц); создание (что особенно важно) рабочих мест для мигрантов.

Рассмотрим, как реализуется государственная миграционная политика в РФ, в частности рассмотрим деятельность Федеральной миграционной службы.

Федеральная миграционная служба (ФМС России) – это федеральный орган исполнительной власти, который не только занимается реализацией государственной миграционной политикой, но и исполняет функции по контролю, надзору и оказанию услуг в сфере миграции. ФМС России подведомственно Министерству внутренних дел Российской Федерации. На сайте ФМС России можно увидеть список реализуемых задач:

  1. выработка и реализация государственной политики в сфере миграции;

  2. нормативно-правовое регулирование в сфере миграции;

  3. производство по делам о гражданстве Российской Федерации, оформление и выдача основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации;

  4. осуществление регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, контроля за соблюдением гражданами и должностными лицами правил регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации;

  5. осуществление миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации;

  6. оформление и выдача иностранным гражданам и лицам без гражданства документов для въезда в Российскую Федерацию, проживания и временного пребывания в Российской Федерации;

  7. осуществление федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции;

  8. осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации контроля и надзора в сфере внешней трудовой миграции, привлечения иностранных работников в Российскую Федерацию и трудоустройства граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации;

  9. разработка и реализация во взаимодействии с иными государственными органами мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции;

  10. исполнение законодательства Российской Федерации по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев, участие в установленном порядке в предоставлении политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства;

  11. управление территориальными органами Службы, ее загранаппаратом, а также иными организациями и подразделениями, созданными для решения возложенных на Службу задач.

Как следует из предыдущей главы, все нормативно-правовые акты, касающиеся миграционной политики, разрабатываются ФМС. Именно этот орган предоставляет проекты федеральных законов, актов и предоставляет их в правительство РФ и Президенту РФ. При этом ФМС занимается и подготовкой других документов, требующих решение указанных властных структур, в будущем ФМС уведомляет МВД РФ.

К настоящему времени можно рассматривать изменения, произошедшие до 2014 года включительно. Нельзя сказать о том, что за это время было реализовано большое количество федеральных программ, фактически работала только одна единственная Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Следует сказать о том, что данная программа была разработана по инициативе Президента Российской Федерации В.В.Путина и утверждена соответствующим указом от 22 июня 2006 года №637. Основными целями данной программы можно обозначить стимулирование и организацию процесса добровольного переселения в РФ, компенсация естественной убыли населения как по стране в целом, так и в отдельных её регионах.

Упоминаемый ранее закон, упрощающий получение гражданства для носителей русского языка является непосредственным продолжением данной программы. На сайте можно посмотреть и мониторинг реализации данной программы за несколько лет. Для сравнения возьмём показатели реализации за 2011 год и последний квартал 2013 года.

В 2011 году были разработаны постановления регулирующие реализацию программы в разных регионах, что обеспечило большую её эффективность. Таким образом, данная программа реализовалась в 37 субъектах РФ. А в 4 квартале 2013 года данный показатель составлял уже 45.

В 2011 году уполномоченные органы за рубежом и территориальные органы России выдали 19 253 свидетельства об участии в программе, в то время как в 2013 году было выдано 36 800 свидетельств. Подвергнув рассмотрению всего два показателя можно говорить об эффективной реализации данной программы. Подкрепление программы законодательными актами также можно считать показателем, повысившим её эффективность.

Кроме того данная программа регистрирует и необходимую России территориальную направленность миграционных потоков: теперь каждый 10 (против каждого 19) из участвующих переселенцев предпочитает перемещение в Дальневосточный федеральный округ, а именно этот регион является приоритетным для принятия в том числе и трудовых мигрантов.

Также ФМС оказывает и весьма обширный ряд государственных услуг, многие из которых назывались ранее (регистрационный учёт граждан, выдача вида на жительство, патента на привлечение иностранных работников и другие). При оказании услуг ФМС активно взаимодействует с другими органами, такими как Федеральной службы безопасности Российской Федерации при реализации международных договоров, с местными администрациями, передавая им часть полномочий, с органами государственной власти субъектов

Российской Федерации, с общественными объединениями, содействующими адаптации и интеграции мигрантов.

Однако есть некоторые проблемы, которые не позволяют максимально эффективно реализовать положения миграционной политики. Одним из таких показателей является привлекательность страны для мигрантов, если быть точнее – непривлекательность.

В настоящее время миграционная привлекательность Российской Федерации, если сравнивать её с другими странами, которые принимают мигрантов, мала, страна привлекает преимущественно граждан СНГ, увеличивается ежегодно отток из страны. А прибывшие не могут стать эквивалентом высокообразованных специалистов, оставивших страну, ведь в целом мигранты имеют более низкий уровень образования, недостаточно владеют русским языком, имеют невысокую профессионально-квалификационную подготовку. Повышение привлекательности с одной стороны может вызвать снижение миграционных потоков, одновременно уменьшив количество нелегальных мигрантов, число которых на данный момент составляет от 3 до 5 миллионов человек, а с другой – повышение качества данной миграционной трудовой силы.

Имеются и многие другие подобные показатели. К примеру, слабо используется потенциал нашей системы образования, миграция с целью обучения могла бы позволить получить не только высококвалифицированных но и отлично интегрированных в РФ работников. Но Российское законодательство серьёзно ограничивает трудовую деятельность во время учёбы, что существенно уменьшает привлекательность страны для мигрантов.

Эти и многие другие проблемы требуют скорейшего решения с целью повышения эффективности миграционной политики РФ, что позволит улучшить как демографию, так и экономику страны.

Практически все изменения, которые происходят в системе миграции, касаются мигрантов. В отношении работников ФМС происходит только изменение заработной платы и редкие изменения структуры. В то время как следует значительно усилить контроль деятельности, ведь по данным представленного на сайте мониторинга около 23 процентов опрошенных говорят о коррупционных проявлениях. Это негативно сказывается на качестве оказываемых услуг, на имидже государственных органов, на состоянии экономики РФ.

Около 89 процентов респондентов того же опроса заявляют о наличии очередей за получением государственных услуг в сфере миграции, что очевидно снижает эффективность работы, также это может накалять психологическую обстановку, что может привести к разного рода конфликтам. Введение электронных очередей мало улучшает ситуацию. Возможно, решение данной проблемы кроется в организации обучения граждан по использованию электронных очередей и портала Государственные услуги. Следует также оптимизировать и работу сотрудников (63 процента опрашиваемых отметили некорректные действия работников). Специальные курсы, обучающие работе с гражданами и мигрантами, включающие в себя и изучение культуры мигрантов, позволили бы избегать конфликтов[10].

Данные проблемы касаются непосредственно процесса оказания услуг. Имеются более серьёзные проблемы в основных положениях политики.

Пунктом, однозначно нуждающемся в совершенствовании, является законодательство РФ, которое уже было достаточно детально рассмотрено ранее. Одним из ожидаемых изменений может стать отмена различных квот для мигрантов.

Следует и большее внимание уделить конфликтам, происходящим на межнациональной почве. Помощью для их избежания могут стать центры адаптации иностранных граждан с одной стороны, и привитие толерантности у коренного населения – с другой.

Государство очень много внимания уделяет именно миграционной политике не только как основному способу улучшения демографии и экономики, но и как необходимой разработки при обеспечение безопасности государства и государственной власти, потому существует Концепция миграционной политики Российской Федерации до 2025 года, которая освещает многие проблемы и предлагает их решения.

Таким образом, ряд мер, таких как повышение квалификации работников, ужесточение контроля над ними, создание центров адаптации для мигрантов, изменение законодательства и некоторые другие, позволил бы значительно увеличить качество государственных услуг в сфере миграции и повысить эффективность миграционной политики Российской федерации.

В последнее время достаточно много внимания уделяется проблемам миграционной политики Российской Федерации. Это связано с тем, что без правильного и направленного управления миграционными потоками невозможно обеспечить достойное функционирование системы национальной безопасности, необходимое экономическое развитие, улучшение демографической ситуации в стране. Именно поэтому государство активно реализует свою политику в области миграции.

Государственная политика является совокупностью целенаправленных действий, разрабатываемых и претворяемых в жизнь органами государственной власти при непосредственном участии институтов гражданского общества. Целями и задачами государственной политики в области миграции в Российской Федерации на данный момент являются определение существующих проблем, постановка и достижение стратегических целей, которые определяют развитие государства и общества. Модернизация миграционной политики, повышение качества государственных услуг, предоставляемых мигрантам, обеспечение их доступности на всей территории Российской Федерации становятся приоритетными направлениями деятельности государства в сфере миграции.

Управление миграцией в Российской Федерации разделено на несколько уровне, а именно; федеральный, региональный и местный. При этом государственной политике обязаны подчиняться все уровни управления. Основным органом осуществляющим миграционную политику и координирующим действия в этой области является Федеральная Миграционная служба.

Полномочия, функции, права, обязанности ФМС, а также её структура определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2012 г. N 711 «О вопросах Федеральной миграционной службы».

Вся государственная политика в сфере миграции имеет основополагающий принцип: свобода передвижения и выбора места пребывания и жительства.

Одной из основных задач государственной политики в области миграции является совершенствование нормативно-правовой базы, которая часто препятствует использованию миграционного потенциала России.

Стратегической задачей государственной политики является увеличение высококвалифицированного трудового ресурса, который, прежде всего, пополняется именно за счёт мигрантов.

Для достижения этих целей на данный момент реализуется только одна государственная программа Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, что говорит о недостаточном внимании, уделяемом национальным проектам в сфере миграции. В настоящее время в стране приступили к реализации стратегии развития до 2020 года.

Основные положения государственной политики в сфере миграционных процессов заложены в Федеральных Законах «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», в Постановлениях Правительства и Президента, Концепция миграционной политики Российской Федерации до 2025 года, а также «Стратегии 2020».

Государственная политика, реализуемая на основе этих нормативно-правовых актов, судя по миграционным показателям, реализуется к настоящему времени достаточно успешно. В течение 2011-2013 годов фиксируется устойчивый рост количества выданных свидетельств для добровольных переселенцев.

Однако государственная политика в сфере миграции сталкивается с множеством трудностей на пути реализации - это и несовершенство законов, и огромное количество бюрократических препятствий. Всё это является дополнительными условиями, которые необходимо учитывать при подготовке планов государственной миграционной политики в Российской Федерации.

Ряд проблем, существующих в системе миграции Российской Федерации, решается достаточно успешно путем адекватного изменения действующего законодательства. Иные проблемы находятся в стадии решения, но пока значимых изменений не происходит, но работа в этих направлениях продолжается. Но есть такие проблемы, которые не решаются на протяжении продолжительного времени, как в случае с очередями для получения государственных услуг как мигрантами, так и коренным населением.

Для повышения эффективности проводимой в Российской Федерации миграционной политики можно было бы усилить контроль за деятельностью работников, непосредственно оказывающих государственные услуги, дабы предотвратить коррупционные сделки. Для ознакомления работников с принципами работы с мигрантам, особенностями их культуры можно проводить обучающие курсы и семинары. Это позволит ускорить получение услуг и избежать различного рода конфликтов. Более крупными мероприятиями является контроль за нелегальными миграционными потоками, изменение территориальных направлений приоритетных для мигрантов, повышение качества прибываемоей рабочей силы путём повышения привлекательности страны для специалистов высокой квалификации, потенциальных таких специалистов – учащихся.

Все эти меры позволили бы повысить эффективность реализации государственной миграционной политики в Российской Федерации. Благодаря подобным мерам уменьшилось бы количество нелегальных мигрантов, трудовая сила поступала бы в нуждающиеся районы страны, а уровень трудовой силы значительно бы возрос. Таким образом, были бы решены поставленные перед проводимой политикой цели и задачи.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Российской Федерации [от 12.12.1993 с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ] // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/cons/

  2. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: Федеральный закон [ред. от 01.12.2014 №15-ФЗ] // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/oficial/doc/federal_zak/115-fz.shtm

  3. О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации: Федеральный закон [ред. от 28.12.2013 № 5242-1] // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156943/

  4. О ратификации Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей: Федеральный закон [от 11.07.2011 № 186-ФЗ] // [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://demoscope.ru/weekly/knigi/zakon/zakon097.html

  5. Стратегия социально-экономического развития страны до 2020 года // [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://strategy2020.rian.ru/.

  6. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года http://elementy.ru/Library6/p794.htm http://www.fms.gov.ru/documentation/868/details/53252/

  7. Об утверждении Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание: Постановление Правительства Российской Федерации [ред. от 28.03.2008 № 220] // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fms.gov.ru/programs/fmsuds/legal/details/47529/

  8. Об утверждении положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство: Постановление Правительства Российской Федерации [от 1.11.2002 № 794 года] // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elementy.ru/Library6/p794.htm

  9. Федеральная служба государственной статистики // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/

  10. Официальный сайт Федеральной Миграционной Службы Российской Федерации // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fms.gov.ru/index.php

  11. Волох В.А., Суворова В.А. Концепция государственной миграционной политики России – основа миграционной безопасности страны // NB: Национальная безопасность. - 2013. - №3. - C. 1 - 16.

  12. Ж.А. Зайончковская. Иммиграция: альтернативы нет. /Нужны ли иммигранты российскому обществу? /Под ред. В.И. Мукомеля и Э.А. Паина. – М.: Фонд «Либеральная миссия», 2006. – с. 7-30.

  13. Зайончковская Ж.А. Перед лицом иммиграции. / Ж.А. Зайончковская // Pro et Contra. N 3(30), 2005. – с. 72-87.

  14. Ионцев В.А. Международная миграция населения: теория и история изучения/ В.А. Ионцев. М.: Диалог-МГУ, 1999.

  15. Казьмина О.Е Основы этнодемографии, учебное пособие / О.Е. Казьмина, П.И. Пучов . М.: Наука, 1994. 253 с..

  16. Мошкин М. Не наша Раша/ М. Мошкин // Время новостей. – 2010 - № 22. // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vremya.ru/print/247068.html

  17. Плисецкий Е.Л., Современные миграционные процессы в России // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://geo.1september.ru/article.php?ID=200303705

  18. Покшишевский В.В. Население и география: Теоретические очерки/ В.В. Покшишевский. М. Мысль, 1978

  19. Сунгуров А.Ю. Миграционная политика: сравнительный анализ зарубежного опыта и некоторые рекомендации для России. // Публичная политика. 2010. Сборник статей. СПб: Норма, 2011. C. 59-75.

  20. Трофимова Е.В. Миграционная политика России. Стратегия 2020. // Современные научные исследования и инновации. – 2012. – № 3 (11). // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2012/03/10787

  21. Щербакова К. Население России за 2013 год выросло на 318,8 тысячи человек (на 0,2%) и составило к началу 2014 года 143,7 миллиона человек / К. Щербакова // Демоскоп Weekly. – 2014 - № 587. // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://demoscope.ru/weekly/2014/0587/barom01.php

  22. Прогноз ООН // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mirprognozov.ru/prognosis/107/491/

  23. РИА Новости // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ria.ru/society/20131008/968476674.html

Просмотров работы: 20060