Введение
XXI век – век высоких компьютерных технологий. Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, очевидно, что и современное образование ориентировано на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство.
В настоящее время развитие информационных технологий оказывает большое влияние на сферу образования, поскольку они могут очень эффективно применяться не только в процессе передачи знаний, но и в управлении образовательным процессом. Без использования средств информационно-коммуникационных технологий невозможно обеспечить повышение качества и эффективности внутришкольного управления.
Информационно-коммуникационные технологии с каждым днем все больше проникают в различные сферы образовательной деятельности. Этому способствуют, как информатизация общества и необходимость подготовки специалистов, так и распространение в учебных заведениях современной компьютерной техники и программного обеспечения.
Деятельность образовательного учреждения непосредственно зависит от того, в какой степени руководитель и его заместители владеют информацией, как быстро они могут обработать информацию и довести ее до сведения участников образовательного процесса. Использование информационно-коммуникационных технологий в управлении образованием позволило на порядок поднять качество и культуру управленческой деятельности, создать резервы для работы в режиме развития. Также применение информационно-коммуникационных технологий приводит к достижению качественно новых образовательных результатов, ускоряет процесс управленческой деятельности и, в целом, повышает ее эффективность (11).Деятельность руководителей в образовательных учреждениях требует от них решения поставленных временем задач, постоянного анализа текущего состояния дел. Следовательно, вся управленческая деятельностьсвязана с информациейи
информационными процессами.Кроме того, применение информационно-коммуникационных технологий в управлении образованием снижает затраты времени специалистов на осуществление функций анализа и контроля, сбор и обработку информации, повышает оперативность и качество принимаемых управленческих решений, позволяет руководителям использовать безбумажные технологии. А так же способствуют росту профессионального мастерства руководителей, повышению эффективности обработки и представления необходимого материала (2).
Например, директор образовательного учреждения с помощью информационно-коммуникационных технологий может контролировать учебный процесс и исполнение требований приказов; секретарь – вести базу данных по учащимся и персоналу образовательного учреждения, составлять всевозможные отсчеты, подготавливать проекты приказов; завуч – планировать учебный процесс (учебный план, сетка часов), распределять нагрузки на преподавателей, проводить тарификацию, формировать списки классов и базу данных для ЕГЭ. А также создавать с помощью «мастера диаграмм» данные для анализа состояния учебного процесса и аттестации педагогов; учитель – вести электронный классный журнал, подводить итоги успеваемости обучающихся, использовать учебно-методические материалы для проведения уроков с помощью презентаций; тестировать обучающихся, проводить мероприятия с классом и родительские собрания и много другое.
Современные руководители в управлении образованием должны не только обладать знаниями в области информационно-коммуникационных технологий, но и быть специалистами по их применению в своей профессиональной деятельности.
Активное и эффективное внедрение информационно-коммуникационных технологийв образование являетсяважным фактором обновления системы образования в соответствии стребованиями современного общества. Эффект от применения средств как компьютерной
техникив управлении образованием зависит о того, насколько специалист
предметной области не ограничивается в средствах представления информации, коммуникаций и работы с базами данных и знаний (18).
Таким образом, актуальность темы обусловлена противоречием между широким распространением информационно-коммуникационных технологий в современном обществе и недостаточной теоретической и практической разработанностью способов их применения в управлении образованием.
Актуальность определила тему курсовой работы – «Использование ИКТ в управлении образованием».
Объект исследования — ИКТ в управлении образованием.
Цель исследования – повысить эффективность использования ИКТ в управлении образованием за счет выявления преимуществ и недостатков их применения.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:
Провести анализ использования информационно-коммуникационных технологий в образовательных учреждениях;
Рассмотреть классификацию всех программных средств для управления образованием;
Выявить преимущества использования ИКТ в управлении образованием.
Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных и коммуникационных технологий.
Слово "технология" имеет греческие корни и в переводе означает науку, совокупность методов и приемов обработки материалов, изделий и преобразования их в предметы потребления. Современное понимание этого слова включает и применение научных и инженерных знаний для решения практических задач. В таком случае информационно-коммуникационными технологиями можно считать такие технологии, которые направлены на обработку и преобразование данных (8).
Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий - информационными и коммуникационными.
Информационные технологии – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации, которые ориентированы на повышение эффективности и производительности труда. На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии). Информационные технологии призваны решать задачи по эффективной организации информационного процесса для снижения затрат времени, труда и материальных ресурсов, рационально используя современные достижения в области компьютерной техники и программного обеспечения (5). Информационные технологии являются составляющей частью области управления, промышленного производства, социальных процессов.
Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой. В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации (5).
Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на образовательную практику необходимо отметить, что основной задачей, которая стоит перед их внедрением является адаптация человека к жизни в информационном обществе.
Информационно-коммуникационные технологии становятся основным инструментом, который будет использоваться человеком не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.
Информационно-коммуникационные технологии – широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет) (16).
Информационно-коммуникационные технологии тесно взаимосвязаны с такими понятиями как: компьютер, информация.
Компьютер – программируемое электронное устройство, способное обрабатывать данные и производить вычисления, а также выполнять другие задачи манипулирования символами (14).
Информация – любые сведения, принимаемые, сохраняемые и передаваемые различными источниками. Это вся совокупность сведений об окружающем нас мире, о всевозможных протекающих в нем процессах, которые могут быть восприняты живыми организмами, электронными машинами и другими информационными системами. Обмен информацией производится по каналам передачи информации. Каналы передачи информации могут использовать различные физические принципы (17). Так, при непосредственном общении людей информация передается с помощью звуковых волн, а при разговоре по телефону - с помощью электрических сигналов. Компьютеры могут обмениваться информацией с использованием различных каналов связи.
Информация, как известно, является неотъемлемой частью практически любого вида деятельности человека, соответственно и образование, как основа развития человека и общества в целом, базируется на различных источниках информации.
Образование – целенаправленный процесс и достигнутый результат воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Этим целенаправленным процессом должны управлять, а значит, существует и понятие «управление образованием».
Управление образованием – целенаправленная деятельность руководителей образовательных учреждений для полноценного функционирования и развития системы образования. Под управлением понимается также оптимальное развитие управляемой системы, перевод ее на новый, качественно более высокий уровень по фактическому достижению целей с помощью необходимых педагогических условий, способов, средств и воздействий (12).
Все средства ИКТ, применяемые в управлении образованием можно разделить на два типа: аппаратные и программные.
К аппаратным средствам относят:
Компьютер - универсальное устройство обработки информации;
Принтер - позволяет фиксировать на бумаге найденную и созданную информацию;
Проектор – повышает уровень наглядности и помогает руководителям представлять проделанные результатыв их работе;
Устройства регистрации данных (датчики с интерфейсами) – существенно расширяют класс физических, химических, биологических, экологических процессов, включаемых в образование при сокращении времени, затрачиваемого на рутинную обработку данных;
Сеть –позволяет более эффективно использовать имеющиеся информационные и технические ресурсы, обеспечивает общий доступ к глобальной информационной сети;
Аудио и видео средства – обеспечивают эффективную коммуникативную среду для работы руководителей и проведений массовых мероприятий.
К программным средствамотносят:
Виртуальные конструкторы – позволяют создавать наглядные и символические модели математической и физической реальности и проводить эксперименты с этими моделями;
Тренажеры – позволяют отрабатывать автоматические навыки работы с информационными объектами: ввод текста, оперирование с графическими объектами на экране;
Тестовые среды – позволяют учителям конструировать и применять автоматизированные испытания, в которых учащийся полностью или частично получает задание через компьютер, и результат выполнения задания также полностью или частично оценивается компьютером;
Экспертные системы – программная система, использующая знания специалиста-эксперта для эффективного решения задач в какой-либо предметной области;
Презентации – применение информационно-коммуникационных технологий руководителями с целью пропаганды своих методик и взглядов в образовании.
В современных системах управлением образования, широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства информационно-коммуникационных технологий: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты (13). Например, очень удобна для преподавателейсистема электронных журналов — мощный, а главное полностью бесплатный инструмент для создания единого информационно-образовательного пространства учебного заведения и взаимодействия образовательного учреждения с родителями учащихся. С помощью этой системы учителя получают удобный способ коммуникации с родителями. В этой системе можно составлять отчеты по успеваемости, внедрять электронное тестирование. Система электронных журналов предоставляет возможность публиковать расписание для каждого класса, задавать названия классов, распространять информацию о школе, заполнять дневник учащегося.
С появлением информационно-коммуникационных технологий в управлении образованием стало намного проще и быстрее получать информацию из любой точки земного шара, пользуясь глобальной сетью интернет.
Глобальная компьютерная сеть — компьютерная сеть, охватывающая большие территории и включающая в себя большое число компьютеров. Она служит для объединения разрозненных сетей, чтобы пользователи и компьютеры, где бы они ни находились, могли взаимодействовать со всеми остальными участниками глобальной сети. Через глобальную компьютерную сеть Интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.). В самом популярном ресурсе Интернет – всемирной паутине WWW опубликовано порядка двух миллиардов мультимедийных документов (9).
В сети доступны и другие распространенные средства информационно-коммуникационных технологий, применяемых в управлении образованием, к числу которых относятся электронная почта, списки рассылки, группы новостей. Разработаны специальные программы для общения в реальном режиме времени, позволяющие после установления связи передавать текст, вводимый с клавиатуры, а также звук, изображение и любые файлы. Эти программы позволяют организовать совместную работу удаленных пользователей с программой, запущенной на локальном компьютере.
С появлением новых алгоритмов сжатия данных в материалах доступное для передачи по компьютерной сети качество звука заметно повысилось и стало приближаться к качеству звука в обычных телефонных сетях. Как следствие, весьма активно стало развиваться относительно новое средство ИКТ — Интернет-телефония. С помощью специального оборудования и программного обеспечения через Интернет можно проводить аудио и видеоконференции.
В управлении образованием широко используются поисковые системы, которые позволяют искать документы, мультимедийные файлы и программное обеспечение, а также адресную информацию об образовательных учреждениях и их руководителях. Также становится возможным широкий доступ к учебно-методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской деятельности.
Методы применения средств информационно-коммуникационных технологий в процессе управления образованием в школе ориентированы на совершенствование процесса управления. Здесь выделяют следующие направления: управление персоналом, управление материально-техническим обеспечением, управление учебно-воспитательным процессом, управление информационными ресурсами. Для каждого из указанных направлений разработаны специальные электронные средства для совершенствования процесса:
Управления персоналом — системы типа "Отдел кадров";
Управления материально-техническим обеспечением — системы типа "Склад";
Управления учебно-воспитательного процесса — "Расписание";
Управления информационными ресурсами — "Библиотека" и школьные сайты.
Основным методом работы с этими системами является информационно-поисковой.
Информационно-поисковой метод – процесс поиск информации, представляющий собой процесс выявления в некотором множестве тех документов, которые посвящены указанной теме, удовлетворяют заранее определенному условию поиска или содержат необходимые факты, сведения, данные. Поиск в сети интернет с применением поисковых машин является самым распространенным и эффективным методом нахождения конкретной информации (9).
Из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что ИКТ востребовано не только в повседневной жизни, но и стремительно внедряется и становится важным звеном в управления образованием. Информационно-коммуникационные технологии помогает руководителям образовательных учреждений в поисках важной информации и новых методов в своей деятельности. А также помогают контролировать учебный процесс, демонстрировать свои научные работы, составлять расписание. Педагогам позволяет более красочно вести уроки, представляя материал более доступным и интересным методом для учащихся. Руководству — отслеживать достижения учащихся и персонала и многое другое.
§ 2. Программные средства для управления образованиемВнедрение новых информационно-коммуникационных технологий во все сферы современной жизни человека привело к тому, что умение работать на компьютере стало необходимым атрибутом профессиональной деятельности любого специалиста. ИКТ во многом определило уровень его востребованности в обществе, а культура общения с компьютером становится частью общей культуры человека.
В настоящее время без использования новых информационно-коммуникационных технологий не обходится практически ни одна важная область человеческой деятельности.
Сфера использования компьютерных технологий чрезвычайно широка и разнообразна, например:
Средства связи – электронная почта, модемы, компьютерные сети;
Экономика и бухгалтерия (экономические и бухгалтерские расчеты, банковские и биржевые операции) – автоматизированные компьютерные информационные системы;
Строительство (управление строительными организациями) – системы автоматизированного проектирования;
Медицина – прибор кошка-сканер является одним из наиболее безболезненных и точных методов изучения внутренних органов человека, радио и видеографы позволяют изучить различные фрагменты снимка зуба и др.;
Образование – компьютерные обучающие программы, тренажеры, электронные учебники и др.
Во всех сферах использование ИКТ является показателем уровня их развития, в сфере образования это еще и критерий полноценной работы руководителей образовательных учреждений.
Эффективность управленческой деятельности напрямую зависит от четкого понимания возможностей информационных технологий руководителями учебных заведений по сбору, накоплению, регистрации, передаче, обработке, хранению, представлении информации и ее анализа при подготовке и принятия решений.Использование в управлении компьютерной техники становится неотъемлемым элементом организационных структур образовательного учреждения или системы образования в целом.Текстовые процессоры, электронные таблицы, программы презентационной графики, Web-редакторы, почтовые клиенты помогают руководителям учебных организаций в деятельности управления образованием. Каждая программа отвечает за свой конкретный участок работы. Одни помогают создавать текст или графику, другие – наводить порядок на жестком диске, третьи – работать в сети Интернет (9).
Для осуществления полноценного и грамотного руководства современной школой разработано множество программных средств. Различают программные средства для:директора; заведующего учебной частью; секретаря; учителя.
Директору – программы для учета рабочего времени и контроля работы сотрудников;разработка модели компетенций и формирование должностного профиля сотрудника; аттестация преподавательского состава; контроль процесса обучения и целевого использования бюджетных средств.
Заведующему учебной частью – программы для составления расписания; подготовка отчетности; утверждение документации; ведение личных дел учащихся; распределение учебной нагрузки преподавателей.
Секретарю – программы для составления документации, работы с электронной почтой; учет юридической документации и движения учащихся; оформление дел выбывших и прибывших учащихся; ведение школьного архива.
Учителю – программы для презентационной графики; ведение электронного журнала и дневников; создание компьютерных тренажеров и тестов; составление рейтинга успеваемости учащихся в классе и отсчетов о проделанной работе.
На сегодняшний день наиболее популярной и востребованной является программа «КМ-Школа». Она была разработана в 2006 году, производителем которой является компания «Кирилл и Мефодий». Продукт «КМ-Школа» приобретается на условиях годовой подписки. Стоимость первого года подписки составляет 48 600рублей, второй год будет стоить 43 740 рублей, третий год - 41 310 рублей, четвертый год - 30 000 рублей, а пятый и последующие года - 20 000 рублей (4).
«КМ-Школа» позволяет провести комплексную автоматизацию деятельности школы и обеспечивает эффективное сетевое взаимодействие всех участников образовательного процесса, одну из ключевых ролей в котором играет директор образовательного учреждения (9).
С помощью АРМ «Директора» директор образовательного учреждения может: вести личные дела сотрудников; контролировать учебную нагрузку; получать информацию о структуре и составе классов школы, расписании уроков; рассчитывать базисный учебный план и сетку часов; заполнять и редактировать паспорт школы.
На рабочем месте «Директор» имеются следующие закладки: «План работ», «Сотрудники», «Структура школы», «Документы». На закладке «План работ – Расписание» директор может контролировать нагрузку учителей и порядок проведения занятий в школе – он имеет возможность просмотреть и при необходимости распечатать расписание уроков.Директор может просматривать и распечатывать расписание, как в полном, так и в «облегчённом» варианте, исключая фамилии учителей или названия предметов из ячеек таблицы расписания. На закладке «Сотрудники — Личные дела» директор ведет личные дела сотрудников школы. На закладке «Структура школы — Классы» он имеет возможность просматривать данные учебных классов и личных дел учащихся. На закладке «Документы — Паспорт школы» собрана информация о школе: адресные, регистрационные и др. данные.Система «КМ-Школа» предоставляет возможность на рабочем месте «Директора» распечатывать список сотрудников и карточки сотрудников, списки классов и карточки учащихся, паспорт школы (13).
Заведующему учебной частью,«КМ-Школа» разработала автоматизированное рабочее место «Завуч». С помощью АРМ «Завуч» заместитель директора образовательного учреждения по учебной работе может: формировать структуру школы (создавать и наполнять классы, назначать классных руководителей, определять профиль классов, удалять классы); вести личные дела учащихся; формировать расписание школьных занятий; определять состав школьных предметов и экзаменов; равномерно распределять учебную нагрузку преподавателей; просматривать данные классных журналов; составлять отчеты; вести методическую работу.
На рабочем месте «Завуч» имеются: закладка «Учительская» — включает в себя закладки: «Предметы», «Расписание», «Учебные помещения», «Учебные планы», «Нагрузка», «Замены», «Факультативы» и закладки: «Методическая работа», «Журналы», «Отчеты», «Учащиеся». На закладке «Учительская – Расписание»завучу предоставляется удобный алгоритм для составления расписания занятий и звонков, распределения преподавательской нагрузки. В окне «Расписание» предусмотрен ряд кнопок и переключателей, позволяющих изменять вид расписания: можно просматривать расписание, развернув его во весь экран, можно выключать и включать отображение фамилий учителей, предметов и цветовой подсветки карточек в таблице расписания. С помощью закладки «Учительская — Замены» можно при необходимости легко подобрать учителя для замены по тому или иному предмету. При этом в списке учителей автоматически выделяются те из них, которые ведут такой же предмет. На закладке «Методическая работа» находится «Методический кабинет» — общий информационный ресурс сотрудников школы. «Методический кабинет» предназначен для сбора и хранения методических, нормативных документов. Система предоставляет возможность работать с документами разных типов. При выборе документа для работы системой загружается внешнее приложение, соответствующее типу документа.На закладке «Журналы» завуч имеет возможность просмотреть классные журналы и карточки учащихся.Классный журнал представлен в виде таблицы со столбцами дат проведения уроков, строками с фамилиями учащихся и ячейками отметок. С помощью закладки «Отчеты» завуч также имеет возможность сформировать и распечатать следующие отчеты: текущие отметки учащегося, пропуски занятий, сводная ведомость учета посещаемости, состав обучающихся по классам,возрастной состав учащихся. На закладке «Учащиеся» завуч имеет возможность добавлять и удалять учебные классы, изменять состав учащихся в них, назначать классного руководителя и определять профиль класса.Информация о каждом учащемся хранится в «Карточке учащегося» и включает: фамилию, имя, отчество, дату рождения, номер свидетельства о рождении или паспортные данные, домашний адрес и телефон, информацию о родителях (13).
С помощью рабочего места «Учитель» в «КМ-Школе» учитель может:планировать уроки, используя дифференцированный подход к обучению; проводить наглядные и интерактивные уроки; создавать и проводить викторины и контрольные работы; вести проектную деятельность; разрабатывать тематические планы; использовать готовые материалы или создавать собственные уроки для проведения занятий; создавать собственную коллекцию уникальных медиа-объектов; работать с электронной библиотекой; проходить курсы развития личности; обмениваться педагогической информацией с коллегами; просматривать работы учащихся; вести электронный классный журнал и создавать различные отчеты.
На АРМ «Учитель» имеются следующие закладки:«Индивидуальный портфель», «Классный журнал», «Тематическое планирование», «Методический кабинет», «Школьный Клуб».Специальная ссылка «Расписание» позволяет получить доступ к личному расписанию уроков учителя. Для поиска, отбора и хранения учебных материалов – уроков, энциклопедических статей – в распоряжение учителя предоставлен модуль «Индивидуальный портфель — Рабочие материалы». На закладке «Классный журнал» учитель может воспользоваться электронным аналогом обычного классного журнала.К преимуществам электронного журнала можно отнести возможность добавлять комментарий к уроку, домашнее задание, работать с журналом нескольким пользователям одновременно, а также впоследствии сформировать следующие отчеты: текущие отметки учащегося,пропуски занятий,состав обучающихся по классам,возрастной состав учащихся,рейтинг уровня знаний учащихся по предмету,отчет по успеваемости,результаты обучения по предмету.Закладка «Тематическое планирование» предоставляет возможность формировать и редактировать тематические планы, каждый из которых представлен таблицей с полями «Раздел», «Тема», «Урок». Добавляя новый урок в план, учитель может ввести его название с клавиатуры или выбрать существующий урок из списка (4).
Чаще всего, учителя используют программы презентаций(MicrosoftPowerPoint) на своих уроках. Их использование помогает учителю более доходчиво, красочно, интересно и полно донести информацию учащимся, повысить роль наглядности в учебном процессе. Использование презентаций экономит учебное время и силы учителя, нежели при работе у классной доски. С помощью презентаций эффективно решаются многие дидактические и воспитательные задачи. Например,при изучении нового материала, предъявление новой информации;при закреплении пройденного материала, отработка учебных умений и навыков;при повторении материала, практическое применение полученных знаний.
В помощь секретарю школы разработана программа – KS Organizer – бесплатное приложение, которое можно скачать в интернете. Эта программа была выпущена в 2009 году, ее разработчиком является Александр Кресин.KS Organizer – программа, исполняющая все основные функции электронных органайзеров. Она состоит из четырех основных разделов: задачи – планировщик заданий, для каждого из которых можно указать дату начала и завершения, приоритет, настроить систему оповещения звуком или текстовым сообщением; адресная книга – каждая запись может включать фамилию, имя и отчество, адрес и место работы, два номера телефона, факс, адреса e-mail. Все записи сортируются по алфавиту, причем пользователь может самостоятельно указывать, под какой буквой хранить данную запись; календарь – хранит записи о ежегодных и одиночных событиях. Даты, соответствующие каким-либо событиям, выделяются в календаре цветом; заметки – записная книжка для хранения текстовых фрагментов.
Не менее востребованной руководителями учебных заведений является компьютерная программа PSORUD-Uniform. Она создана в 2011 году Владимиром Компаниецем, ее можно бесплатно скачать в интернете для собственного пользования. PSORUD-Uniform –приложение для мониторинга результатов учебной деятельности. Выгодно отличается экономией времени по введению исходных данных о школе. PSORUD-Uniform включает в себя две версии: PSORUD-Uniform.pc – версия для работы на персональномкомпьютереи PSORUD-Uniform.net – сетевая версия, предназначенная для размещения в школьной локальной сети. У каждого классного руководителя есть свой логин и пароль для открытия сведенийтолько своего класса. Полный доступ ко всейпрограммеимеет только администратор. Программа позволяет получать руководителям:ведомости результатов учебной деятельности всех аттестуемых классов;сводные таблицы результатов по классам, учителям-предметникам, учебным предметам; сводные таблицы и диаграммы качества знаний и успеваемости; присутствует электронная версия классного журнала.
Программа является надежным помощником заместителей директора.Она позволит руководителю оперативно оценить результаты учебной деятельности учебного заведения. По мере вводаданных информация будет автоматически обрабатываться, и представляться в виде ведомостей, таблиц и диаграмм.
PSORUD-Uniform включает в себя компьютерные программа, которые позволяют вести учет посещаемости уроков, алфавитную книгу учащихся, книгу учета кадров «Портфолио учителя». Также что облегчает работу учителя.
Компания «1С» разработала продукты, предназначенные для управления образованием и подходящие своими функциями в работе директора, завуча, секретаря. Основателями и владельцами компании 1С являются два брата Борис и Сергей Нуралиевы. Эта компания начала выпускать свои продукты с 1991 года.
Фирма «1С» выпускает комплекс программных средств, позволяющих решать повседневные задачи по администрированию образовательного учреждения, и, как следствие, оптимизировать управленческую деятельность и получать оперативный доступ к актуальной информации из единой базы.Для решения административных задач вошел комплекс «1С: Управление школой». Ядром комплекса является программная система «1С: ХроноГраф Школа 2.5 ПРОФ», которая представляет собой многофункциональную информационную систему администрирования деятельности и является основой для создания общей информационной базы данных общеобразовательного учреждения.
Директорам, завучам, секретарям программа позволяет: создавать базы данных образовательного учреждения; автоматизировать кадровую работу; систематизировать данные об учащихся; администрировать учебно-воспитательный процесс; поддерживать содержание образования; автоматизировать финансовую деятельность образовательного учреждения. В программе реализованы возможности формирования итоговой и статистической отчетной документации, как установленного государством образца, так и произвольной. Также в программе предусмотрены возможности формирования разнообразных печатных форм, в том числе в формате MicrosoftExcel и HTML.
В заключение хотелось бы отметить, что в результате широкого внедрения информационно-коммуникационных технологий в процесс управления образовательными учреждениями накапливается практический опыт современного управления. Образовательные учреждения уже достаточно широко пользуются информационными системами, предназначенными для ведения отчетности и эффективного управления учебно-воспитательным процессом. Также хотелось бы отметить широкий спектр разновидностей программных средств, которые постоянно совершенствуется. Появляются новые программы, позволяющие расширить круг решаемых задач. Существующие программы изменяются: устраняются ошибки, добавляются новые функции, пользовательский интерфейс совершенствуется, становится более удобным.
§ 3. Преимущества использования ИКТ в управлении образованиемРассмотрение уникальных возможностей информационно-коммуникационных технологий в управлении образованием заслуживает особого внимания. Именно в сфере образования информационные технологии стали все чаще использоваться руководителями различных учебных заведений. Поскольку ИКТ создают условия для деятельности руководителей образовательных учреждений, упрощая работу с документами, методическими разработками и многим другим. С помощью информационно-коммуникационных технологий руководителям легче и быстрее работать: разрабатывать учебные планы, перерабатывать материал, создавать списки учащихся и педагогического коллектива, вести учет посещаемости, электронный журнал, личные дела учеников и т.д.
Кроме этого, существует еще множество возможностей информационно-коммуникационных технологий:
Быстрая обратная связь между пользователем и средствами информационных технологий;
Компьютерная визуализация учебной информации об объектах или закономерностях процессов, явлений;
Архивное хранение достаточно больших объемов информации;
Возможность передачи информации, а также легкого доступа и обращения пользователя к центральному банку данных;
Автоматизация процессов вычислительной информационно-поисковой деятельности;
Обработка результатов учебного эксперимента с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента;
Автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения знаний учащихся;
Организация новых форм взаимодействия в процессе обучения и изменения содержания и характера деятельности учителя и ученика;
Введение и развитие новых специализированных учебных дисциплин и направлений обучения, связанных с информатикой и информационными технологиями;
Совершенствование методов и технологий отбора и формирования содержания образования;
Внесение изменений в обучение большинству традиционных школьных дисциплин, напрямую не связанных с информатикой;
Совершенствование механизмов управления системой образования;
Повышение уровня активности обучаемого, развитие способности альтернативного мышления, формирование умения разрабатывать стратегию поиска решений как учебных, так и практических задач;
Возможность прогнозировать результаты реализации принятых решений на основе моделирования изучаемых объектов, явлений, процессов и взаимосвязей между ними.
Реализация вышеперечисленных возможностей информационно-коммуникационных технологий позволяет организовать такие виды деятельности как:
Регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах, в том числе реально протекающих, и передача достаточно больших объемов информации, представленной в различных формах (8);
Интерактивный диалог – взаимодействие пользователя с программной (программно-аппаратной) системой, характеризующееся в отличие от диалогового, предполагающего обмен текстовыми командами (запросами) и ответами (приглашениями), реализацией более развитых средств ведения диалога (например, возможность задавать вопросы в произвольной форме, с использованием «ключевого» слова, в форме с ограниченным набором символов).
При этом обеспечивается возможность выбора вариантов содержания учебного материала, режима работы:
Управление реальными объектами (например, учебными роботами, имитирующими промышленные устройства или механизмы);
Управление отображением на экране моделей различных объектов, явлений, процессов;
Автоматизированный контроль (самоконтроль) результатов учебной деятельности, коррекция по результатам контроля, тренировка, тестирование.
Ключевым условием эффективного использования ИКТ в управлении образовательным учреждением является:
Объединение всех компьютеров школы в локальную сеть и подключение к Интернету;
Систематизация нормативно-правовой базы управления образовательным учреждением;
Перевод нормативно-правовой базы на электронные носители;
Обеспечение открытости и информационной прозрачности нормативно-правовой сферы управления образовательного учреждения через школьный сайт (10);
Электронный документооборот;
Создание и постоянное обновление баз данных всех участников образовательного процесса в учебном заведении;
Система мониторинга качества учебного процесса;
Повышение квалификации и самообразование педагогического коллектива;
Выпуск печатных методических изданий (8).
Руководителям образовательных учреждений, работающих над созданием информационного пространства, необходимо учитывать, что одной из самых больших трудностей, которая может встретиться в построении единой информационной базы, является ее большой объем. В реальной жизни образовательного учреждения совершенно невозможно представить себе, что руководитель сможет найти такого сотрудника, который готов один, аккуратно, разумно и осмысленно наполнить информационную базу содержанием. Практика внедрения информационных систем в работу образовательных учреждений подсказывает, что вряд ли кто-нибудь будет вводить огромное количество информации в компьютер без создания следующих условий (10):
Четкого и ясного разделения всего объема информации по исполнителям;
Обеспечения мотивации использования информационных систем у каждого из исполнителей на своем участке.
Следовательно, единственный путь обеспечения формирования информационного пространства отбор целевых, полностью мотивированных к использованию компьютерных приложений, причем таких, которые:
Обеспечивали бы значительное сокращение временных и трудозатрат на наиболее значимых направлениях деятельности;
Поддерживали бы выработанную годами и весьма традиционную методику работы с информацией всех ключевых пользователей-сотрудников учреждений образования: директора и его заместителей, секретаря, классных руководителей и преподавателей-предметников;
Обеспечивали бы функциональную надежность информационных модулей дополнительного обеспечения (библиотека, социально-педагогическая и психологическая службы, медицинское обеспечение, организация питания, бухгалтерия, хозяйственная служба и т.д.) и постоянный взаимообмен данными между ними и основными информационными системами (16);
Поддерживали бы «доступность» необходимой информации для родителей;
Обеспечивали бы подготовку и передачу необходимой информации для вышестоящих органов управления образованием.
Автоматизированные информационно-коммуникационные технологии в управлении образовательным учреждением являются актуальными на сегодняшний день, так как все образовательные учреждения нуждаются в автоматизации управления (16):
Замене рутинной, ручной работы по сбору, хранению и обработке информации на работу «умных» машин, что приводит к экономии времени;
Создание долгосрочных, систематизированных банков данных об учебном процессе;
Значительном повышении эффективности при обработке больших объемов информации;
Представление информации в удобно оформленном виде (таблицы, диаграммы, графики и т.д.).
Возможности хранения в структурированном виде больших и информационных массивов;
Быстрый поиск необходимых данных;
Составление различных материалов.
Внедрение информационных технологий в учебный процесс влечет за собой применение новых методов учебно-воспитательного процесса, повышения педагогической компетентности учителя.
Например, использование компьютера дает возможность педагогу индивидуализировать процесс обучения, повысить мотивацию к изучению предмета, стимулировать учащихся.
Кроме того, руководители образовательного процесса имеют возможность, используя компьютер и средства Интернет, заняться самообразованием, исследовательской деятельностью, что очень важно для всестороннего развития личности(8).
Чтобы достичь современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям необходимо создание системы электронных учебных ресурсов и соответствующей программно-технической инфраструктуры, а также масштабное подключение школ к Интернету и оснащение их компьютерными классами.
Факторы, способствующие повышению эффективности образовательного процесса при условии комплексной информатизации системы образования:
Оперативность получения информации из структурных подразделений и учебных заведений;
Снижение прямых и обратных потоков информации;
Оперативное получение и обработка отчетности;
Системное хранение и оперативное использование нормативной базы, информации о материально-технической базе, кадровом составе учебных заведений, периодичности прохождения педагогическими кадрами курсов повышения квалификации, опыте работы учебных заведений, педагогов (10);
Снижение затрат времени руководителей на осуществление функций анализа, контроля, подготовку текущей информации;
Использование новых форм предоставления информации, новых форм учебных занятий, новых информационных технологий педагогического и управленческого назначения;
Реализация системы компьютерного сопровождения механизмов оценки качества образования;
Активизация методической работы педагогов за счет широких возможностей компьютерных образовательных сетей.
Например, стандартные программы, такие как MicrosoftEcxel и MicrosoftWord позволяют руководителям образовательных учреждений своевременно, быстро составить и отправить отчет по школе, педагогическую картотеку, банк данных для организаторов ЕГЭ и прочие документы.Один из реальных путей повышения качества школьного образования – использование информационных технологий в оценочной деятельности учителя. Использование этих возможностей позволяет автоматизировать процесс обработки результатов тематических, итоговых проверочных работ, отслеживать их динамику. Это позволяет своевременно корректировать содержание и методику обучения. Табличный процессор Excel позволяет легко проводить обработку и анализ результатов тестовых заданий и наглядно представлять в виде таблицы и диаграмм, что в целом создает основу информационного обеспечения управления качеством образования.
Интернет-ресурсы позволяют осуществлять доступ и получать консультации по вопросам планирования, организации и контроля в общеобразовательном учреждении, организации методической работы в школе.
Программа MicrosoftPowerPoint – создание презентаций, позволяет наглядно и доступно представлять любую информацию, которая может использоваться руководителями при проведении педагогических советов, семинаров, заседаний методических объединений, совещаний (8).
Рисунок 1. Блоки административного управления
Базовая информация включает в себя:
Детализированная информация об учреждении (наименование, нумерация, тип, вид, организационно-правовая форма, ведомственная принадлежность, адресные и контактные данные и др.);
Структура учреждения: указание классов, детализация их специализации и численности;
Учебная периодизация: указание учебных годов, дат начала и окончания учебных периодов, обмена данными между учебными периодами;
Информация об аудиторном фонде: указание вместимости и месторасположения кабинетов, закрепление за каждым из них перечня материальных ценностей и учебно-методических пособий, включая полиграфические и электронные издания;
План работы образовательного учреждения и его структурных подразделений;
Штатное расписание с учетом месячного и годового фонда заработной платы.
Кадры:
Личные дела сотрудников в стандартах форм кадрового учета;
Формирование, редактирование и хранение данных по использованию преподавательского состава, включая: специализацию, преподавательскую нагрузку, классное руководство, заведование кабинетом;
Книга приказов по сотрудникам учреждения, систематизация приказов по типам;
Оформление приказов на базе соответствующих шаблонов.
Учащиеся:
Личные дела учащихся;
Контроль за результатами обучения учащихся (журнал, сводные ведомости успеваемости и посещаемости);
Сведения для организации участия учеников старших классов в Едином Государственном Экзамене;
Книга приказов по учащимся, систематизация приказов по типам, а также оформление приказов на базе соответствующих шаблонов;
Распределение учащихся по классам, с реализацией функций перевода, как конкретных учеников, так и всех учащихся из класса в класс, а также хранения архивных карточек выпускников 9-х, 11 классов и выбывших учащихся.
Финансы:
Всесторонний учет и контроль за соблюдением финансовых нормативов;
Проведение полного комплекса работ по тарифицированию сотрудников на основании учета распределенной педагогической нагрузки;
Формирование информации о материальных ценностях и подготовки инвентарныхсписков.
Учебно-воспитательный процесс:
Подготовка учебной плановой документации с учетом положений базисного учебного плана, федерального и регионального компонентов, норм финансирования и требований к максимальной нагрузке учащихся, а также специфики конкретного общеобразовательного учреждения;
Подготовка организационно-методической и справочной информации, обеспечивающей деятельность классных руководителей и преподавателей-предметников по организации и контролю качества учебно-воспитательного процесса;
Формирование и ведение электронных классных журналов;
Подготовка сводных и аналитических отчетов по успеваемости и посещаемости учащихся (16).
Дополнительные информационные блоки:
Дополнительные информационные блоки определяются составом специалистов, работающих в образовательном учреждении и обеспечивающих образовательный процесс и мониторинг здоровья учащихся.Такими специалистами являются:библиотекарь, психолог, логопед, медицинский работник, ответственный за организацию питания.
В заключение можно сказать, что применение информационно-коммуникационных технологий позволяет активизировать деятельность руководителей, дает возможность повысить качество образования и профессиональный уровень педагога, разнообразить формы межличностного общения всех участников образовательного процесса.
Информационно-коммуникационные технологии в образовательных учреждениях помогают руководителям оперативно и эффективно принимать управленческие решения, грамотно осуществлять анализ и планирование работы педагогического коллектива, без затруднений подготовить основные документы в процессе самоанализа при аттестации учебного заведения, решать вопросы по электронной почте, анализировать работу преподавателей, педагогам – красочно и иллюстративно представлять новый материал учащимся и многое другое.
ЗаключениеОчевидно, что информатизация образования и развитие информационного общества, взаимосвязанные процессы. Становление информационного общества существенно влияет на процессы проникновения информационных технологий во все сферы образовательной деятельности. Очень часто под информатизацией образования подразумевается внедрение информационно-коммуникационных технологий только в учебный процесс. Это, действительно, важнейшее направление информатизации образования, оказывающее определенное влияние на повышение качества подготовки специалистов. Однако, изучая особенности применения средств ИКТ в образовании, важно понимать, что собственно учебный процесс является основной, но далеко не единственной областью деятельности учреждений образования, в которой в настоящее время происходит массовое внедрение различных информационно-коммуникационных технологий.
Большинство учебных заведений испытывают серьезные трудности в организации управления различными направлениями образовательной деятельности. Это вызвано дефицитом времени, перегрузкой педагогов и администрации школ, частое изменение нормативно-правовой базы в сфере образования, отсутствие централизованного обеспечения информацией, расширение профильного обучения, необходимость ведения планово-финансовой деятельности, сложность привлечения в учебные заведения специалистов высокой квалификации. Использование информационно-коммуникационных технологий способствует улучшению административной деятельности, поддержке управленческих и научных исследований, расширению рамок процесса обучения, повышению эффективности персональной деятельности школьников. Это не случайно, поскольку процедура управления учебным процессом (планирования, организации, учета выполнения учебной работы, анализа качества и эффективности учебного процесса) отличается высокой степенью трудоемкости, повторяемостью однотипных действий, большим объемом информации, высокой степенью риска в допущении ошибок.
Кроме этого, к информатизации образования в полной мере можно отнести еще и методы использования средств ИКТ в очном и дистанционном обучении, особенности функционирования виртуальных учебных заведений.
Информационные технологии и компьютерные коммуникации представляют большую важность для решения задач, стоящих перед современной школой, то есть информатизация выступает как фактор модернизации всей системы образования.
Список используемой литературыАфанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе. 2012. URL: http://pedsovet.org (дата обращения: 28.05.2014)
Градова Т. В. Информационно-коммуникационные технологии в управлении образовательным учреждением. 2010. URL: http://journal.kuzspa.ru/articles/42/ (дата обращения: 28.03.2014)
ГубинаТ. Н. Мультимедиа презентации как метод обучения. 2012. URL: http://www.moluch.ru (дата обращения: 12.04.2014)
Зайцева И. П. Классификация программного обеспечения. 2011. URL: http://knowledge.allbest.ru/programming/2c0b65635b2ad78a5c53a88421306d27_0.html (дата обращения: 10.04.2014)
Кананыхина М. А. Современные дидактические средства и информационные технологии. 2013. URL: http://revolution.allbest.ru (дата обращения: 31.03.2014)
Комарова В. Г. Классификация программного обеспечения. Виды программного обеспечения и их характеристики. 2009. URL:http://www.altstu.ru/media/f/Tema-6-Klassifikaciya-PO. (дата обращения: 10.04.2014)
Кореко А. В. ИКТ в профессиональном самоопределении старшеклассников. Волгоград, 2011. 199с.
Ларшин Г. А. Программные средства учебного назначения. 2008. URL: http://xreferat.ru (дата обращения: 16.05.2014)
Марченко О. Г. Глобальная сеть Интернет. 2007. URL: http://www.bestreferat.ru/referat-87524.html (дата обращения: 1.04.2014)
Машонская Е. В. Использование ИКТ в образовательных учреждениях. 2010. URL: http://shakhty-edu.ru/node/204 (дата обращения: 18.05.2014)
Никишова Е. С. Использование ИКТ на уроках истории в начальной школе. 2009. URL: http://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1385187.html (дата обращения: 28.03.2014)
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат [и др.]. Москва, 2012. 272 с.
ООО «Кирилл и Мефодий» КМ-Школа. 2009. URL: http://www.km-school.ru/r1/arm/a1.asp (дата обращения: 20.04.2014)
Подвинцева О. В. Что такое компьютер? 2013. URL: http://informatika.sch880.ru (дата обращения: 1.04.2014)
Разработка Института дистанционного образования Российского университета дружбы народов. Использование информационно-коммуникационных технологий в общем среднем образовании. 2006. URL: http://www.ido.rudn.ru (дата обращения: 31.03.2014)
Силютина С. Н.Использование ИКТ на уроках английского языка на второй ступени обучения. 2012. URL: http://nsportal.ru (дата обращения: 1.04.2014)
Солдатова Н.М.Пакет методических материалов по организации единой информационной образовательной среды в образовательных учреждениях. Владивосток, 2011. 16с.
Яковлев А. И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. 2009. URL: http://www.infsoft.itais.ru/index.php/ittech/71-konsult (дата обращения: 29.03.2014)
28