РОЛЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РЕГУЛИРОВАНИИ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ (НА МАТЕРИАЛАХ АТОМНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ) - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РОЛЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РЕГУЛИРОВАНИИ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ (НА МАТЕРИАЛАХ АТОМНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ)

Митрофанов А.А. 1
1ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Мир сегодня меняется очень динамично как в плане появления новых стран, вставших на путь бурного экономического развития, так и в плане растущего потребления энергоресурсов в развитых странах.

Россия остается одной из ведущих энергетических держав мира, поскольку стремится удовлетворить постоянно растущую потребность в энергии. Вопрос о развитии атомной отрасли как одной из надежных источников энергии приобретает все большую актуальность в настоящее время.

Атомная промышленность по праву считается одной из ключевых, стратегически важных отраслей отечественной экономики, развитию которой уделяется приоритетное государственное значение.

Говоря об атомной отрасли, нельзя не затронуть его неотъемлемую, важнейшую составляющую – ядерный оружейный комплекс.

«Ядерный щит» России остается фундаментом внешней безопасности нашей страны. Его совершенствование, в том числе в направлении повышения эксплуатационной надежности, будет продолжаться. При этом очень большое внимание должно уделяться проблеме нераспространения ядерных технологий. Сегодня это – одна из главных проблем в сфере обеспечения стратегической стабильности.

Для развития экономики любого государства важны все отрасли народного хозяйства, но основой, фундаментом ее является все же промышленность.

Промышленность выступает ведущей отраслью экономики по следующим причинам: развитие промышленности, особенно таких отраслей, как электроэнергетика, машиностроение и атомная, является основой для ускорения прогресса во всем народном хозяйстве; промышленность, особенно ее тяжелая индустрия, – фундамент всей экономики, основа для расширенного воспроизводства и экономического развития всех субъектов России, обороноспособность государства в значительной мере определяется уровнем развития промышленности. Вот, к примеру от развития атомной промышленности зависит безопасность страны, поддержание и сохранение её суверенитета, энергетической независимости.

Таким образом, атомная промышленность является ведущей отраслью среди всех направлений промышленности.

В данной работе мы попробуем рассмотреть атомную отрасль поближе. Оценим её достоинства и подчеркнём недостатки.

Исторически сложилось, что государство с самых истоков атомной промышленности ведёт неусыпный контроль над этой отраслью и не собирается отдавать бразды контроля и руководства в иные руки, так как в атомную промышленность входят такие важные составляющие как ЯОК (ядерный оружейный комплекс), который уже как больше половины века сохраняет и оберегает мирное существования нашего государства, являясь самым эффективным инструментом военного сдерживания.

Цель работы – анализ роли органов государственной власти в регулировании развития промышленности

  • изучить субъекты управления атомной промышленности

  • проанализировать нормативно – правовую базу, регулирующую развитие атомной промышленности

  • установить основные направления развития атомной промышленности

  • сделать анализ деятельности органов государственной власти

  • изучить взаимодействие органов государственной власти с предприятиями атомной промышленности

  • выявить проблемы в развитии атомной промышленности и взаимодействие органов власти с предприятиями

Промышленность – добывающая и перерабатывающая – всегда являлась ведущей и определяющей сферой экономических интересов государства, ибо именно промышленный комплекс призван обеспечивать самые разнообразные общественные и индивидуальные потребности в соответствующей продукции. Особое значение в силу этого приобретают проблемы организации управления промышленным производством в условиях перехода к рыночным отношениям. Именно в промышленной сфере происходят значительные организационно–правовые изменения, по замыслу которых отечественная промышленность во всем ее видовом многообразии должна быть гарантом глубоких социально–экономических преобразований в стране, а также экономической независимости России. Этим целям посвящен законодательный и иной нормативно–правовой материал последних лет, на основе которого строится действующая система государственного управления промышленностью.

Имеются в виду в первую очередь закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»[1], Закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий на товарных рынках»[2] и т.д. 1 Конституция Российской Федерации относит к ведению Российской Федерации управление федеральной государственной собственностью; установление основ федеральной политики и федеральных программ экономического (включая промышленное) развития; установление правовых основ единого рынка; федеральные энергетические системы, ядерную энергетику, оборонное производство. К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов относится разграничение государственной собственности (в сфере промышленного производства). Вне этих пределов субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти (ст. 71–73 Конституции Российской Федерации).

Соответственно Правительство Российской Федерации осуществляет управление федеральной собственностью в сфере промышленного производства (ст. 114 Конституции Российской Федерации). Оно, в частности, учреждает государственные промышленные корпорации, концерны, акционерные общества, утверждает их уставы и формирует руководство ими, определяет первоначальный состав советов директоров, особенности приватизации государственных предприятий, организует управление казенными (государственными) промышленными предприятиями, решает вопросы конверсии государственных предприятий и т.д. В его аппарате действуют Промышленный департамент и Департамент оборонных отраслей промышленности.

На федеральном уровне действуют также межотраслевые координационные центры, осуществляющие ряд функций и полномочий применительно к отраслям промышленного производства (например, Минэкономики России, Госкомпром России, ГКАП России, Госкомимущество России). Однако их компетенция значительно шире, то есть имеет обще–управленческий характер.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации решают широкий комплекс вопросов, относящихся к регулированию деятельности промышленных объектов, отнесенных к их собственности, тесно взаимодействуя при этом с федеральными органами исполнительной власти.

Вместе с тем функционирует система специализированных органов исполнительной власти, осуществляющих функции государственного управления соответствующими отраслями промышленного производства как на федеральном, так и на региональном (территориальном) уровнях.

Однако, несмотря на значительное число федеральных и региональных исполнительных органов, осуществляющих свои функции применительно к объектам промышленности, управляющее воздействие со стороны государства на промышленность и ее отрасли все в большей степени приобретает характер общего регулирования.Сфера полномочий непосредственного управления (распорядительство) соответственно резко сокращена. Даже в отношении объектов военно–промышленного комплекса (ВПК) государство в значительной мере действует не как собственник–монополист, а скорее, в качестве контрольно–надзорной инстанции; оно определяет основы федеральной политики развития соответствующих отраслей и контролирует ее реализацию. Соответственно, главное в механизме государственного управления промышленностью сейчас заключается в регулировании, координации и контроле (надзоре) по наиболее принципиальным вопросам развития отечественного промышленного производства в его государственной, муниципальной, акционерной и частнопредпринимательской формах.

Одним из важнейших субъектов развития атомной промышленности является Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом».

Основным нормативно–правовым актом, регулирующим создание корпорации и ее функционирование можно назвать Федеральный Закон РФ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом[3].

Закон предполагает создание специальной корпорации, объединяющей предприятия атомной энергетики и промышленности – Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом». Создание Корпорации обусловлено необходимостью выработки механизма выполнения долгосрочных стратегических программ развития атомной отрасли, временной интервал реализации которых значительно превосходит периоды бюджетного процесса, а также потребностью в комплексном управлении ресурсами, включая финансирование за счет средств федерального бюджета. Целями деятельности корпорации являются проведение государственной политики и обеспечение единства управления в сфере использования атомной энергии, обеспечение стабильного функционирования организаций атомного энергопромышленного и ядерного оружейного комплексов, обеспечение ядерной и радиационной безопасности, нормативно–правовое регулирование в указанной сфере, создание условий для стабильного функционирования организаций оборонного сектора отрасли, реализация долгосрочной программы развития атомной отрасли, выполнение международных обязательств в области мирного использования атомной энергии и режима нераспространения ядерных материалов.

В Концепции долгосрочного развития России на период до 2020 г. определены основные направления перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития. Одним их таких направлений является переход к новой модели пространственного развития российской экономики, предусматривающий размещение производительных сил через создание производственных кластерных структур, реализующих конкурентный потенциал территорий. Повышение конкурентных преимуществ производителей основано на концепции региональных кластеров М. Энрайта, теории промышленных районов А. Маршалла, итальянских промышленных округов П. Бекатини. Первыми предшественниками кластерных структур в России были исторически сформированные территориально промышленные комплексы. Эволюция факторной модели размещения производительных сил показала эффективность формирования производительных сил на современном этапе развития экономики на основе кластерного подхода. Развитие кластерных структур является базовым условием перехода к инновационной модели экономики в России. Кластерные структуры обеспечивают развитие разных форм территориальной организации производства, реализацию инновационных и высокотехнологичных проектов, направленных на создание конкурентоспособных товаров и услуг высокого качества. Американский исследователь М. Портер рассматривал кластер как группы географически соседствующих, взаимодействующих предприятий и связанных с ними организаций, действующих в определенных сферах и дополняющих друг друга. Пространственный кластер ядерных технологий – это сконцентрированные на определенной территории региона взаимосвязанные крупные и мелкие предприятия, научно–исследовательские центры, образовательные институты в сфере ядерных технологий и инфраструктура, дополняющие друг друга, усиливающие конкурентные преимущества. Предприятия территориальных ядерных кластерных структур минимизируют издержки на внедрение инноваций за счет внутренней специализации и стандартизации бизнес–процессов. Ядерные кластеры, локализованные в регионе, становятся точками экономического роста за счет мультипликативных эффектов развития производства и сферы услуг, более глубокой специализации производства. Ключевым фактором успеха кластерных структур является эффективный стратегический анализ, внедрение инноваций, корректирующие мероприятия регионального развития. Инновационная стратегия развития ядерного кластера повышает его конкурентоспособность на региональном рынке за счет комплексного использования элементов инфраструктуры в процессе производства, взаимодействия большого количества экономических агентов, сочетания технологий мягкой и жесткой конкуренции, реализации эффекта масштаба производства, развития кооперации и специализации производства. Внешние элементы инновационной инфраструктуры обеспечивают непрерывность формирования добавленной стоимости через генерирование инновационной ренты и ее перераспределение между участниками ядерного кластера. К важным элементам инновационной инфраструктуры кластера ядерных технологий в регионе относятся: образовательные институты, необходимые для подготовки высококвалифицированных специалистов; специальные экономические зоны; технопарки; бизнес инкубаторы. Внутренние элементы инфраструктуры кластера ядерных технологий формируются технологиями аутсорсинга, обеспечивая оптимизацию издержек себестоимости производства продукции. Элементы инновационной структуры кластеров снижают издержки на проведение научных исследований и внедрение технологий в процесс производства. Диагностика инновационной составляющей кластерных структур в регионе включает в себя взаимосвязанный национальный, территориальный анализ и бренчмаркетинг. Концепция развития ядерных кластерных структур в национальной экономике определяет направления модернизации территориального сектора экономики за счет активизации инновационного потенциала предприятий, концентрации ресурсов, развития высокотехнологичных услуг, диверсификации производства. В международной практике кластерные структуры могут формироваться с участием и без участия органов государственной власти, в результате развития экономических институтов. Создание кластерных структур в России, как правило, происходит при активном участии федеральных органов власти и субъектов РФ с применением технологий программно–целевого управления. Участниками ядерных кластерных структур в регионе являются научно–исследовательские организации, промышленные предприятия, сбытовые предприятия среднего и малого бизнеса, образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования. Этапы формирования территориальных ядерных кластерных структур в регионе включают в себя элементы: анализ регионального и межрегионального развития предприятий, возможностей инновационного роста; создание модели ядерного кластера, ориентированной на ресурсосберегающие технологии и удовлетворение потребительского спроса; анализ эффективности экономической деятельности предприятий, входящих в группу кластера; корректировка стратегии социально–экономического развития предприятий кластера в регионе; выделение подкластеров и развитие инновационной структуры, облегчающих взаимодействие предприятий в регионе. Новые ядерные технологии, развивающиеся более быстрыми темпами в специализированных экономических зонах, модернизируют традиционную исторически сложившуюся структуру промышленности. По результатам международных исследований территориальных структур экономическая отдача от кластеров проявляется через 7–10 лет. Границы ядерного кластера могут совпадать с административно–территориальным делением или с границами нескольких регионов. Организация ядерного кластера возможна через горизонтальную и вертикальную интеграцию, слияние и поглощение предприятий. Преимущества конкурентоспособности территориальных ядерных кластерных структур в региональной экономике сформированы: эффективными технологиями контроля внешней и внутренней среды взаимодействующих предприятий; развитой инновационной системой, обеспечивающей технологическое лидерство; высокой мобильностью финансовых ресурсов; быстро растущими темпами производительности труда; корпоративными программами социального развития и институционального партнерства. Предприятия, входящие в систему ядерных кластерных структур, выстраивают эффективный диалог с местными органами власти, влияют на сбалансированность финансовой, налоговой, социальной политики в регионе. Формируют устойчивый спрос на высококвалифицированных специалистов, обладающих общими и специфическими профессиональными компетенциями, высоким уровнем информационной культуры. Территориальные ядерные кластерные структуры в регионе формируют устойчивые, долгосрочные темпы экономического роста.

В ядерном кластере экономики происходит трансформация факторов размещения предприятий в России. В классической теоретической модели факторов размещения предприятий значимость каждого фактора, таких как экономический, технологический, социально–демографический, определяется спецификой видов экономической деятельности. В условиях развития плановой экономики была актуальна модель факторов размещения для предприятий ядерного сектора экономики с доминированием стратегического фактора, обеспечивающего национальную экономическую и военную безопасность. При современном размещении производств ядерного кластера сырьевой фактор не является значимым, так как топливная составляющая в производстве электроэнергии по сравнению с традиционной электроэнергетикой составляет 25 %, а на ТЭС – 50–80 %. Инвестиционная и инновационная привлекательность предприятий ядерного кластера экономики формируется под влиянием рационализации экономического выбора факторов в модели размещения производительных сил. Высокая степень автоматизации технологических процессов делает ориентацию ядерного кластера на высокий уровень человеческого капитала доминирующей для формирования эффективной стратегии инновационного развития.

Государственный орган – составная и в то же время относительно обособленная, самостоятельная часть государственного аппарата, которая участвует в осуществлении функций государства и действует от его имени и поручению, обладает государственно–властными полномочиями, имеет соответствующую компетенцию и структуру, применяет присущие ей организационно–правовое формы деятельности.

Только государство устанавливает порядок организации и функционирования этих органов, наделяет их кругом конкретных полномочий, за который они не должны выходить, устанавливает их права и обязанности и объем ответственности в случае их нарушения.

Каждый орган государственной власти имеет свою особую структуру и объем полномочий, которые отличают его от других органов государственной власти, но все они вместе выступают как единое целое, как единая государственная власть, осуществляющая функции государства.

Принципы организации и деятельности органов государственной власти – требования, основополагающие начала, в соответствии с которыми формируются и функционируют органы государственной власти.

Конституционное понятие “общие принципы организации системы органов государственной власти субъектов РФ” означает устанавливаемые федеральным законом общие для всех субъектов РФ, не связанные с особенностями их внутреннего устройства основные начала формирования, организации и деятельности (включая взаимодействие) органов государственной власти субъектов РФ, а также результаты конкретизации этих основных начал в конституциях (уставах), законах и иных правовых актах субъектов РФ.

Указанные общие принципы (основные начала), как правило, должны предусматривать возможность дальнейшей конкретизации нормативно–правового регулирования соответствующих правоотношений в конституциях (уставах), законах и иных правовых актах субъектов РФ.

Все органы исполнительной власти общей, межотраслевой и отраслевой компетенции в различных формах и по различным направлениям реализуют принадлежащие им контрольные и надзорные функции и полномочия. Одновременно в системе государственного управления промышленностью можно обнаружить и специфические организационно–правовые формы контроля (надзора).

Госатомнадзор устанавливает правила и нормы в области ядерной и радиационной безопасности; осуществляет надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в области производства, обращения и использования атомной энергии, ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий при разработке, изготовлении, испытании, транспортировке, хранении и ликвидации ядерного оружия проводит экспертизу безопасности ядерно– и радиационно–опасных объектов и производств; выдает лицензии на виды деятельности, связанные с использованием ядерно– и радиационно–опасных веществ и материалов; осуществляет государственную регистрацию поднадзорных объектов.

Госатомнадзор России инспектирует состояние ядерной и радиационной безопасности; выдает обязательные предписания об устранении выявленных нарушений правил и норм ядерной и радиационной безопасности, условий действия лицензий; приостанавливает работы, проводимые с нарушениями указанных правил и требований, изымает лицензии; запрещает применение изделий и материалов, не обеспечивающих ядерную и радиационную безопасность и т.д.

Госатомнадзор имеет свои территориальные (региональные) органы – округа и инспекции. Свою деятельность осуществляет во взаимодействии с международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ).

Федеральное агентство по атомной энергии (Росатом) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по проведению государственной политики, нормативному правовому регулированию, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере использования атомной энергии, развития и безопасного функционирования атомной энергетики, ядерного оружейного комплекса, ядерно–топливного цикла, атомной науки и техники, ядерной и радиационной безопасности, нераспространения ядерных материалов и технологий, а также международное сотрудничество в этой сфере.

Росатом в соответствии с Положением о нем, утвержденным Постановлением Правительства от 28 июня 2004 г.[4], является органом государственного управления использованием атомной энергии, государственным компетентным органом по ядерной и радиационной безопасности при перевозках ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий из них, центральным государственным органом и пунктом связи в соответствии с международной Конвенцией о физической защите ядерного материала и национальным компетентным органом по выполнению обязательств Российской Федерации в области обеспечения физической защиты ядерного материала в Международном агентстве по атомной энергии и других международных организациях.

Росатом самостоятельно принимает нормативные правовые акты, определяющие: порядок государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов; порядок ведения учета и контроля являющихся собственностью иностранных государств ядерных материалов, временно находящихся на территории России; порядок выдачи сертификатов (разрешений) на перевозки радиоактивных материалов и ведения их реестра; порядок организации охраны объектов, являющихся государственной собственностью, государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, находящихся в ведении Агентства; порядок выдачи свидетельств на право управления предприятиями ядерно–энергетического комплекса и по другим вопросам.

Правительством РФ 15 декабря 2000 г. утверждено Положение о государственном учете и контроле ядерных материалов, которым определены задачи и порядок ведения этого учета и контроля, а также порядок взаимодействия заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, Российской академии наук и организаций, осуществляющих обращение с ядерными материалами. Эта система учета и контроля – важный элемент системы государственного управления использованием атомной энергии в мирных и оборонных целях.

Федеральным законом «О радиационной безопасности населения» от 9 января 1996 г. установлены основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз) облучения на территории Российской Федерации в результате использования источников ионизирующего излучения, а также порядок осуществления государственного надзора и контроля в этой сфере.

Задачи Росатома по выполнению обязательств Российской Федерации на международной арене определены Постановлением Правительства «О международном сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии» от 24 августа 2004 г.

Главной функцией корпорации является обеспечение национальной безопасности (ядерное сдерживание), ядерной и радиационной безопасности. Управляет всеми ядерными активами Российской Федерации, включая как гражданскую часть атомной отрасли, так и ядерный оружейный комплекс. На государственную корпорацию возложена ответственность за развитие прикладной и фундаментальной науки. Кроме того, Госкорпорация уполномочена от имени Российской Федерации выполнять международные обязательства России в области мирного использования атомной энергии и режима нераспространения ядерных материалов.

Государство ставит перед Госкорпорацией «Росатом» следующие задачи: обеспечение устойчивого развития ядерного оружейного комплекса, наращивание доли атомной энергии в энергобалансе страны при повышении уровня безопасности работы отрасли и расширение традиционных ниш российского присутствия на мировом рынке ядерных технологий, а также завоевание новых.

Развитие деятельности госкорпорации в значительной мере было связано с расширением ее имущественного комплекса за счет разного рода промышленных активов. Наряду с масштабным увеличением производственных активов данная госкорпорация также была наделена в отношении дочерних компаний дополнительными функциями, в числе которых организация выполнения государственной программы вооружения, государственного оборонного заказа и мобилизационного плана, федеральных целевых программ и программ военно–технического сотрудничества.

Стратегические цели Госкорпорации «Росатом» направлены на формирование глобального технологического лидерства Корпорации в атомной отрасли.

Рассмотрим стратегические цели Госкорпорации «Росатом»:

  • обеспечение ядерной и радиационной безопасности объектов использования атомной энергии, персонала, населения и окружающей среды;

  • эффективное обеспечение экономики страны электроэнергией, производимой на АЭС, продукцией и услугами атомного энергопромышленного комплекса;

  • достижение лидирующих позиций российских компаний на мировом рынке ядерных технологий и услуг;

  • создание инновационных ядерных технологий и их использование в различных отраслях экономики;

  • поддержание ядерного арсенала на уровне, гарантирующем проведение политики ядерного сдерживания;

  • обеспечение общественной приемлемости развития атомной энергетики;

  • повышение эффективности деятельности Корпорации.

В 2010 году в Корпорации разработана особая управленческая форма деятельности – стратегическая инициатива: комплекс взаимосвязанных мероприятий проектного характера, существенно влияющий на изменение рыночной позиции и конкурентоспособности Корпорации в целом и требующий взаимодействия нескольких направлений бизнеса.

В результате применения специально проведенной процедуры анализа и отбора для первоочередной реализации были определены следующие восемь стратегических инициатив.

Удержание глобального лидерства в начальной стадии ядерного топливного цикла. Инициатива направлена на решение ряда задач: увеличение доли Корпорации на рынках начальной стадии ядерного топливного цикла за счет перехода от формата национального производителя и экспортера к формату глобальной компании; развитие технологий ядерного топливного цикла и рост внутренней операционной эффективности для обеспечения технологической и ценовой конкурентоспособности; диверсификация ресурсно–сырьевой базы с увеличением доли минерально–сырьевой базы с низкой себестоимостью добычи урана; гарантированное сырьевое обеспечение потребностей российской атомной промышленности и энергетики в природном уране.

Проект «Разработка концепции развития и системы долгосрочных показателей реализации стратегии Госкорпорации „Росатом“ до 2030 года»

Цель проекта: разработка системы средне– и долгосрочных показателей реализации стратегии Корпорации на период 2010–2030 годов, взаимоувязанных со стратегиями и долгосрочными планами дивизионов Корпорации.

Основные результаты проекта в 2010 году:

разработана методика приоритизации и план реализации инициатив;проведены расчеты параметров отдельных инициатив и портфеля стратегических инициатив на основе финансово–экономической модели реализации стратегии до 2030 года;разработаны требования к трансформации системы управления Корпорации и дивизионов, определена целевая модель системы управления;разработаны ключевые элементы процесса стратегического управления (стратегический маркетинг, стратегическое планирование, формирование КПЭ, мониторинг реализации стратегии и ее корректировки).Замыкание ядерного топливного цикла на базе быстрых реакторов. Инициатива направлена на увеличение выработки электроэнергии с одновременным снижением доли ОЯТ, приходящегося на единицу мощности; обеспечение ускоренного развития и воспроизводство научно–технологического потенциала атомной энергетики РФ (включая работу по привлечению молодых специалистов), а также на создание условий для производства конкурентоспособной наукоемкой продукции мирового уровня в области использования атомной энергии. В рамках стратегической инициативы реализуется ФЦП «Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010–2015 годов и на перспективу до 2020 года». Глобальное лидерство в бэкенде атомной энергетики. Инициатива позволит расширить присутствие Корпорации на международном рынке продукции и услуг в заключительной стадии жизненного цикла объектов использования ядерной энергии (прежде всего, в сфере обращения с ОЯТ и радиоактивными отходами (РАО), а также вывода из эксплуатации (ВЭ)) и снизить затраты государства на решение проблемы «ядерного наследия» за счет консолидации и развития компетенций в бизнесе. Кроме того, данная инициатива направлена на создание системы и инфраструктуры обращения с ОЯТ и РАО, ВЭ, а также на развитие соответствующей законодательной базы.Формирование третьего ядра бизнеса Корпорации в области управления излучением. Инициатива направлена на создание инновационного бизнеса в сфере управления излучением с задачей занятия лидирующих позиций на рынках ядерной медицины, обработки твердых бытовых и медицинских отходов, водоподготовки, создания центров облучения и систем безопасности. Глобальная экспансия технологической платформы ВВЭР. Инициатива направлена на укрепление рыночных позиций Корпорации на глобальном рынке атомных технологий через максимальное использование рыночных возможностей и наращивание установленной базы ВВЭР за рубежом, сопровождаемое ростом поставок продукции и услуг Корпорации на всем жизненном цикле АЭС. Реализация инициативы предполагается путем сооружения новых блоков АЭС за рубежом как по традиционной схеме EPC–контрактов, так и по схеме «строить – владеть – эксплуатировать» или при финансовом участии Корпорации, а также через прямое приобретение долей в существующих генерирующих активах действующих АЭС. Экспансия технологии ВВЭР также обеспечивает дополнительными заказами организации Корпорации (начальная и заключительная фазы ядерного топливного цикла, машиностроение) и создает основу для коммерциализации реакторов нового поколения. Увеличение доли атомной генерации в энергобалансе Российской Федерации. Инициатива направлена на ввод новых мощностей, продление сроков эксплуатации действующих АЭС, повышение отпуска электроэнергии в сеть на единицу установленной мощности и повышение экономической эффективности российских АЭС. Для этого в рамках инициативы решаются следующие задачи:обеспечение серийного строительства АЭС со средним темпом ввода два энергоблока в год;достижение заданного показателя коэффициента использования установленной мощности (КИУМ) с учетом роста доли новой генерации;снижение стоимости строительства двухблочной АЭС;снижение условно–постоянных затрат;формирование кадастра площадок АЭС. Формирование устойчивой энергомашиностроительной компании достаточного масштаба. Реализация стратегической инициативы направлена на расширение поставок оборудования, производство которого возможно на технологически универсальных мощностях, и услуг для теплоэнергетики и газонефтехимии при одновременном безусловном выполнении отраслевых задач по поставкам оборудования и услуг для строительства АЭС в России и за рубежом, что позволяет максимизировать отдачу от текущего технологического и продуктового единства (использование смежных технологий теплообмена и единой производственной базы), а также компенсировать влияние производственно–технологических циклов. Выход в сбыт электроэнергии. Необходимость инициативы связана с тем, что рынок оптовых продаж электроэнергии становится всё менее доходным, основной маржинальный доход с продаж электроэнергии приходится на сетевые хозяйства и сбытовые компании. Для обеспечения стабильных рынков сбыта электроэнергии и увеличения доходов ОАО «Концерн Росэнергоатом» с продаж электроэнергии необходим выход в маржинальный сегмент розничных продаж путем покупки сбытовых компаний с дальнейшим увеличением объема реализации на розничном рынке, что позволит стабилизировать (хеджировать) денежные потоки ОАО «Концерн Росэнергоатом», снизить риски неплатежей за поставляемую электроэнергию, обеспечить бесперебойное энергопитание объектов атомной отрасли. Управление портфелем стратегических инициатив является важнейшим элементом реализации стратегии Корпорации.

В результате анализа состояния российской ядерной индустрии сформулированы проблемы, которые, по нашему мнению, требуют изменения стратегических подходов и принятия неотложных решений.

Основные из них:

• экономическая стратегия функционирования ядерной промышленности;

• концепция замкнутого ядерно–топливного цикла, используемая в России, её исторические и нынешние проблемы;

• концепция развития МОКС–программы;

• отсутствие концепции обращения с РАО, а также ведомства и инфраструктуры для ее реализации;

• отсутствие финансирования и функционирующих программ, направленных на реабилитацию территорий, которые пострадали от деятельности предприятий, производящих ядерное оружие;

• огромное количество скопившегося отработавшего ядерного топлива из АЭС и АПЛ и отсутствие инфраструктуры для безопасного обращения с ним;

• разработка планов в правительстве по ввозу на территорию России иностранного ОЯТ;

• концепция продления срока эксплуатации устаревших и выработавших свой ресурс блоков АЭС без модернизации и необходимой оценки безопасности;

• три находящихся в эксплуатации реактора, нарабатывающие плутоний;

• отсутствие международной координации и международного аудита программ и проектов по ядерной и радиационной безопасности, осуществляемых на средства стран–доноров;

• создание действительно самостоятельного надзорного ведомства, которое обладало бы реальными возможностями контроля и регулирования вопросов ядерной и радиационной безопасности.

На сегодняшний день Россия, унаследовав такую проблемную ядерную инфраструктуру, не пересмотрела ни политику в данной области, ни планы её развития. Была небольшая надежда, что реорганизация правительства, осуществлённая весной и летом 2004 года, частично решит эти проблемы, однако до сих пор в громоздкой инфраструктуре времён «холодной войны» в стратегическом плане не наблюдается никаких изменений.

Промышленность как ведущая отрасль материального производства, занимает особое место в экономике Российской Федерации и играет ключевую роль в процессе возрождения экономического потенциала страны. Основная цель: повысить эффективность и конкурентоспособность российской промышленности. Однако достижение этой цели невозможно без технологических, организационных и управленческих изменений обеспечивающих развитие и конкурентное преимущество перспективных обрабатывающих отраслей промышленного комплекса. Развитие промышленности способствует рациональному размещению производительных сил, всестороннему развитию субъектов Российской Федерации, целесообразному использованию имеющихся природных ресурсов. Являясь основой национальной экономики, атомный промышленный комплекс, как целостная экономическая система, объективно нуждается в развитой и хорошо скоординированной системе государственного регулирования, направленной на сохранение и развитие промышленного и научно–технического потенциала этой отрасли в Российской Федерации. Система государственного воздействия в условиях рыночных отношений должна стать основной тенденцией современного управления не только ГК «Росатом», но и всем промышленным комплексом Российской Федерации. При этом важно определить допустимые границы вмешательства государства в промышленную деятельность, дать исчерпывающий перечень методов государственного регулирования в целях обеспечения устойчивого функционирования промышленного комплекса РФ, как экономической системы. В этой связи представляется принципиально важным закрепление основных принципов, направлений и механизма реализации промышленной политики направленной на регулирование промышленного комплекса как экономической системы с целью формирования его конкурентоспособности. Современная промышленная политика должна быть направлена на последовательное и поэтапное формирование в субъектах Федерации отраслей, использующих наукоёмкие технологии (например описанная мной атомная промышленность), обеспечивающие конкурентоспособность не только производства, но и конкурентные преимущества конкретному региону. Формы и методы государственного воздействия на развитие промышленности на региональном уровне имеют существенное различие, что во многом обусловлено различием в уровнях социально–экономического развития и степенью экономической самостоятельности субъектов Федерации. В рыночной экономике повышается значимость социальных аспектов, направленных на подъём материального и культурного уровня жизни населения. Поэтому взаимосвязь и взаимосогласованность экономической и социальной сторон регионального развития является важным условием современного управления. Однако, несмотря на большое число научных публикаций, посвященных атомной промышленности остаётся нерешённым вопрос о раскрытии сущности управления промышленным комплексом как экономической системой в условиях рыночной экономики, с которой связаны проблемы реализации системного подхода при формировании промышленной политики, разработки механизма её реализации с учётом конкурентных преимуществ промышленного комплекса. Таким образом, недостаточная разработанность теоретических проблем управления атомно–промышленным комплексом с учётом его конкурентных преимуществ, а также и практическая значимость подобных исследований.

Список литературы

  1. О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках: Федеральный закон № 948–1 от 11 ноября 2011 года // принят Государственной Думой 22 марта 1991 года, опубликован 21 ноября 2011 года

  2. О приватизации государственных и муниципальных предприятий на товарных рынках: Федеральный закон № 3119–1 от 21 июля 1997 года // принят Государственной Думой 22 марта 1991 года, опубликован 22 июля 1997 года

  3. О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»: Федеральный закон № 317 от 1 декабря 2007 года // принят Государственной Думой 20 ноября 2007, опубликован 1 декабря 2007 года.

  4. О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»: Федеральный закон № 318 от 1 декабря 2007 года // принят Государственной Думой 20 ноября 2007 года, опубликован 1 декабря 2007 года.

Просмотров работы: 3019