ПРОБЛЕМА ЛЕГАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРОБЛЕМА ЛЕГАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Амутнов А.И. 1, Голубкова И.В. 1
1Пензенский государственный технологический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Согласно неофициальной статистики большая часть (примерно 20%) экономики находится в тени. В сегодняшнее время, когда федеральные дотации сокращаются, регионам особенно трудно, и местные власти вынуждены изыскивать различные способы по обелению рынка, а также увеличению поступлений в региональные бюджеты.

Под нелегальной экономикой мы будем рассматривать незарегистрированные предприятия, которые осуществляют свою деятельность, теневые сделки, уход от налогов, «серые» зарплаты, нелегальную иностранную рабочую силу. В нашем исследовании не будем рассматривать криминальную экономику: коррупцию, торговлю оружием, наркотиками и т.д., так как эти сферы не попадают под легализацию.

Сельское хозяйство

Первой проблемой, на которую хотелось бы обратить внимание, являются незарегистрированные предприятия, которые ведут свою деятельность. В Пензенской области как в аграрном регионе существует масса ЛПХ, которые ведут свою деятельность и не платят налоги. ЛПХ выращивают на своих землях сельхозпродукцию и затем продают её самостоятельно, либо отдают оптом конечному продавцу. Все эти ЛПХ ведут предпринимательскую деятельность, получая доход, но остаются в тени и не платят налоги. Данная проблема сельского хозяйства нуждается в структуризации.

Чтобы вывести из тени все ЛПХ, необходимо отталкиваться от рынка сбыта их продукции. Сбыт сельхозпродукции осуществляется двумя способами:

1) продажа оптом конечному продавцу (ритейлеру);

2) самостоятельная розничная продажа (через интернет, на ярмарках и т.д).

Чтобы ограничить теневой сбыт, необходимо ввести сертификат продукции, в котором будет указано наименование ЛПХ (производителя). Если данного сертификата у продавца нет, то продукция куплена у незарегистрированного производителя. Сам сертификат должен выдаваться оптовому покупателю при купле-продаже. Если сельхозпроизводитель лично реализует продукцию в розницу, то данным сертификатом он должен подтвердить, что является производителем этого товара.

Во избежание теневой реализации и спекуляции необходимо создать места для торговли ЛПХ, например, ярмарки, работающие круглогодично. Также в подобных местах торговли необходимо разрешить работать только товаропроизводителям, ЛПХ, занимающимся выращиванием сельхозпродукции, и запретить работу перекупщиков.

Данная мера поспособствует росту количества ЛПХ, снижению цен на местную продукцию и поступлению в бюджет. Налогообложение ЛПХ должно складываться из трех составных частей:

1) налог на землю сельскохозяйственного назначения. Данный налог необходимо взимать с ЛПХ, даже если продукция выращена на собственной земле (на собственном огороде), так как эта земля используется не для личных нужд, а для извлечения прибыли. Согласно земельному кодексу, землями сельскохозяйственного назначения признаются участки, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. (ЗК Глава XIV, статья 77). То есть это земля, где создаётся продукт, при продаже которого собственник получает доход. Ставка налога на землю сельскохозяйственного назначения устанавливается не более 0,3% в отношении земельных участках.

2) ЕСХН как производитель сельхозпродукции;

3) ЕНВД или УСН как розничный продавец продукции на ярмарках, описанных выше, то есть налоговую нагрузку производитель и розничный продавец должен взять на себя.

Подобные меры необходимо применять и по отношению к теневым производителям. Таким нарушителям необходимо отрезать сбыт их продукции, для этого необходимо ограничить количество сделок за наличный расчет и проводить все денежные операции через расчетный счет (каждого вновь регистрируемого ИП обязать открывать расчетный счет). Также на каждую партию товара должны быть установлены накладные с указанием производителя и оптового посредника. Такая мера позволит осуществлять все сделки прозрачно. В свою очередь на товаре стоит указать всю цепочку реализации продукции, начиная от производителей и поставщиков, заканчивая конечным продавцом.

Интернет-торговля

Сектор интернет-продаж является одним из наиболее динамично развивающихся сегментов экономики. И это отнюдь не случайно, ведь онлайн-торговля выгодна как для покупателя, так и для продавца.

Потребителей привлекает возможность приобретения товара по более низкой цене, а также практически неограниченный выбор продукции, предлагаемый в Сети. Однако, самым существенным плюсом покупок в интернет-магазинах является экономия времени.

Продавцы переходят на онлайн-продажи в связи с более низкими издержками по сравнению с обычной торговлей. Ведь интернет-магазины не испытывают необходимости в аренде торговых площадей, оплате труда продавцов и торговом оборудовании.

Интернет-торговля регулируется Статьей 497 ГК РФ «Продажа товара по образцам и дистанционный способ продажи товара». Система налогообложения, присущая интернет-торговле, использует общий режим, ЕНВД применять нельзя. То есть при торговле через интернет необходимо считать доходы и расходы. Порядок учета расходов на организацию сайта определяется его стоимостью, сроком полезного использования и наличием исключительных прав на нее у налогоплательщика.

Для предприятий, применяющих общий режим налогообложения, сайт, на создание которого ушло больше 40 тыс. рублей и срок полезного использования – не менее 12 месяцев, является нематериальным активом (далее НМА).

В свою очередь, расходы на создание или приобретение НМА в налоговом учете в силу п. 1 ст. 256 НК РФ списываются через амортизационные отчисления. Следует отметить, что исключительные права на сайт для этого должны принадлежать организации.

Есть такие торговцы, которые осуществляют свою деятельность через сторонние сайты, например, через социальные сети: создают группы, регистрируют страницу как интернет-магазин и через нее реализуют свой товар. Такая реализация товара, как правило, осуществляется без оформления каких-либо документов и создания сайта, потому что невозможно создать коммерческий сайт, не имея элементарного ИП.

Торговля через соц. сети не регулируется законодательством и поэтому остается нелегализованной. На местном уровне необходимо установить такое законодательство, при котором торговля через соц. сети приравнивалась бы к интернет-магазинам, применявшим общий налоговый режим или УСН. Данная деятельность должна быть оформлена специальным образом: в группе или на странице необходимо указывать все реквизиты организации (ИНН, ОГРН, фактический адрес), иначе такую группу или страницу следует блокировать компетентными органами.

Важным моментом является то, что не все интернет-магазины ведут торговлю только через интернет. Существуют такие примеры, которые имеют свой интернет-магазин и розничный магазин, но на учете стоят только, как интернет-магазин и платят по общему режиму или УСН. Для данных предпринимателей необходимо установить двойную налоговую отчетность: за интернет-магазин УСН или общий режим, за стационарную торговую площадь до 150 кв. метров еще ЕНВД. Данный факт нужно квалифицировать как различную друг от друга деятельность и исходить из двух источников дохода.

Интернет-торговля недостаточно регулируется со стороны законодательства, поэтому этот сегмент рынка является нелегализованным. Выявление подобных предпринимателей и «обеление» их позволит снизить теневой сектор экономики и пополнить бюджет.

В нашем исследовании мы рассмотрели группы социальной сети «Вконтакте», которые предоставляют возможность осуществлять покупку одежды, часов и аксессуаров, а также оказывают услуги по компьютерному сервису.

Данные и расчеты представлены в таблице 1, все расчеты произведены приблизительно с учетом минимальных показателей при расчете УСН. В реальности данные показатели могут быть значительно выше.

Таблица 1. Возможные поступления в бюджет от легализации продаж через социальные сети в Пензенской области.

Наименование деятельности

Количество групп в соц. сети

«ВКонтакте»

Возможное количество групп, работающих официально после введения мер

Возможные доходы субъектов в месяц руб.

Возможные расходы субъектов в месяц руб.

(предположим расходы равны 70% доходам)

Количество налоговых поступлений в бюджет, руб. за год при УСН.

УСН=(Д-Р)*6%* 12 мес* кол-во субьектов.

Одежда и обувь

58

29

50 000

35 000

313 200

Часы и аксессуары

17

8

30 000

21 000

51 840

Компьютерная помощь

33

16

40 000

28 000

138 240

ИТОГО:

       

503 280

Данные таблицы показывают, что при переходе хотя бы половины предпринимателей на официальную деятельность бюджет будет иметь примерно полмиллиона доходов ежегодно. Доходы небольшие, но в исследовании учитывались только 3 вида деятельности, которые ведутся за счет соц. сетей, в реальности их больше, а значит, доходы выше.

Такие меры позволят вывести из тени часть самозанятого населения без сильного ущерба для них и с выгодой для казны.

Теневые сделки и уход от налогов

Замена трудового договора на гражданско-правовой основе как решение налоговых проблем

Популярность схемы по замене работника на индивидуального предпринимателя объясняется тем, что такие действия позволяют снизить в несколько раз совокупное налоговое бремя работодателя и сотрудника.

Суть схемы проста: физическое лицо получает статус предпринимателя без образования юридического лица и переходит на упрощенную систему налогообложения (с объектом налогообложения «доходы»). Затем организация, которая также обычно применяет «упрощенку» вместо составления трудового договора, заключает с таким новоявленным предпринимателем гражданско-правовой договор (подряда, возмездного оказания услуг, посреднический договор и т.п.). Иначе говоря, организация становится заказчиком, а предприниматель - исполнителем.

Таким образом, происходит замена реальных отношений (трудовой договор) на фиктивные (гражданско-правовой договор). Организация платит такому работнику-предпринимателю не зарплату, а оплачивает его услуги (работы), предусмотренные договором.

Налоговая выгода у сторон возникает благодаря тому, что налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождены от обязанности уплачивать НДФЛ (что следует из ст. 346.11 НК РФ). В итоге налоговая нагрузка на обе стороны договора уменьшается в разы: вместо 13 % по НДФЛ в бюджетную систему с дохода работника уплачивается единый «упрощенный» налог по ставке всего-навсего 6%, а также взносы на обязательное страхование - в зависимости от тарифной ставки. Экономия у обеих сторон договора налицо.

Да и риски, как это может показаться на первый взгляд, невелики. Ведь, в принципе, работник (исполнитель) и работодатель (заказчик) вольны организовать свои экономические отношения в той форме, какая им больше нравится. Исходя из данной проблемы, необходимо проработать критерии разграничения трудового и гражданско-правового договора.

В нашем исследовании предлагается ряд критериев.

Критерии разграничения трудового и гражданско-правовых договоров

Конечно, грань между трудовыми и гражданско-правовыми отношениями не всегда наглядна. И все-таки ряд отличительных признаков выделить можно:

  • при наличии трудовых отношений как для работодателя, так и для работника важен процесс труда, в то время как в гражданско-правовых отношениях основной целью взаимодействия сторон является результат труда, а сам процесс практически никакого значения не имеет;

  • в трудовых отношениях работодатель обладает правом руководить действиями работника, который должен следовать обязанностям, закрепленным в должностной инструкции, подчиняться правилам трудового распорядка и т. п. В то же время для гражданско-правовых отношений свойственно равенство сторон. Исполнитель, как правило, сам решает, каким образом он должен выполнить поставленную перед ним задачу;

  • работник по трудовому договору должен исполнять свои обязанности лично, а исполнитель по гражданско-правовому договору вправе для достижения результата привлечь третьих лиц;

  • для трудовых отношений свойственна систематичность выполняемых работ, а также длительный период для гражданско-правовых – разовый, единичный характер;

  • прочие признаки, позволяющие разграничить гражданско-правовые и трудовые отношения.

Основываясь на изложенном, для контролирующих органов нетрудно будет установить истинную сущность сложившихся между сторонами отношений. Причем данным вопросом могут заинтересоваться очень многие структуры: начиная от налоговой инспекции и заканчивая представителями органов МВД. Применение данных критериев и выявление нарушений вернет в бюджет 13% НДФЛ, вместо 6% УСН.

«Фиктивная аренда»

В данном разделе необходимо описать схему ухода от налогов крупных организаций и предпринимателей, имеющих в собственности крупные объекты недвижимости, а именно торговые центры. Как правило, организации, обладающие крупными торговыми центрами, зарегистрированы как ООО или ОАО и платят налог на прибыль 20%. Таким организациям невыгодно самостоятельно и напрямую сдавать в аренду торговые площади по рыночной цене мелким арендаторам, поэтому они прибегают к подконтрольным посредникам ИП, которые берут в аренду у организации всю торговую площадь по заниженной цене и сдают ее в субаренду. Данные подконтрольные ИП уже сдают напрямую торговую площадь мелким предпринимателям или торговым сетям, которые, в свою очередь, становятся субарендаторами. Посредник ИП платит только по УСН, что экономит владеющей организации налоги на прибыль.

Рассмотрим на примере подобную схему. Возьмем ТЦ с торговой площадью 10 000 кв. м., принадлежащий ООО, стоимость аренды конечному предпринимателю 1500 руб. за кв. м., стоимость аренды посреднику 500 руб. кв. м. Все расчеты представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Схема понижения налога на прибыли для ТЦ.

Возможные ситуации

Доходы от сдачи в аренду за месяц, руб.

Расходы связанные с деятельностью за месяц, млн. руб.

Налоговая база за месяц

Налог уплаченный в бюджет за месяц, руб.

ООО напрямую сдает площадь конечному арендатору.

15 млн.

2 млн.

13 млн.

2,6 млн.

ФБ=260 000

РБ= 2 340 000

ООО сдает площадь конечному арендатору через посредника ИП

ООО= 5 млн.

ИП= 15 млн.

Для ООО=2 млн.

Для ИП=5 млн.

Для ООО=3 млн.

Для ИП=10 млн.

С ООО=3млн.*20%=600 000

с ИП= 10*6%=600 000

ИТОГО= 1.2 млн.

Из таблицы 2 хорошо видно, что организация, применяющая схему посредника-арендатора. сокращает налоговые отчисления более чем в 2 раза.

Сдача недвижимости в аренду и субаренду регулируется Налоговым Кодексом и не накладывает никаких дополнительных налоговых обязательств на сдачу арендованного имущества в аренду. Исходя из этого, видно, что сам факт субаренды способствует применению схем ухода от налогов и не влечет никакой особенной нагрузки. Поэтому, воизбежании применения данных схем, необходимо запретить использование передачи площади в аренду через посредника. Договоры аренды с конечными арендаторами должны заключаться напрямую с управляющей компанией, либо посредником должно выступать ООО, а не ИП. (ИП нельзя сдавать в аренду все имущество целиком, для сдачи его в субаренду.)

Рассмотрим еще одну схему ухода от налога на прибыль и налога на имущество. Организация по минимальной цене продает свои основные средства подконтрольному ей лицу (организации или предпринимателю), которое не является плательщиком налога на имущество (применяет упрощенную систему налогообложения или имеет льготы по налогу). После продажи организация берет это имущество у покупателя в аренду по рыночной цене. Таким образом, активы организации выводятся на безналоговую компанию, и организация, помимо экономии по налогу на имущество, имеет возможность списывать в расходы суммы арендной платы.

При этой схеме вся прибыль остается у формальных собственников, и налоговая база уменьшается на сумму арендной платы. Данная схема особенно актуальна после изменений исчисления налога на имущество по кадастровой стоимости. Путем решения данного вопроса является присечение деятельности в проданном имуществе. Это возможно сделать на подобие закона о запрете госслужащему работать в подконтрольной коммерческой организации после ухода с госслужбы. Необходимо запретить вести деятельность в проданной собственности в течение нескольких лет.

Посмотреть закон о незаконном предпринимательстве.

«Серые» зарплаты, неформальная занятость в малом бизнесе и трудовая миграция

«Серые» зарплаты и неформальная занятость в основном наблюдается в малом бизнесе в ИП, которым по системе налогообложения невыгодно устраивать официально работников, так как большинство мелких ИП облагаются по ЕНВД. В ЕНВД каждый официальный работник считается физическим показателем, который увеличивает налог на 100%.

Формула расчета ЕНВД:

БД- базовая доходность

ЕНВД=БД*К1*К2*ФП*15%.

К1- коэффициент дефлятор=1,672

К2- берется в зависимости от видов деятельности, устанавливается местными органами власти

ФП- физический показатель (количество торговых мест, число работников и т.д.).

Рассмотрим ситуацию расчета ЕНВД без привлечения работников и с одним работником. Возьмем торговую точку площадью 50 кв. м., находящуюся в первой зоне согласно местному законодательству, ЕНВД по этому торговому месту будет равным:

ЕНВД= 1800р* 50м* 1,672*0,56*1*15%= 12640 руб. в месяц.

Такая сумма вполне комфортна для ИП, плюс она уменьшится на сумму страховых взносов. Когда ИП нанимает одного работника, то сумма ЕНВД не может уменьшаться на взносы и становиться равной:

ЕНВД=1800р* 50м* 1,672*0,56*2*15%= 25 640 руб.

В дополнение к этому, за работника еще нужно выплачивать различные взносы, поэтому мелкие ИП отказываются от работников или прибегают к теневой занятости.

Исправить эту ситуацию возможно при исключении числа работников из ФП при расчете ЕНВД. Нынешняя формула расчета показывает, что один нанятый работник платит налогов по ЕНВД как и сам предприниматель. В реальных условиях один работник не приносит столько же дохода предпринимателю, как и сам ИП. В таких видах деятельности, как торговля и общественное питание, предприниматель зарабатывает от площади помещения, что и свидетельствует о расчете БД. Количество работников в таких видах деятельности не влияет на доход ИП, они лишь обслуживают данную площадь, поэтому целесообразно исключить количество работников из ФП.

Еще один вариант решения проблемы - это изменение коэффициента К2 в зависимости от количества официальных рабочих. Данное ранжирование необходимо использовать только в тех видах деятельности, при которых количество работников напрямую не влияет на доход ИП.

Для анализа мы возьмем один вид экономической деятельности, находящийся в первой зоне. Анализ представлен в таблице 2.

Таблица 2. Изменение К-2 в зависимости от количества наемных работников

Вид экономической деятельности

Количество работников

Коэффициент К2, с учетом количества работников в ФП

ЕНВД при различном количестве работников за год. Руб.

Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, площадь торгового места в которых превышает 5 кв. м

     

Свыше 5 кв. м до 15 кв. м включительно

1

0,70

56 881

2-5 (для расчета ЕНВД ФП взят 3 чел.)*

0,30

73 133.28

5 и более

0.18

73 133.28

Свыше 15 до 30 кв. м включительно

1

0,56

91 010,3

2-5*

0, 3

146 266,56

5 и более

0,18

146 266,56

Свыше 30 до 50 кв. м включительно

1

0,45

121 888.8

2-5*

0,25

203 148

5 и более

0,15

203 148

Из таблицы 2 видно, что в зависимости от увеличения наемных работников коэффициент К-2 уменьшается, но, так как в формуле расчета ЕНВД используется количество работников как ФП, сумма ЕНВД возрастает с увеличением работников. При количестве трех нанятых рабочих сумма уплаченного ЕНВД такая же, как и при 5. Данный факт стимулирует ИП нанимать больше официальных работников, не теряя сильно в налогах. Выигрыш государственного бюджета в том, что данная мера позволит вывести из тени людей, работающих неофициально на ИП. При этом начисляться ЕНВД будет не только с учетом предпринимателя, но и с учетом работников. При нынешнем расчете ЕНВД сумма налога становится неприподъёмной для мелкого бизнеса.

Мерой по легализации занятости среди мигрантов можно выделить следующую:

- обязать мигрантов предоставлять в миграционную службу справку с официальной работы в течение месяца после приезда, в противном случае иностранный гражданин должен покинуть территорию области. Данную меру необходимо применять к тем мигрантам, которые прибыли на ПМЖ.

Список используемой литературы:

1) Гражданский кодекс РФ Часть 2 от 26.01.1996 N 14-ФЗ [Электронный ресурс] – http://www.consultant.ru/popular/gkrf2/4_2.html (дата обращения: 19.12.14)

2) Земельный Кодекс РФ от 1.09.2006 [Электронный ресурс] – http://yp.kvadroom.ru/zakonfull_237.html (дата обращения: 19.12.14)

3) Налоговый кодекс РФ Часть 1 от 31.07.1998 N 146-ФЗ [Электронный ресурс] – http://www.assessor.ru/ (дата обращения: 20.12.14)

4) Налоговый кодекс РФ Часть 2 от 05.08.2000 N 117-ФЗ [Электронный ресурс] – http://www.assessor.ru/ (дата обращения: 20.12.14)

Просмотров работы: 1014