АНАЛИЗ РЫНКА СИСТЕМ ДИСТАНЦИОННОГО БАНКОВСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

АНАЛИЗ РЫНКА СИСТЕМ ДИСТАНЦИОННОГО БАНКОВСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Сакаро Г.А. 1, Лежнин С.А. 1
1СПбНИУ ИТМО
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В наше век время играет для человека очень большую роль. Клиенты банков не хотят тратить время на личное посещение отдела банка, выстаивать в очередях для получения той или иной услуги, в связи с этим для удобства клиентов банки предлагают системы дистанционного банковского обслуживания. В данной статье будут рассмотрены виды дистанционного банковского обслуживания (ДБО) и произведен анализ рынка систем ДБО.

Технологии ДБО можно классифицировать по типам информационных систем (программно-аппаратных средств), используемых для осуществления банковских операций:

Системы «Клиент-Банк» (PC-banking, remotebanking, directbanking, homebanking) - системы, доступ к которым осуществляется через персональный компьютер. Банк при этом предоставляет клиенту техническую и методическую поддержку при установке системы, начальное обучение персонала клиента, обновление программного обеспечения и сопровождение клиента в процессе дальнейшей работы. Системы «Клиент-Банк» обеспечивают полноценное расчетное и депозитарное обслуживание и ведение рублёвых и валютных счетов с удалённого рабочего места. Системы «Клиент-Банк» позволяют создавать и отправлять в банк платёжные документы любых типов, а также получать из банка выписки по счетам (информацию о движениях на счёте). В целях безопасности в системах «Клиент-Банк» используются различные системы шифрования. Использование систем «Клиент-Банк» для обслуживания юридических лиц до сих пор является одной из наиболее популярных технологий ДБО в России. Системы «Клиент-Банк» принципиально подразделяются на 2 типа (толстый клиент и тонкий клиент):

Банк-Клиент (толстый клиент) - классический тип системы Банк-Клиент. На рабочей станции пользователя устанавливается отдельная программа-клиент. Программа-клиент хранит на компьютере все свои данные, как правило, это платёжные документы и выписки по счетам. Программа-клиент может соединяться с банком по различным каналам связи. Наиболее часто для соединения с банком используется прямое соединение через модем или передача данных через сеть Интернет.

Интернет-Клиент (тонкий клиент) – где пользователь входит в систему через Интернет браузер. Система Интернет-Клиент размещается на веб-сервере банка. Все данные пользователя (платёжные документы и выписки по счетам) доступны на веб-сайте банка. По технологии Интернет-Клиент строятся также системы для мобильных устройств (мобильный сайт банка) - PDA, смартфоны (Мобильный банкинг (mobile-banking). На основе Интернет-Клиент могут предоставляться информационные сервисы с ограниченным набором функций (Например: выписка On-Line).

Системы «Телефон-Банк» - как правило, системы Телефон-Банк имеют ограниченный набор функций по сравнению с системами «Клиент-Банк»:

  • информация об остатках на счетах;

  • информация о суммах поступлений в пользу клиента;

  • ввод заявок на предоставление факсимильной копии выписки по счету;

  • ввод заявок о проведении платежей, заказ наличности;

  • ввод заявок на передачу факсимильной копии платежного поручения;

  • ввод заявки на исполнение подготовленного по шаблону поручения на перевод средств;

Передача информации от клиента в банк может производиться различными способами в зависимости от реализации системы:

  • Общение клиента с оператором телефонного обслуживания (Call Center).

  • С использованием кнопочного телефона (Touch Tone Telephone) и голосового меню (средств компьютеризованной телефонной связи (технологии IVR (Interactive Voice Response)), Speech to Text, Text to Speech).

  • Посредством передачи SMS сообщений (SMS-banking)

  • Обслуживание с использованием банкоматов (ATM-banking) и устройств банковского самообслуживания

Технологии ДБО с использованием устройств банковского самообслуживания являются одними из наиболее популярных в мире и в России. Можно выделить несколько видов ДБО по типу используемых устройств:

  • ДБО с использованием банкоматов (ATM-banking) - основаны на программном обеспечении, установленном на банкоматах банка. См. также Банковская карта

  • ДБО с использованием платежных терминалов;

  • ДБО с использованием информационных киосков.

Основываясь на результатах исследования информационного портала CNews Analytics, в ходе которого было рассмотрено 100 крупнейших банков России (Топ 100) по активам согласно данным ЦБ РФ на 01.01.2014г, нами будет произведен обзор доли рынка ДБО юридических и физических лиц по разработчикам. В процессе работы мы не только расскажем о самых популярных системах обслуживания и лидерах по их разработке, но и о том, как банки реализуют дополнительные серверы в системах ДБО, борются с мошенничеством при обслуживании удаленных клиентов и много другое.

Уровень проникновения систем ДБО юридических лиц по разработчикам.

Системы дистанционного банковского обслуживания юридических лиц внедрены в 95% банков. Их используют в среднем 72% корпоративных клиентов крупнейших российских банков. 90% банков предлагают своим клиентам систему типа «интернет-банк», 76% – «банк-клиент», 31% – систему централизованного управления корпоративными финансами холдинга и 9% – систему «мобильный банк».

Среди банков по уровню проникновения на рынке систем ДБО юридических лиц лидирующие позиции занимает компания BSS, как суммарно по всем системам – 37,9%, так и по каждому виду систем ДБО в отдельности. На втором месте компания «Бифит» – 10%, на третьем – системы собственной разработки – 7,3%.

Рис.1 – Уровень проникновения систем ДБО юридических лиц по разработчикам.

Проанализировав динамику структуры рынка систем ДБО за период с 2007 по 2014 год, можно придти к следующим выводам:

  • На рынке систем ДБО юридических лиц с 2007-2014гг. абсолютным лидером является компания BSS. Ее доля увеличилась с 36,9% в 2007 году до 57,7% в 2014 году;

  • Второе место занимает компания «Бифит». В указанный период ее доля выросла с 13,1% до 15,2%;

  • На третьем месте находятся собственные разработки, но как видно из диаграммы их доля снижается год от года (с 17.5% до 11%)

Рис.2 – Диаграмма динамики структуры рынка ДБО юридических лиц.

Информация о том, какие системы дистанционного банковского обслуживания являются лидерами рынка, подтверждается таблицей «Количество/доли установленных приложений в банках для трех видов ДБО юридических лиц». Из которой следует, что компания разработчик BSS имеет наибольшую долю установленных приложений по всем видам ДБО. Следом за ней идет компания «Бифит» и собственные разработки с долей по компании 15,2% и 11% соответственно. Но стоит отметить, что собственные разработки по такому виду систем, как «Банк-клиент» имеет небольшой перевес относительно разработчика «Бифит».

Рис.3 – Количество/доли установленных приложений в банках для трех видов ДБО юридических лиц.

Уровень проникновения систем ДБО физических лиц по разработчикам.

Системы ДБО физических лиц используются в 87% банков. Наиболее популярна система «интернет-банк», которую используют 86% банков. Систему «мобильный банк» используют 63% банков.

По сравнению с юридическими лицами, физические лица используют системы ДБО в меньшей степени – их пользователями являются в среднем 24% частных клиентов крупнейших российских банков.

Среди разработчиков системы «интернет-банк» для физических лиц в по уровню проникновения лидирует компания BSS с показателем 28%, что немного больше, чем в 2013 г. (27%). На втором месте собственная разработка банков (21%), уровень проникновения которой остается стабильным с 2012 г. На третьем месте компания «Бифит» – 7,5%.

Первое место по уровню проникновения системы «мобильный банк» в сегменте также принадлежит компании BSS (21%), этот показатель не изменился по сравнению с 2013 г. На втором месте собственная разработка банков (12%), уровень проникновения которой за последний год снизился на 3%. На третьем месте компания ЦФТ (4%).

Рис.4 – Уровень проникновения систем ДБО физических лиц по разработчикам.

Анализ динамики ринка систем дистанционного банковского обслуживания за 2009 -2014гг., помогает сделать следующие выводы:

  • На протяжении определяемого периода лидерство сохраняет компания BSS. Ее доля увеличилась с 27,6% в 2009 г. до 32,9% в 2014 г.;

  • Второе место по результатам 2014 года принадлежит системам собственной разработки. В указанный период доля таких решений постоянно снижалась с 35,8% до 22,1%;

  • На третьем месте по итогам 2014 года компания Compass Plus, чья доля на протяжении вышеуказанного периода менялась незначительна от 7,5% до 6%.

Рис.5 – Динамики структуры рынка систем ДБО физических лиц по разработчикам.

Системы «мобильный банк» и информирование клиентов.

Наиболее популярными платформами для разработки систем «мобильный банк» для физических лиц являются iOS и Android – они стали основой для создания 83,6% подобных приложений. 32,8% клиентов могут воспользоваться Java-приложением, а 29,5% – скачать приложение на Windows Phone.

Для информирования клиентов об операциях банки используют SMS-сервисы (92%), электронную почту (34,5%), а также другие возможности, такие как личный кабинет, push-сервисы, телефон-банк, онлайн-выписки (19,5%).

Реализация дополнительных серверов в системах ДБО физических и юридических лиц.

В 81% банков реализованы дополнительные, в том числе облачные, сервисы для физических и юридических лиц – пользователей систем ДБО.

Для физических лиц в 92,6% случаев – это возможность осуществлять коммерческие платежи (связь, ЖКХ, товары и услуги), в 48,1% – получить доступ к государственным и муниципальным услугам (сервисы ГИС ГМП, информация и оплата налогов, задолженностей и штрафов), в 17,3% – воспользоваться системой управления личными финансами, а в 13,6% – оплачивать в ДБО выставленные счета. Уровень предоставления дополнительных сервисов значительно вырос за год.

Корпоративные клиенты могут вести электронный документооборот с использованием электронной подписи (56,8%), получить доступ к государственным и муниципальным услугам (сервисы ГИС ГМП, информация и оплата налогов, задолженностей и штрафов) (32,1%), сдавать отчеты в ФНС России, ПФР, Росстат (13,6%), использовать облачную электронную бухгалтерию (9,9%). По сравнению с 2013 годом уровень предоставления дополнительных сервисов корпоративным клиентам вырос более чем в 2 раза.

Борьба с мошенничеством при удаленном обслуживании клиентов.

72% опрошенных в ходе исследования российских банков заявили, что используют в целях противодействия мошенничеству Antifraud-системы. В 61,1% из них установлены промышленные решения, 54,2% используют Antifraud-системы собственной разработки, 44,4% – решения в рамках АБС.

Наиболее популярными промышленными системами противодействия мошенничеству являются решения компании BSS – они внедрены в 25% банков, использующих подобные решения. На втором месте решения компании RSA (10,2%), на третьем – компании «Бифит» (9,1%). 43,2% используемых промышленных Antifraud-систем остались неизвестны, так как банки отказались назвать их разработчика.

Основные результаты исследования свидетельствуют о стабилизации ситуации на рынке ДБО – уровень проникновения ДБО и доли основных игроков почти не меняются. При этом очевиден

качественный рост дистанционного банковского обслуживания и для юридических, и для физических лиц.

Основные тенденции:

  • растет число мобильных приложений для разных мобильных платформ, появляются мобильные решения для юридических лиц;

  • более чем в 2 раза, по сравнению с 2013 годом, выросло предложение дополнительных сервисов в рамках ДБО для юридических лиц (электронный документооборот, электронная бухгалтерия, доступ к государственным и муниципальным услугам, сдача отчетности в ФНС России, ПФР, Росстат);

  • растет и расширяется предложение дополнительных сервисов в рамках ДБО для физических лиц;

  • большинство (72%) банков используют в целях противодействия мошенничеству Antifraud-системы.

Просмотров работы: 6995