ИССЛЕДОВАНИЕ ОРИЕНТАЦИОННЫХ УСТАНОВОК СТУДЕНТОВ, БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ НА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ И СТИЛЬ ЖИЗНИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИССЛЕДОВАНИЕ ОРИЕНТАЦИОННЫХ УСТАНОВОК СТУДЕНТОВ, БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ НА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ И СТИЛЬ ЖИЗНИ

Сухоносова К.А. 1
1Ставропольский государственный педагогический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Несмотря на усиление внимания государства к проблеме сохранения здоровья, современная социально-экономическая ситуация в России, в условиях перехода к рыночной экономике и стиль жизни приводит к массовой алкоголизации, наркотизации, росту заболеваемости СПИДом и другим катастрофическим изменениям в состоянии здоровья молодежи. В этой связи становится понятным что выживание, а тем более устойчивое развитие российского общества, вряд ли, возможно в условиях современного сознания нашего молодого поколения с его низкой готовностью к здоровому образу жизни. Актуальность педагогической ориентации молодежи на здоровый образ жизни не вызывает сомнений, так как и в школах, и вузах проводимые традиционные подходы к ориентации личности на здоровый образ жизни не дают желаемого результата[5]. Достаточно  обратиться к показателям состояния здоровья подрастающего поколения. По данным Минсоцразвития России, показатели здоровья школьников в настоящее время неутешительные. Общая заболеваемость детей в возрасте до 14 лет за последние пять лет возросла на 16%, юношей и девушек в возрасте 15-18 лет - на 18%, лишь 10% выпускников общеобразовательных учреждений России могут быть отнесены к категории здоровых" [6].

Важной проблемой стало стиль жизни и  здоровье не только учащихся и студентов современной средней и высшей школы, но и стиль жизни, и здоровье педагогов - носителей культуры для обучающихся.  В такой ситуации проблема педагогической ориентации  студентов - будущих педагогов на здоровый образ жизни  и их ориентационные установки становится главной в реализации здоровьесберегающих принципов в учебно-воспитательном процессе. Причин неблагополучия в здоровье человека много, но основная причина в неправильном образе жизни. Способствовать сохранению здоровья должен определенный образ жизни, формирование потребности в его соблюдении, воспитание у молодежи правильной системы ценностных ориентаций. Студенческий возраст наиболее значим в плане профилактических воздействий, так как именно в этом возрасте еще возможен отказ от вредных привычек - основы будущих заболеваний, и именно в этом возрасте заканчивает формироваться ценностная структура личности, которая может быть основой процессов саморазвития и самооздоровления личности будущего педагога.[4]

В качестве основных факторов, обуславливающих феномен ориентации личности на здоровый образ жизни, признаны, прежде всего, ценности и потребности общества. Здоровье как ценность и потребность в  правильном образе жизни находятся на первых местах в общей структуре ценностной ориентации личности. Только в этом случае мы можем ожидать от молодежи правильного поведения и сохранения здоровья нации в настоящем и будущем. Что касается воспитания, необходимо отметить, что человеку с молодого возраста должна быть привита культура и навыки  сохранения и укрепления здоровья. Это, прежде всего, обусловленный стилем мышления, поведения, ценностными установками правильный  образ жизни, ибо здоровье в большей степени зависит от образа жизни. При воспитании готовности к здоровому образу жизни у студентов необходимо обращать внимание на формирование потребности в здоровом образе жизни, а также на практическое вовлечение студента в деятельность по самооздоровлению [2, 4-8].

Критерии готовности студента к здоровому образу жизни - это отличительные признаки готовности студента вести здоровый образ жизни. Выделено пять основных критериев готовности личности вести здоровый образ жизни.

1.Наличие у студента осознанной цели вести здоровый образ жизни.

2.Позиция «взрослого» у студента по отношению к своему здоровью.

3.Желание студента самосовершенствоваться.

4.Интерес студента к валеологической информации

5.Выраженность деятельности по самооздоровлению у студента, о чем можно судить по соблюдению им здорового образа жизни.[7]

Уровни ориентации студентов на здоровый образ жизни отражают достигнутые студентами уровни культуры самосохранения здоровья, а также степень соблюдения ими здорового образа жизни

  Структурными компонентами готовности личности к здоровому образу жизни являются высокая валеологическая культура и здоровый образ жизни. Готовность студента к здоровому образу жизни - это результат процесса его педагогической ориентации на здоровый образ жизни.[3, 22-25]

Валеологическая культура студента - это уровень культуры самосохранения его здоровья. Её определяют отношение к собственному здоровью, уровень духовности, развитие волевых качеств, валеологических умений и  способностей. Последнее требует, прежде всего, знаний основ валеологии, как науки о здоровье человека, его резервах и путях его сохранения и укрепления. Важное место в комплексном подходе к здоровью занимают факторы здорового образа жизни.

Наше  исследование  было  направлено на выявление уровня ориентации студентов на здоровый образ жизни. С этой целью мы, прежде всего,  попросили студентов ответить на вопрос: «Какие факторы здорового образа жизни вы знаете?» В опросе принимали участие 148 студентов Ставропольского государственного педагогического института в возрасте 18-19 лет.

Результаты ответов о знании основных факторов здорового образа жизни были следующими: 

затруднились ответить - 22 %, знают один фактор - 44%, знают 2, 3 фактора - 29% и знают 4, 5 факторов - 5% из числа опрошенных.

На вопрос какую долю, по данным Всемирной организации здравоохранения, составляет образ жизни, с точки зрения сохранения здоровья результаты были следующими:

 

 20% респондентов ответили верно, завысили долю этого фактора 58%. В то же время 18% студентов  значительно занизили реальный показатель и 4%  респондентов затруднились ответить.

Анализ полученной  информации в ходе первого этапа исследования ориентации студентов на здоровый образ жизни свидетельствует о том, что имеющиеся у студентов знания не достаточны для их использования в повседневной жизнедеятельности. С педагогической точки зрения студентам не хватает поисково-познавательной активности для их пополнения и расширения. Решению данной задачи служит наука валеология- наука о формировании, сохранении, улучшении и коррекции здоровья индивидуума [1, 398].

 

Литература:

1.     Агаджанян  Н.А., Смирнов В.М. Нормальная физиология: Учебник для студентов медицинских вузов. - М.:МИА, 2009.

2.     Виноградов, П.А. Актуальные проблемы развития физической культуры и формирования здорового образа жизни населения России / П. А. Виноградов // Физическая культура - основа здорового образа жизни: материалы Всерос. науч. - практ.конф. - М.,1995.

3.     Виноградов, П.А. Отношение старшеклассников школ нового типа к физической культуре /П. А. Виноградов, Ю. В. Окуньков, В. И. Лащенский // Теория и практика физической культуры. - 1994. - №7. С. 22 - 25.

4.     Казин, Э. М. Основы индивидуального здоровья человека / Э.М. Казин, Н. Г. Блинова, Н. А. Литвинова. - М.: Владос, 2000.

5.     Магомедов Р.Р., Бгуашев А.Б. Формирование антропологических знаний в области физической культуры у студентов, будущих педагогов: Учебное пособие. - Изд. 2-е, доп. - Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2011. - 300 с.

6.     http://www.edu.ru/index.php?page_id

7.     http://old.kpfu.ru/infres/nikolaev/2001/gl2_4.htm

 

 

Просмотров работы: 1055