Необходимость общения с другими людьми возникает у человека с самого раннего возраста. Благодаря общению человек получает новую информацию, делится опытом и впечатлениями о каких-либо событиях. Проанализировав полученную информацию, он планирует свою деятельность.
Качество передаваемой информацией характеризуется тем, насколько богат словарный запас человека, насколько точно он подбирает слова в процессе общения. И, конечно, несомненным условием успешного и эффективного общения является коммуникативный опыт. Поэтому важно с раннего детства начать формирование коммуникативной стороны ребенка. Младший школьный возраст – это тот период, который является благоприятным для формирования коммуникативного компонента УУД. Основная задача начального образования – это создание благоприятных условий, в которых будут формироваться коммуникативные универсальные учебные действия.
Через целенаправленное общение и совместную выполнение какого-либо задания создаются условия для формирования у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий при изучении предложения. Общение – это обязательная часть любого урока, а значит, формирование коммуникативных умений и навыков учащихся приведет к повышению качества учебно-воспитательного процесса. Овладение ребенком коммуникативными УУД формирует и развивает умения взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира, информацией, которую несет современный мир. Ученик, доведя коммуникативное умение до навыка, научится отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, выполнять разные социальные роли в группе и коллективе. Коммуникативный навык является залогом благополучия и успешности будущей жизни.
Коммуникативное развитие — формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнёров в общении и совместной деятельности, умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющим осуществлять свободное общение на русском, родном и иностранных языках. [1, с. 7]
Формы работы, направленные на формирование коммуникативных учебных действий несколько, а на уроках русского языка при изучении новой темы: «Предложение» можно выделить два взаимосвязанных направления развития коммуникативных универсальных учебных действий: это развитие устной научной речи и развитие комплекса умений, на которых базируется грамотное эффективное взаимодействие. [2]
К первому направлению можно отнести все задания, с проговариванием вслух при изучении новой темы «Предложение».
Второму направление формирования коммуникативных универсальных учебных действий включает в себя систему заданий, целью которых является организация взаимодействия учащихся в парах или группах.
Групповая работа обладает следующими положительными моментами:
возрастает осознание и понимание нового материала, при этом увеличивается и его объем;
при совместной деятельности быстрее происходит формирование знаний, умений и навыков, чем при фронтальном обучении;
у учащихся повышается познавательная активность, вырабатывается самостоятельность учащихся;
класс становиться более сплоченным;
в ребенке развиваются такие социально важные навыки, как : ответственность, внимательность, отзывчивость и так далее;
ребенок начинает осознавать свою потребность в общении с окружающими;
усваивает правила и нормы общения с окружающими людьми;
формируется умение решать конфликтные ситуации, умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение работать в группе. [2]
Работа в парах или группах способствует общению учащегося со своим сверстником, в ходе которого он должен не только извлечь много полезной информации, но и научиться эффективно сотрудничать с одноклассниками, не бояться высказывать свою точку зрения, принимать чужое мнение. Такие виды работ у тревожных и стеснительных детей вызывает осознание поддержки других детей. Чувство защищенности возникает у робких и тревожных детей при участии в групповой работе или в парах.
Учителю необходимо оговаривать перед каждым совместном выполнением заданий правила эффективного взаимодействия
– внимательно слушай своего собеседника;
– учитывай мнение своего собеседника;
– проявляй уважение к чужому мнению, даже если оно ошибочное, тактично поясняй свое мнение, не перебивай.
– При возникновении затруднении обращаемся за помощью к своему товарищу, и наоборот, помогаю своему однокласснику, когда ему это необходимо;
– ответ, который будет включать мнения и одобрение всех членов группы будет являться результатом общей работы группы или пары.
– не забывай, что вместе вы сила;
– вырази благодарность своему товарищу по работе.
Учитель вместе с детьми анализирует полученные результаты, причины возможных неудач и на основе этого составляет эти правила работы в группе, чтобы следующая работа была выполнена максимально быстро и эффективно. Затем эти правила можно закрепить в памятку, которую дети будут повторять каждый раз перед подобной работой. [4]
На уроках русского языка при изучении предложения, можно использовать следующие задания, нацеленные на развитие коммуникативных учебных действий. Например:
Составь предложение по картинке и запиши. Составь предложение со словом, например, Родина.
«Поработай над своей устной и письменной научной речью. Подготовь связный рассказ на тему: «Что я знаю о предложении». Построить свой рассказ тебе поможет план. Помни, каждую свою мысль нужно подтвердить примером».
Объясни смысл пословицы: «Родная земля и в горсти мила».
Составь предложение из набора слов: лес, зимний, школьники, пришли, в.
Замени слова в предложении, сохранив его смысл: Звери быстро двигались. (Животные активно ходили).
Взаимоконтроль, взаимопроверка и взаимоопрос.
Учащиеся могут:
– проверить друг у друга выполнение устного или письменного задания;
– задать друг другу или всему классу вопросы по теме «Предложение» или по прочитанному тексту;
– проанализировать работу своего одноклассника;
– оценить работу товарища по заданным критериям.
7. Взаимообучение, взаимопомощь, совместное выполнение заданий.
Выполнять задание, комментируя свои действия соседу по парте; раскрывать содержание задания какого-либо упражнения; объяснить друг другу понятие слова «предложение»; помочь своему однокласснику; продиктовать друг другу заданный материал (предложение); совместно выполнить практическое задание.
Весь новый материал подается в виде проблемной задачи, например, поврежденное послание, которое состоит из одного предложения. Дети должны правильно расставить слова в предложении, восстановив его смысл. Затем в ходе урока, учитель должен так выстроить деятельность детей, чтобы в процессе урока дети сами пришли к выводу, что такое предложение и в чем его особенность. Вся эта работа сопровождается непрерывным общением детей с учителем, с одноклассниками. На уроках материал должен присутствовать разнообразный, интересный: например, работа с моделями, со словарем при составлении предложений, или при вставке пропущенных слов в предложении, кроссворды, выбор правильного варианта написания и другие.
8.Составь схему предложения.
Горные вершины
Спят во тьме ночной.
М. Лермонтов
9.Выполни полный синтаксический разбор предложения.
А вьюга с рёвом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится всё сильней.
С. Есенин
10.Озаглавь текст и составь его план.
Скучно Егорке целый день в избе. Поглядит в окошко, а там бело кругом. Замело лесникову избушку снегом, белым стоит лес.
Знает Егорка одну полянку в лесу. Там всегда много следов. А вчера он видел на поляне ещё один след, с лисий будет, а когтищи прямые, длинные. Вот бы самому выследить такого зверя.
Загорелось Егорке – сейчас в лес бежать! Вот его уже нет в избе, стал на лыжи – и в лес.
По В. Бианки
11.Подчеркни слова, связывающие предложения в тексте.
Завтрак во́рона.
Недавно к нашей кормушке прилетел ворон. Он схватил сухую корку. Птица уселась на дерево и стала орудовать клювом. Корка была твёрдой. Мудрая птица устремилась к речке и окунула гостинец в воду. Хлеб размяк, и ворон стал завтракать.
Г. С. Щёголева
12.Определи тип текста.
Особенно красив и печален русский лес осенью. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна раскрашенных клёнов, осин. Медленно кружась в воздухе, падают с берёз пожелтевшие листья. Что-то грустное, прощальное слышится и видится в осеннем лесу. Прозрачен и чист осенью воздух. Прозрачна вода в лесных ручьях. Ещё цветут поздние осенние цветы.
М. Пришвин
Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин. Если в начальной школе у детей коммуникативные универсальные учебные действия будут сформированы в полной мере, то им легко учиться в дальнейшем, он будет способен взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информацией, отыскивать, анализировать и передавать информацию. Также ребенок со сформированными коммуникативными умениями и навыками легче адаптируется в современном обществе, успешно выполняет разные социальные роли в группе и коллективе.
1. Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли" / Асмолов А. Г. – М.: "Просвещение" - 2011. – 159 с.
2. Карамова, Л. А. Формирование коммуникативных учебных действий на уроках родного языка / [Электронный ресурс] http://www.prodlenka.org/nachalnaia-shkola/formirovanie-kommunikativnykh-universalnykh-uchebnykh-deistvii-na-urokakh-rodnogo-iazyka.
3. Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Стандарты второго поколения // М.: «Просвещение». - 2009.
4. Степанова, Т. Ю. Групповая работа как средство формирования коммуникативных УУД / Т. Ю. Степанова // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. – 2013. – 17 декабря. URL статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2013/12/17/gruppovaya-rabota-kak-sredstvo-formirovaniya
5. Балашова, А.И. К вопросу о развитии универсальных учебных действий / А.И. Балашова, Н.А. Ермолова, А.Ф. Потылицына // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2009. – № 5. – С. 69-73.