Для начала стоит рассмотреть, что же такое контейнерные перевозки? Это такие перевозки, при которых транспортировка груза осуществляется при помощи съёмных транспортных приспособлений - контейнеров. Контейнерные перевозки относятся к мультимодальным перевозкам и осуществляются с помощью целого ряда разнообразных контейнеров: танк-контейнеров, контейнеров-рефрижераторов, контейнеров весом 5 тонн, контейнеров длиной 20 или 40 футов.
Мультимодальные или комбинированные перевозки, представляют собой доставку грузов с использованием нескольких видов транспорта. Такие перевозки являются примером активного сочетания возможностей морского, железнодорожного, автомобильного транспорта, при этом груз не требует дополнительной перетарки.
Можно привести пример: в порту контейнер перегружают на специальную площадку, и транспортировка осуществляется уже по железной дороге. С железнодорожной станции доставка контейнера до склада получателя производится уже с помощью автотранспорта.
Для России преимущества мультимодальных перевозок очевидны. Так как доставка грузов вглубь России, Уральский регион и Сибирь одним видом транспорта, как правило, невозможна.
Контейнеры для перевозки грузов выгодно использовать по целому ряду причин:
хорошо сохраняется груз;
нет необходимости перегружать товар при смене вида транспорта;
товар будет один раз загружен в контейнер у отправителя и выгружен у получателя на складе;
требуется меньше затрат на тару для товара;
ускоряются темпы погрузочно-разгрузочных работ и, как следствие, уменьшаются сроки доставки грузов;
упрощается процесс доставки грузов на склад получателя;
упрощается и унифицируется транспортная документация и экспедиторские операции.
Главный недостаток контейнеров - необходимость их возврата. Имеется в виду возврат пустых контейнеров, которые не удалось занять обратным грузом. В среднем на эти возвраты приходится 15% от общего количества используемых контейнеров. Как следствие - дополнительные расходы. Но минусы с лихвой перекрываются выгодами, что и обусловило активное развитие контейнеризации.
Идя в ногу со временем, фирмы используют интернет ресурсы, с помощью которых удобными способами можно управлять процессом доставки грузов, оформлять заказы на веб-сайтах транспортных компаний в режиме реального времени.
Заметную роль играет транспортная система контейнерных перевозок в экономике самарской области. Самара – крупный экономический и транспортный центр России с развитым машиностроением и металлообработкой, авиационной, космической, пищевой промышленностью. Через город проходят транспортные магистрали, связывающие Центральную и Западную Европу с Сибирью, Казахстаном, Средней Азией (в частности федеральные автотрассы М5 и А300). В Самарской области находится международный аэропорт Курумоч, расположенный в 50 км от г. Самара.
Самарский рынок грузоперевозок имеет существенное значение для таких крупных перевозчиков как «Деловые линии», «Транспортная Экспедиционная Компания Поволжье», «СпецЭнергоТрансСервис».
В этих компаниях процесс организации контейнерных перевозок почти одинаков и включает ряд последовательных этапов. На основании заявки менеджер подразделения контейнерных перевозок выставляет счёт, после оплаты которого осуществляется подача контейнера отправителю. Далее выполняется погрузка и крепление груза в контейнере в соответствии с правилами размещения. Контейнер в присутствии отправителя пломбируется с оформлением документов и установкой пломбы организации перевозчика. Опломбированный контейнер доставляется на станцию для погрузки на железнодорожный транспорт. Как правило, контейнер отправляется со станции в течение двух-трёх дней. После передачи контейнера РЖД можно получать информацию о местонахождении груза и ориентировочном сроке прибытия от менеджеров, они же оповещают о прибытии груза на станцию назначения.
Так же возможна перевозка грузов в контейнерах между городами автотранспортом с помощью грузовых машин и автопоездов по федеральным трассам и межрегиональным дорогам. Кроме того используется переправа контейнеров по рекам при помощи грузовых судов.
В 2012 году ужесточение конкуренции во многих сегментах российского бизнеса повлияло и на логистическую отрасль и контейнерные перевозки. В частности, некоторые логистические компании начали оптимизировать звенья цепи доставки, переориентируясь с транспортных монополий на небольшие компании.
Реалии таковы, что транспортные монополии (в основном это дочерние компании ОАО «РЖД») во многих вопросах нерасторопны, а небольшие транспортные компании зачастую более эффективны на отдельных маршрутах. Подобные организации специализируются на использовании прямых ускоренных контейнерных поездов. Таким образом, груз можно доставлять без простоев, при этом в некоторых ситуациях даже дешевле. Как считают специалисты группы транспортных компаний «Восток», в долгосрочной перспективе выгоднее формировать партнерские отношения с небольшими операторами подвижного состава, то есть осуществлять переход от экспедирования в сложную логистику и контейнерные перевозки.[1]
За счет переориентации на небольшие транспортные компании логистика значительно расширяет свои возможности, особенно, в направлении мультимодальных перевозок. Небольшие транспортные компании более эффективно работают на некоторых маршрутах в плане стоимости, сроков грузоперевозки, соответственно, все эти преимущества получают клиенты. Самарские власти намерены создать в регионе крупную перевалочную базу с использованием речного потенциала Волги. Правительство области разрабатывает проект транспортно-консолидирующего центра по обработке грузов и контейнеров стоимостью 7,5 млрд руб., в котором будут задействованы речные порты Сызрани и Тольятти. Центр будет представлять собой сеть логистических складов и терминалов, расположенных в Самарском регионе, способную обслуживать около 750 000 контейнеров в год (примерно 22,5 млн т). Кроме контейнеров предполагается и обслуживание сыпучих грузов.[2]
Проектом предусмотрено строительство пяти объектов:
логистического терминала на базе речного порта Сызрань (перераспределение грузов в направлении южных портов России и Украины, в Казахстан, Китай и на «Транссиб»);
логистического терминала на базе Тольяттинского речного порта, обслуживающего грузопоток в Самарскую область и Поволжье;
двух контейнерных терминалов под Самарой с целью вывода грузовой работы за пределы города;
информационно-аналитического центра.
База Сызранского речного порта (филиал Самарского порта) очень подходит для данного проекта, так как порт расположен на удобной развязке, где есть возможность эффективно использовать не только водный, но и железнодорожный и автотранспорт. В Сызрани более удобные по сравнению с Самарой подъездные пути и меньший поток машин. Но для того чтобы Сызранский речной порт мог принимать суда класса «река — море», необходима расчистка и расширение русла.
Для железнодорожных контейнерных перевозок используются крупнотоннажные (двадцати- и сорокафутовые) контейнеры. Этот вариант подходит для стройматериалов, сырья, химической продукции, электроники, текстиля, запчастей. Контейнерные грузоперевозки производятся с использованием универсальных контейнеров, собственные парки которых создаются транспортными компаниями самарской области.
Железнодорожные контейнерные перевозки предлагают очевидные перед остальными способами транспортировки преимущества:
быстрая погрузка и разгрузка больших объёмов товара;
надёжная защита груза от повреждений и экстремальных погодных условий;
экономичность и простота обслуживания.
Развитие контейнерных перевозок обеспечит дополнительный прирост экономике Самарской области, упрощая манипуляции с различными грузами и удешевляя конечную стоимость товара за счет уменьшения затрат на погрузо-разгрузочные работы и тару. Контейнеры являются перспективными, удобными и быстрыми средствами доставки грузов.
Список информационных источников :
http://www.logistics.ru/18/i1_4673.htm
http://vch.ru/cgi-bin/guide.cgi?table_code=42&action=show&id=3978