АНАЛИЗ СОЗДАНИЯ УСЛОВИЙ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ ( НА МАТЕРИАЛАХ «ОБЪЕДИНЕНИЕ «ДВОРЕЦ МОЛОДЕЖИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ») - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

АНАЛИЗ СОЗДАНИЯ УСЛОВИЙ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ ( НА МАТЕРИАЛАХ «ОБЪЕДИНЕНИЕ «ДВОРЕЦ МОЛОДЕЖИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ»)

Мокриенко В.С. 1, Воронина Л.И. 1
1ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одним из достижений российской системы образования является создание условий для выявления и развития одаренных детей, что обусловлено пониманием того, что одаренные дети – это будущая интеллектуальная, творческая элита страны. Для выявления и развития одаренных детей необходимо создавать условия, в которых каждый одаренный ребенок может самоопределиться как личность, а также определить свое профессиональное будущее. Впервые в современной России вопросы образования, в том числе дополнительного, и развития одаренных детей нашли отражение в Концепции социально-экономического развития России до 2020 года [1].

По нашему мнению, в Концепции удачно сформулированы основные задачи и формы работы с одаренными детьми. Одна из важнейших задач – это кадровое обеспечение работы с такими детьми. Для реализации этой задачи планируется привлечение ведущих университетов к повышению квалификации учителей, способных выявить и развить талант ребенка. Несомненно, актуальна и такая задача как оценка качества школьного образования, в том числе общественная.

Следующая задача, которая закономерно обозначена в Концепции, – это развитие системы образования школьников, в том числе дополнительного. В советский период сформировались хорошие традиции по работе с талантливыми детьми – воспитанниками в домах и дворцах пионеров (затем преобразованных в дворцы творчества). Среди воспитанников этих учреждений было много дошкольников. Соответственно, в СССР был накоплен богатый педагогический опыт работы с детьми дошкольного и школьного возраста. С дошкольниками в основном занимались по художественно-эстетическому и спортивному направлениям.

В настоящее время пришло осмысление в необходимости системного развития детей дошкольного возраста по различным направлениям. Именно поэтому в Концепции нашла отражение такая задача как расширение форм предоставления услуг, направленных на раннее развитие детей дошкольного возраста. Также позитивно нами оценивается постановка такой задачи как организация консультаций для родителей, имеющих одаренных детей.

Создание условий для эффективного сопровождения одаренных детей на всех этапах получения образования – это, по нашему мнению, еще одна из положительных характеристик Концепции. К таковым условиям можно отнести развитие сети интернатов для талантливой молодежи, проведение летних научных лагерей и школ, развитие системы конкурсов и олимпиад с использованием возможностей ведущих вузов и научных организаций страны. Наличие такой Концепции создает условия для организации соответствующей работы в каждом субъекте Российской Федерации. Как правило, организационная и координационная функции возлагаются на исполнительные органы государственной власти в сфере образования [2]. В некоторых субъектах помимо исполнительных органов государственной власти в сфере образования есть также иные субъекты – участники развития системы по выявлению и развитию одаренных детей. Например, в Свердловской области функционирует государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дворец молодежи». Основная цель работы этого учреждения - это реализация государственной политики в сфере развития дополнительного образования [3]. В структуре этого учреждения создан Центр по работе с одаренными детьми.

Анализ деятельности этого Центра позволяет сделать вывод о том, что его руководители и специалисты действуют в соответствии с задачами, которые нашли отражение в Концепции. Работа с одаренными детьми осуществляется системно, в соответствии со среднесрочным планом мероприятий на 2014-2018 годы. Направления работы с одаренными детьми – это интеллектуальное и научно-техническое творчество. Важнейшим в деятельности Центра является ресурсное обеспечение мероприятий.

Например, для проведения олимпиад, фестивалей и форумов разрабатывается нормативная правовая база (проекты постановлений Правительства Свердловской области, приказов министра общего и профессионального образования Свердловской области, положения об областных мероприятиях). Осуществляется финансовое и организационное обеспечение областных мероприятий, которых за год проводится около 350. Много внимания уделяется информационному обеспечению: освещение в СМИ интеллектуальных, творческих и спортивных мероприятий, размещение материалов на сайте Дворца молодежи. Огромным преимуществом является то, что данной объединение имеет огромное количество социальных партнеров. Объединение «Дворец молодежи» осуществляет управленческие функции (организационная, координационная, методическая), позволяющие поддерживать и развивать систему работы с одаренными детьми. Координация предполагает взаимодействие с Правительством Свердловской области, Министерством общего и профессионального образования, управлениями образования в администрациях органов местного самоуправления, школами, учреждениями дополнительного образования детей (дворцами и домами творчества, подростковыми клубами и т.д.). Одна из интересных форм координации – это комплекс мероприятий, проводимых Объединение «Дворец молодежи», целью которых является интеграция образовательной робототехники в общее образование с целью развития инновационного научно-технического творчества детей разного возраста. Именно благодаря координации у специалистов Объединения «Дворец молодежи» есть возможность для реализации комплекса мер, направленных на выявление и поддержку одаренных детей и молодежи не только на областном, но и муниципальном уровне. Среди таковых мер – это организация повышения квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми в муниципальных учреждениях. Но Объединение «Дворец молодежи» не только самостоятельно осуществляет дополнительное профессиональное образование педагогов. К его компетенции также относится обеспечение мер поддержки образовательных учреждений Свердловской области, реализующих инновационные программы, в том числе по работе с одаренными детьми и молодежью.

Благодаря осуществлению такой функции, как методическая, Объединение «Дворец молодежи» выпускает издания, в которых обобщается лучший опыт работы с одаренными детьми. Издания распространяются по всем учреждениям общего и дополнительного образования детей. Также все материалы выложены на сайте Дворца молодежи и представлены в форме каталога методических материалов, которых в общей сложности более 395. Конечно же, важнейшей является организационная функция, осуществляемая Объединением «Дворец молодежи»: это проведение интеллектуальных, творческих и спортивных мероприятий, подготовка и проведение сетевых олимпиад на базе систем дистанционного обучения, выездных профильных смен для одаренных детей, мероприятий по развитию технического творчества учащихся (робототехники).

Заслуживает внимания дифференцированный подход к организации мероприятий: по возрасту и социальному статусу. В области проводится эрудит-игра «Интеллектуальная радуга» для младших школьников – воспитанников государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. К процессам подготовки и проведения различных региональных и всероссийских конкурсных мероприятий (прежде всего, олимпиад школьников), благодаря специалистам Объединения «Дворец молодежи», привлекаются ведущие преподаватели уральских вузов.

Таким образом, реально создаются условия для выявления одаренных детей и молодежи по различным интеллектуальным направлениям: русскому и иностранным языкам (английскому, французскому, немецкому), литературе, математике, информатике, истории, географии, обществознанию.

Как элемент системы можно рассматривать такую форму мотивации одаренных детей как организация торжественных церемоний вручения премий, грантов победителям и призерам региональных и федеральных конкурсных мероприятий. Наряду с выявленными положительными характеристиками деятельности Объединения «Дворец молодежи», как одного из субъектов системы выявления и развития одаренных детей, по нашему мнению, есть нерешенные проблемы педагогического, психологического и организационного характера.

Чаще всего наличие таковых проблем связано с недостаточной компетентностью преподавателей в работе с одаренными детьми в условиях школы, а также с применением только традиционных форм [4].

Именно в общеобразовательных учреждениях (школах) дети и подростки проводят большую часть своего времени. Здесь дети получают или поддержку в признании своих способностей, или отсутствие таковой поддержки и признания. Если педагог некорректно высказывается в отношении ребенка или никаким образом не содействует проявлению таланта, он замыкается в себе и не проявляет интереса к какой - либо сфере. В конечном итоге несет потери не только отдельный человек, семья, но и в целом общество.

Для создания дополнительных условий, в которых могут быть выявлены и поддержаны одаренные дети, нами предлагается такая форма работы, как Школа одаренных. Суть этой формы работы состоит в следующем. В общеобразовательных школах могут быть введены дополнительные занятия, на которых одаренные дети рассказывали бы о своих успехах и достижениях, а также о планах по развитию своих способностей. При этом педагоги могут оказать содействие в разработке индивидуального плана развития способностей конкретного ребенка. Заметим, что такой подход сегодня есть во многих организациях в работе с лицами, включенными в кадровый резерв: наставник помогает разработать индивидуальный план. Резервист развивает свои компетенции в соответствии с этим планом и систематически отчитывается об его реализации. Такие работники, как правило, наиболее способные и результативные по сравнению с другими. Они чаще всего являются лидерами.

Аналогичная ситуация может быть в школе. Одаренные дети в конкретной интеллектуальной сфере могут проводить дополнительные занятия для своих сверстников. Педагогический эффект состоит в том, что обучая других, человек быстрее учится сам. Из многих одаренных детей могут получиться хорошие помощники учителей, прежде всего, для своих одноклассников.

Педагогическое и психологическое обоснование такой формы работы следующее: одаренные дети легко и быстро усваивают новый материал, знают гораздо больше, чем их сверстники; быстро запоминают услышанное или прочитанное; решают сложные, интеллектуальные задачи; оригинально мыслят и предлагают новые идеи. При этом занятия в Школе одаренных могут проходить в дистанционном режиме. Эта форма в дистанционном режиме особенно необходима для детей, имеющих ограниченные возможности. Часто такие дети имеют отдельные ограничения, но при этом у них ярко выражены способности в конкретной сфере.

Анализ биографий некоторых великих людей подтверждает наши выводы. Например, Людвиг ванн Бетховен, потеряв слух, создал шедевры музыкального искусства. Франклин Делано Рузвельт был парализованным, но реализовался как великий политик. Стивен Вильям Хокинг, лауреат Нобелевской премии, будучи практически полностью парализованным, остался великим ученым [5].

Анализ системы по работе с одаренными детьми в Свердловской области (на материалах «Объединения «Дворец молодежи») позволяют сделать следующие выводы. В настоящее время созданы определенные условия для выявления и развития одаренных детей, особенно на региональном уровне. В тоже время наименее созданы условия на уровне конкретной школы. При этом для создания условий требуются не только финансы, но и новые формы работы по выявлению одаренных детей, а также педагогическая смелость в освоении новых, нетрадиционных форм.

Список литературы

  1. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (с изменениями и дополнениями)» //Система ГАРАНТ, Электронный доступ: http://base.garant.ru/194365/#ixzz3M5seYY57. Дата обращения: 10.12.2014

  2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: текст с изм. и доп. на 2014 г. – Москва: Эксмо, 2014.- 144с.

  3. Официальный сайт Государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей Центр дополнительного образования для детей (ГОУ ДОД ЦДОД) "Дворец молодёжи" // Электронный доступ: http://www.dm-centre.ru. Дата обращения: 10.12.2014

  4. Андреева И.В. «Психология и педагогика»: Учебное пособие/М.: Эксмо, 2008.-224 с.

  5. Десять всемирно известных людей с ограниченными возможностями. 3 декабря 2013 // Режим доступа: http://dislife.ru/articles/view/27549. Дата обращения: 10.12.2014.

Просмотров работы: 1897