ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ

Могутова А.Е. 1
1ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий является важнейшим направлением жилищной политики России.

Как правило, молодые семьи не могут получить доступ на рынок жилья без бюджетной поддержки. Даже имея достаточный уровень дохода для получения ипотечного жилищного кредита, они не могут оплатить первоначальный взнос при получении кредита. Молодые семьи в основном являются приобретателями первого в своей жизни жилья, а значит, не имеют в собственности жилого помещения, которое можно было бы использовать в качестве обеспечения уплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа. К тому же, как правило, они еще не имеют возможности накопить на эти цели необходимые средства. Однако данная категория населения имеет хорошие перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации, и государственная помощь в предоставлении средств на уплату первоначального взноса при получении ипотечных жилищных кредитов или займов будет являться для них хорошим стимулом дальнейшего профессионального роста.

Поддержка молодых семей при решении жилищной проблемы станет основой стабильных условий жизни для этой наиболее активной части населения, повлияет на улучшение демографической ситуации в стране. Возможность решения жилищной проблемы, в том числе с привлечением средств ипотечного жилищного кредита или займа, создаст для молодежи стимул к повышению качества трудовой деятельности, уровня квалификации в целях роста заработной платы.

Решение жилищной проблемы молодых граждан России позволит сформировать экономически активный слой населения.

Объектом исследования данной работы является молодежь. Предметом исследования является молодая семья.

Семья выступает в качестве социального института, обеспечивая своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность условия для социализации детей, молодёжи, объединяя своих членов чувством любви, общности и давая возможность делить с другими трудности, и радости жизни.

Во все времена семья постоянно находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и учёных, начиная от древних философов и кончая современными реформаторами.

Существует различные определения семьи. Это такие, как:

В словаре русского языка С.И. Ожегова мы находим, что семья - это группа живущих вместе близких родственников.

По определению А.Г. Харчева семья, - это малая социальная группа общества, основанная на супружеском союзе и родственных связях (муж, жена, родители, дети и другие родственники), на современном ведении общего хозяйства и взаимной моральной ответственности.

Нас больше всего интересует определение семьи с юридической точки зрения:

Семья- группа лиц, имеющая между собой предусмотренные законом права и обязанности. Поскольку отношения между членами семьи регулируются нормами семейного права, они называются семейно-правовые и базируются на конституционных нормах. Такое определение мы находим в учебном пособии Т.С. Зубкова, Тимошина.

Молодая семья - это семья в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей без ограничения продолжительности брака), при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего возраста, а также неполные семьи с детьми, мать или отец которых не достигли 30-летнего возраста.

Молодая семья составляет значительную часть российских семей.

Целью данной работы является изучение жилищной проблемы, как одной из основных для молодых семей.

Основные задачи работы:

  • Изучение молодой семьи, как особого социального объекта;

  • Изучение программы «Обеспечение жильем молодых семей»;

  • Описание условий реализации данной программы;

  • Выявление потребности молодых семей в обеспечении их жильем;

  • Оценка эффективности работы программы в рамках определенного города.

ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ КАК ОСОБОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ 1.1 Понятие «молодая семья», специфика

В категории семей, нуждающихся в особой помощи, на первое место выдвигается молодая семья. Потребовалось немало усилий и времени, чтобы в современном обществе утвердился сам термин «молодая семья». Это не означает, что сформировался какой-то особый тип семьи. Ее проблемы входят составной частью в круг проблем современной семьи. Поэтому отношение к молодой семье определяется той социальной политикой, которая проводится в отношении института семьи в целом. Вместе с тем нельзя не учитывать особого значения и особой функции молодой семьи в жизни общества. Это необходимо видеть и понимать при определении ее инновационного потенциала, стиля жизни и деятельности. Проблемы молодой семьи необходимо рассматривать с позиции не только настоящего, но и будущего во всех сферах жизнедеятельности общества.

В разделе Закона «Основные направления государственной молодежной политики в РФ», опубликованном в «Российской газете» дано определение «молодой семьи»: «Молодая семья – это семья в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей – без ограничения продолжительности брака) при условии, что ни один из супругов не достиг 30-летнего возраста».

Оценка состояния современной российской молодой семьи со стороны научно-исследовательских и организационно-управленческих кругов, самочувствие молодой семьи и ее членов выдвигают в настоящее время на первый план проблемы бедности и малообеспеченности, экономических ограничений жизнедеятельности. Помощь в этой сфере занимает также львиную долю усилий в деятельности органов социальной защиты и учреждений социального обслуживания.

Ранний возраст вступления в брак, как правило, связан с материальной необеспеченностью молодоженов, отсутствием собственного жилья и в результате – с зависимостью от родителей. Появление ребенка в семье совпадает по времени с периодом учебы, профессионального самоопределения молодых мужей и жен. Это значит, что и в вопросах ухода за маленьким ребенком супруги рассчитывают на помощь старшего поколения.

Такие социальные инструменты, как прожиточный или физиологический минимум, выполняют свои важные функции, позволяя исследователям определять состояние бедности или малообеспеченности, а органам управления распределять ресурсы для поддержки соответствующих групп. Но все эти минимумы по определению относятся лишь к кратковременным отрезкам жизни молодой семьи, а также защищают даже не столько поддержание существования, сколько не слишком быструю поте­рю жизненных ресурсов. Понятие минимального потребительского бюджета должно было бы соответствовать границе между бедностью и обеспеченностью, но в наших условиях величина минимального потребительского бюджета просто недостижима для очень больших слоев населения.

Между тем, несмотря на свою принудительную актуальность, экономические проблемы для молодой семьи не являются единственными. В комплекс социального минимума должны входить не только экономические данные, душевой доход, уровень и качество питания, но и такие социальные показатели, как обеспеченность жильем, возможность доступа к системам здравоохранения и образования, информации и культуры.

Молодая семья как коллективный клиент социальной работы имеет сложную объектно-субъектную природу, потребляя помощь государственных, общественных и прочих социальных служб, занимаясь в то же время самодеятельностью по обеспечению собственного выживания, сохранения своих функциональных задач и структурных связей. В некоторых, пока не доминирующих случаях, собственный потенциал семьи достаточен для того, чтобы, используя внутренние ресурсы, улучшить свое экономическое положение, перейти из разряда получателей пособия в разряд финансово независимых самообеспечивающихся субъектов. Это перспективная линия развития, что объясняется не только бюджетными затруднениями государства и необходимостью отказаться от поддержки менее нуждающихся для концентрации средств в пользу адресной поддержки более нуждающихся. Положение независимой личности, стоящей на ногах и рассчитывающей на собственные силы, социально-психологически более привлекательно, чем положение иждивенца, даже обеспеченного солидным пособием. Возрастает значение социального стимулирования внутренних резервов семьи - экономических, демографических, воспитательных и пр.

Рассмотрим подробно период становления молодой семьи, так как он выявляет и определяет основные трудности и проблемы в семье. Именно в это время молодая семья нуждается в определенной поддержке «извне» и, тем самым, становится объектом социальной работы.

Сближение вкусов, оценок у будущих супругов происходит, как правило, еще до вступления в брак. Молодые люди стремятся понять, принять, полюбить все, что дорого ему (ей). И в начале совместной жизни ярко проступает желание супругов к еще большему духовному сближению, сопереживанию, стремлению жить интересами друг друга. Но когда уходят первые счастливые дни, недели, месяцы, человек начинает раскрываться с самых разных сторон, порой не только неожиданных для супруга, но даже нежелательных. И возникает первая ссора, первый конфликт, первая обида.

Многочисленные исследования социологов, психологов, педагогов говорят о том, что стабильная семья может быть создана при определенной готовности молодых людей к семейной жизни. А.Н. Сизанов утверждает, что понятие «готовность к семейной жизни» включает в себя социально-нравственную, мотивационную, психологическую и педагогическую готовность.

Социально-нравственная готовность к семейной жизни предполагает гражданскую зрелость (возраст, среднее образование, профессия, уровень нравственного сознания), экономическую самостоятельность, здоровье. Социологические исследования показывают, что раннее заключение брака является важным фактором, влияющим на удовлетворенность отношениями между супругами. Создать семью можно в 18 лет, но наиболее благоприятный с медицинской точки зрения возраст вступления в брак – 20-22 года для девушек и 23-28 – для юношей (здесь учитывается тот факт, что мужской организм достигает полной зрелости позже женского). При изучении успешных и неуспешных браков (к успешным относятся те, где оба супруга удовлетворены своими отношениями и считают свой брак прочным) выяснилось, что в группе успешных семей только 43% женщин вступили в брак до 21 года, в неуспешных – 69%. По данным Н. Г. Юркевича, у мужчин в возрасте до 21 года включительно процент распавшихся браков в 2.2 раза больше процента заключенных.

Уровень нравственного сознания молодых людей – одно из важных условий готовности к созданию семьи. Развитое нравственное сознание проявляется в понимании молодежью социальной значимости семьи, в серьезном отношении к браку, в продуманном выборе спутника жизни, в чувстве ответственности за создаваемую семью, в глубоком уважении к будущему мужу (жене), к представителям старшего поколения, к другим членам семьи, в чуткости, а также в общении с ними.

В качестве примера можно привести данные социологических исследований,, согласно которым современные невесты, прежде всего, ищут в будущем спутнике интеллигентность, т.е. очень сложный комплекс самых высоких человеческий свойств. Это и ум, и эрудиция, и чуткость, такт, культура внутренняя и внешняя. На втором месте – отношение к женщине как другу, заботливое отношение к семье, детям, затем – разумная воля, трудолюбие, трезвость, чувство юмора, стремление к всестороннему совершенству, физическая красота. Юноши ищут в своих избранницах прежде всего сочетание доброты, мягкости, самоотверженности, женственности с верностью супружескому долгу. Но и для них также важны ум и деловые достоинства подруги, которой придется трудиться наравне с мужем.

Готовность к созданию семьи и ее благополучие во многом зависят от состояния здоровья молодых людей, вступающих в брак. Но здоровье приобретается не за один день, а в течение всей предшествующей жизни. Здоровый образ жизни способствует развитию духовной культуры человека, укреплению внутрисемейных отношений, поддержанию дружеских и высоконравственных отношений с окружающими людьми, а также позволяет человеку значительно легче преодолевать психоэмоциональные трудности и стрессовые ситуации, которые порой возникают в семейной жизни.

Молодые люди, создавая семью, конечно, думают о материальных и жилищных проблемах. По данным многочисленных исследований фактор материальной и жилищной обеспеченности на стабильность семьи непосредственно не влияет. Однако плохие материальные условия жизни часто усиливают конфликтные ситуации, возникающие по другим причинам. Выборочные социологические исследования показывают, что 44% молодоженов собираются жить совместно с родителями (причем у 37% молодых людей были установлены нечеткие представления относительно мнения родителей об их браке). Другие молодожены предполагают жить в общежитии, на частной квартире, в отдельной квартире, в комнате коммунальной квартиры. При этом ответы жениха и невесты не совпадают в 23% случаев. В целом, современной молодежи свойственно стремление к раздельному проживанию с родителями, хотя зависимость молодых людей от родителей еще велика. Например, около 80% всех вступающих в брак по данным тех же исследований предполагают получать материальную помощь от родителей, что указывает на экономическую и социальную несамостоятельность молодежи.

Молодым людям, собирающимся создать семью без прочного материального фундамента, обычно приходится выслушивать немало вполне справедливых предостережений. И все же создание такой семьи имеет гораздо больше рациональных оснований, чем это представляется тем, кто признает обязательным материальную обеспеченность молодоженов.

Мотивационная готовность к семейной жизни включает в себя любовь как основной мотив создания семьи, готовность к самостоятельности, чувство ответственности за создаваемую семью, готовность к рождению и воспитанию детей. Известно, что большинство людей создают семью по любви. Таких семей, по данным социологов, примерно 70-75%. Без сильного чувства, без сердечного влечения, по рассудку создают семью 15-20% молодоженов. Около 5-10% создают семью по материальным соображениям (один из будущих супругов имеет машину, отдельную благоустроенную квартиру, хорошо оплачиваемую должность и т.п.).

От атмосферы семьи, в которой выросли будущие супруги, зависит во многом и то, как сложится судьба будущей семьи, будет ли она благополучной или, напротив, столкнется с проблемами и трудностями, а то и распадется.

Данные социологических исследований свидетельствуют: развод родителей в три раза увеличивает вероятность развода у детей, в то время как вероятность развода детей из полной семьи составляет 5 из 100.

Педагогическая готовность к созданию семьи включает в себя педагогическую грамотность, хозяйственно-экономические умения и навыки, сексуальную воспитанность. Педагогическая грамотность молодых людей, вступающих в семейную жизнь, предполагает знание закономерностей развития детей и особенностей их воспитания, навыки ухода за младенцем. Под хозяйственно-экономическими умениями и навыками подразумеваются умение планировать, распределять и соблюдать семейный бюджет, организовывать быт и досуг, создавать в семье уют. Сексуальная воспитанность предполагает усвоение необходимых знаний об интимных сторонах жизни человека, правильных взглядов на взаимоотношения полов, знание того, как беречь свою любовь.

Итак, стабильная благополучная семья может функционировать только при определенной подготовке молодых людей к совместной семейной жизни. Решение возникающих в молодой семье социальных проблем не может быть реализовано без организации социальной работы, разворачивания деятельности социальных служб для молодежи.

Социальная работа среди молодежи оказывает большое влияние на становление молодых семей. Она рассматривается как обеспечение наиболее благоприятных социально-экономических условий развития каждого молодого человека, способствующая социальному становлению личности, обретение ею всех видов свобод и полноценного участия индивидов в жизни общества.

1.2 Проблемы молодых семей

Сегодня вопрос жилья для молодых семей является проблемой номер один. Обеспечение жильем молодых семей должно являться приоритетной целью также и государства. Обеспечение жильем молодых семей приводит к положительным результатам, об этом излишне даже говорить. Это и уровень рождаемости, это и моральная удовлетворенность семей. Конечно, стабильность, удовлетворенность жизнью не ограничивается лишь этими показателями, сюда входит и занятие любимой работой, доходы семьи и другие аспекты благосостояния. Но все же решение проблемы с жильем является сегодня самой актуальной задачей для работающей и намеренной создать свою семью молодежи.

Ценности, которые были у наших прадедов — когда любовь, традиции, а не материальное положение партнера, стояли в основе зарождения новой семьи – в наши дни немного отходят на второй план. Тогда не было традиции жить отдельно от родителей, но современный мир диктует свое, и установка нынешних молодых пар – жить отдельно от родителей. Это правильно, ведь молодая пара самостоятельно учиться жить и принимать решения, чувствовать себя ответственными за свою семью и считать себя отдельной семьей, а не семейной парой в составе родителей.

Но не каждому доступно жилье. Не каждый готов сегодня выйти за того, кого он любит, в связи с проблемой жилья. Речь здесь идет преимущественно о городском населении. У нас есть заинтересованная семьей, семейными ценностями, молодежь, готовая ее создать, но она не готова к этому при наших условиях доступности жилья и материального положения, условиях жизни, заработной платы, что в первую очередь предопределяет уровень жизни, рождаемость и социальное самочувствие населения.

Государство, осуществляя эффективную социальную политику по обеспечению жильем молодых семей решает и демографическую ситуацию. Ведь именно социальные и экономические условия влияют на уровень рождаемости. «Без создания у населения уверенности, что государство готово разделить ответственность за содержание и воспитание детей, рождаемость не повысить. В сфере репродуктивной политики опасна «скрытость» реакции на непродуманные действия или бездействие государства».

В связи с этим наша область за последние годы проводит социальную политику в сфере жилья, по всесторонней поддержке молодежи. Одной из задач государственной молодежной политики является создание оптимальных условий для молодежных семьи как основы общества. Приоритетными проектами концепции является создание эффективной системы общественно-государственной поддержки молодежных семей, где одним из направлений деятельности является улучшении жилищных условий молодых семей. Эти меры безусловно, положительные. Но все же недоступны для работающей молодежи с небольшой зарплатой. Хотелось бы, чтоб программы по предоставлению субсидий были реальны для молодежи, которая собирается строить семью, чтобы дом или квартира не были долгожданной перспективой. Если говорить о той молодежи, которая зарабатывает достаточно денег, чтобы позволить себе платить проценты за субсидии и ежемесячный взнос за квартиру, то о них так же можно сказать, что они, конечно, ограничивают себя в чем-то, и понятно, что такие молодые семьи еще не готовы родить ребенка. Они сначала должны прочнее встать на ноги, проплатить большую сумму за жилье, как правило, это первые годы получения субсидий, а затем и завести детей. Поэтому, эта тема для нас, молодых, которая морально уже давно готова к созданию семьи, к продолжению рода, у которой есть стабильная работа, остается наиважнейшей на сегодняшний день.

2. ЖИЛИЩНАЯ ПРОБЛЕМА КАК ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ДЛЯ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ 2.1 Программа «Обеспечение жильем молодых семей»

Обеспечение доступным жильем широких слоев населения в последнее время стала одной из самых актуальных проблем в России. Квартира для семьи – это проблема, которая является практически постоянной. Жилищный статус – базовый социальный индикатор семьи, отражающий качество и уровень жизни.

Характер социально-экономических преобразований в Российской Федерации и объективно высокая стоимость жилья по сравнению с доходами граждан обусловливают необходимость создания и развития социальных программ жилищной сферы, оказания гражданам государственной поддержки в решении жилищных проблем, особенно в этой поддержке являются молодые семьи.

Возможность участвовать молодым семьям в жилищных программах достаточно привлекательна, но вызывает очень много вопросов. Таких как: Доступны ли эти программы для всех? В какие органы нужно обращаться, что бы участвовать в этих программах? Каковы сроки выполнения условий программы?

По неоднократным наблюдениям на сегодняшний день выведен рейтинг факторов, препятствующих приобретению жилья молодыми семьями. Такими факторами являются:

Одним из важных факторов является низкий уровень информированности о национальных проектах и региональных программах, затрудняющий использование всех возможностей, предлагаемом на федеральном и региональном уровнях для решения жилищного вопроса.

Психологическая неготовность семей вступать в долговременные кредитные отношения, так же является одним из весомых факторов.

Так же причина состоит в невысоком ежемесячном доходе.

Программа «Обеспечение жильем молодых семей» создавалась с расчетом действия на 2011-2015 годы. Она разрабатывалась по заказу Министерства регионального развития Российской Федерации. Будучи частью федеральной целевой программы «Жилище», программа нацелена на поддержку молодых семей, официально признанных нуждающимися в улучшении своих условий проживания. Данная программа создает условия для эффективной реализации национального проекта обеспечения доступным жильем. Сейчас планируется, что около 200 000 молодым российским семьям будет легче купить жилье за счет участия в программе. Пока лишь около 15 000-17 000 семей воспользовались своим правом на участие в описываемой программе.

Основными задачами программы являются:

  1. создание условий для развития массового строительства жилья эконом-класса;

  2. повышение уровня обеспеченности населения жильем путем увеличения объемов жилищного строительства и развития финансово-кредитных институтов рынка жилья;

  3. обеспечение повышения доступности жилья в соответствии с платежеспособным спросом граждан и стандартами обеспечения их жилыми помещениями (33 кв. метра общей площади жилого помещения - для одиноких граждан, 42 кв. метра - на семью из 2 человек, по 18 кв. метров - на каждого члена семьи при семье из 3 человек и более) (далее – стандарты обеспечения жилыми помещениями).

Для достижения цели и решения основных поставленных в Программе задач будет реализован комплекс нормативных правовых, организационных и финансовых мер и мероприятий. Приоритетными направлениями Программы являются: стимулирование развития жилищного строительства;поддержка платежеспособного спроса на жилье, в том числе с помощью ипотечного жилищного кредитования; выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством; повышение качества коммунальной инфраструктуры; проведение научно-исследовательских работ.

По каждому из выделенных приоритетных направлений Программы предусмотрена реализация конкретных мер, на проведении которых должны быть сконцентрированы основные финансовые и организационные усилия, которые реализуются в рамках соответствующих подпрограмм, входящих в состав Программы. Меры общего нормативного правового и организационного характера реализуются в рамках Программы в целом. Федеральная подпрограмма действует на территории России в целом, но она является особенно важной поддержкой для российских граждан, проживающих в регионах, которые пока не приняли региональные программы жилищной помощи для молодых семей.

Программа предусматривает возможность:

  1. покупки жилого помещения;

  2. оплаты строительства индивидуального жилого дома;

  3. внесения последнего паевого платежа для жилищно строительного или жилищно-накопительного кооператива;

  4. уплаты первоначального ипотечного взноса в случае покупки жилья в ипотеку;

  5. погашения жилищного кредита (основного долга и процентов).

Государство обязуется выплатить 30% стоимости жилья за семей без детей, и 35 % - за семей с детьми.

Чтобы участвовать в программе «Обеспечение жильем молодых семей» в 2014 году, все семьи должны соответствовать определенным условиям:

  1. возраст каждого из супругов (одинокого родителя) не может быть более 35 лет;

  2. важно, чтобы местные власти семью признали нуждающейся в улучшении её жилищных условий (признание молодой семьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области по месту постоянной регистрации молодой семьи);

  3. заявитель должен располагать собственными семейными средствами, позволяющими оплатить остаток стоимости жилья.

Правом на улучшение жилищных условий с использованием

социальной выплаты, за счет средств областного бюджета, предоставляется молодой семье один раз.

Размер общей площади жилого помещения, с учетом которой

определяется размер социальной выплаты, составляет:

1) для семьи численностью 2 человека (молодые супруги или 1 молодой родитель и ребенок) - 42 кв. м;2) для семьи численностью 3 и более человек, включающей помимо молодых супругов 1 и более детей (либо семьи, состоящей из 1 молодого родителя и 2 и более детей), - по 18 кв. м на каждого члена семьи.

Социальная выплата предоставляется в размере 35 процентов расчетной стоимости жилья – для молодых семей, не имеющих детей, 40 процентов расчетной стоимости жилья – для молодых семей, имеющих одного и более детей, за счет средств областного и местных бюджетов.

Общая площадь приобретенного жилого помещения в расчете на каждого члена молодой семьи, учтенного при расчете размера социальной выплаты, не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в месте приобретения жилья. Приобретаемое жилое помещение должно быть оформлено в общую собственность всех членов молодой семьи, которой предоставлена социальная выплата.

Для участия в проекте «Обеспечение жильем молодых семей» заявители должны обратиться в администрацию города - в Комитет управления муниципальным имуществом или в тот отдел, который работает напрямую с молодежью. Следует собрать следующие документы:

  1. копию паспорта заявителя (копии документов, удостоверяющих личности всех членов семьи);

  2. выписку из государственного реестра прав на недвижимость и сделок с ней (для каждого супруга); справку из органа местного самоуправления об установленной учетной норме площади жилого помещения на одного члена семьи;

  3. кадастровый паспорт;

  4. справку о регистрации по месту проживания;

  5. справку о составе семьи;

  6. выписку из домовой книги, из лицевого счета на каждого члена семьи; справку о том, что семья поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищный условий; копию свидетельства о рождении ребенка (детей); копию свидетельства о заключении брака.

Социальная выплата предоставляется владельцу свидетельства в безналичной форме путем зачисления соответствующих средств на его блокированный счет, открытый в банке.

Срок реализации свидетельства молодой семьей 9 месяцев с даты его выдачи, в течение 2 месяцев владелец свидетельства сдает его в банк. Свидетельство, представленное в банк по истечении 2-месячного срока с даты его выдачи, банком не принимается.

2.2 Особенности реализации программы «Обеспечение жильем молодых семей» в городе Михайловске

Для стимулирования развития жилищного строительства в приоритетном порядке необходимо обеспечить решение следующих задач:

1) формирование нового сегмента жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности, экологичности и ценовой доступности, в том числе развитие малоэтажного жилищного строительства и новых форм участия граждан в жилищном строительстве;

2) обеспечение земельных участков инженерной, социальной и дорожной инфраструктурой;

3) государственная поддержка внедрения новых современных технологий и проектов при осуществлении жилищного строительства, отвечающего стандартам жилья экономкласса, в том числе малоэтажного;

4) разработка нормативной правовой базы, обеспечивающей вовлечение в хозяйственный оборот дополнительных земельных ресурсов;

5) модернизация и обновление оборудования, повышение эффективности технологий строительства и производства строительных материалов.

Кроме того, в рамках Программы будут решаться следующие задачи:

1) упрощение порядка предоставления земель под малоэтажное жилищное строительство и индивидуальное жилищное строительство, в том числе жилищно-строительным кооперативам;

2) развитие конкуренции и снижение административных барьеров на рынке жилищного строительства, создание эффективных механизмов борьбы с высоким уровнем монополизации и административного протекционизма на рынке, дальнейшее развитие прозрачных конкурентных процедур предоставления земельных участков для жилищного строительства;

3) развитие кредитования застройщиков в целях жилищного строительства;

4) комплексное развитие территорий в целях жилищного строительства, создание условий для привлечения кредитных средств и частных инвестиций для этих целей;

5) комплексная застройка территорий, реконструкция и обновление существующей застройки;

6) поддержка платежеспособного спроса на жилье, в том числе с помощью ипотечного жилищного кредитования.

Кроме того, в рамках Программы необходимо:

  1. обеспечить правовые условия для развития ипотечного жилищного кредитования и других механизмов финансирования населения для приобретения (строительства) жилья;

2) совершенствовать унифицированную систему рефинансирования ипотечных жилищных кредитов и обеспечить развитие рынка ипотечных ценных бумаг;

3) совершенствовать систему государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

4) оказывать содействие повышению уровня доступности жилья и ипотечных жилищных кредитов для населения;

5) развивать новые рыночные институты и механизмы, формирующие инфраструктуру ипотечного жилищного кредитования и рынка жилья (бюро кредитных историй, небанковские кредитные организации, осуществляющие кредитные операции по предоставлению ипотечных кредитов на приобретение жилья, и др.);

6) совершенствовать систему защиты прав граждан - приобретателей жилья и граждан, участвующих в финансировании жилищного строительства.

В области выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, необходимо в первую очередь обеспечить координацию государственного спроса на рынке жилья.

Основные приоритетные направления реализации Программы и ее подпрограмм, задачи и мероприятия Программы подлежат уточнению ежегодно по итогам реализации мероприятий Программы и национального проекта за год, а также в случае утверждения новых стратегических приоритетов государственной жилищной политики. Условиями досрочного прекращения реализации Программы могут быть достижение целей и выполнение задач Программы, изменение направлений государственной жилищной политики.

Основным механизмом реализации подпрограммы является предоставление сертификатов, удостоверяющих право гражданина - участника подпрограммы на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета для приобретения жилого помещения.

Общий объем финансирования Программы в 2011 - 2015 годах за счет всех источников финансирования составит 620,69 млрд. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета - 291,15 млрд. рублей, из них на управление реализацией Программы - 0,46 млрд. рублей;за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - 109,96 млрд. рублей; за счет средств внебюджетных источников - 219,58 млрд. рублей, в том числе за счет средств инвесторов - 0,39 млрд. рублей, молодых семей - 219,19 млрд. рублей.

Программа «Обеспечение жильем молодых семей» действует не только в крупных городах, но и в небольших. В данной работе рассмотрено как реализовывается данная программа в городе Михайловске Свердловской области.

Участие в данной программе происходит в два этапа. Первым этапом является признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий (если семья не состоит на учёте в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий); Второй этап - признание молодой семьи участницей подпрограммы.

Для участия в программе молодая семья подает в администрацию Михайловского Муниципального Образования следующие документы (в 2-экземплярах - оригинал и копии):

1. Заявление о признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий (если семья не состоит на учёте в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий).

- заявление на участие в подпрограмме (пишется ежегодно)

2. Копия паспорта (полностью все страницы) каждого из супругов, а также совершеннолетних членов семьи.

3. Копии свидетельств о рождении детей и о браке (расторжении брака);

4. Наличие или отсутствие жилых помещений у всех членов семьи:

1) Справки из БТИ на всех членов семьи за исключением детей, родившихся после 02 августа 1999 года о наличии (отсутствии) недвижимого имущества (администрация Михайловского МО, 1 этаж).

2) Справки из управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии на всех членов семьи о наличии зарегистрированных прав на объекты недвижимости (г. Нижние Серги, ул. Ленина, 37, телефон (34398) 21-994).

(Если семья в течении 5-ти последних лет проживала некоторое время вне пределов Свердловской обл., справки предоставляются и с предыдущего места проживания).

5. Для граждан, зарегистрированных:

- в индивидуальных жилых домах: копия финансового лицевого счёта (по оплате за коммунальные платежи) и выписка из домовой (похозяйственной) книги жилого дома (администрация МО, 2 этаж; администрации сельских населённых пунктов);

- в квартирах: копия финансового лицевого счёта (по оплате за коммунальные платежи) и справка о прописке с указанием жилой и общей площади (ООО «Экосервис»» - паспортный стол).

Справки необходимо представить с каждого места регистрации, если члены семьи прописаны по разным адресам.

(Если в течение 5-ти лет кто-то из членов семьи имел другое место регистрации, то такая справка требуется с каждого места регистрации.)

6. Копии правоустанавливающих документов от собственника жилого помещения, в котором зарегистрированы члены семьи (свидетельство о гос. регистрации права, договор приватизации, договор купли-продажи, ордер, договор социального найма) – с каждого места регистрации.

Копии документов, подтверждающих право молодой семьи на жилые помещения, находящиеся в собственности членов семьи либо по договору найма (ордеру и т.п.).

7. Копия технического паспорта на жилое помещение (при наличии) либо другой технической характеристики с планом объекта.

8. Платежеспособность молодой семьи (на участие в подпрограмме)

(Платежеспособность подтверждается справкой из банка, в которой указан размер кредита, который может быть предоставлен одному из супругов исходя из совокупного дохода семьи, или выпиской из банка со счета по вкладу или лицевого счета. Перечень документов, подтверждающих совокупный доход, определяется банком (Сбербанк России))

9. Справка из органов местного самоуправления, где ранее проживали и были зарегистрированы члены молодой семьи о том, что на учёте в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не состояли и социальная выплата за счёт средств федерального и областного бюджетов семье (члену семьи) не предоставлялась.

Сертификаты распределяются семьям в порядке очереди.

По официальным данным, по Михайловскому муниципальному образованию на 01.05.2014г.,– участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплатусоставляет 14молодых семей. Эт а цифра, постоянно меняется, т.к. кто-то приходит с заявлением на получение сертификата, а кто-то уходит (в связи с изменением статуса семьи, с переездом, с разводом и прочее).

В 2013году, 2 молодые семьи города Михайловска получили сертификаты, в 2014 – ожидается вручить 4 сертификата. Для небольшого города, с населением 9436 чел. (данные на 01.01.2013г.) это положительный результат.

Следует отметить, что сравнительно не большое количество желающих участвовать в данной программе. Потому что в нашей области низкий уровень информированности о национальных проектах и региональных программах, затрудняющий использование всех возможностей, предлагаемом на федеральном и региональном уровнях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении, можно сделать вывод, что одной из главных и острых проблем молодых семей является отсутствие собственного жилья. Для молодой семейной пары благоустроенное жилье - не только характеристика качества жизни, но и фактор социализации, условие развития ее духовных и физических сил.

Государство, осуществляя эффективную социальную политику по обеспечению жильем молодых семей решает и демографическую ситуацию.

Рассматриваемая в данной работе Федеральная программа «Обеспечение жильем молодых семей» создавалась с расчетом действия на 2011-2015 годы. Она разрабатывалась по заказу Министерства регионального развития Российской Федерации. Будучи частью федеральной программы «Жилище», подпрограмма нацелена на поддержку молодых семей, официально признанных нуждающимися в улучшении своих условий проживания. Данная программа создает условия для эффективной реализации национального проекта обеспечения доступным жильем.

Основным механизмом реализации программы является предоставление сертификатов, удостоверяющих право гражданина - участника программы на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета для приобретения жилого помещения. Государство обязуется выплатить 30 % стоимости жилья за семей без детей, и 35 % - за семей с детьми.

В ходе исследования, реализации программы в конкретном городе Свердловской области, мы выяснили, что программа действует. В 2013году, 2 молодые семьи города Михайловска получили сертификаты, в 2014 – ожидается вручить 4 сертификата. Для небольшого города, с населением 9436 чел. (данные на 01.01.2013г.) это положительный результат. Хотелось бы, чтобы программа продолжала действовать и после 2015г., т.к. обеспечение жильем молодых семей приводит к положительным результатам, об этом излишне даже говорить. Это и уровень рождаемости, это и моральная удовлетворенность семей.

Молодая семья формирует новое поколение, и каким оно будет, зависит от социального благополучия. Очевидно, что государственная поддержка молодых семей в приобретение жилья предполагает создание необходимых условий для адаптации ее в условиях тяжелой экономической ситуации, поэтому государству нужно не останавливаться в разработке новых национальных проектов, которые способствовали решению проблем молодых семей и молодежи в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Жилищный Кодекс от 29.12.2004 N 188-ФЗ (в редакции от 27.07.2010 N 237-ФЗ).

  2. Постановлением правительства Российской Федерации от 17.12.2010 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015».

  3. Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.

  4. Блинков Ю.А., Голубцова Г.В., Дремова Е.Г. Духовные потребности и бытовые условия жизнедеятельности семей, специалистов учреждений социального обслуживания // Отечественный журнал социальной работы.- 2005. - №1. - с.41-45.

  5. Гергишанов Т.М. Семейные будни, или Нежность на каждый день / Пер. с болг. – М.: БелСЭ, 1996. – 287с.

  6. Голофаст В.Б. Социология семьи. СПб., 2006. - С.114.

  7. Гундаров И.А. Проблемы семьи в России: причины, механизм, пути преодоления. Москва, 2001. - 187с.

  8. Доронина А.В. Жилищные проблемы молодой семьи

  9. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. М.: Академия 2004 г. 224с.

  10. Информационно-аналитический вестник «Библиотеки - молодежи» Выпуск №2. Кузьмина О.В. «Информационное обеспечение проблем молодой семьи России»;

  11. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая Книга, 2002. – 416с.

  12. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – 4-е изд. – М., 1997

  13. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 395с.

  14. Сизанов А.Н. Здоровье и семья: психологический портрет, Изд. - Беларусь , 464 с.

  15. Социальная энциклопедия / Ред.: А.П. Горкин, Г.Н. Карелова, Е.Д. Катульский и др. – М.: Большая Рос. энциклопедия, 2000. – 438с.

  16. Теория управления: учебник для ВУЗов / Под общ. ред. А.Л. Гапоненко. А.П. Панкрухина. - М.: Изд-во "РАГС", 2008. - 631 с.

  17. Учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений /Т.С. Зубкова, Н.В. Тимошина. 2-е издание. М.: «Академия», 2004

  18. Филюкова Л.Ф. Современная молодая семья. М.: Владос, 1999. 386с.

  19. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М.: Мысль, 1979

  20. Юркевич Н.Г. Статья. Некоторые вопросы бракоразводного процесса. М: Юрид. лит. 1968. 155-167 с.

Интернет-ресурсы

  1. Подпрограмма "Молодая семья" целевой программы "Жилище" http://www.molodejnaja.net/10/

  2. Портал «Молодая семья» http://www.ohome.ru/modules.php?name=Pages&pa=showpage&pid=212

  3. Программа ТДСК "Жилье для молодых семей и молодых специалистов" http://www.molodejnaja.net/5/

  4. Сайт социальной работы: http://soc-work.ru/article/529

  5. Сайт Михайловского Муниципального образования: http://mixailovsk.ru

Просмотров работы: 11842