ПРЕИМУЩЕСТВА СЕТЕВОГО МАРКЕТИНГА КАК СИСТЕМЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТОВАРОВ И УСЛУГ В РОССИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРЕИМУЩЕСТВА СЕТЕВОГО МАРКЕТИНГА КАК СИСТЕМЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТОВАРОВ И УСЛУГ В РОССИИ

Науменко В.В. 1, Залозная Д.В. 1
1Филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Южный федеральный университет» в г. Новошахтинске Ростовской области
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На сегодняшний день сложно представить современный бизнес без сетевого маркетинга. По большому счету, именно с этого явления, которое помогает малому бизнесу, затем перерасти в крупные компании и корпорации все и начинается.

Сетевой маркетинг- это достаточно интересное направление бизнеса, которое позволяет осуществлять деятельность, приносящую и удовольствие и, при грамотном построении работы, «быстрый» доход.

Первооткрывателем сетевого бизнеса является Карл Ренборг. Находясь в тюрьме в 1920 г. он создал пищевые добавки. Первой пищевой добавкой в его рационе была ржавая стружка с гвоздей вперемешку со скудной тюремной едой. Так он восполнял недостаток железа в организме. Далее его добавки совершенствовались, он просил охранников приносить ему растения, которые росли за тюремным забором: бамбук, женьшень, люцерну, петрушку и прочие растения.Через 20 лет после своего заключения он создал компанию "Nutrilite Products Inc.", в составе которой числились юрист, бухгалтер и он сам - и никакого персонала. Вместо торговцев он нанял целую армию независимых дистрибьюторов [2]. Дистрибьютором считается лицо или коммерческая фирма, осуществляющие свою предпринимательскую деятельность благодаря совершению оптовых закупок у производителей в целях ее перепродажи в основном для использования в производственном процессе [1, с. 218]. Главным преимуществом оказалось то, что Ренборгу не приходилось платить дистрибьюторам, пока они не совершили первых продаж. Таким образом "Nutrilite Products Inc." была первой компанией прямых продаж из группы компаний сетевого маркетинга.

Дальнейшая история развития сетевого маркетигна связана с именами сотрудников "Nutrilite" Рич де Boca и Джея ван Эндела, которые после десяти лет успешного бизнеса в структурах Ренборга в 1959 году создали свою собственную компанию под названием "American Way Corporation", сокращенно "AMWAY". Она сегодня является самой крупной сетевой компанией в мире с годовым оборотом 8 миллиардов долларов.

В России сетевой маркетинг впервые появился в 1989 году. Первыми дистрибьюторами продукция компании «Herbalife» быстро распространилась по всей стране, так же быстро распространился и негативный имидж сетевого маркетинга, потому что люди, в надежде получить быструю и легкую прибыль, стали заниматься данным видом бизнеса, будучи не подготовленными и нечетко понимая суть MLM. Эта неподготовленность привела к тому, что десятки тысяч начинающих дистрибьюторов быстро разочаровались в этом виде бизнеса и вместо большого заработка понесли большие убытки.

Но все же остались люди, которые посредством своего упорства и стремления постичь данный вид маркетинга, успешно продолжили свою деятельность, углубляя знания через постепенно появляющиеся в нашей стране иностранные печатные издания, переведенные на русский язык, аудиокассеты и видеофильмы с информацией о сетевом маркетинге. И если взять статистику роста сетевого маркетинга в России за последние 15 лет, то мы увидим увеличение количества как MLM проектов, так и работающих в них людей в десятки раз.

На сегодняшний день среди отечественных компаний сетевого маркетинга можно выделить Российское Потребительское Общество «Арго». Фирма «Арго» функционирует на российском рынке уже 18 лет. Впервые появившись в Новосибирске, компания в короткие сроки обрела популярность далеко за пределами Сибири. Сегодня компания «Арго» имеет центральные офисы в Москве и Новосибирске. Это позволяет организовать деятельность практически во всех крупных городах России, в том числе за рубежом. В ассортименте компании «Арго» более 500 наименований высококачественной продукции. Это биологически активные добавки к пище, продукты функционального питания, средства для наружного применения, продукция оздоровительно-бытового назначения, косметические средства. По цене продукция доступна широкому кругу потребителей, так как она поступает напрямую от производителей, минуя посредников, исключая издержки на рекламу, складские помещения, продавцов [3].

В современном обществе словосочетание «cетeвой маpкетинг» cлышал наверное каждый чeловек, но далеко не каждый знает смысл этого вида маркетинга.

Сетевой маркетинг - это система продвижения продукции от производителя к потребителю, минуя посредников. Сетевой маркетинг еще называют MLM, то есть Multi-level Marketing. Выражение Multi-level ("многоступенчатый") означает систему поощрения людей, доставляющих товар потребителю [4].

Сетевой маркетинг расценивается как один из видов розничной внемагазинной торговли, когда агенты по сбыту индивидуально устанавливают контакты с потребителями, пользуясь, в основном, личными связями. Как правило, продажи в сетевом маркетинге, осуществляются у покупателя на дому. Это очень удобная форма приобретения некоторых товаров для людей, которые по каким-либо причинам не имеют возможности посещать торговые центры и рынки.

Главными условиями успешной работы в данной сфере является добросовестное отношение дистрибьюторов к своим клиентам и соответствие качества продаваемых ими товаров и услуг их цене [5, с. 87]. Потому как, в нашей стране большинство потенциальных клиентов сетевых компаний с опаской относятся к такого вида продажам, считая их обманом. Сейчас существует множество источников информации, которые, зачастую, содержат негативные отзывы о сетевых компаниях, которые обманули своих потребителей. И это, конечно, служит плохой рекламой сетевому маркетингу и тормозит развитие компаний, серьезно относящихся к своей деятельности.

Имидж сетевого маркетинга существенно испортили финансовые пирамиды, которые процветали в России несколько лет назад. Принцип их действия очень напоминал многоуровневый маркетинг, но суть была совсем другой. Разница состоит в основополагающем вопросе – откуда деньги? Ответив на этот вопрос, с уверенностью можно сказать, является компания сетевым маркетингом, или это финансовая пирамида. Сетевой маркетинг – это схема реализации товаров. Здесь важно то, что прибыль извлекается с продажи товаров. Финансовая пирамида – это структура, которая получает прибыль за счет привлечения новых участников, которые обязаны внести определенную сумму за участие в этой пирамиде, т.е. деньги приходят с привлечения участников.

Сетевой маркетинг имеет структуру, которая действительно напоминает пирамиду у представителей каждого уровня которой, есть руководитель и подчиненные, состав которых они формируют самостоятельно. Причем доход руководителя зависит от объема его собственных продаж и продаж его подчиненных. Именно поэтому, каждому представителю компании, выгодно привлекать, как можно больше людей для сбыта продукции, так называемых дистрибьюторов.

По данным Всемирной федерации ассоциаций прямых продаж,в России с каждым годом увеличиваются число дистрибьюторов и объемы продаж в сфере сетевого маркетинга.

С 2010 года в России сетевой маркетинг стал активно развиваться, это та сфера, на которую не повлиял экономический кризис 2008-2009 годов. В период кризиса наблюдалось даже увеличение интереса к MLM - люди теряя свои рабочие места, находили в сетевом маркетинге источник быстрого дохода.

Индустрия сетевого маркетинга занимает первое место в мире как быстроразвивающаяся система. Ежегодный рост составляет 20-30% независимо от состояния мировой экономики.

Сетевой маркетинг сегодня стали использовать крупнейшие национальные компании и ТНК, такие как Ford, Colgate, Coca-Cola, Lipton и другие. Такой вид деятельности дает возможность быть финансово независимыми большому числу людей, в отличие от любого другого сектора экономики за последние 20 лет.

В настоящее время 125 стран имеют на своей территории компании сетевого маркетинга. Во многих странах приняты законодательные акты, давшие "зеленый свет" этому виду бизнеса.

Несмотря на то, что многие видят в сетевом маркетинге одни минусы, данный вид маркетинга все же имеет ряд очевидных преимуществ:

1) Работа в комфортной команде. В сетевой фирме каждый дистрибьютор лично формирует свое окружение, подбирая в первую очередь тех людей, с которыми ему приятно и легко работать. Никто не вправе заставить его принять на работу человека, с которым будет некомфортно сотрудничать. Количество людей в своей команде также определяет сам дистрибьютор.

2) Возможность совмещения MLM с основной работой. На первом этапе, обычно, сетевой деятельности достаточно уделять 1,5-2 часа в день, а когда структура начнет укрупняться и будет требовать большей отдачи, человек решит для себя - оставить ему прежнюю работу со стабильным заработком, попытаться продолжить совмещение или же уйти в сетевой бизнес.

3) Свобода.В сетевой деятельности человек сам определяет объем, время и место своей работы, сам решает, когда начать работу и когда ее закончить, когда и насколько уйти в отпуск и так далее. Все зависит от собственного желания и стремления удовлетворить, прежде всего, собственные запросы. 4)Неограниченные финансовые перспективы.Объем полученных денег в сетевом маркетинге зависит только от объема продаж, совершенных лично дистрибьютором и его сетью. В США, например, считается нормой, когда сетевой лидер зарабатывает 500 тысяч долларов в год.

5) Высокий темп карьерного роста.Чтобы сделать хорошую карьеру в обычной компании, человек, как правило, должен как минимум пять лет потратить на получение образования, потом ещё несколько лет упорно трудиться, становясь профессионалом. При этом не факт, что карьерный рост будет продвигаться высокими темпами. В MLM же, вершин карьеры реально можно достичь за 3 – 4 года, а ежемесячный доход там исчисляется уже сотнями тысяч рублей.

6) Независимость успешной карьеры от возраста, пола, образования и других факторов.Есть примеры, когда в MLM стартовали и домохозяйки в 50-летнем возрасте, которые добивались высоких результатов в этом виде бизнеса, вне зависимости от тех характеристик, которые обычно учитываются при поступлении на работу в обычную компанию.

7) Незначительный размер стартового капитала.Обычно, для того, чтобы стать дистрибьютором сетевой фирмы, нужно для начала стать потребителем товара и сделать закупку распространяемой продукции как для себя лично, так и для последующей реализации.

8) Хорошая и долгосрочная перспектива.Сетевые фирмы работают только с лично проверенными товарами высокого качества, которыми пользуется большинство людей, а финансовые кризисы затрагивают их меньше всего. Ведь кризис не влияет на отношения между дистрибьютором и клиентом. Разве что в силу кризиса может сократиться потребление распространяемой продукции, но и это явление оказывается временным и быстро проходящим.

Существует еще множество положительных сторон сетевого маркетинга, однако, все они будут видны, если только деятельность по распространению продукции ведется грамотно и уверено, а также, если вся структурная сеть заинтересована в успехе компании.

Подводя итоги, можно сказать, что сетевой маркетинг- это довольно популярный вид бизнеса в современном мире, а также способ быстро разбогатеть, приобрести опыт работы в коллективе, работы с клиентами.

MLM уверенно развивается и, возможно, в скором времени, будет занимать лидирующие позиции в сфере бизнеса.

Список использованной литературы

1.Акулич И.Л. Маркетинг [Текст]: учебник для студ. экон. спец. вузов / И. Л. Акулич. - 6-е изд., испр. - Минск: Вышэйшая школа, 2009. - 512 с. : ил. - Библиогр.: с. 500.

2. История сетевого маркетинга [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://www.nets-build.com/maps/mlm_buis1.htm

3. Официальный сайт Компании АРГО [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.argo.pro/about/242/

4. Свищева Я.В. Сетевой маркетинг: эффективность прямых продаж в сфере услуг [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.cyberleninka.ru/article/n/setevoy-marketing-effektivnost-pryamyh-prodazh-v-sfere-uslug

5. Эриашвили Н.Д. Маркетинг [Текст]: учебник для ВУЗов/ Н. Д. Эриашвили. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 623с.

Просмотров работы: 1816