Одним из основных элементов железнодорожной отрасли является вагонное хозяйство. Структурное предприятие вагонного хозяйства – пассажирское вагонное депо, которое нацелено на эксплуатацию и ремонт вагонов. Его главной задачей является своевременно, устойчиво и качественно обеспечивать постоянно растущие перевозки пассажиров подвижным составом и бригадами проводников, т.е. гарантировать исправность вагонного парка и обеспечение пассажиров необходимыми удобствами во время пути.
Производственная структура вагонного депо определяется составом производственных подразделений, их взаимным расположением, а также нормами технологической взаимосвязи. Тип вагонов, на которых специализировано депо, определяет состав производственных участков и отделений, необходимых для ремонта его узлов и деталей.
В настоящее время происходят мероприятия по реформированию железнодорожной отрасли одной из основных первоочередных задач которых является повышение качества обслуживания потребителя и конкурентоспособности перевозочной деятельности. становятся задачами. В этой связи, в процессе производственно-технической деятельности ключевой необходимостью становится обеспечение качества принятие организационных и технических решений. Для этой цели внедряются системы менеджмента качества. Система менеджмента качества (СМК) – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов по руководству и управлению предприятием применительно к качеству управления.
С учетом вышеизложенного, разработка системы менеджмента качества пассажирского вагонного депо на основе требований ГОСТ Р ИСО 9001 – 2008, направленных на удовлетворение требований потребителей является актуальной задачей.
Требования к СМК установлены в стандарте ГОСТ Р ИСО 9001 – 2008 (ISO 9001:2008) [1]. Для того чтобы пройти сертификацию на соответствие стандарту ГОСТ Р ИСО 9001 – 2008 (ISO 9001:2008) предприятию требуется привести свою систему менеджмента качества в соответствие с данным стандартом (или разработать и внедрить систему менеджмента качества) [2].
Потребность российских предприятий в сертифицированной СМК, как правило, объясняется внешними причинами, такими как:
необходимость выхода на международные рынки;
получение возможности выполнения государственного заказа;
наличие требований со стороны законодательства, заказчиков, головных компаний;
необходимость участия в тендерах на поставку продукции (услуг);
необходимость в привлечении инвестиций, кредитов.
Таким образом, большинство проектов по разработке и внедрению СМК осуществляются в добровольно-принудительном порядке, что приводит к «формальному» внедрению. Как следствие, подобное «формальное внедрение» ведет к появлению чувства неудовлетворенности результатами внедрения СМК, непониманию необходимости и значимости этих работ для организации со стороны акционеров, менеджеров и персонала организации.
Для понимания места СМК в системе управления, все функции предприятия можно классифицировать на 3 группы (рис. 1):
группа А – первичная деятельность, направленная на реализацию процессов жизненного цикла изделия (услуги): изготовление конкретных изделий или предоставление услуг;
группа В – вторичная деятельность (в том числе управленческая), направленная на совершенствование и повышение эффективности основных функций группы А;
группа С – деятельность, направленная на регулирование выполнения функций группы В.
Рис.1. Три уровня функций управления
Система менеджмента качества задает требования к построению системы управления эффективностью и следит за соблюдением принципов их реализации. Именно поэтому стандарты менеджмента качества универсальны для всех предприятий, т.к. уникальна в основном деятельность группы А.
Таким образом, СМК дает возможность не только тщательно контролировать и сохранять прослеживаемость операций, но и постоянно улучшать отдельные составляющие деятельности организации, в совокупности организуя непрерывное улучшение работы предприятия.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
http://www.icc-iso.ru/toclients/standards2/gost-r-iso-9001-2008/
http://www.icc-iso.ru/services/management/iso9001/