ВЛИЯНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО ЭМБАРГО НА АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС РОССИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ВЛИЯНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО ЭМБАРГО НА АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС РОССИИ

Бабанина А.В. 1
1ВлГУ им. А.Г. и Н.Г. Столетовых
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В связи с текущей политической и экономической ситуацией в нашей стране и в мире, темы, касающиеся агропромышленного комплекса, как никогда актуальны, так как одной из наиболее пострадавших от санкций отраслей является агропромышленный комплекс.

В России агропромышленный комплекс, безусловно, является сложной многофункциональной структурой макроэкономики, в которой тесно связаны между собой промышленное и сельскохозяйственное производство. Отличительной особенностью АПК является то, что индустриальный, прежде всего автоматизированный и механизированный способ производства, сочетается с ручным, немеханизированным трудом, который в свою очередь занимает значительную долю в данном подразделении. Этим обусловливается социально-экономическая специфика агропромышленного комплекса, заключающаяся в сочетании сельского и городского образа жизни, в различии менталитетов, культурных особенностей, образующих предпочтения и потребности, занятых в этом комплексе людей. Взяв во внимание данные особенности, мы сможем рассматривать современное положение АПК, а для разработки стратегических программ по его модернизации просто необходимо обратить на данный аспект особое внимание.

В состав агропромышленного комплекса входит четыре сферы:

1. отрасли, производящие средства производства для сельского хозяйства;

2. сельское хозяйство;

3. отрасли, занимающиеся переработкой продукции сельского хозяйства;

4. отрасли, обеспечивающие инфраструктуру вышеназванных отраслей.

Все отрасли агропромышленного комплекса взаимосвязаны друг с другом, поэтому для обеспечения эффективности всего комплекса в целом, необходимо достичь эффективного функционирования его составных частей, т.е. каждой отрасли.

Президент России Владимир Путин 6 августа подписал указ о применении отдельных специальных экономических мер для обеспечения безопасности. Импорт ряда товаров из стран, которые ввели санкции в отношении России, ограничен на год. В соответствующий список попали фрукты, говядина, свинина, сыры, птица, орехи, молочная продукция и многие другие продукты. [1]

Одним из критериев составления перечня является наличие ресурсов для импортозамещения. Это стало одной из причин изменения перечня, когда 20 августа по итогам анализа состояния рынков сельхозпродукции, продовольствия и сырья, в т.ч. на основании отсутствия собственного производства или недостаточного количества российских аналогов, правительство исключило некоторые товарные позиции: мальки, семенной материал, безлактозная молочная продукция, витаминно-минеральные комплексы и др. Товарные позиции также были исключены для снижения ущерба для российских производителей от введения запрета.

Если не рассматривать запрет на импорт продовольствия в политическом контексте, то в целом он отвечает российской государственной политике по развитию собственного агропромышленного производства.

В связи с этим российские власти занялись разработкой программ импортозамещения. Импортозамещение касается всех отраслей экономики, но в первую очередь- отраслей пострадавших от санкций.

Несмотря на данное решение, открытым остается вопрос о возможностях российского агропромышленного комплекса оперативно возместить запрещенный импорт сельскохозяйственный продукции, сырья и продовольствия: свинины, овощей, фруктов и др.[2]

Агропромышленный комплекс России должен перейти на режим ускоренного импортозамещения, ведь на сегодняшний день АПК России не может обеспечить весь внутренний рынок продовольствием, т.к. государство не оказывает достаточной поддержки данной отрасли, а также основные фонды сильно изношены. Вступление России в ВТО открыло внутренний рынок для более сильных конкурентов. Соответственно, те предприятия, которым не оказывается государственная поддержка, исчезнут. Поэтому самый сильный удар будет нанесен по ослабленному АПК. Хотя государство и субсидирует сельское хозяйство, но это недостаточно из-за изношенности основных фондов и слабого притока инвестиций. Таким образом, общая экономическая оценка АПК России довольно низкая и он объективно не выдерживает конкуренции с подобными отраслями в развитых странах. Кроме того, эффективность АПК обеспечивает продовольственную безопасность страны, а значит и обеспечивает и экономическую безопасность, поэтому отказаться от этой отрасли, как от неконкурентоспособной, просто невозможно.

В рамках стимулирования российского производства сейчас основным инструментом является коррекция государственной программы развития сельского хозяйства. Правительство готовит пакет мероприятий, направленный на увеличение производства фактически всей продовольственной линейки, попавшей под запрет, - мясо, молоко и молочная продукция, мясная продукция, фрукты и овощи, рыбная продукция и др. В окончательном виде данные мероприятия пока не подготовлены, их рассмотрение планируется в конце сентября. Известно, что министерство сельского хозяйства России предлагает увеличить объем субсидий в 2015 году до 252,7 млрд. руб. (согласно действующей госпрограмме объем финансирования в 2015 г. составляет 165,7 млрд. руб.) и до 1,8 трлн. руб. до 2020 года.

Запрет на ввоз продовольствия мог бы стать толчком для притока инвестиций в российский АПК. Однако это возможно в случае уверенности инвесторов в повышении рентабельности агропромышленного сектора вследствие запрeта импоpта. Пpоблeма в том, что poссийский инвестop вряд ли можeт рассчитывать на долгосрочный положительный эффeкт от запрета. Есть сoмнение, что запрет приведет к росту рeнтабельности, ведь высoка вероятность административного регулирования цен на продовольствие в пеpиoд действия запрета. Кpoме тoго, запрет pассчитан на гoд, а это слишком кopoткий периoд для возврата инвестиций во многие сектора АПК. Поэтому бизнес может воспользоваться запретом для снятия дополнительной прибыли в случае роста цен , модернизации действующих производств, решения долговых проблем, накопления свободных средств, привлечения более квалифицированных сотрудников и пр., но так и не пойти на расширение инвестиционных программ. [3]

На основе всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что введение эмбарго является шансом, воспользоваться которым российские аграрии смогут при умелой государственной аграрной политике. Агробизнес будет отслеживать действия государства в связи с санкциями, оценивая это как сигнал к инвестициям в отрасль либо как временные ситуативные меры, не сулящие повышения рентабельности и окупаемости инвестиций в аграрную сферу. Запрет введен государством, и приведет ли он к ускоренному замещению импорта, также зависит от активной роли государства.

Список использованных источников:

[1] Сетевое издание «РИА Новости» Офиц. Сайт [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://ria.ru/

[2] Информационно-аналитическое агентство «АПК-Информ» Офиц. Сайт [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.apk-inform.com/ru/

[3]- там же.

Просмотров работы: 5085