НАПРАВЛЕНИЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ДЕОФШОРИЗАЦИИ В РОССИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

НАПРАВЛЕНИЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ДЕОФШОРИЗАЦИИ В РОССИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Российская экономика имеет «офшоризированный» характер. Большая часть крупных и средних российских предприятий используют офшоры в своей деятельности. При этом многие предприятия – российские резиденты непосредственно или косвенно (например, через вторые, третьи предприятия) тесно связаны с офшорными компаниями.

Деофшоризация – это снижение роли офшорного фактора в российском бизнесе, то есть 1) уменьшение количества офшоров, используемых российским бизнесом; 2) уменьшение в количественном и стоимостном выражении товарных и денежных потоков, проходящих из России и в Россию через офшоры.1

Для решения задачи деофшоризации нужно разработать и внедрить в российское законодательство комплекс мер, создающих условия, при которых российский бизнес будет вынужден снизить до достижимых пределов (а в идеале – минимально необходимых в силу объективных причин пределов, устанавливаемых регуляторами) использование офшорных институтов и в значительной степени перейти в российскую юрисдикцию.

В Указе № 596 от 7 мая 2012 «О долгосрочной государственной экономической политике» Президент Российской Федерации В.В. Путин поручил Правительству Российской Федерации «обеспечить до конца декабря 2012 г. реализацию мер, направленных на повышение прозрачности финансовой деятельности хозяйственных обществ, включая противодействие уклонению от налогообложения в Российской Федерации с помощью офшорных компаний и фирм-однодневок». В Послании Президента Федеральному Собранию от 12 декабря 2012 года это поручение было дополнено и значительно расширено. В.В. Путин решил, что «нужна целая система мер по деофшоризации нашей экономики» и поручил Правительству «внести соответствующие комплексные предложения по этому вопросу». При этом он акцентировал внимание на двух направлениях деофшоризации экономики России.

Во-первых, Президент РФ подчеркнул, что «нужно добиваться прозрачности офшоров, раскрытия налоговой информации, как это делают многие страны в ходе переговорного процесса с офшорными зонами и подписания соответствующих соглашений».2

Во-вторых, он наметил несколько направлений работы по улучшению инвестиционного климата в России и обеспечению привлекательности российской экономики для российских и международных инвесторов. Это: 1) исправление недоработок в судебной системе, в нормотворчестве, в практике применения законов; 2) отказ от обвинительного уклона в правоохранительной и судебной практике; 3) исключение из системы права зацепок, позволяющих превращать хозяйственный спор в сведение счётов при помощи заказных уголовных дел; 4) повышение ответственности сотрудников правоохранительных органов за фальсификации и т.д. Им была сформулирована установка: «лучший способ сделать бизнес патриотичным – обеспечить эффективные гарантии защиты собственности и выполнения договоров, сделать привлекательной российскую юрисдикцию».

Рисунок 1. Количественные показатели офшоризации в РФ3

Первой целью деофшоризации должно стать перемещение под юрисдикцию российского государства экономических операций и процессов управления активами и российскими предприятиями, осуществляемых преимущественно в интересах российских бизнесменов и (или) под их контролем путем сокращения «регулятивного арбитража» («бегство от юрисдикции» наоборот).

Второй целью деофшоризации должно стать обеспечение выполнения законодательно установленных ограничений на деятельность нерезидентов в стратегически важных (природоэксплуатирующих, оборонных, транспортно-коммуникационных, СМИ и т.д.) отраслях экономики, чтобы не допускать повторения инцидентов, подобных приобретению контроля над стратегически важным портом «Ванино» офшорными компаниями с неизвестными бенефициарами.

Не менее важной является третья цель деофшоризации: недопущение «нечестной налоговой конкуренции» со стороны офшоров и использования офшорных институтов для минимизации налогов на доходы, создаваемые в России. В отличие от честной налоговой конкуренции, когда государства стремятся привлечь инвесторов, снижая ставки налогов на доходы, произведенные на их территории, нечестная налоговая конкуренция возникает, когда одно государство получает выгоды, привлекая в созданную им офшорную зону бизнес-группы, доходы которых создаются в других, «неофшорных» странах. С этой целью устанавливается статус офшорной компании, которой, вообще говоря, нельзя заниматься экономической деятельностью в данной стране. Разновидностью офшоров являются и транзитные офшоры. Не разрешая создание специальных офшорных компаний, они целенаправленно создают такую систему налоговых льгот для доходов, получаемых от нерезидентов и выплачиваемых нерезидентам, что становится возможным создание компаний-проводников доходов через данный транзитный офшор в офшор классического типа. Смысл такой контрналоговой институциональной инновации – в том, чтобы иметь возможность заключать соглашения об избежании двойного налогообложения с неофшорными странами. Например, с Кипром имеет СИДН не только Россия, но и Германия. Возможно, это явилось одной из причин акцентирования немецкими чиновниками и политиками темы о «русских криминальных деньгах» на Кипре. Для затушевывания своего провала они привлекают внимания в «соринкам в чужом глазу». Из сказанного, разумеется, не следует, что эти соринки безобидны. Поэтому авторы считают, что СИДН с транзитными офшорами следует срочно пересмотреть, чтобы исключить все возможности установления для доходов, выводимых в офшоры, налоговой нагрузки меньшей, чем в России. Такая позиция вполне соответствует походу, обозначенному В.В.Путиным в его выступлении на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума 21 июня 2013 г.: «мы будем бороться с эрозией налоговой базы, с уходом в офшоры». Т.о. прозрачность офшоров – не самоцель, а средство сохранения налоговых поступлений и повышения собираемости налогов до уровня в 95%-100%. Ведь без налоговых доходов невозможно функционирование государства.

Рисунок 2. Основные офшоры4

Так, 24.11.2014 был принят закон № 376-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)". В законе появляется новое понятие - контролируемая иностранная компания: это такая компания, которая более чем на 25% принадлежит гражданину России или российскому юридическому лицу

Если условие соблюдается, то фирма должна отчислять налоги в российский бюджет, в какой бы части света она ни находилась. При этом необходимость делиться с российским бюджетом наступает в том случае, если ее прибыль (доходы минус расходы) превышает 10 млн рублей.

На ближайшие три года устанавливается переходный период: в это время и доля участия в иностранной компании, влекущая за собой признание ее контролируемой, будет выше (50%), и облагаемая налогом прибыль больше (50 млн рублей в следующем году, 30 млн - в 2016 году).

4 декабря 2014 года Владимир Путин обратился к Федеральному собранию с ежегодним Посланием, где поднял вопрос о деофшоризации. "Все мы понимаем, что происхождение денег разное, по-разному они заработаны и получены. Но, убеждён, нам нужно окончательно закрыть, перевернуть офшорную страницу в истории нашей экономики и нашей страны. Это очень важно и нужно сделать", - добавил Путин.5 Когда "офшорная амнистия" будет реализована, президент не сказал, но подчеркнул, что она будет однократной.

Таким образом, для решения задач развития российской экономики, для повышения благосостояния российских граждан, для процветания России обеспечивается приоритетное развитие национального бизнеса путем прекращения фактической дискриминации российских предприятий по сравнению с оффшорными юрисдикциями, законодательно закрепляется преимущественное положение российских кампаний по отношению к прочим компаниям, которые не приносят российскому государству и обществу таких же выгод (в виде повышения занятости и налоговых поступлений), как российские предприятия, не пользующиеся возможностями офшорной минимизации налогов.

Список использованных источников:

1. Захаров А.С. Деофшоризация: российский контекст (статья). — М.: Legal Insight № 5 (21) 2013. Содержание журнала

2. Захаров А.С. Новый курс: как государство будет выводить бизнес из офшоров в 2014 году. - Forbes Russia, 27.12.2013

3. Послание президента Федеральному собранию 2012 г. от 12 декабря

4. Послание президента Федеральному Собранию 2014 г. от 4 декабря

  1. Хейфец Б.А. Деофшоризация российской экономики: возможности и пределы. — М.: Институт экономики РАН, 2013. — 63 с.

  2. Щекин Д.М. Офшорным деньгам объявлена амнистия – ИТАР-ТАСС, 25.04.2014

1 http://dynacon.ru/content/articles/2700/

2 http://www.kremlin.ru/transcripts/17118

3 http://www.vestifinance.ru/infographics/4558

4 http://www.vestifinance.ru/articles/48619

5 http://www.kremlin.ru/news/47173

Просмотров работы: 1480