ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УУД ВО ВНЕУРОЧНОЙ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УУД ВО ВНЕУРОЧНОЙ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Малинкович М.Л. 1, Малинкович М.Л. 2
1ГБОУ ВПО МО "Академия социального управления"
2МБОУ ДОД «ДЮЦ «Турист» г. Мытищи
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одним из замечательных направлений по развитию личностных универсальных учебных действий (УУД) может служить занятие туризмом во внеурочное время. Форма может быть разной: дополнительное образование или внеурочная деятельность, главное – наполнить занятия полноценным и разносторонним содержанием.

Вовлекая подростка в самодеятельный туризм, мы обеспечиваем ценностно-смысловую ориентацию. Готовя себя к путешествию – переносить тяготы в экстремальных условиях далеко от родителей, находится только в кругу сверстников – учащийся учится соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, познаёт моральные нормы, выделяет нравственный аспект поведения.

Причём, выше перечисленные качества характера не являются главным предметом обучения. Они воспитываются в процессе познания туристских основ и во время учебно-тренировочных походов выходного дня. Во время бесед у костра, или просто прохаживаясь и разговаривая по красивым местам, грамотный педагог сможет сориентировать подростка в социальных ролях и межличностных отношениях. В обстановке дикой природы, располагающей к романтике и открытию души, взрослеющий человечек воспримет это нормально, а не как назидание и нравоучение. Такое семя имеет больше шансов на рост.

Поставив перед собой цель – пройти по красивым местам, забраться туда, где человек не тронул природную бесподобность, юный турист устанавливает связь между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. То есть, на лицо – смыслообразование как один из видов действии личностного УУД.

Учиться готовить пищу на костре на много интереснее чем «зубрить» догмы общеобразовательных предметов, но это только так кажется. Рассчитывая финансовые затраты, продукты, время в пути, турист напрямую сталкивается математикой. Собираясь в незнакомый регион, ученику поручается ознакомиться с ним, узнать о краеведческих и исторических достопримечательностях края – касание истории и географии. Готовя тело к тяжким испытаниям, регулярно посещаются занятия по физической культуре. Принимая участие в слётах, необходимо развивать артистические способности. Подпевая у костра друзьям под гитару, приобщаешься к культуре. Полный набор для гармоничного развития личности. На лицо межпредметная связь.

В коллективе, когда он находится в изолированном состоянии, которое происходит во время путешествия по безлюдным местам, возникает много разных ситуаций. Занимаясь с детьми, руководитель туристской группы должен проводить нравственно-этическую ориентацию, что должно обеспечить личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей во время нахождения в диких местах. Личность не должна опускаться до первобытно уровня, находясь в первозданном окружении.

Большую роль имеет развитие Коммуникативности в данных условиях. Первое время начинающие туристы говорят друг с другом на повышенных тонах, не могут терпеть близкое положение сверстника в палатке или у стола. Необходимо учесть, что в Московском регионе учатся дети многих национальностей и концессий. Не редки случаи возникающих «конфликтиков» на этой почве. В туристской группе со временем это стирается, и группа детей становится семьёй – братиками и сестричками. Каждый стремиться помочь друг другу во время выполнения любой задачи и находит в этом радость.

Это определяет в сознании подростка социальные установки: миролюбия и открытого диалога, толерантности, духовного единства между людьми разных убеждений и солидарности, национальных культур, религий и государств. Эти качества относятся к числу нормативных характеристик личности, которые проектируются через систему образования. Так же можно проследить и ряд других социальных установок в занятиях туризмом.

Готовя снаряжение, ремонтируя его, дети овладевают умением работать с элементарными инструментами. Оборудуя бивуак обычным местом для сидения и столом, заготавливая дрова, юный турист учиться работать топором. К удивлению оказалось, что девочки любят рубить дрова и строить «туристский гарнитур» не меньше мальчиков. Обучение подобным навыкам может повлиять на самоопределение, как личностное и жизненное, так и профессиональное. Некоторые ученики выбирают профессию столяра или слесаря. Один из моих учеников, познакомившись и подружившись в походе со стоматологами, решил изменить профессию. Уйдя с третьего курса выбранного университета, поступил в медицинский ВУЗ. Сейчас он один из ведущих специалистов (преподаватель) академии им. И.М.Сеченова.

Туристские маршруты практически всегда проходят по исторически известным местам. Хорошие туристы обязательно найдут возможность посетить развалины известного монастыря или пещеры. Даже если для этого приходится отклониться от маршрута. Таким ненавязчивым способом (всё равно проходим рядом) можно приобщать новое поколение к ведущим ценностям отечественной культуры. Что является одной из задач образования в области социализации.

Самодеятельный туризм – это спорт. Он не приносит миллионы клубам и спортсменам, но этот спорт позволят вовлекать миллионы людей и их детей. Это вид физической культуры, который не ориентируется на золото мировых рекордов, но им занимаются миллионы людей разного возраста и национальностей. При этом их объединяют убеждения – здоровый образ жизни и взаимовыручка.

Никогда турист на маршруте не бросит в беде туриста, даже если он абсолютно не знаком с ним. Можно привести десятки примеров простой помощи взрослых людей детским группам. Просто погрузится в поезд, поднести снаряжение, помочь с дровами, потесниться на поляне – это ли не пример готовности сотрудничать с другими людьми, доверия к другим людям, коллективизм.

Практически в каждом походе приходится сталкиваться с непредвиденными обстоятельствами: отсутствие (хотя, когда-то он был) магазина в деревне, где планировал купить хлеб и овощи; низкий уровень воды и отсутствие скорости у течения, что приводит к нарушению графика движения, и как следствие, затруднение с местом для ночёвки. Преодолению этих неприятностей необходимо обучить подрастающее поколение. Познав на практике способы поиска выхода из затруднительных положений, юный турист овладевает способами принятия решений, что помогает ему «не терять головы» в различных социальных и жизненных ситуациях. Познав такие ситуации, личность всегда закладывает в планы вероятности рисков.

Подводя итоги вышесказанного можно с уверенностью утверждать, что вовлекая учащегося в клубы и объединения самодеятельного туризма, можно полностью обеспечить все виды действий, поставленные задачи и социальные установки личностных УУД.

 

4

 

Просмотров работы: 1869