Существует множество различных видов сбора данных, связанными с общественными и гуманитарными науками, таких как: наблюдение, эксперимент, опрос, тест, социальное моделирование [2, 3].
Метод наблюдения – метод сбора первичной информации, осуществляющийся путем непосредственного восприятия и прямой регистрации событий, значимых с точки зрения целей исследования. Недостатком данного метода является имплицитно субъективная позиция наблюдателя, связанная с его жизненным опытом и степенью подготовленности к восприятию многообразных – явных и завуалированных – социальных феноменов.
Методопроса представляет собой метод сбора социальной информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (в случае интервью) или опосредованного (при анкетировании) социально-психологического общения социолога (или интервьюера) и опрашиваемого (называемого респондентом) путем регистрации ответовреспондента на вопросы, заданные социологом, вытекающие из целей и задач исследования. Таким образом, опрос – это метод, основанный на ответно-вопросной ситуации. Проблема применения данного метода для сбора данных заключается в том, что сама формулировка вопроса структурирует сознание опрашиваемого, нередко провоцирует феномен социальной желательности, стремление произвести благоприятное впечатление, сохранить положительный «Я-образ».
Анкетирование – частный случай опроса. При анкетном опросепроцесс коммуникации исследователя с респондентом опосредуется анкетой. Задача исследователя – создать положительную мотивацию респондента по отношению к опросу. Данные анкетирования существенно подвержены различным искажениям со стороны испытуемого, связанным с его восприятием смысла вопроса и анкеты в целом.Интервью предполагает непосредственный контакт социолога с респондентом, в ходе которого интервьюер задает подготовленные вопросы, касающиеся проблематики проводимого исследования. Позиция интервьюера может влиять на ответы респондента, особенно при обсуждении неоднозначных социальных ситуаций и различиях в социальных статусах исследователя и опрашиваемого.
Еще один вид опроса – экспертный опрос. Его отличительная черта заключается в том, что в качестве респондентов выступают эксперты – специалисты в определенной области деятельности. Атрибутирование опрашиваемому статуса эксперта позволяет снизить напряженность психологических защит и получить более достоверную картину субъективного восприятия проблемной ситуации.
Тест – это кратковременное испытание, с помощью которого измеряется уровень развития или степень выраженности некоторого психического свойства (черты, характеристики), а также совокупности психических свойств личности или же психических состояний (отношений, взаимовосприятий) групп и коллективов. Существуют тесты, диагностирующие коммуникативные способности, однако методик, позволяющих достоверно спрогнозировать поведение субъектов в ситуациях психологической игры, конфликта, жизненного выбора в настоящее время не разработано.
При описании такого сложного и динамического феномена как коммуникативная ситуация и поведение субъекта в социальном взаимодействии встает задача разработки новых вариантов методик сбора первичной информации. Представляется, что необходимо руководствоваться следующими принципами, сформулированными нами на основе анализа литературных данных [3]:
- поддержание высокой мотивации респондента, интереса к теме исследования;
- актуализация жизненного опыта респондента (разговор с ним на одном языке);
- реконструкция в соответствии с имеющейся методологией коммуникативных ситуаций определенного вида;
- создание условий для рефлексии и анализа социального опыта респондента в результате участия в исследовании;
- учет социально-демографических признаков респондентов, значимо влияющих на результаты исследования.
В целом предлагаемая нами методика структурированного опроса сфокусирована на социальных потребностях респондента: быть значимым, занимать экспертную позицию в какой-то области, познавать, анализировать и давать оценку социальной реальности, находить новые пути и возможности разрешения жизненных ситуаций в том числе, психотравмирующих.
Этапы работы инициативной исследовательской группы магистрантов департамента ГМУ:
1.В рамках учебного курса «Психология делового общения», используя метод фокус-группы, мы проанализировали вопрос о том, с какими трудностями встречаются молодые сотрудники при устройстве на работу и в ходе выполнения своих обязанностей в течение первых 5 лет
2.В ходе групповой дискуссии мы определили, что коммуникативное взаимодействие молодого сотрудника с коллегами и руководством является актуальной проблемой, как с научной, так и с практической точки зрения.
3.Проанализировав имеющиеся в социологии и психологии подходы, мы установили, что наиболее разработанной с методологической точки зрения и применяемой на практике является теория игрового взаимодействия Э. Берна [1]. Его подход, названный транзактным анализом, позволяет пошагово, структурированно описать как внешние проявления поведения субъектов («ходы игроков»), так и внутреннюю составляющую взаимодействия (выигрыши/ проигрыши игроков).
4.Проанализировали описания классических игр по Э.Берну и его подход к рассмотрению структуры личности.
5.В результате экспертной оценки составили перечень ситуаций, типичных, для коммуникативных ситуаций во взаимодействии молодого сотрудника с коллегами и руководством.
6.Спроецировали модель Э.Берна на выявленные экспертами ситуации, установив противоречие между декларируемыми в научно-практической литературе, принципами делового общения и наблюдаемыми в реальности транзакциями в условиях организационного взаимодействия.
7.Проанализировав классификацию игр Э. Берна [1], мы определили, что в перечне данной классификации отсутствуют игры, относящиеся к профессиональной деятельности с учетом различных статусов и мотивов игроков. Таким образом, мы предложили описание новых игр, относящихся к коммуникативной среде организации.
8.Отдельным этапом работы стал поиск адекватных, безопасных с психологической точки зрения вариантов противодействия игровому общению, позволяющих молодому сотруднику обеспечивать себе материальные, статусные и психологические выигрыши.
9.Разработка структурированного опроса производилась с применением социального моделирования, что предполагало пошаговую реконструкцию выявленных нами типичных игровых ситуаций в организации в сознании респондентов.
10.Апробация методики структурированного опроса производилась посредством анонимного анкетирования в социальных сетях и путем прямой рассылки материалов целевой аудитории
Сформулированные выше принципы разработки методики структурированного опроса были реализованы нами следующим образом:
- поддержание высокой мотивации респондента, интереса к теме исследования достигалось путем рассылки материалов предполагаемой целевой аудитории, актуализацией в мотивирующей части проблемы вовлечения молодых сотрудников в психологические игры организации;
- актуализация жизненного опыта респондента осуществлялась в мотивационной части методики и в содержательном описании хода игры и последовательности действий игроков;
- реконструкция в соответствии с методологией транзактного анализа Э.Берна коммуникативных ситуаций, возникающих в организационной среде. Всего удалось выявить 9 типичных ситуаций взаимодействия, но мы понимаем, что это открытый перечень;
- создание условий для рефлексии и анализа социального опыта респондента в результате участия в исследовании осуществлялось путем последовательного описания варианта выигрыша/проигрыша на материальном, статусном и психологическом уровне для каждого из игроков;
- учет социально-демографических признаков респондентов, значимо влияющих на результаты исследования, производился по следующим критериям: пол, возраст, тип организации, направление деятельности организации, стаж работы молодого специалиста, мотивационный компонент, уровень лояльности и удовлетворенности материальным вознаграждением, актуальным статусом и психологическим климатом в коллективе.
Ознакомиться с примерами описания психологических игр, в которые преимущественно вовлекаются молодые сотрудники в системе организационной коммуникации можно по ссылке: https://vk.com/igraypravilno.
Новизна предлагаемой методики заключается в том, что при работе с материалами структурированного опроса испытуемый получает инструмент для анализа и рефлексии своего коммуникативного опыта.
Проделанная работа позволяет сделать вывод, что проблема сбора и анализа данных в эмпирических социальных исследованиях очень восприимчива к методологическим проблемам, и результаты исследования следует перепроверять, наряду со статистическим следует использовать логический анализ, избегать неоднозначных формулировок вопросов, искать и анализировать латентные переменные, комбинировать методы исследования.
Список литературы
1) Берн Э. Игры, в которые играют люди, люди которые играют в игры. М.: Эксмо, 2012.
2) Бобосов Е.М. Общая социология: Учебное пособие для студентов вузов. - Минск, 2004.
3) Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. - Самара, 2003.