АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ

Кислых Д.В. 1, Максимова Е.М. 1
1Владимирский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Задача, которая возникает перед любым предприятием, состоит в том, чтобы занять свое место в деловом мире и выработать свой стиль поведения, позволяющий заложить основы долгосрочного предпринимательского успеха и надежного финансового состояния для устойчивого развития.

Но в сегодняшних условиях кризиса перед организациями возникла необходимость финансового оздоровления. Для выживания и укрепления позиций на рынке предприятию необходимы незамедлительные меры по оздоровлению финансового состояния.

Банкротство организации - это признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательства и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей [1].

В условиях современной финансовой политики процедуры несостоятельности (банкротства) принадлежат к числу важнейших средств антикризисного управления развитием экономической ситуации как на уровне Российской Федерации, и её субъектов, так и на уровне муниципальных образований. Банкротство нежизнеспособных организаций способствует отбору хозяйствующих субъектов, наиболее приспособленных к деятельности в рыночных условиях. Процедуры банкротства позволяют использовать самые эффективные способы управления финансово неблагополучными организациями.

Для нахождения радикальных решений, способных вывести организацию из кризиса, следует установить четкую картину состояния её внешней среды. Для этого нужно определить важнейшие для организации факторы внешней среды (макросреды) и степень влияния каждого из них. Наряду с факторами макро среды организации необходимо учесть и проанализировать факторы её микросреды.

В результате проделанной работы появиться четкая картина внешней среды организации, позволяющая перейти к следующему этапу исследований, цель которых - вывод организации из состояния кризиса.

На дальнейшем этапе антикризисного управления необходимо исследовать конъюнктуру рынка.

Конъюнктура рынка - это соотношение между спросом и предложением как по отдельным товарам и их группам, так и по товарной и денежной массе в целом. Для организации, находящейся в состоянии кризиса объективное знание конъюнктуры рынка - основа для принятия антикризисной программы менеджмента [2. с. 90].

Цель исследования конъюнктуры рынка - установление степени влияния организации на состояние рынка и как следствие этого определение мер, которые следует предпринять, чтобы такое влияние резко возросло.

Емкость рынка товара - возможный объем реализации товаров при данном уровне и соотношении различных цен. Она характеризуется размерами спроса на конкретный товар и величиной предложения этого товара [2. с. 91]. Кроме того, она зависит от множества факторов: факторы общего характера (объем и структура товарного предложения; ассортимент и качество товара, размеры его импорта; уровень соотношения цен на товары; численность населения, его социальный и половозрастной состав; степень насыщенности рынка; географическое расположение рынка) и т.д.

На следующем этапе антикризисного управления анализируется состояние внутренней среды. В результате анализа состояния внутренней среды организации определяются ее потенциальные возможности.

Если организация находится в состоянии кризиса, это означает, что в отличии от успешно работающей организации, она не достигла поставленных целей. Причина кризиса в том, что организация не сумела в должной мере реализовать все или часть «составляющих успеха».

Необходимо разобраться и с вопросом правильности построения организации, а для этого следует рассмотреть:

- адекватность определения характера выполняемой работы, для чего следует, расчленить работу на отдельные участки, затем проанализировать каждый;

- распределение работы между отдельными позициями менеджмента: установление нормы, стандарты; технические приемы в рамках научных методов управления; взаимодействие всех сотрудников организации;

- правильность распределения обязанностей и полномочий в организации.

Схема построения организации должна отражать реальную структуру организации и ни в коем случае не своего рода теоретическим стандартом. Если подобная схема на организации отсутствует или же она составлена вопреки перечисленным выше требованиям, то уже одно это говорит о том, что организация дефектна.

Далее схема должна подвергнуться тщательному анализу. Это позволит обнаружить «слабые места» организации. Если на момент составления и до момента исследований кризисного состояния организации в схему не вносить необходимые изменения, то схема не будет нести необходимой для анализа причин кризиса информации.

Технология - любое средство преобразования исходных материалов, будь то информация или физические материалы, - для получения желаемых продуктов или услуг. [2. с. 95]

Поскольку устаревшие, а, следовательно, и малоэффективные технологии, применяемые в организации для производства продукции или услуг, могут быть одной из причин ее кризисного состояния, то следует провести их сопоставительный анализ по отношению к технологиям, используемым наиболее успешными конкурентами организации.

Любую ситуацию, в которой предприятие не успевает подготовиться к изменениям, можно считать кризисной. Чтобы этого не произошло, необходимо вовремя понять причины, по которым экономика предприятия оказалась в кризисе, и принять меры еще до внешнего проявления финансовых затруднений. Практика российских предприятий, находящихся в кризисной ситуации, указывает комплекс причин, из-за которых предприятие попадает в кризис. Их условно можно разделить на две группы:

- внешние причины, которые не зависят от предприятия или на которые предприятие может повлиять в незначительной степени;

- внутренние причины кризиса, которые возникли в результате деятельности самого предприятия.

Если проблем с продажей продукции нет, причина заключается не в самой продукции, а в оборачиваемости оборотных средств. Если оборачиваемость мала, проблема связана с длительностью производственного цикла. Необходимо выявить слабое звено цикла. Это могут быть задержки с оплатой отпущенных товаров. Тогда причины кризиса связаны с ценовой политикой и контролем цен, с условиями договора на продажу товара (например, поставки товара осуществляться без предоплаты). Высокие цены могут быть связаны с высокими издержками производства. Тогда нужно выяснить динамику изменения затрат на производство товара и причины их роста.

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что выход из кризиса связан с устранением причин вызвавших его, а сам процесс планирования этого выхода можно назвать стратегией и техникой в антикризисном управлении.

Существуют разные стратегии антикризисного управления, наиболее важными из которых являются следующие:

- предупреждения кризиса, подготовка к его появлению;

- выжидание зрелости кризиса для успешного решения проблемы его преодоления;

- противодействие кризисным явлениям, замедления его процессов;

- стабилизации ситуации посредствам использования резервов;

- последовательного вывода из кризиса;

- предвидения и создания условий устранения последствий кризиса.

Выбор той или иной стратегии определяется характером и глубиной кризиса.

В целом, антикризисное управление трактуется как целый комплекс взаимосвязанных мероприятий от диагностики кризиса до применения особых мероприятий для его избежания и преодоления. Исходя из этого, деятельность антикризисного управляющего должна базироваться на основе глубокого анализа финансового состояния, деятельности и положения на рынке предприятия. Только после такого анализа антикризисный управляющий должен составить детально проработанный план антикризисного управления.

Литература

1. Федеральный закон № 127-ФЗ от 26.10.02 «О несостоятельности (банкротстве)».

2. Демчук, О.Н., Антикризисное управление / О.Н. Демчук, Т.А. Ефремова- М.: Издательство «Флинта», 2009. - 251 с.

3. Теория антикризисного управления предприятием / под ред. Федотовой М. А., Ряховской А Н. - М.: Кнорус, 2009. - 156 с.

Просмотров работы: 1672