НЕИЗВЕСТНЫЙ ИЗВЕСТНЫЙ БРАДИС – ТАБЛИЦЫ, СБЕРЕГАВШИЕ ВРЕМЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

НЕИЗВЕСТНЫЙ ИЗВЕСТНЫЙ БРАДИС – ТАБЛИЦЫ, СБЕРЕГАВШИЕ ВРЕМЯ

Зарюта А.А. 1
1Забайкальский институт железнодорожного транспорта
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Как известно, за любым произведением искусства, научным открытием, техническим достижением, даже обычной инженерной методикой стоит труд их создателей. Очень часто, особенно в математике имя автора известно широкому кругу, например теорема Пифагора, ряды Фурье и т.д. Но всегда ли мы знаем, хотя бы в общих чертах биографию этих людей. В этой связи уместно вспомнить четырехзначные математические таблицы Брадиса, выдержавшие не один десяток изданий. Многие поколения учились сложным вычислениям с их помощью. Сколько времени, этого ценнейшего, невосполнимого ресурса, было сбережено. И не просто сбережено, а выкристаллизовано в свершениях и достижениях народа и страны. И не вина их создателя, что в последнее время новые современные вычислительные средства практически полностью вытеснили их из практики, просто такова сущность научно-технического прогресса.

А много ли мы знаем об авторе этих таблиц – человеке по фамилии Брадис?

Сначала обратимся к сухим информационным строчкам энциклопедии [1]:

Брадис Владимир Модестович (23 декабря 1890, Псков – 23 мая 1975, Калинин). Видный ученый, педагог, математик, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР, член корреспондент Академии педагогических наук (с 1955 года).

Окончил Петроградский университет (1915), профессор (с 1934 года), доктор педагогических наук (с 1957 года). В 1920 – 1959 гг. работал в Тверском институте народного образования (ныне Калининский педагогический институт). С 1959 года после ухода на пенсию, руководил аспирантами, в 1965 – 1971 годах был профессором-консультантом.

Основные труды Брадиса посвящены теоретической и методической разработке вопросов повышения вычислительной культуры учащихся средней школы. Его «Методика преподавания математики в средней школе» переиздавалась много раз и переведена на другие языки. В 1921 году впервые вышли его «Таблицы четырёхзначных логарифмов и натуральных тригонометрических величин», позднее издававшиеся под названием «Четырёхзначные математические таблицы»

Заслуженный деятель науки РСФСР (1957). Медаль им. К. Д. Ушинского "За заслуги в области педагогических наук".

Теперь попытаемся рассмотреть и поближе познакомиться с таким заслуженным и в то же время малоизвестным человеком. При этом использовались материалы [2 – 4].

Сейчас уже трудно поверить в то, что было время, когда диплом о высшем образовании был большой редкостью. Его обладатель – ученый, инженер, преподаватель института, врач, юрист – занимал достаточно высокую ступеньку на лестнице жизненного успеха. Многие из них с гордостью носили на лацканах пиджаков ромбики – значки о высшем образовании. К тому же советская интеллигенция хорошо зарабатывала, что всегда выглядит привлекательно.

Высшее образование стало утрачивать признаки элитарности в 50-60-е годы, когда во многих областных центрах стали открывать институты, и оказалось, что получить диплом можно, не отрываясь от малой родины и даже от места работы, на вечернем и заочном отделениях. До войны единственной кузницей дипломированных кадров в Калинине был педагогический институт, предок нынешнего университета. Там и работал Владимир Брадис, автор знаменитых четырехзначных математических таблиц.

Во времена, когда не было ни компьютеров, ни калькуляторов, разного рода математические вычисления – извлечение квадратных корней, тригонометрических функций – производили с помощью таблиц Брадиса. Их имел под рукой каждый советский школьник, студент и инженер. Составил эти необходимые в народном хозяйстве таблицы Владимир Модестович Брадис, профессор Калининского педагогического института.

Его биография, как и многих других ровесников двадцатого века, была яркой и богатой разного рода событиями. Владимир Брадис родился в Пскове 23 декабря 1890 года в семье учителей, которые были образованными и интеллигентными людьми и смогли с ранних лет пробудить в детях любознательность, склонность к самостоятельному мышлению. Брадис – эстонская фамилия. Когда-то, задолго до рождения Володи, эстонские крестьяне Брадисы подобрали на улице мальчика на вид примерно четырех лет. Он горько плакал. В город ребенок приехал с родителями, которые обещали ему купить на рынке пряников и леденцов. Однако родители заразились чумой и умерли, а ребенок остался один в большом чужом городе. Откуда он приехал, сказать не мог, знал только, что зовут его Васей. Добрые эстонцы взяли малыша в свою семью, дали свою фамилию и вырастили. Мальчик получил образование, стал унтер–офицером. Его сын Модест женился на учительнице гимназии. В семье Модеста Васильевича и Елизаветы Васильевны родилось шестеро детей. Старшим был Володя, будущий профессор математики. Володя учился в Псковской мужской гимназии и за отличные оценки был переведен на бесплатное образование. Однако завершить образование не сумел – увлекся революционными идеями. В ноябре 1907 года он, как участник конспиративного кружка, был арестован за распространение нелегальной литературы и исключен из гимназии. Дважды Володя сидел в Псковском каторжном централе, а в 1909 году 18-летний Брадис был сослан в Сибирь, в Тобольскую губернию под гласный надзор полиции. Здесь он работал на сплаве леса, занимался самообразованием, изучал высшую математику, английский язык. Вскоре вслед за сыном в Сибирь был отправлен и Брадис–отец, считавшийся членом партии социалистов-революционеров и уличенный в террористических действиях псковской группы эсеров. Вернуться из Сибири отцу не довелось.

Можно предположить, что Владимир Брадис, как и отец, тоже был эсером. По крайней мере, упоминания о том, что он разделял идеи большевиков, нет даже в его официальной биографии советского периода.

Удалив молодого революционера из центрального региона в восточные края, власть на этом свои гонения прекратила. Владимиру разрешили сдать экзамены за гимназический курс, а по окончании ссылки в 1912 году поступить в Петербургский университет на отделение математики физико–математического факультета. Четырехгодичный курс прошел за три года и в 1915 г. окончил университет, отлично защитив дипломную работу. Профессор Ю. В. Сохницкий предложил ему остаться на кафедре чистой математики. Одновременно Брадис получил место преподавателя математики в Коммерческом училище при Путиловском заводе. Так началась его педагогическая деятельность.

Работа в Коммерческом училище, представлявшем собой общеобразовательную среднюю школу, пробудила у молодого преподавателя интерес к широко обсуждавшейся реформе математического образования. Постепенно работа педагога увлекла будущего ученого–методиста, он стал заниматься вопросами повышения эффективности обучения математике.

Жизнь стала налаживаться. Но в феврале 1917 года в Петербурге произошла революция. Неизвестно, приветствовал ли Владимир Брадис смену власти. В юные годы он пожертвовал образованием ради перемен в обществе. А когда революция произошла, молодому ученому и преподавателю пришлось вместе с семьей бежать из охваченного волнениями Петербурга и искать более тихого места.

Такое место нашлось в Твери, городе, где в то время не было университета. Но в 1919 году здесь открывается институт народного образования (будущий пединститут и госуниверситет). Преподавать особенно некому, так что столичного математика, к тому же пострадавшего от царизма, принимают на ура. Сначала Владимир Брадис работает преподавателем математики на курсах губернского земства, а позднее с 1920 года становится преподавателем в Калининском педагогическом институте, в 1928 – доцентом, в 1934 – профессором. С 1921-го 1930 год он одновременно преподает математику на рабфаке. Эта работа стала настоящей школой методического мастерства, лабораторией по созданию и проверке новых методических идей. Владимир Модестович много работал, одновременно занимаясь и педагогической, и научной работой. В 1921 году были изданы «Таблицы четырехзначных логарифмов и натуральных тригонометрических величин», положившие начало знаменитым «Четырехзначным математическим таблицам», по которым училось ни одно поколение выпускников средних школ страны. В 1928 году выходят его «Таблицы», впоследствии они выдержат более пятидесяти переизданий и будут переведены на разные языки мира. При этом составление «Таблиц» Владимир Брадис не считал главным делом своей жизни (не секрет, что к технической работе по их составлению он привлекал своих студентов и рабфаковцев). Намного больше внимания профессор Брадис уделял методике преподавания математики и собственно научной работе. С 1922 года В.М. Брадис занимал должность заведующего физико–математическим отделением в Калининском педагогическом институте, с 1928 года заведует кафедрой алгебры и математики, в 1942 – 43 годах является заместителем директора института по учебной работе. В суровые военные и послевоенные годы он успешно руководит научной работой. Его научно-педагогическая и общественная деятельность неоднократно отмечалась правительственными наградами: орденом Ленина, медалью "За доблестный труд".

В.М. Брадисом написано более ста различных статей, учебников, учебных пособий, исследований по математике и методике ее преподавания, он является составителем «Четырехзначных математических таблиц».

Владимир Модестович Брадис умер в 1975 году в Калинине в возрасте 85 лет, увенчанный всеми возможными лаврами. Он был членом–корреспондентом Академии педагогических наук СССР, заслуженным деятелем науки РСФСР, автором множества научных работ. В течение тридцати с лишним лет Брадис заведовал кафедрой алгебры, геометрии, элементарной математики и методики преподавания. У него были тысячи учеников. Он работал до последних дней жизни, будучи профессором–консультантом кафедры математики. Сравнить Владимира Модестовича просто не с кем. Теперь таких ученых нет.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. http://www.ru.wikipedia.org/wiki. [Электронный ресурс].

  2. http://www.eTver.Ru/lenta/index. [Электронный ресурс].

  3. http://culture.pskov.ru/ru/persons/object/88. [Электронный ресурс].

  4. http://www.opskove.ru/lic/197.html. [Электронный ресурс].

Просмотров работы: 2845