МЭЖЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

МЭЖЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Гусенова Э.М. 1
1Сургутский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Настоящее время – это время нарастающего межнационального взаимодействия людей, поэтому по формирование толерантности у детей, воспитание уважения к иной культуре и людям этой культуры очень важно. Прежде чем пытаться сформировать у ребенка толерантное отношения к другим народам, необходимо сформировать любовь и уважение к своему народу, к своей Родине. Так как невозможно уважать и проявлять интерес, гуманизм к другому, если не проявляешь эти чувства к самому себе.

Вопросы приобщения детей к культуре разных народов в психолого-педагогической литературе раскрывают с разных позиций: с позиции формирования культуры межнационального общения З. Т. Гасанов, Д. А. Данилов, А.С. Касимова и другие; воспитания эмоционально – положительного отношения к людям ближайшего национального окружения В.Д. Ботнарь, М.И Богомолова, Э.К. Суслова и другие формирования позитивного отношения к людям разных национальностей Л.М. Захарова, приобщения к этнокультурным, национальным традициям Е.Н. Кергилова, Л.В. Коломийченко, Ф.С. Пак, Н. А. Курочкина, В. Н. Лукьяненко и другие.

Понимание человека другой национальности, солидарное отношение и уважение к нему вне зависимости от цвета кожи, вероисповедания, мировоззрения закладывается на протяжении первых семи лет жизни ребенка. Дети дошкольный возраст характеризуется тем, что начинают активно интересоваться миром, стремятся понять эмоции, состояния и отношения людей.

Современный детский сад в нашей стране многонационален. В нем встречаются и взаимодействуют взрослые и дети, являющиеся представителями разных этнических групп и культур.

В целом работа по формированию межэтнической толерантности должна вестись как на специально организованных мероприятиях, так и в свободное от образовательной деятельности время. Например, в процессе игровой деятельности (приобщать детей к играм разных народов), досугвых мероприятий, развлечений, экскурсий, просмотров видеофильмов, прослушивание музыкальных произведений, чтения литературных произведений разных народов. Важно учитывать возраст и индивидуальные особенности детей.

Воспитание межэтнической толерантности должно проходить изначально на примерах из жизни самого ребенка. На основе примеров нужно показать ребенку – как это качество может проявляться в отношениях с близкими, друзьями, педагогами. Также необходимо следить за тем, чтобы слова не расходились с жизнью, нужно не забывать приводить примеры из личного опыта.

Свой вклад в разработку методики и теории воспитания межэтнической толерантного внесла М.И.Богомолова. Она считала, что при планировании работы в данном направлении необходимо решать следующие задачи: определить объем знаний и представлений, расположить его по возрастным группам, отобрать эффективные средства и методы, с помощью которых должна осуществляться воспитательная работа. Так же М.И.Богомолова говорит о том, что при выборе соседних республик, национальностей, с которыми воспитатель будет знакомить детей, необходимо учитывать следующее: возможность эпизодического общения с людьми данной национальности, а так же сходство труда и быта, национальной культуры этого народа.

Е.А. Ильинская разработала критерии, характерные для толерантности детей старшего дошкольного возраста: знание самого себя; способность к критичности по отношению к себе; способность к эмпатии; мобильность поведения; ответственность; дивергентность или гибкость мышления; ориентация на себя; обладание чувством юмора; социальная активность или социальное поведение [1].

Изучая литературу по проблеме межэтнической толерантности дошкольников, мы обратили внимание на методы, которые рассматривает Н.П. Флегонтова в статье по воспитанию толерантности у детей в многонациональной группе детского сада:

1. Изготовление альбома «Мы все разные» - педагог приносит свою фотографию, показывает детям и рассказывает о ней. Вклеивает фотографию в альбом, записывает рассказ о своей внешности. Предлагает детям и другим взрослым (помощнику воспитателя, старшему воспитателю) принести фотографии и рассказать о себе. Все фотографии вклеиваются в альбом, под ними записываются рассказы. Каждый может решить сам, называть свою национальность или нет. Альбом находится в группе, по желанию рассматривается детьми, по их просьбе воспитатель зачитывает рассказы.

2.Изготовление стенда «Я и моя семья» - по просьбе педагога дети приносят фотографии своей семьи: свою и родителей (или только одного из них), бабушки и дедушки, двоюродных братьев или сестер. Фотографии размещаются на стенде группами, чтобы детям легче было установить сходство между членами одной семьи. Во время рассматривания стенда детьми педагог обсуждает, чем каждый из них похож и непохож на членов своей семьи. Следует обратить внимание детей на то, что они похожи на родителей, но в то же время выглядят неодинаково.

3.Создание фотоальбома «Наши семьи» - каждая страница альбома посвящена ребенку или кому-то из членов его семьи. Под фотографиями записывается рассказ ребенка о его семье, в котором отражена информация о том, кто живет с ним и заботится о нем, чем члены семьи занимаются, что умеют делать. Запись рассказа может выглядеть так: «Это семья Маши. Она живет с мамой и бабушкой. Мама работает в школе, учит детей географии. Бабушка умеет готовить вкусные пирожки…». Создание альбома поможет детям уточнить занятия или профессии своих родных, а также узнать их увлечения, приобщиться к семейным традициям. Альбом находится в группе, дети по желанию могут рассматриваться его или взять домой, чтобы почитать истории членам своей семьи.

4.Организация уголка «Разные культуры» – целью этого метода является знакомство детей с предметами быта, одеждой, музыкальными инструментами, используемыми в разных культурах. Можно начать с предметов, принесенных воспитателем, который расскажет о них и покажет, как с ними действовать. Лучше, если эти предметы будут элементами культуры педагога. Например, яркие бусы (монисто) могут стать поводом для рассказа об украинском костюме, о народных танцах и песнях. Воспитатель побуждает и детей рассказывать о каждом из принесенных ими предметов культуры, как называется, для чего предназначен, как этим предметом пользуются в его семье. С разрешения родителей предмет можно оставить на некоторое время в группе, чтобы дети могли его использовать по назначению.

5.Создание альбома «Как мы говорим» - если в группе есть дети или взрослые, говорящие на разных языках, можно сделать альбом с картинками. Педагог предлагает детям принести или нарисовать картинки с изображением знакомых или любимых предметов (животных, растений). Картинки вклеиваются в альбом, и под каждой из них педагог пишет название изображенного предмета на тех языках, на которых говорят дети [2].

Использование этих методов поможет каждому ребенку группы заявить о себе, о своих культурных особенностях, поможет осознать факт культурных различий всех людей, в том числе и этнических. Важно, что создание альбомов, стенда, уголка требует обращения детей к родителям, которые могут использовать вопросы детей для обсуждения культурных особенностей семьи. При этом именно родители (а не воспитатель) решат, какой должна быть эта информация.

Для наиболее эффективной и результативной работы необходимо использовать методы в комплексе, то есть результат дают не отдельные мероприятия, а система работы воспитательного воздействия с использованием различных форм, методов в интересах создания условий для организации определенной среды, стимулирующей формирование начал национального самосознания.

Обязательной составляющей в целенаправленной и систематической работе по формированию толерантности является взаимодействие воспитателя и родителей. Семья имеет решающее значение в становлении межэтнических установок у дошкольников.

Дети сами не могут являться источником предупреждений злобы, деструктивных проявлений в межнациональных отношениях. Они часто лишь воспроизводят установки, полученные в своих семьях или распространяемые в обществе. Вследствие этого в дальнейшем подрастающие дети не имеют опыта конструктивного, положительного взаимодействия в многонациональной среде.

Роль родителей в воспитании межэтнической толерантности их детей достаточна велика. Эмоционально холодное и нейтральное отношение родителей к представителям других национальностей оказывает негативное влияние на сознание ребенка, на его представления и отношения с людьми других этнических групп, так как дети, приходя в ДОУ, так же проявляет интолерантность (непереносимость, нетерпимость).

С социальной точки зрения дети лучше развиваются в условиях воспитания в семье, когда ставят себя на место человека, которого считают авторитетом для себя. Если ребенок видит эти черты в своих родителях, то проводит параллель, отождествляя себя с ними и во многом стараясь быть похожим на них. Поэтому очень важно, чтобы родители ребенка сами проявляли уважение к людям других национальностей, проживающих на территории России.

Исходя из выше сказанного, следует сделать вывод о том, что воспитание культуры толерантности должно проходить не только в дошкольном учреждении, но и, прежде всего в семье. Здесь очень важно помнить, что работа в данном направлении должна осуществляться по формуле «родители + дети + воспитатели».

Прежде чем начать совместную работу с родителями по формированию межэтнической толерантности у детей, воспитателю необходимо выяснить, как сам родитель воспринимает людей других национальностей. Это очень важный и сложный этап в данной работе, так как невозможно предугадать реакцию родителей. Воспитатель должен привлечь родителей к выбору пути межэтнической толерантности - это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания. Надо дать понять родителям важность межэтнической толерантности, важность того, что их ребенок должен жить в мире, где каждый имеет право на свою культуру, религию, в мире, где все мы разные.

Важно помнить, что воспитание в семье всегда было и будет на первом месте, а ребенок всегда будет и есть носитель взглядов своих родителей. Следовательно, в процессе организации необходимых условий для воспитания межэтнической толерантности необходимо обратить внимание на взаимодействие детей между собой, на поведение каждого ребенка, то есть важно помнить об индивидуальном подходе к детям, учитывать их особенности и интересы. Необходимо подвести детей к общему, только на основе этого можно строить целенаправленную работу по формированию межэтнической толерантности детей дошкольного возраста.

Таки образом, формирование межэтнической толерантности – достаточно длительный и сложный процесс, начинающийся ещё в дошкольном возрасте и в дальнейшем протекающий в течение всей жизни. Процесс формирования межэтнической толерантности проходит свой путь под воздействием разных факторов это, прежде всего семья и образование. Важным моментом в образовательной среде, является методическая база. Безусловно, данная проблема требует разработка методических пособий для воспитания межэтнической толерантности детей дошкольного возраста, методы взаимодействия с семьёй по формированию межэтнической толерантности, а также проблема преемственности в воспитании межэтнической толерантности у детей дошкольного возраста и младше школьного возраста.

Список литературы:

  1. Ильинская Е.А. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности. Санкт-Петербург, 2009. – 23 с.

  2. Флегонтова Н.П. Воспитание толерантности у детей в многонациональной группе детского сада // Детский сад от А до Я. – 2005. – №5. – С. 21 – 22.

Просмотров работы: 4996