VII Международная студенческая электронная научная конференция
«Студенческий научный форум» - 2015
 
     

АРХИВ "Студенческий научный форум"

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В ФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТОВ РФ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ С 2015 ГОДА
Кузьмина О.Н., Карбаинова А.А.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) - неотъемлемая часть функционирования экономики любой страны. Экономическая сущность налога на доходы физических лиц заключается в определении роли и места данного вида налога в налоговой системе страны. Его доля в государственном бюджете прямо зависит от уровня развития экономики, в этом заключается его роль.

Важнейшим определяющим моментом налога на доходы физических лиц является то, что объектом обложения по данному налогу служит именно доход, реально полученный налогоплательщиком.

Преимущество этого налога заключается в том, что его плательщиками является практически все трудоспособное население страны, вследствие чего его поступления могут без перераспределения зачисляться в любой бюджет: от поселкового до федерального. К тому же этот налог - достаточно стабильный и устойчивый доходный источник бюджетов, благодаря чему он в основном зачисляется в бюджеты муниципальных образований, из которых финансируются основные расходы, связанные с жизнеобеспечением населения.

НДФЛ самый перспективный в смысле его продуктивности. При прочих равных условиях он легче других налогов контролируется налоговыми органами, от его уплаты сложнее уклониться недобросовестным налогоплательщикам.

Одновременно с этим именно в подоходном налоге с физических лиц наглядно реализуются такие важнейшие принципы построения налоговой системы, как всеобщность и равномерность налоговых обязанностей.

Указанные особенности подоходного налога накладывают на законодательные и исполнительные органы любой страны огромную экономическую и социальную ответственность за построение шкалы этого налога, установление размера необлагаемого минимума, налоговых льгот и вычетов.

В сегодняшних российских условиях подоходный налог с физических лиц не стал доминирующим в налоговой системе страны. Несмотря на то, что его отчисления увеличились в общей сумме всех доходов бюджета по сравнению с централизованной экономикой и по объему поступлений в бюджет, он занимает теперь третье место, уступая лишь налогам на добавленную стоимость и на прибыль, все же его доля в доходах консолидированного бюджета около 10 процентов - явно недостаточна.

Недостаточная роль подоходного налога с физических лиц в формировании доходной базы российского бюджета объясняется следующими причинами:

Во-первых, низким по сравнению с экономически развитыми странами уровнем доходов подавляющего большинства населения России, в связи с чем подоходный налог в основном уплачивался в последнее время по минимальной шкале.

Во-вторых, постоянными задержками выплат заработной платы значительной части работников как сферы материального производства, так и работающих в организациях, состоящих на бюджете.

В-третьих, неразвитостью рыночных отношений, незначительным количеством частных предприятий и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

В-четвертых, получившей широкое распространение чисто российской практикой массового укрывательства от налогообложения лиц с высокими доходами, в связи с чем в бюджет поступает не более половины от всех положенных сумм этого налога. Вместе с тем, как это ни парадоксально, основную долю этого налога обеспечивают в бюджете Российской Федерации поступления от доходов низкообеспеченной части населения, поскольку здесь наиболее низкий процент укрывательства от налогов.

В настоящее время налог на доходы физических лиц (НДФЛ) играет огромную роль в обеспечении бюджетов всех уровней доходными источниками и в регулировании экономических процессов. В связи с этим особое значение имеет анализ его поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и определение путей повышения эффективности его собираемости.

Таблица 1 – Зачисление налога на доходы физических лиц в бюджеты бюджетной системы РФ

Бюджет

Зачисленный налог, %

Бюджетный кодекс

Бюджеты субъектов РФ

70

ст. 56 «Налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации» Бюджетного кодекса

Бюджеты поселений

10

ст. 61 «Налоговые доходы бюджетов поселений» Бюджетного кодекса

Бюджеты муниципальных районов

20

ст. 61.1 «Налоговые доходы муниципальных районов» Бюджетного кодекса

Таким образом, налог на доходы физических лиц, являясь федеральным налогом, полностью поступает в местные и региональные бюджеты.

Динамика поступлений налога на доходы физических лиц в бюджеты Омской области представлена в табл. 2.

Таблица 2 – Динамика изменения НДФЛ за 2011-2013 гг.

Бюджет

2011

2012

2013

млрд. руб.

% к итогу

млрд. руб.

% к итогу

млрд. руб.

% к итогу

Консолидированный бюджет субъектов

16480,41

100

19287,65

100

21414,85

100

Бюджет субъекта РФ

9743,16

59.12

11623,08

60,26

12758,38

59,58

Бюджеты муниципальных районов

2503,14

15,19

2987,20

15,49

3500,42

16,35

Бюджеты городских и сельских поселений

352,44

2,14

369,69

1,92

459,56

2,15

Бюджеты городских округов

3881,67

23,55

4280,68

22,19

4696,50

21,93

Исходя из данных приведенных в таблице, можно сделать вывод о том, что с каждым годом поступления в бюджеты Омской области налога на доходы физических лиц возрастают.

Каждый год в силу вступают поправки при начислении налога, либо изменяются тарифные ставки.

В 2015 г. вступят в силу важные изменения в Налоговом кодексе РФ, внесенные Федеральным законом от 28.12.2013 № 420-ФЗ. Данный закон принят в рамках проекта по созданию Финансового Центра в Москве и направлен на совершенствование налогообложения финансовых операций и стимулирование инвестиций.

Ставки НДФЛ в 2015 году остаются неизменными. Некоторые обособленные виды государственных налогов могут облагаться по завышенной или заниженной ставке НДФЛ. Подсчитывая доход, который подлежит обложению налогом, необходимо отнять вычеты по НДФЛ: стандартные, социальные и имущественные.

Индивидуальный инвестиционный счет с 1 января 2015 года ФЗ от 22.04.1996 г. за № 39-ФЗ «Про рынок ценных бумаг» дополняется статьей 10.3, в соответствии с которой ИИС – это внутренний счет учета, предназначенный для обособленного учета материальных ценностей и ценных бумаг физического лица, обязательств по контрактам, заключенным за счет данного физического лица. Этот открывается и ведется брокером или управляющим в соответствии с контрактом на брокерское обслуживание. В договоре должен быть предусмотрен пункт относительно открытия и ведение инвестиционного счета.

Налоговая база по тем операциям, которые учитываются на инвестиционном счете, будет определяться раздельно от базы по прочим операциям.

Налоговая база по финансовым операциям, которые учитываются на инвестиционном счете, определяется налоговым агентом. В отношении этого вида счетов зафиксирована фактическая возможность для использования инвестиционных налоговых вычетов.

С 1 января 2015 года НК дополняется статьей за № 219.1, именуемой - «Инвестиционные налоговые вычеты (по НДФЛ)». Нормами этой статьи зафиксированы вычеты:

  • В размере дохода от погашения (реализации) обращающихся ценных бумаг, которые находятся в частной собственности налогоплательщика более 3-х лет и купленных после первого января 2014 года.

  • В сумме материальных средств, внесенных налогоплательщиком на инвестиционный счет, но не более 400000 руб. за год. Данный вычет предоставляется при предъявлении налоговой декларации за 2014 год.

  • В сумме доходов, которые получены по финансовым операциям и учитываются на ИИС, по окончании срока контракта на ведение инвестиционного счета. В тех случаях, когда налогоплательщик не воспользовался своим правом инвестиционного налогового вычета на вносимые на инвестиционный счет материальные средства и при условии истечения не меньше 3-х лет с момента заключения контракта на ведение ИИС. Данный вычет предоставляется ФНС при предъявлении декларации или же налоговым агентом при предоставлении справки из налогового органа.

Однозначно оценить процесс совершенствования налога на доходы физических лиц довольно сложно. Несмотря на значительное количество внесенных поправок по урегулированию вопросов налогообложения доходов физических лиц, законодательство в этой части остается далеким от совершенства. Имеются существенные недостатки в самом механизме налогообложения, которые вызваны прежде всего необработанностью методологии формирования облагаемых доходов и несовершенством самих принципов обложения. Это не позволяет в полной мере выполнять налогу на доходы физических лиц свое функциональное предназначение - регулировать доходы различных групп граждан – потенциальных налогоплательщиков.

Список использованной литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации. М.: ИНФРА-М, 2003. – 64 с.

2. Поправки в Налоговом Кодексе РФ, принятые ФЗ от 28.12.2013 года за № 420-ФЗ. М.: ИНФРА-М, 2013. – 81 с.

3. Министерство финансов РФ [Электронный ресурс]. – М., [2014]. - Режим доступа: http://info.minfin.ru/passportr.php

  1. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: учебник для бакалавров / В.Г. Пансков – М.: Издательство Юрайт, 2012. - 747 с.