СПРАВЕДЛИВОСТЬ КАК ПРИНЦИП НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СПРАВЕДЛИВОСТЬ КАК ПРИНЦИП НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Тищенко Е.В. 1
1Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Впервые научное определение принципов налогообложение было дано в трудах шотландского экономиста Адама Смита. В своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов», опубликованной в 1776 году, он сформулировал четыре классических принципа налогообложения: равенство; определенность; удобство; дешевизна.

Все эти четыре принципа актуальны и в настоящее время, но наиболее частые дискуссии при разработке налоговой политики государства возникают в связи с первым принципом – равенство. В изложении А.Смита он трактовался следующим образом: «Подданные государства должны по возможности соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства… Соблюдение этого положения или пренебрежение им приводит к так называемому равенству или неравенству обложения… ».1

Иными словами согласно этому принципу величина взимаемого налога должна определяться в зависимости от величины дохода налогоплательщика и его возможностей.

В современной экономической теории общественного сектора применяется критерий относительного равенство налоговых обязательств, связанный с идеей распределения налогового бремени на основе принципа справедливости, который в определенной мере аналогичен принципу равенства. Реализацией этого принципа на практике выступает прогрессивное налогообложение, при котором доля изъятия дохода возрастает с его увеличением.

Анализ экономической литературы по национальным налоговым системам показывает, что в большинстве развитых стран применяется прогрессивная ставка подоходного налога. При этом, как отмечают специалисты, в странах Запада принцип справедливости и принцип эффективности встроены в общую систему государственных и правовых отношений таким образом, что отступления от них практически невозможны. И если правительства вносят налоговые законопроекты, которые не соответствуют представлениям о справедливости распределения налогов, то эти законопроекты не просто отвергаются, а часто оправляется в отставку и само правительство, которое рискнуло внести такие предложения [ 3 ].

Приведем несколько примеров. В США подоходный налог уплачивается на трех уровнях: федеральном, штатов и местном. На первом уровне действует шкала из шести ставок - 10, 15, 25, 28, 33 и 35%. Кроме федерального налога на доходы, существуют налоги штатов и местные индивидуальные подоходные налоги. Ставки налогов штатов варьируются от 1,4% до 12%.

Германия добилась почти полного отсутствия теневой экономики. Подоходный налог в этой стране также прогрессивен. Его минимальная ставка - 19%, максимальная - 53%. Во Франции налоговые ставки подоходного налога варьируются от 0 до 56%. [ 4 ]. В Швеции уплачивается национальный и муниципальный подоходный налог на доход, полученный гражданами как в Швеции, так и за ее пределами. Максимальная ставка подоходного налога (муниципального и национального) - 57%.[ 4 ]

В экономически развитых странах подоходный налог является значимым источником наполнения бюджета. В целом в странах ОЭСР доля индивидуального подоходного налога достигает 31,5% в общей суме налогов и 11,7% - в ВВП.[2, c.35 ]

В России в первое десятилетие постсоветского периода применялась прогрессивная трехступенчатая шкала ставок подоходного налога: минимальная ставка составляла 12%, максимальная – 30%.

В 2000 г. была проведена налоговая реформа, в результате которой:

- изменилось название налога - он стал называться налогом на доходы физических лиц (НДФЛ);

- с 1 января 2001 г. была введена в действие глава 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса РФ, которая устанавливала не зависящую от уровня дохода единую ставку НДФЛ на уровне 13 %.

Необходимость введения плоской шкалы НДФЛ была вызвана двумя моментами:

- необходимостью сокращения масштабов уклонения от уплаты налога. В 1993 году скрытая зарплата составляла 5,3 % ВВП, в 1994 — 8,5 %, в 1995 — 10,4 %, в 1996 — 11,7 %, в 1997 и 1998 г. — 11,9 %;

- по минимальной ставке в 12 % подоходный налог уплачивали 90 % российских граждан, а по высшей ставке в 30 % - только 0,5 %.

В результате реформы по сравнению с 2000 годом поступление подоходного налога увеличилось в 2001 году более чем на 45 % (23 % в реальном выражении); в 2002 году - на 40 % (около 20 % в реальном выражении). [ 5 ].

Следует отметить, что на это повлияли и другие факторы: рост номинальных доходов населения в связи с общим повышением цен; увеличение на 1% (с 12 до 13 %) ставки налогообложения доходов для значительной части налогоплательщиков; переход к взиманию подоходного налога с доходов военнослужащих и др.

Действующая в нашей стране 13-процентная основная ставка НДФЛ является одной из самых низких в мире. Однако, мы согласны с теми экономистами, которые утверждают, что она не может считаться справедливой в условиях, когда существует значительный разрыв между доходами самой богатой и самой бедной частями населения. Поэтому возврат к прогрессивной шкале налогообложения доходов граждан является актуальной проблемой.

В июне 2014 года, выступая на ПМЭФ, первый вице-премьер Игорь Шувалов не исключил, что отмена плоской шкалы возможна после 2018 года.

Введение в РФ прогрессивной шкалы НДФЛ позволит снизить дефицит региональных и местных бюджетов, смягчить социальное неравенство.

Литература.

  1. Налоговый кодекс РФ.

  2. Ахинов Г.А., Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора. Учебное пособие.- М.: ИНФРА-М, 2010. - 345с.- (Высшее образование)

  3. Косенко С.Т. Экономика общественного сектора : Учебное пособие. – СПб.: СПбГИЭУ,2006. – 129с.

  4. http://arbir.ru/articles/a_3549.htm

  5. http://newsruss.ru/doc/index.php

11 Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – М.: Госкомиздат, 1962. Т. 5. – С. 25

Просмотров работы: 1906